Мы поняли, что концепция дышит на ладан. Вторая часть истории про агрегатор «Кудалибо»

В предыдущей части я рассказал, как мы осознали ситуацию с трансферами в Крыму, обосновались в Севастополе и начали строить систему. Далее расскажу, как бизнес-план столкнулся с реальностью.

Мы начали задавать вопросы себе, и поняли, что первоначальная концепция нежизнеспособна

Степан Чельцов, основатель агрегатора трансферов по Крыму Кудалибо.ру

Поиск проблем. Диспетчеры

Так как мы задумали органично встроиться в рынок, начали изучать проблемы, которые на нем есть, чтобы каждой из сторон предложить бонусы. Так как балом правят Диспетчера, анализ показал следующее:

  • Водители часто обманывают и не переводят комиссию;
  • Водители передоговариваются с пассажирами, чтобы везти потом без диспетчера;
  • Диспетчера тратят много времени и сил на раскидывание заказов по группам Телеграмма, переписку с водителями, а потом удаляют свои сообщения по тем же группам;
  • В пиковые моменты, по всем группам пачками мигрируют заказы, создавая хаос;
  • Ситуация, когда водитель взял заказ и не встретил клиента была не редкой;
  • Ситуация, когда пассажир заказывал такси везде, и уезжал на первом приехавшем водителе - тараканьи бега - происходит регулярно;
  • Никто не успевает проверять черные списки водителей (а они есть);

Тайком я прокрался в несколько групп под видом таксиста и наблюдал, как происходят торги. Обычно объявление о продаже заказа выглядит следующим образом:

Цена - это сколько денег предлагается водителю за поездку. В Алушту ехать коло 60 км.

Решение для Диспетчеров

Мы создали личный кабинет для Диспетчеров, который позволяет создавать заказы из подгрузки .XLSX или просто копипаста по шаблону, назначать свои цены и отправлять их в общий котел заказов.

При этом, если в заказах других Диспетчеров появляются совпадения по номерам телефонов и датам, мы сообщаем всем участникам, что по такому-то заказу необходимо переговорить с Пассажиром, так как может быть ситуация с "тараканьими бегами".

Так же создали специальный чат-бот для Телеграмма, которого можно добавлять в нужные группы, и он будет размещать заказы с гиперссылкой в заказ в приложении для водителя по технологии deep-link.

Нажатие на ссылку перекидывает водителя на конкретный заказ в приложении

А для экономической выгоды диспетчеров, мы предложили им пользоваться сервисом за 10% от причитающейся им суммы перечислений. Комиссия с комиссии. Звучало все прекрасно, и экономика работы сходилась неплохо. Но кое-что упустили, о чем поговорим в третьей части.

Поиск проблем. Водители

Так как на рынке сейчас взаимодействуют серые водители и Диспетчеры, то позаботиться надо было и о водителях. Разговоры и переговоры выявили следующие проблемы:

  • Водитель часто не успевает оплатить комиссию в срок диспетчера;
  • Водителя не считают достойным переговоров, и просто заносят в черный список. Только упертые из него выходят;
  • На рынке много "кидал", которые продолжают работать и кидают других таксистов;
  • У водителей есть "свои" заказы, когда клиенту понравилась поездка, но выполнить эти поездки водитель не всегда может сам - надо перепродавать;
  • Перепродажа - головняк для водителя как и для диспетчера, их чаще кидают;
  • Водители часто едут пустыми назад, так как заказы разлетаются хаотично;
  • В лучшем случае, подбирают на вокзале пассажиров и везут по цене автобуса;
  • Качество машины никто не контролирует, поломки на дороге часты, связь в горах может отсутствовать;
  • Водители на межгороде недолюбливают водителей в городе;
  • Все ненавидят диспетчеров за низкие цены.

Получалась картина, что даже хороший честный водитель мог оказаться и в черных списках, и обманут "кидалами", и ездить пустым за минимальные суммы. И тенденции к улучшению ситуации не наблюдалось.

Решение для водителей

Мы сделали приложение для водителя на Андроиде, в котором водитель мог быстро принимать решения о заказу, фильтровать удобные ему и всегда быть защищенным от обмана - система все держит под контролем.

Приложение прошло обкатку через водителей, внесли много замечаний, и продолжили изучать рынок.

Экономику списаний и начислений мы так же продумали, чтобы водитель могу держать положительный баланс и получать заказы.

Отдельно стоял вопрос организации "обраток" - заказов, чтобы вернуться не пустым домой. И логика строилась следующим образом:

  • Одному водителю надо вернуться в Севастополь из Симферополя;
  • А другой покупает заказ из Севастополя в Симферополь, и потом будет искать обратку;
  • Система понимает даты и длительность поездок, и принимает решение с различными допущениями, что водителю №2 надо отдать оба заказа.

В этой ситуации мы с одной стороны оставили водителя без работы, но при этом второй водитель получил 100% загрузку и не будет простаивать. Если он будет доволен работой, ему скоро не понадобятся никакие чаты - работа идет с нашей помощью без лишних заморочек.

Чтобы справедливость на рынке сохранялась, мы вывели этот функционал под название "Комбо-режим", и только водители с включенным "Комбо" начинали участвовать в этой системе. Потому Водитель №1, который остался без заказа, может просто выключить данный режим, и приступить к обычным одиночным заказам, которые остаются после распределениях заказов по "Комбо-наборам".

Первые сомнения

Когда происходит проектирование базы данных, создание интерфейсов и личных кабинетов, опытные разработчики задают простые и очевидные вопросы, но которые ставят инициаторов идей в тупик. Точнее, инициатор никогда не заходит в тупик, но его метания начинают вселять подозрения в незаконченность мысли.

Я начал разбирать текущую логику работы по экономическим и юридическим аспектам. Логика строилась следующим образом:

  • Таксисты Аэропорта держат цену до Севастополя около 3000 рублей;
  • Диспетчера из Телеграмма привлекают клиентов на 1500-1700 рублей;
  • Водители в межсезонье едут за 1000-1200 рублей;
  • Комиссия Диспетчера составляет 300-500 рублей;
  • Водители самостоятельно оплачивают комиссию за переводы комиссии через терминалы - от 3 до 5%;
  • 300 рублей - это 20% от стоимости поездки в 1500 рублей;
  • 6% - налог при УСН "Доходы";
  • 15% - средняя цена получения наличных в Москве;
  • 5% - комиссии на переводы средств;
  • 10% - хотелось бы вообще зарабатывать с оборота;
  • 36% - итоговая комиссия, которую мы должны взимать.

Стало очевидно, что мы не можем просто взять и повторить серую схему трансферных перевозок Крыма, и при этом заработать. Не говоря уже о том, что переговоры с Диспетчерами и водителями не задались.

Диалог с рынком

Я попросил своих связных среди водителей накидать мне контакты диспетчеров Крыма, которым начал писать предложения. Помимо простого молчания, встречались позитивные и отрицательные моменты:

Диалог с теми, кто прочитал и не ответил я продолжать не стал, значит людям ничего не интересно, и у них все хорошо.

Все те, кто откликнулись, разделяли все проблемы и общение с ними прошло хорошо. А те, кто встретили в штыки, как потом выяснилось, подняли больше всех шума в отдельных чатиков Диспетчеров.

Так же прошло несколько созвонов, где мы голосом пообщались и выяснилось, что автоматизация Диспетчерам интересна, но у них уже люди работают в чатах, и придется всех уволить. А они на это не готовы пойти.

Диалог с рынком показал, что рынка нет, и меняться никто не будет.

Степан Чельцов

Водители и Аэропорт

Все водители в Крыму делятся между собой на "курортных", "городских", "аэропортовские" и "межгород". Все друг друга не любят, готовы портить друг другу жизнь или не пересекаться вовсе.

В нашу систему они входили все охотно, потому что даже гордые "аэропортовские" и "курортные" так или иначе нуждаются в "обратках", хоть это и не принято признавать вслух. И что-то новое, если там есть заказы, все встречали с интересом.

При этом никто из водителей, с кем шел диалог, не видит смысла в открытии своего ИП и как-либо оформляться - это для них прямое сокращение доходов.

В Аэропорту работает официальная организация, с официальными тарифами. И тарифы эти в разы выше тех, что крутятся на рынке, и в разы выше того, что готовы платить пассажиры. Но так как желающих ругаться на классовом уровне и юридическом не так уж и много, то и конкуренции особой нет. Потому я считаю Аэропорт заложником ситуации, так как выбирать им практические не из чего. А сейчас как-то все работает.

Итог второй части

Мы создали продукт, подстроились под рынок, но рынок идею не воспринял. Потому был разработан план Б, долгосрочный и независимый. Об этом мы поговорим в следующей части.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Адий Кенжегарин

Я сейчас прохожу такой же путь, в другой сфере. Но противодействие со стороны посредников ошеломляет)

Ответить
Развернуть ветку
Степан Чельцов
Автор

Дорогу осилит идущий! Удачи нам всем!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Адий Кенжегарин

Посуточная сдача квартир

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Степан Чельцов
Автор

В личке на фейсбуке просят не про план Б, а про Яндексы и Санкции написать. Наверное будет важно рассказать сначала эту часть, и уже потом перейти к плану Б.

Постараюсь не сильно задерживать с публикациями.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Nosov

Название сервиса как-то не очень, слышится как "Кидалово".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Степан Чельцов
Автор

Ох, сколько шуток вы сами о себе придумали и хотим использовать в различных направлениях - вы не представляете. А Кидалово.ру лишь меньшее из зол =)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Степан Чельцов
Автор

Вы абсолютно правы. В одной из частей повествования хочу об этом отдельно написать.
На тот момент мы действительно неправильно смотрели на рынок, и общались с когортой отщепенцев, а сам рынок совсем иначе выглядит.

А на вопрос "Вы кто?" я до сих пор не понимаю, какой ответ человек хотел услышать. Полагаю, что ответ ему и не нужен был.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Степан Чельцов
Автор

Не, это мы с вами ожидаем подобный диалог, когда стороны готовы рассматривать какое-то сотрудничество. А в данном конкретном случае мы имели дело с человеком, который просто имеет набор фраз для обезоруживания своих собеседников. Уникальный талант, которому противопоставить можно только жесткую атаку или продолжать показывать, что мы "интеллигенция", и не понимаем его. Этот путь я выбрал.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Степан Чельцов
Автор

Была мысль про блокчейн контракты, потому что юридическая связка документов для обеспечения всей цепочки законности весьма непростая. Но пока решили не баянить на эту тему.

Биткоины же под вопросом. Как только они станут законными к обороту, с удовольствием подключим.

Ответить
Развернуть ветку
Лёха Вованыч

Так всегда - проетк после запуска ведет не как планировалось и как ожидаешь. Главное не бросать начатое а потихоньку приучать к сервису таксистов и деспетчеров.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Медведев

А что такое «15% - средняя цена получения наличных в Москве»?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Пономаренко

Обналичка. Там же сплошной левак.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Чельцов
Автор

Все верно - в Крыму весь рынок перевозок серый, никаких чеков и налогов. Потому изначально логика строилась как адаптация к этому рынку. Но потом мы от этой идеи отказались.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

А в Москве нет? 😂 открою Вам страшную тайну, весь таксомоторный бизнес в РФ сплошной левак. Заставьте людей работать по белому и хана всей системе такси в России. Это касается и Убер и Гетт и Яндекс.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Каменев

Я может "наивный чукотский юноша", но как тот же Убер при оплате клиента картой может от налогов уходить? Или Вы про водителей которые не ИП?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Казанский

Именно про водителей которые не ИП. Которых 90% Они все работают через фирмы прокладки. Которые легко "обналичивают" ежедневно безнальные поездки и переводят водителю на карту. Хотя по логике вещей они должны выступать налоговым агнёентом в этой схеме. И платить около 40% от денежных начислений во все фонды. Но нет.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Чельцов
Автор

Часть 3:
В предыдущих частях "Идея" и "Концепция" я рассказал о зарождении идеи и о попытках осознать ситуацию на рынке. На сегодня планировал рассказать о "плане Б", но в фейсбуке начал получать сообщения для уточнения базовых причин для начала проекта. Об этом и расскажу в этой части.

https://vc.ru/29402-kak-my-zapuskali-agregator-transferov-v-krymu-chast-3-pochemu-yandeks-taksi-ushel-iz-kryma

Ответить
Развернуть ветку
Степан Чельцов
Автор
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда