«Если клиент ушел — это просто не твой клиент. И пусть ему там будет хорошо» Статьи редакции

Руководитель компании «Ремарка» Дмитрий Шахов ведёт канал «Про бизнес». Ниже — подборка из нескольких интересных записей.

Начинать бизнес с партнером — типичная ошибка новичка, совершаемая из-за страха взять на себя всю полноту ответственности. Партнерство, как и все в бизнесе, должно иметь логичное объяснение в рамках бизнес-логики. Как только решения принимаются по причине чего-то личного, ваш бизнес под угрозой.

Бизнес нельзя делать только ради денег. Строго говоря, есть немало способов иметь личный доход не меньше в найме или фрилансе.

Предпринимательство — это определенное состояние человека, в котором он непрерывно не только несет огромную ответственность, но и пытается просчитать, как эта ответственность изменится в будущем.

Деньги в рамках философии бизнеса — не средство и не результат, а поток. Можно не иметь на руках реальных денег, но управлять огромным капиталом как потоком.

Сотрудник никогда не будет работать так, как вы. Дело тут не в навыках. Просто у сотрудника нет и не может быть такой же ответственности, как у собственника. Даже если ему очень интересна и важна именно эта работа в вашей компании.

Вторая причина такого отношения — отсутствие полноты картины. Даже если раскрывать все основные показатели деятельности, все равно вся полнота стратегического замысла будет ускользать для тех, кто работает в найме. Не перегибайте палку, не ищите себе полноценную замену, уделите больше времени работе по составлению инструкций и регламентов, чтобы никто не задавался вопросами, чего от него ждут в вашей компании.

Когда начинаете бизнес, поставьте себе зарплату. Такую зарплату, которую будет не стыдно потом платить человеку, который займет ваше место, но будет в найме. Если прибыли не набирается на вашу зарплату, то пишите ее в условный или реальный займ от себя к компании. И списывайте потом из прибыли.

Индексируйте зарплату с изменением кадровой ситуации на рынке. Такой простой ход даст вам возможность, когда придет время, нанять замену себе безболезненно, а самому перейти к другим более глобальным задачам в отношении своего бизнеса.

Основная проблема предпринимателя не в идеях, не в деньгах, не в людях. А в том, что всегда находятся другие дела. Лучше делать каждый день хотя бы немного того, что продвигает тебя вперед, чем долго собираться на большой рывок.

Если вы не можете сократить свою мысль до размеров текста на салфетке, что-то не так. Передумывайте и переделывайте.

Кассовый разрыв — обычная история для бизнеса в стадии развития и при этом работающего по авансовой системе. Деньги за еще не сделанный заказ тратятся на закрытие текущих потребностей, чем дальше — тем хуже, потом отвал клиентов из-за событий в глобальной экономике, и фирме каюк.

Если же подойти к этой теме разумно и спокойно, то можно назвать авансовые предоплаты — товарным кредитом, рассчитать модель, при которой вы гарантировано добьетесь полного погашения данного кредита, то есть восстановите финансовый баланс.

И исходя из этого, можно время от времени залезать в кубышку, чтобы решить проблему инвестиций в какие-то новые процессы, людей или оборудование.

В чем разница, спросите вы? В том, что классический кассовый разрыв возникает не из-за необходимости срочно проинвестировать новое направление, а потому что сама модель существования компании кривая и убыточная. Изымать же средства из оборота без риска свернуться можно только при грамотном планировании.

Опытным путем я пришел к формуле бюджета 30-30-30-10, когда на зарплаты закладывается 30%, на сервисы и внешние расходы (аутсорс, биржи) еще 30%, еще 30% — это офис (аренда, бухгалтерия, канцелярия, уборка и так далее) и налоги. И 10% — прибыль основателя.

Разумеется, это не точные рамки, но это границы, за которые можно выходить только за счет сокращения одного из 30%-х пунктов, но не прибыли. И если удается сократить каждую статью хоть на немного, то прибыль растет.

Говоря проще, если требуется взять нового специалиста и его зарплата пробьет планку в 30% всего на оплату труда всего персонала, то мне надо будет изыскать эти средства за счет сокращения, например, расходов на офис.

С повышением оборота и полной загрузки сотрудника цифры откатятся к обычным границам и можно будет вернуть условную туалетную бумагу в кабинки, а не просить приносить с собой.

Звучит, может, и дико для наемного сотрудника, но как только я начну сводить свою прибыль к нулю, моя заинтересованность в таком бизнесе начнет падать точно так же до нуля. Долго терпеть такое собственнику нельзя, он просто в один момент уничтожит свою компанию, выбросив на улицу всех сотрудников.

А это гораздо хуже, чем нехватка туалетной бумаги, уж поверьте. И я не раз такое наблюдал. Иногда кажется, что лучше мерять минималку, ниже которой бизнес становится неинтересным, не в процентах, а в фиксированной сумме.

Но это ловушка, которая будет тормозить развитие вашей компании, так как научиться извлекать некий фиксированный доход из своей деятельности можно довольно быстро. А вот его постоянный рост — гораздо более приятная морковка, за которой стоит тянуться каждый день.

Откуда брать первых клиентов? Да отовсюду. Обычно первыми клиентами становится ближний круг: друзья, знакомые, друзья друзей. Именно на них обсчитывается модель последующего развития.

И тут случается фокус: база таких клиентов быстро исчерпывается. Что делать? Начинайте с первого дня работать над наращиванием лояльной к вам базы потребителей. Пусть они ничего не закажут у вас, но будут знать, что вы существуете. Где бы вы ни оказались, старайтесь упомянуть, чем занимаетесь. Оказывайте небольшие консультации в рамках своей компетенции, если это кому-то требуется: для вас это две-три минуты, а у человека, возможно, поворотный момент в бизнесе.

Пытайтесь попасть в интересную вам тусовку: деловые клубы нынче редкость, но высокая концентрация бизнеса сейчас на различных конференциях и семинарах. Давайте интервью или платите, чтобы у вас его взяли. Неважно, что в начале у этого не будет связной структуры, главное, чтобы пошла волна. И года через два, а может, и раньше, вы поймете, что поступили правильно.

У многих собственников постоянно возникают фобии. Одна из них, что украдут идею. С этим все просто — идея ничего не стоит без выстроенных процессов и людей, которые из идеи сделают работающий бизнес.

Другая фобия, что бывшие сотрудники могут украсть клиентов. Я постепенно пришел к мысли, анализируя тех, кто ушел, потому что переманили, а не из-за плохой работы.

Во-первых, таких клиентов ничтожно мало: все прекрасно понимают, что если предал ты, то потом предадут и тебя.

Во-вторых, уходить к кому-то одному от компании, которая агрегирует компетенции многих и многолетний опыт, это высокие риски получить факап почти сразу после ухода.

А главное в том, что если клиент ушел, то, наверно, это просто не твой клиент. И пусть ему там будет хорошо.

Разница в мышлении владельца бизнеса и наемного специалиста в том, что владелец не так заморочен микроменеджментом и судит о правильности выбранного пути по синтетическим показателям.

Специалист же пытается совершенствовать до блеска каждый узел, и в этом его персональный ад. Когда такой специалист приходит в бизнес, он пытается привнести и свой перфекционизм, убивая свое дело на корню.

Должен ли сотрудник мыть полы или заказывать кулер воды, если этого нет в должностных, но потому что «мы — команда»? Нет, не должен. Но если он это сделает, задумайтесь о причинах данного поступка.

Если он так поступил, потому что решил взять на себя часть ответственности за команду, в этом что-то есть.

Если из-под палки, то это ничего не значит, просто не грузите человека лишними задачами помимо работы.

Если из желания угодить вам лично, то вряд ли это хорошая основа для развития карьеры.

И если он отказался да еще и публично, у вас в компании большие проблемы с внутренними коммуникациями. Либо вы набираете не тех людей, либо вы не такой уж хороший руководитель, как о себе думаете.

Определите себе время для отдыха, когда вы недоступны. Я заработал это право, когда пролежал в больнице почти полтора месяца с пневмонией и потом тяжелой формой гриппа. И за это время ничего не рухнуло.

Теперь каждый день после восьми вечера и по выходным я «не работаю». Фактически я могу и работать, график у меня относительно свободный. Но для клиентов и сотрудников я «недоступен». Если вопросы и возникают, то я переношу их на рабочее время. Качество жизни от этого сильно выросло.

Про построение регламентов.

Взять чужие регламенты можно, вот только работать по ним не получится. И вот почему.

Каждая компания индивидуальна и ведет дела по своим правилам. Попытка сломать оригинальные условия работы обычно заканчивается неудачно и обходится очень дорого. Из бесед с владельцем одной консалтинговой компании я узнал, что ни одна компания за десять лет не перешла на предлагаемую консультантами схему.

Регламент лучше всего писать следующим образом. Опишите свою схему работы. Так как вы это делаете и хотели бы чтобы делали другие. И дайте подписать этот документ сотрудникам.

Далее ждем факапа. Он обязательно случится. Если к нему привело нарушение правил, описанных в регламенте, следует взыскание (обычно лишение премиальной части зарплаты). Если причины не описаны, то вносим их в регламент и переподписываем его снова.

И так до бесконечности.

Конечно, никто не будет работать по вашим регламентам. Их и читать-то будут не чаще одного раза. Суть работы здесь в следующем: подпись сотрудника означает его согласие на взыскание в случае нарушения описанных правил. А если все хорошо, регламент не нужен. Как-то так.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Виталий Авдеев

Ушёл от г-на Шахова ровно в тот момент, когда понял, что деньги с меня берут исправно, а работу не делают. Собственно, в заголовке все точно сказано.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Виталий, у вас превосходный портал, лучший по аудиту, что я знаю. Но если не внедрять рекомендации, а кроме них мы никакой другой работы выполнить не могли, ничего и не произойдет. Давайте попробуем снова, все оплаченные месяцы тогда (кажется, один был или два) отработаем новыми рекомендациями к внедрению.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Что значит "давайте попробуем снова"?! Я только что прочитал "А главное в том, что если клиент ушел, то, наверно, это просто не твой клиент. И пусть ему там будет хорошо." А тут вы со своим: "давайте попробуем снова"

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Авдеев

Дмитрий, seo - дело наживное, был бы полезный контент, не в обиде) Есть в жизни вещи важней работы, и здесь вам искренний респект. К слову, и книга интересная, и фильм по ней неплохой получился.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виталий Авдеев

Владимир, у нас два крупных сайта: специализированный audit-it и общефинансовый Сберометр - о каком речь? Монетизация: и реклама (прямые рекламодатели+сети), и разработка фин. софта, который юзают от студентов до ракетно-космической корпорации им. Королева. И до кучи - мы одна из старейших аудиторских фирм России, в январе будем 25 лет отмечать) Монетизации помогает синергия IT и финансов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Zamyatin

Читая эту фразу "Если клиент ушел — это просто не твой клиент", не могу перестать думать о Мегафоне.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Если деньги ушли-значит они не твои, пусть им там будет хорошо!

Ответить
Развернуть ветку
Александра Стоун

"Если клиент ушел..." а на самом деле:
- Менеджер долбоёб не может нормально обработать звонок
- Маркетолог/рекламщик долбоёб дал не правильную рекламу не в том канале коммуникации
- Поставщик/снабженец долбоёб привез не тот товар или проебал сроки
- Бухгалтер долбоеб не смог правильно обработать платеж

То нужн оне говорить что "...не судьба" а ебашить долбоебов сотрудников палкой по башке. Всё.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Неляпин

Прям ООО "Долбоёб" какое-то :))))
Нет, всё правильно говорите.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Стоун

90% такие ООО "Это у вас бизнес говно а не моя реклама плохая!!111"

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Правильно. Чтобы корова меньше ела и давала больше молока, ее надо меньше кормить и больше доить)

Ответить
Развернуть ветку
Александра Стоун

На самом деле да. Любой сотрудник должен генерить больше полезности чем своя ЗП, иначе это убыточный сотрудник.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Все верно. Взять к примеру автомобиль. Он приносит денег больше, чем стоимость потребляемых им ресурсов (топливо), но лишь при условии, что топливо в него своевременно заливают и эксплуатируют должным образом (техобслуживание).
Часто бывают ситуации, когда руководство неадекватно ставит задачи или не обеспечивает благоприятных условий труда, что влечет за собой снижение качества работы сотрудников. Нет денег на CRM-систему - работаем в гуглдокс. Нет времени собрать сотрудников и организовать процесс - сами там как-нибудь крутитесь и прибыль генерируйте )

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Umnov

Полностью согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Мне кажется тут у руководства какая-то проблема. Нанял кучу долбоебов...

Ответить
Развернуть ветку
Danila Danilaa

Очень годная статья. Для тех, кто учится на чужих ошибках. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Курочкин
Если клиент ушел — это просто не твой клиент. И пусть ему там будет хорошо

Будто из твиттера районной давалки.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
Если клиент ушел — это просто не твой клиент.

Это конечно очень приятно себя так успокаивать, но это ДАЛЕКО не всегда так.
Да есть реально НЕ ТВОИ, с некоторыми я прекращаю работу даже по своей инициативе. Но клиенты обычно уходят не по этому.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmin

Странная формула 30-30-30-10. Например есть 5 сотрудников по 60 тыс руб. С учётом налогов получается по 100 тыс. На пятерых 500 тыс. Какой офис надо снимать и сколько платить за бухгалтера, чтобы потратить ещё 500 тыс???

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Может пропорции совсем примерные или речь шла чисто про не забывать про прибыль?
Тк в услугах оплата труда это 80% расходов обычно.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шахов

Офис - это не только аренда с бухгалтером. Это и командировки, и ремонт, и многое другое нужное для эффективной работы. Но да, соотношение примерное. Главное - найти приемлемый для себя вариант и придерживаться его в планировании активностей.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Калашников

Есть 5 сотрудников по 60 т.р., нарисуем им за в 10 т.р., с учетом налогов 15. 5*15=75 т.р. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Вундермахер

Есть 2 стула

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zhitarev
Ответить
Развернуть ветку
Александра Стоун
Ответить
Развернуть ветку
Michael Golovastikov

Вам на пикабу

Ответить
Развернуть ветку
Александра Стоун

А там сказали идти сюда. Кого слушать?...

Ответить
Развернуть ветку
Внимание к деталям

На Одноклассниках дали отгул?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

Бредятина отборная. Бизнес только ради денег и существует. Есть клиенты прибыльные, есть приносящие убытки, от последних нужно избавляться. Если прибыльный клиент от тебя ушел - ты в долгосрочной перспективе выйдешь из бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Это опыт одного конкретно взятого человека. А у других опыт может быть и другим

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Клинуев

Почему-то сразу вспомнилось)

Ответить
Развернуть ветку
Lenny Fallon

да все правильно, просто человек с определенной высоты колокольни смотрит.
если колокольня будет выше, или отрасль с большим предложением на рынке труда - несколько по другому это будет смотреться

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда