Что такое асинхронная коммуникация и почему она помогает работать продуктивнее: опыт GoMobile

Команда GoMobile работает по гибридному графику: часть дней в офисе, часть — удалённо. За полтора года в таком режиме мы не снизили продуктивность и даже стали работать эффективнее. Дело в том, что мы были к этому готовы. Один из секретов — асинхронная коммуникация. В статье рассказываем, почему асинхронная коммуникация — топ и как её внедрить.

Представьте ситуацию. Вы пишете годовой отчёт. Внезапно звонит коллега Николай, чтобы задать важный, но не очень срочный вопрос. Вы отвлекаетесь от задачи, вникаете в проблему Николая, стараетесь в моменте её решить. И только потом возвращаетесь к отчёту. Но мысль уже потеряна, приходится возвращаться на шаг назад.

Синхронная коммуникация — это когда вам отправляют сообщение и сразу получают на него ответ. Задать вопрос лично, написать в мессенджере, позвонить, собрать совещание — всё это примеры синхронной коммуникации.

Теперь другая история. Вы готовите презентацию к выступлению, коллега задаёт вам вопрос в почте. Возможно, краем глаза вы замечаете, что пришло письмо. Но ответите на него только тогда, когда закончите задачу и будете готовы отвлечься.

Вам отправляют сообщение и не ждут быстрый ответ — так работает асинхронная коммуникация. Например, письмо в почте, задача в системе управления проектами или совместное редактирование документа.

Давайте посмотрим, почему асинхронная коммуникация — это удобно.

Сила асинхронной коммуникации

Есть время подумать

Когда нужно выдать ответ немедленно, мы иногда теряемся, стрессуем и просто тупим. Асинхронная коммуникация позволяет спокойно поработать с информацией, сформулировать ответ, когда никто не стоит над душой. И в итоге выдать более качественный результат.

Задачи зафиксированы

Внезапные рабочие звонки или просьбы коллег вырывают из потока — мысль теряется — и вот уже в голове нужно держать десяток задач. При асинхронной коммуникации задачи не теряются, потому что зафиксированы текстом и к ним можно вернуться позже.

Планирование — прозрачное

В идеале задачи копятся в едином бэклоге, который видит сотрудник, его руководитель и коллеги. Тогда планирование требует меньше сил и становится прозрачным. При необходимости дедлайны можно легитимно переставлять, а часть задач — делегировать.

Концентрация выше

В течение рабочего дня удобно группировать задачи по типам. Например, с утра — вдумчивая работа без отвлечения на мессенжеры. В обед — активная переписка. После — встречи или созвоны подряд. Когда мы коммуницируем асинхронно, можно сосредоточиться на больших задачах и не распыляться на сотню мелких.

Работа — по кайфу, а не по часам

Синхронная коммуникация предполагает, что в определённое время все сотрудники в мгновенном доступе. Коммуницируя асинхронно, можно работать рано утром или поздно ночью, из самолёта или из парка — так, как удобно. А ещё пойти к врачу в середине дня или встретить бабушку на вокзале без угрызений совести.

Асинхронная коммуникация — топ. Но бывают ситуации, когда для достижения результата нужно пообщаться синхронно.

4 ситуации, в которых асинхронная коммуникация НЕ сработает

1. Кризис

Если проблему нужно решить срочно, лучше созвониться. Наладить взаимопонимание или погасить ссору асинхронная коммуникация не поможет: есть риск, что проблема не решится, а обстановка накалится ещё больше. В этом случае лучше запланировать разговор 1:1 или командную встречу.

2. Важное объявление

Когда нужно объявить об изменениях, которые вызовут вопросы, обсудить деликатную тему или сообщить неприятную новость, лучше сделать это лично или по видеосвязи.

3. Брейншторм

Креативить удобнее синхронно. Хорошая новость в том, что подготовиться к штурму каждый может в удобное время: собрать информацию, изучить источники, накидать идеи.

4. Многосоставная задача

Например, запускается проект, но не все зоны ответственности понятны. Лучше устроить часовой созвон, чем бесконечно выяснять, кто за что отвечает, в комментариях.

Эти ситуации — исключение. В остальное время мы рекомендуем придерживаться асинхронного взаимодействия. Если вы уже хотите скорее внедрять асинхронную коммуникацию в жизнь и в работу, используйте наш чек-лист.

Чек-лист от GoMobile: как настроить асинхронную коммуникацию

Асинхронная коммуникация — это уважение. Ко времени, концентрации и личным делам коллег. А ещё бережное отношение к себе и своему мыслетопливу. Работает не только на удалёнке, но и в офисе. Коммуницируйте асинхронно, чтобы достигать лучших результатов!

0
32 комментария
Написать комментарий...
Сергей S.L.

Миллениалы изобрели уважение к чужому времени

Ответить
Развернуть ветку
Blisk

Хороший подход, разделяю (не факт что придерживаюсь). Спасибо за материал!

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

"За полтора года в таком режиме мы не снизили продуктивность и даже стали работать эффективнее. " — похоже на правду.

Ибо, по данным РБК ребята в 2020м году увеличили прибыль в >1,5 раза

→ Интерес к статье вырос на 200%)

Источник: https://companies.rbc.ru/id/1147746698032-ooo-gou-mobajl/

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Терехов

Супер! Обожаю людей, которые проверяют информацию и делятся ею :-) 

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Спасибо, Дмитрий.
Возможно, это просто побочка от этого)

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Go Mobile. спасибо.
Кратко и по делу.

Возможно, «Чек-лист: как настроить асинхронную коммуникацию»
в реале начинается как-то так:

Ответить
Развернуть ветку
Artem Crazy

Сами пришли у этому совсем недавно. Поддерживаю автора, подход действительно эффективный.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Галимова

Спасибо за статью, все по полочкам разложили. Давно хотела донести это коллегам :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Gusev

по моим ощущениям такой подход наоборот разгружает менеджеров.

т.к. при асинхронной работе менеджеру необходимо следить только за выполнением отдельных, подробно описанных и распланированных задач, то и он, и его сотрудники могут сами планировать и балансировать свою загрузку в рамках имеющихся дедлайнов, а так же заранее видеть когда новые задачи уже не влезают по срокам и заранее пересогласовать все задачи с заказчиками

в то время как при классической синхронной работе команды, когда каждый сотрудник может дернуть каждого, менеджеру приходится следить не только за статусом задач, но и за целыми цепочками сотрудников, которые необходимы для выполнения каждой из задач, т.к. при синхронной работе некогда и некуда описывать задачи, все они передаются при мгновенной(синхронной) коммуникации, то при отвлечении любого из звеньев необходимых для выполнения задачи блокируется полное ее выполнение, т.е. bus-factor таких процессов устремляется к единице

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Davydov

Это устоявшиеся термины в индустрии 

https://www.merriam-webster.com/dictionary/asynchronous

Синхронная коммуникация происходит в реальном времени одновременно - например, созвон видеоконцеренции

Асинхронные коммуникации происходят в разное время. Например, вам написали емейл, вечером вы его получили, утром ответили, отправили, потом человек прочитал.

Хорошая система всегда дает микс этих решений, потому что разные решения требуют разных методов, и эффективность этих коммуникаций очень сильно отличается (вплоть до контрпродуктивной) в зависимости от конкретных задач.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Davydov

Мне кажется, вы неверно понимаете смысл слово "синхронная" в данном случает. Оно относится к времени. Грубо говоря, можно заменить русскими "одновременно" и "разновременно". Синхронизировано - это слово с немногое другим значением. https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C

Смысл использования устоявшихся терминов именно в том, что люди понимают, что происходят, а не гадают или выдумывают свое значение. Если я начну вместо слова "чат" или "мессенджер" говорить что-то вроде "скорописьмо", легче от этого никому не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Davydov

Илья, ваше утверждение бессмысленно. Вы пишите "Любая система синхронизирована, глупо называть подобную коммуникацию ассинхронной".

Синхронные процессы и асинхронные - разные. Поэтому они и называются по разному. Синхронный и синхронизированный - тоже разные термины. Вы можете предлагать любые название, но вы не понимаете суть процессов, чем они отличаются.

Давайте на банальном упрощенном примере, все понимают, что такое синхронизация файла. По сути файлы становятся идентичными. Представьте себе, что в вас три девайса под одним облачном эккаунтом и они находятся в сети постоянно. Вы фотографируете что-то, и изображение моментально (упрощение, но в данном случае важное) появляется на всех девайсах.

Теперь второй вариант, когда синхронизация происходит с какой-то периодичностью - раз в десять минут, час или сутки. Вы сфотографировали что-то, и это есть только на одном девайсе. Вы ждете какое-то время, происходит синхронизация, и все изображения становятся идентичными.

Это очень разные процессы, которые критично важны для коммуникаций. Допустим, мы с вами сидим на звонке в Зуме или Скайпе. У нас с вами происходит синхронная коммуникация (коммуникация в режиме реального времени), и некоторые вещи возможны только в синхронной модели. Мы с вами ведем важные переговоры, поэтому я или вы записываем разговор. После разговора эту запись просматривает ваш или мой бухгалтер или юрист и говорит "вот тут надо уточнить такой-то момент". Это асинхронная коммуникация. Вы или я физически не можем уточнить нужный вопрос в режиме реального времени, это просто невозможно.

В бизнесе очень важные синхронные и асинхронные коммуникации. Для одних задач важны одни, для других другие. Это утверждение справедливо от банковских переводов и платежных транзакций до технической поддержки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Мне кажется тут принцип как в асинхронном программировании. (так же общепринятый термин).
Когда код выполняется не последовательно, одна функция за другой, а асинхронно, не блокируя весь поток. Если какая-то задача будет слишком тяжелой, то вся система из-за этого не зависнет.
В коммуникации так же весь проект может встать из-за того, что кто-то ждет результат АСАП и будет кошмарить всех исполнителей.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сопов

Для программистов это вообще круто! Когда ты в потоке и тебя не дергают 500 раз за час.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Ого, новый термин правилу Парето придумали... Как говорится: поживем-увидим 😂

Честно, новые термины вгоняют меня в опалу, каждые 5 лет одному и тому же придумывают новые термины, а ты типа такой: "а?", "что?", "а что это?".
А все, оказывается, по-старому.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Щеглов

подход отличный, сохраняет нервы и работоспособность. правда, у некоторых людей отсутствует понимание правил такой коммуникации, и они ждут ответа прямо здесь и сейчас, даже если это не кризисная ситуация) 

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

У многих людей нервы шалят и они не могут не ответить — это большая проблема. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Терехов

Кстати, у меня вот такая проблемка. Думаю, надо работать над собой :-) 

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Не совсем над собой, над другими людьми в вашем восприятии.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Терехов

А может сразу и над собой и над другими людьми 

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Щеглов

ахах, одно время тоже было такое. думал, мир рухнет, если я не отвечу сразу) но пару раз себя пересилил и ответил тогда, когда это было удобно мне, мир не рухнул, апокалипсис не начался)

Ответить
Развернуть ветку
Эффект Доплера

"Если проблему нужно решить срочно, лучше созвониться"
"Обсудить...лучше сделать это лично или по видеосвязи."
"Лучше устроить часовой созвон"

Автор дает вредные советы, за которые надо лупить палкой или сажать на кол)
Явно ведь не понимает, что проблема заключается в неумении людей четко формулировать мысли текстом, ведь им проще потратить чужое время на свою воду. Не можешь сформулировать текстом, не сможешь и голосом, вон на завод

Ответить
Развернуть ветку
Ramina Nasyrova

тут речь о том, что если у вас огонь-пожар, то надо брать телефон в ручки и звонить) а не расписывать подробно проблему  и асинхронно ждать ответа три дня, любуясь на угольки.

Ответить
Развернуть ветку
Эффект Доплера

огонь-пожар сам по себе уже ошибка эффективности и управления. а звонки по этому поводу не сделают погоды. а про три дня - это конечно да, сами виноваты что разучили людей обращать внимания на все сообщения, вместо того, чтобы их сгруппировать и раскидать на асинхрон и асап

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Неужто кто-то вообще работает по-другому?
Я за последние 4 месяца даже Slack открывал раза 3,наверное. 
Только почта, комменты в джире, комментарии в гитхаб ну и гуглодоки на редактирование совместное. 
Раз в пару недель созвон на полчасика. 
И всем стало гораздо удобнее -) 

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда