Web Summit. Как мы узнали, что в Европе нас не ждут

9 ноября в Лиссабоне завершился Web Summit 2017 – крупная конференция про технологии, бизнес и стартапы. Для нас это был первый опыт представления b2b продукта западно-европейскому рынку. Что мы узнали и какие выводы сделали, вернувшись домой?

Project management, Sales, CEO

Кто мы такие

Мы три года работаем на рынках СНГ и Восточной Европы как Solar Staff – сервис автоматизации документооборота и расчетов с распределёнными командами и фрилансерами. Наши клиенты – партнерские сети, рекламные агентства, офлайн- и онлайн-СМИ и другие компании, которые часто заказывают работы и услуги у фрилансеров. Мы автоматизируем оформление таких работ и расчетов.

Зачем нам Европа

Россия – родной и понятный для нас рынок. Но он чрезмерно зарегулирован и непредсказуем с точки зрения склонности к разнообразным запретам и ограничениям. Понимая это ещё на этапе запуска продукта, мы продавали его компаниям из разных стран, но при этом именно русскоязычная аудитория была первой.

Мы стали думать о мировом рынке практически сразу, как только вышли на окупаемость: сделали англоязычные интерфейсы и лендинг, обеспечили поддержку клиентов на английском языке и запустили ряд рекламных кампаний в социальных сетях. В этом году мы поехали на Web Summit лично общаться с потенциальной аудиторией. Хотелось понять, как устроен рынок фриланса в Западной Европе: как оформляются отношения, как принято платить за работу. И, конечно же, расспросить людей, что они думают о нашем сервисе.

Название Solar Staff – не хорошо

Первое, с чем мы столкнулись – название Solar Staff воспринимается западно-европейскими компаниями не как имя собственное, а как связанное с солнечной энергетикой. Для русских, украинских и азиатских компаний слово «Solar» не создавало такой барьер.

В итоге нам понадобится ребрендинг продукта, но это легче, чем начинать коммуникации с объяснений, что мы не занимаемся солнечной энергией. Ещё мы проверяли восприятие страны происхождения сервиса, у нас их две – Россия и Кипр. И ни одна из стран не вызвала прямой негативной реакции и не препятствовала дальнейшим переговорам об использовании продукта.

Слово фрилансер – не всегда хорошо

Слово «фрилансер» часто воспринимается как «исполнитель с биржи фриланса», при этом все остальные подрядчики-физлица к фрилансерам не относятся. Разговаривая с представителем издательства об управлении фрилансерами, мы быстро поняли, что практического интереса у человека нет. Но как только мы заговорили про удалённых корреспондентов, беседа оживилась. «Капитан» подтвердил: «Да, мы на самом деле на все смотрим через призму собственного опыта и не всегда успеваем переключаться на более близкий и понятный для собеседника язык».

Итальянец – брат, немец – не брат

Также мы вживую оценили разницу менталитетов. В первый день саммита к нашему стенду подошёл итальянец – владелец ивент-агентства. В РФ и Восточной Европе это наши клиенты. Для проведения любого мероприятия нужно привлекать монтажников, промоутеров, платных спикеров и так далее. Все эти работы необходимо грамотно оформить. Именно это мы и помогаем сделать – берём на себя документирование и расчеты. Понятно, сказал итальянец, интересно, но Италия – очень cash-friendly страна, у нас платят подрядчикам наличными — и всё. Позднее мы спросили у немецкого бизнесмена, рассчитываются ли в Германии с исполнителем работ наличными, тут наш собеседник буквально замолчал на полуслове и ушёл. Было неловко.

Подписка – хорошо, transaction fee – не очень

Всем нашим российским клиентам интуитивно понятна и кажется справедливой система оплаты услуг в виде комиссии, пропорциональной обороту. Для европейцев же оказалась привычной и понятной схема subscription – все пользуются как минимум несколькими бизнес-инструментами. И за каждый из них оплата идет либо регулярными платежами за период использования, либо по факту – за используемые функции. В итоге наш подход к ценообразованию вызывает ощущение, что мы берем огромную комиссию «за транзакции». При этом формально не тарифицируемый функционал воспринимается как бесплатные услуги и вызывает подозрение и удивление: «Почему же вы не кричите, что у вас столько всего бесплатно?»

Итоги

Грустно было осознать, что мы уже больше года занимаемся бегом с искусственными препятствиями, продавая свой продукт, и многие из этих «преград» мы устроили себе сами. Но всё не зря – по итогам выставки мы ясно представляем себе, что нужно делать, чтобы перезапустить наш сервис в Западной Европе. И мы обязательно представим его на CEBIT2018! С новым названием, подходом к проблеме с другого конца, подпиской и много чем ещё.

Пара достаточно очевидных советов тем, кто собирается на Web Summit

  • Планируйте активности заранее с помощью официального мобильного приложения. Качественно «разобраться на месте» не выйдет, упустите много возможностей.
  • Полезнее слушать доклады про смежные отрасли и презентации крупных компаний. Шанс услышать новое в собственной профессиональной области небольшой.
  • Даже дешёвые билеты (800€ по программе «Альфа») дают возможность получить мини-стенд и экспонировать свой продукт. Но это будет одна из тысячи тумб с логотипом и одним предложением текста. Берите с собой брендированную одежду и монитор для презентации.
  • Важно понимать, что билеты отличаются не только ценой, но и зоной, в которой дают возможность выставляться. В разные зоны ходят разные люди.
  • Альфа – есть максимум прототип, а, скорее, только идея.
  • Бета – запущенный проект.
  • Старт – работающий проект в стадии активного роста.

В заключение скажу, что смысл мероприятия в общении, которое идёт днём и ночью. Я просто не представляю, где ещё мы смогли бы за три дня собрать столько информации.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Максим Мостовой

Ребят, пока что лучший текст в блогах

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Максим, спасибо за комментарий, вы растопили мое сердце :)
Стараемся

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Dialekt Skinner

Теперь ясно, зачем ребята с международными продуктами столько ездят по конфам.
Отличный материал.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Павел, спасибо за отзыв.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Mazovka

И тут они открыли для себя Customer development!

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Вот это обидно было :)

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Чернов

Отличный материал, отдельное спасибо за разницу менталитетов, очень точно описано ;)

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Филипп, спасибо за отзыв. Приятно очень :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Prokopov

насчёт немцев - не торопитесь с выводами по одному персонажу. Немцы тоже любят работать за cash, только их менталитет не позволяет им об этом говорить с первым встречным

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ivchenko

В Германии, например, всю мелкую стройку обожают делать за наличные - водопроводчики, маляры и т.п.. Но если на крыше черепицу переложить - это уже официально у компании, потому что всем видно. Немцы очень любят "шварц гельд", но очень боятся своей налоговой, поэтому за наличные делается всё, "что не видят соседи".

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Алексей, спасибо за информацию :)

Ответить
Развернуть ветку
Нина Курбатова

Интересный опыт. Написано хоть и мало, но интригующе, и опять - таки интересно)

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Спасибо Нина. Хотелось написать что-то предметное, а не "мойте руки перед едой"

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Гаврилов

Супер. Договора с фрилансерами заключаются от имени компании-нерезидента. Оплата, я подозреваю, все таки в рублях и плательщик по этим договорам, российское юрлицо.

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Сергей, добрый день.
Из вашего комментария я понял, что вы заинтересовались нашей компанией.
Давайте я продам вам наши услуги. Скажите пожалуйста, вы работаете с фрилансерами?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Гаврилов

Михаил, спасибо за вашу моментальную готовность, но пока у меня нет такой бизнес-потребности, да еще с такой комиссией.

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Slavnikova

В нашей секции (тоже Альфа) у всех практически был готовый продукт с продажами на начальной или уже более чем степени.

Правда интересно почитать о происходящем абсолютно с другого угла.)

Ответить
Развернуть ветку
Michael Fomichev
Автор

Вот и у нас был, но билеты в "Альфу" были дешевле всего и дали нам именно то, что нужно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда