{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Мы хотим доказать, что искусственный интеллект может заменить дизайнеров»

Рассказ московских предпринимателей о разработке нейросети Trendmind, которая создает эскизы одежды.

Как возникла идея

Привет, меня зовут Татьяна Попова. В 2016 году мы с Сергеем Пономаренко, сооснователем проекта, выходили из Еврейского музея после выставки о влиянии русских авангардистов на моду.

Выставка была построена так, что полотна авангардистов соседствовали с максимально похожими по цветам или крою предметам одежды. Это позволяло быстро проследить закономерности между работами художников и платьями современных дизайнеров.

В это же время на повестке дня модного бизнеса активно обсуждался кризис талантов в индустрии, отсутствие свежих идей и бесконечный поток умелых стилизаций вместо дизайна. Словосочетание «искусственный интеллект», кажется, уже не звучало только из тостера.

Идея родилась буквально на ходу. Мы задумались: а такая ли это сложная задача — придумывать умелые стилизации и смешивать идеи? Может быть для этого не обязателен человек?

Что если отдать творческую задачу машине? Искусственный интеллект мог бы генерировать одежду, изучая и смешивая картины, графику, другую одежду, а человек — шить настоящие вещи на основе сгенерированных изображений.

Мы загорелись идеей, ещё толком не понимая, что из неё может получиться.

Как собирали команду

Никто из нас не был ИТ–разработчиком. Сергей начал искать такого специалиста. Я — философ по образованию, работаю в сфере коммуникаций и могу давать экспертные оценки в модном бизнесе. Сергей — предприниматель и руководитель отдела разработки в креативном агентстве Red Keds.

Мы долго исследовали тему самостоятельно. Сергей даже записался на курс Стенфордского университета по машинному обучению. Но, как это часто бывает, нас выручил случай.

Сергей увидел на Facebook анонс предстоящей дискуссии об искусственном интеллекте в коворкинге DI Telegraph. Оказалось, что одно из выступлений посвящено как раз той модели, которая в своё время и натолкнула нас на идею: DPL–lab рассказывали о противоборствующих генеративных нейросетях (GAN).

Сергей познакомился с основателем DPL–lab Артёмом Семьяновым и рассказал о нашей задумке. Артёму идея понравилась, и мы начали работу. Ребята уже работали над GAN и вели ряд исследований на эту тему. Так мы объединились с Артёмом и его командой разработчиков: Павлом Воропаевым, Марией Новиковой, Глебом Пособиным, Ильей Соловьевым и Артёмом Бетлей.

Как разрабатывали продукт

Первый предмет одежды, который мы решили сгенерировать — платье. Платья наиболее вариативны — это десятки фасонов и силуэтов, а значит, проще собрать необходимый набор данных для обучения.

Платья интереснее генерировать, чем, например, брюки, где намного меньше деталей и возможностей для фантазии. Для успешного обучения нейросети требовалось большое количество исходного материала — фотографий платьев. Чтобы добыть необходимый материал, мы использовали базу одного популярного интернет–магазина.

Здесь мы подходим вплотную к процессу генерации изображений и модели GAN.

Что такое GAN и как работает модель

GAN расшифровывается как Generative adversarial networks. Генеративно–состязательные сети. Их принцип работы строится на комбинации двух нейронных сетей. Они схожи по архитектуре и часто зеркально повторяют друг друга.

В процессе обучения одна из сетей учится генерировать изображения из случайного шума, а вторая учится отличать сгенерированное изображение от настоящего.

В нашем случае она должна была отличать, платье на изображении или нет. Другими словами, похоже ли оно на изображения платьев из интернет-магазинов.

После сравнения изображений, вторая сеть сообщает первой, насколько сгенерированные изображения смешиваются с оригинальными и что нужно изменить. Получая эту информацию, первая сеть — генератор — улучшает свои параметры, чтобы сделать более подходящие изображения, пытаясь обмануть вторую сеть.

Вторая сеть также обучается лучше отличать оригинальные и сгенерированные изображения.

Это как если бы фальшивомонетчик учился печатать фальшивые деньги, а банк одновременно с ним учился отличать подделки от настоящих купюр, но у фальшивомонетчика был бы свой человек в банке, который сообщал ему, что не так в каждой партии.

Нейросеть-генератор заучивает концепцию предмета: что такое платье, обувь или другой предмет и все его разновидности. Наши модели умеют придумывать оригинальные дизайны, которые вписываются в понятие той одежды, которую мы имеем в виду.

Первые генерации были такими:

Основная масса платьев в магазине, базу которого мы использовали в первый раз, — простые фасоны масс-маркета, поэтому генерация получилась скучной.

Мы решили попробовать более сложные дизайны. Накидали список интернет-магазинов премиальных брендов, написали для каждого отдельный парсер. В итоге набралось 10 тысяч образцов, используя которые, мы переобучили нашу модель.

Результаты:

Образцы получились маленького размера, нам нужно было увеличить детализацию. Мы настроили и обучили специальную нейросеть, которая повышает разрешение — SRGAN. Эта нейросеть — одна из разновидностей GAN, работа которого описана выше.

В SRGAN при обучении модель на входе получает оригинал изображения и его копию в маленьком разрешении. Сеть-генератор учится восстанавливать изображение из низкого разрешения в высокое, дорисовывая новые пиксели. А вторая сеть проверяет, насколько изображение похоже на оригинал в исходном разрешении.

С какими сложностями мы столкнулись

  • Очень сложно обучить GAN генерировать стабильные изображения. Часто вместо подходящих изображений получается мишура. Градиент то «взрывается», то затухает. На выходе получается то цветная каша, то пустота.
  • Пришлось создать свою архитектуру моделей для нашей задачи машинного обучения и настроить синхронизацию обучения двух сетей.
  • Боролись с переобучением. Переобучение GAN — это процесс, когда модель полностью выучивает исходный набор данных и досконально повторяет исходные изображения. Для того, чтобы этого не происходило, пришлось менять архитектуру сети и подбирать множество параметров обучения.
  • Основная сложность — поиск клиентов, потенциальных заказчиков дизайна. Тяжело пробиться к лицу, принимающему решение у крупных брендов, особенно зарубежных. Пока так и не удалось провести полноценный сustomer development, чтобы выстроить наше предложение.

Как мы отшивали платья

Сегодня у нас есть стабильно работающая нейросеть и отшитая капсульная коллекция платьев по её эскизам. Мы решили самостоятельно пройти полный цикл производства единицы одежды от эскиза до готового образца.

Выбрали три актуальных фасона. Не стали заказывать принт ткани по нашим эскизам, потому что это дорого и долго. Подбирали готовую ткань, максимально похожую на эскиз.

Тип ткани выбирали вместе со швеёй-закройщицей. Каталог готовой коллекции отсняли у друзей в ангаре Хлебозавода. Снимала наша подруга — фотограф Анна Лукьянова, а моделью выступила мисс МГУ 2017 Александра Крамская.

Мы пошли дальше и сегодня у нас есть первый выполненный коммерческий заказ, о котором мы расскажем отдельно.

С кем сотрудничали

Первая демонстрация проекта прошла на выставке технологических фешн–стартапов Fashion futurum в рамках Mercedes-Benz fashion week в марте 2017 года. Там у нас был свой стенд. Мы не успевали отшить платья по нашим эскизам, поэтому придумали свой формат презентации, подходящий нашему продукту — презентацию в формате VR.

Мы заранее приехали на площадку выставки, с помощью камеры панорамной съёмки отсняли зал и разместили на отснятом материале манекены с нашими платьями. Уже на выставке гости, надевая VR-очки, оказывались в том же пространстве, но уже в окружении манекенов.

В рамках конференции мы познакомились с представителем фонда Мирославы Думы Fashion tech lab. Сейчас фонд сосредоточен на финансировании проектов «умных» материалов, но мы рассчитываем на сотрудничество в будущем.

Выставка помогла нам получить первый коммерческий заказ. На стенде мы познакомились с Анной Городецкой, основательницей магазина и бренда нижнего белья Trusbox.ru. Сейчас мы готовим совместную коллекцию.

Почему мы взялись за проект

Мы хотим доказать, что машина способна выполнять не только технические операции, но и творческие задачи.

Со всех сторон слышим: «ИИ заменит аналитиков, ИИ заменит кассиров» и так далее. А что если ИИ заменит художников или дизайнеров? Творчество всегда принадлежало человеку. Считалось, что только он способен выполнять нелинейные задачи. Но что если ИИ станет творцом? Заменит дизайнеров? Он уже неплохо с этим справляется: посмотрите ещё раз на наши эскизы. Дизайнеры будут не нужны.

Чем станет искусство, когда его будет создавать искусственный интеллект? А он ужё его создаёт. Наш проект — из числа тех, кто задаёт вектор развития этой истории и развивает её.

О планах на будущее

  • Найти крупный бренд масс-маркета, чтобы реализовать пилотный масштабный проект и точнее отстроить наше предложение.
  • Разработать параметризированный GAN для тонкой настройки генерации новых моделей.
  • Обучить модель генерировать выкройки.
  • Создать модель, которая будет генерировать дизайны с учётом данных о продажах, просмотрах и так далее.
0
85 комментариев
Написать комментарий...
topovyj

Увы, бесперспективняк. Хотя если цель получить инвестиции на модном нынче словосочетании как ИИ и свалить в закат - то да, такое может быть.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Егоров

аргументируйте, почему вы считаете, что проект не может выполнить поставленные перед собой задачи?

Ответить
Развернуть ветку
47 комментариев
Alexandr S

Zara использует отряд модельеров, которые анализируют тренды и генерят новый кэжл-шмот. Не вижу причин, по которым нейронка не может их заменить. Никто не говорит о высокой моде, где главную роль играет личность модельера. Если ребята грамотно будут развивать продукт, все возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Попова
Автор

Все верно, спасибо)
Задача Zara — продать как можно больше одежды. Модной, отвечающей актуальным трендам. Для этого не обязательно быть дизайнером–визионером.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Miroslava Timonovskaya

вы явно не разбираетесь в дизайне, если так смело утверждаете.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Татьяна Попова
Автор

Вы имеете ввиду, что одежда выглядит достаточно "типичной"? Стандартной?
Если да, то в этом и есть задача. Наша цель — не заменить дизайнера–визионера, а помочь масс–маркет брендам делать понятную одежду в рамках текущих трендов.

"Необычная" одежда и новые формы — это следующий шаг.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kotik

Время писать ИИ для замены московских предпринимателей

Ответить
Развернуть ветку
Miroslava Timonovskaya

👍🏼👏🏻👏🏻👏🏻

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Onoprienko

У вас очень крутая идея! Не слушайте никого и продолжайте. Вы творите историю.

Нейросеть не сможет творить? Никем не доказано. Где доказательство, что творчество это не процесс соединения увиденного тобой ранее с каким-то элементом случайности? Интуиция, душа - это опыт, который человек получил в течение жизни. У нейросети этот опыт представлен в виде признаков, которая она взяла в предоставленной ей выборке.

Сотни людей останутся без работы? Ну да, это естественный процесс развития. Если останавливаться из-за людей, которые останутся без работы, то мы бы до сих пор использовали только лошадей. Но если вам удастся реализовать этот проект, то вы принесёте гораздо большую пользу обществу, стране и человечеству, чем доставите вреда.

Безусловно, это достаточно сложная инженерная задача, в которой придётся решить очень много сложных инженерных проблем, но никто ещё не доказал, что их невозможно решить.

Именно такие проекты двигают человечество вперёд. Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Рендер завтрашнего дня

В уже далеком 2011 я писала научную работу по обучению нейросетей для выбора и обеспечения технологической обработки швейных изделий на базе действующего швейного предприятия. Все реально. Но грустно...

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ponomarenko

Здорово! Может пообщаемся по-подробней на эту тему?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Илья Куприк

Присоединяюсь к комментатоарм выше. В чём смысл? То, что показывает ИИ - это просто какие-то наброски, всё равно дизайнер должен сидеть и мастерить платье по наброску (сами же показали, насколько отличается эскиз от продукта). Идею для эскиза не хуже вашего ИИ дизайнер может получить открыв гугл и вбив примеры платьев в поиск по картинкам. Так какую задачу решает ИИ? Экономии времени на вбивание в поиск ?

Если бы вы позиционировали как ИИ, который производит платья, которые продаются лучше других - тогда ок. Отслеживание трендов, оптимизация функции цены и продаж с помощью обучения алгоритмов - это да. Но для этого нужно быть внутри индустрии, нужно собирать данные, говорить с модельерами, забирать у Zara данные продаж и прочее - то есть сначала построить полноценный сложный бизнес, а потом уже думать как улучшить его с ИИ. А не пытаться всюду впихнуть нейросеть без толка, только потому что тренд

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ponomarenko

Попробую ответить на каждый абзац отдельно.
1. Все так, это наброски, скетчи. И в случае, если ваш бренд выпускает 6 моделей одежды в сезон, это действительно не экономит деньги с этой точки зрения. Другое дело, если ты крупный масс-маркет. В больших брендах могут работать сотни дизайнеров. На таких масштабах экономия уже становится более очевидной.
2. Сперва на всякий случай отмечу: мы не бренд, а сервис. Часть того, о чем вы говорите уже реализована. Нейросеть генерирует одежду в трендах сезона за счет правильного подбора обучающей выборки. Таким образом результаты ее работы уже повышают вероятность успешных продаж. В дальнейших планах учет большего кол-ва параметров потребительской активности бренда-клиента: продажи, просмотры моделей прошлых коллекций на сайте и т.п.. Это позволит еще более точно генерировать новые модели на основе вкусов его потребителей.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Iam De-Vil

статья напомнила всем известную фразу: "если взять бесконечное количество обезьян и заставить их стучать лапками по печатной машинке, то, в итоге, появится новый роман".
Так и здесь. Машина выдаёт какую-то генерацию продукции со случайными признаками, выборку которой все равно делает человек.
Это похоже скорее на прогу для ленивых студентов, которым уже завтра надо сдать хоть что-то на показе преподу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Repich

А ии уже создаёт тех лист, рекомендует ткани и фурнитуру и подгоняет конструкцию? Если нет, то задача для масс-маркета даже не начинала решаться. То что вы создали- обычный борд с обычными платьями из интернета (вещь пока бесполезная) или вы просто не раскрыли детали

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Сотворить может и сложно, но вариантов далеко не тысячи - нормальных (годных) сочетаний - как фасонов, так и цветов не так уж много. Вы же слышали про цикличность моды, правда?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Igor Kozlovsky

Ой... Вот честно, блевать тянет уже от 2-х подряд стоящих букв И.
Итого, уже 2 года хайпа и срача с искусственным интеллектом, в реальности еще нигде не применяется, кроме сферы "ахахаха, масочка, смотри, ахаххаха", т.е. развлекательно-ржачной сферы. Т.к. круг задач ИИ на текущем этапе может выполнять очень узкий. И имхо на текущем этапе какие-то реальные перспективы с ИИ есть у автопилотов.
Второе. Мне так нравятся ребята, сидящия с горящими глазами и пускающими слюни, как на последней стадии бешенства, когда уже у себя в голове рисуют картину как всех уволят, и ИИ будет все сам за них делать, а они будут грести деньги с околонулевыми затратами. Причем уже вырисовывается куча визионеров и провидцев, которые пророчат смерть дизайнерам, программистам, художникам, музыкантам и т.д. Просто смех.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Попова
Автор

Мы не пытаемся) Как мы писали выше, наше решение для дизайна одежды масс-маркет брендов. Там дизайн — задача техническая, очерченная понятными рамками и параметрами. "...чтобы решать задачи масс-маркета, нашей нейросети не нужно придумывать что-то совершенно новое." Дизайнерские команды масс-маркета также анализируют, а затем придумывают свои вариации одежды, только делают это своими руками. На основе того, что создали другие дизайнеры, преимущественно премиум и люкс-брендов.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Динара Агзамова

На мой взгляд, этот инструмент может стать хорошим подспорьем для дизайнеров и избавить их от рутины. Если заглянуть в суть разработки, к примеру коллекции одежды, этот процесс также начинается с отбора и анализа первичного материала, который мы называем контекстом или мудбордом. Далее идет его переработка в некие абстрактные формы, пятна. Пройдя несколько этапов такой переработки в итоге мы получаем некий силуэт с линиями и формами, похожий на то, что представили разработчики продукта. И весь описанный выше процесс, нудная рутина, которую, я лично как дизайнер, не очень люблю.
Самое интересно начинается на следующем этапе. Когда мы имеем сырую приблизительную модель, в которой нужно наметить конструктивные линии, декор, обработку, определиться с материалами — детализировать эскиз исходя из знаний о конструировании и технологии одежды. Вот здесь, я думаю, машина не справится, на этом этапе и нужны будут дизайнеры. Самое интересное, что те пятна, которые нагенерировал ИИ, я бы интерпретировала совсем по другому. Мои платья на их основе выглядели бы иначе :-)
И важный вопрос. Справится ли ИИ с концептуальной коллекцией, которая будет отвечать одной теме, иметь общие элементы, выглядеть цельно?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ponomarenko

Динара, вы все правильно подметили. Наш продукт создавался в первую очередь для помощи на ранних этапах дизайна)

Да, цельные коллекции можно создавать уже сейчас, но пока это требует вовлечения человека, который будет составлять подборку из набора сгенерированных моделей. Следующий шаг — параметризированная генерация, которая позволит нам более точно задавать стилистику генерируемых моделей.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry LS

Философ, предприниматель и программисты занялись созданием одежды, путем генерации новых картинок из имеющихся в интернете (это же не сложнее, чем делать принты на майках).
После прочтения возникла идея стартапа - генерить новые виды оружия на основе картинок из каталогов оружия, меняя цвета и элементы изображений. Также технология может быть использования для создания нового железа для компьютеров - брать изображения различных материнских плат, процессоров, видеокарт, оперативной памяти, а потом рандомно рисовать новые красивые железки и отдавать в производство китайским подрядчикам.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дамье

"Дизайнеры будут не нужны."

Просто не фраза в конце, а сущий тлен :D ну круто, рано или поздно оставите пласт людей без средств к существованию :))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Chik

Пора всем задуматься об универсальном базовом доходе, что уж там.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Максимова

Дизайнеры останутся без средств к существованию, как и все остальное человечество. Сейчас уже существует множество разработок, способных заменить многих работников. Вопрос их внедрения - вопрос нескольких лет. В будущем ИИ будет способен заменить представителей всех профессий -творческих, управленческих, технических и любых других.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexandra ArtisLife

Очень познавательно. Согласна с создателями, что ИИ с легкостью заменит дизайнеров, тех, кто рисует (слово "художник" не этому не относится), играет музыку и преподает. Еще очень интересно в какую сумму вылилось создание этого проекта?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Грибов

Молодцы! Вот только, действительно, вряд ли получится научить машину творить. По сути, вы автоматизирует работу дизайнеров, генеря модели в рамках заданной вами же области. Я советую вам ни одну сеть создать, а несколько, разделив модели(одежды) на группы по каким-либо признакам. Каждую группу скармливал бы отдельной сети. Хотя одна сеть и решает эту задачу у себя внутри, но т.к. группы разные, то настройки будут разные у каждой серии, что невозможно реализовать в рамках одной сети. В общем, качество повысится. А ещё бы я ввел возможность обучения с учителем, для теста взяв какого-нибудь эксперта в моде.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Нефедов

Наш ИИ тоже творит дизайн. Задача сложная, но направление перспективное.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Нефедов

Удачи в развитии

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Тарасов

Дизайнеры: - Кто последний в очереди на вылет?
Таксисты: - За нами будете.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
82 комментария
Раскрывать всегда