Гайдай, Иркутск и "Правда"

Недавно в статье Байкал. Русские сезоны я делился впечатлениями о том, как изменились наши клиенты - гости Иркутского региона - после того, как закрыли границы. Так вот, стало любопытно замечать, что многие туристы прямо готовятся к туру - читают литературу, смотрят фильмы, припасают вопросы и даже имеют с собой must-see-list. И если про сам Байкал всё понятно, то интерес к самому городу Иркутску, его истории и к нашим знаменитым землякам не может не радовать.

"Покажите нам вашего иркутского Гайдая" - один из частых запросов. Да, есть такой! И вот вам история.

Украинский поэт Степан Олейник никогда не бывал в Иркутске. Но герои его стихотворного фельетона о горе-браконьерах – два Николы и Гаврила – увековечены в бронзе на одной из городских площадей (правда, в более поздней своей реинкарнации).

И скульптуры установлены в нашем городе не просто так – триумф знаменитого режиссёра Леонида Гайдая начинался в Иркутске. С газеты «Правда» за номером 101 от 10 апреля 1960 года.

Леонид Гайдай родился в 1923 году в городе Свободный Амурской губернии. Его семья, кстати, оказалась там не случайно – отец Леонида, Иов Гайдай, остался жить в этом городе после окончания срока каторжных работ, на которые он был сослан в 1906 году из Полтавской губернии после того, как во время облавы царская полиция нашла у него эсеровскую листовку.

Приняв решение покинуть город Свободный, семья Гайдая сначала переехала в Читу, а потом уже выбрала Иркутск как постоянное место жительства. В предместье Глазково на левом берегу Ангары отец Гайдая построил дом, который сохранился до сих пор.

Детство Леонида прошло в Иркутске. Он хорошо учился, занимался музыкой в школьном кружке народных инструментов (играл на балалайке), в старших классах посещал драматический кружок, полюбил кинематограф.

В 1941 году, когда началась война, юный Леонид только закончил школу и из-а возраста не смог вслед за братом Александром пойти на фронт.

Гайдай устраивается рабочим в Иркутский областной театр – работает осветителем, помогает с декорациями, выполняет поручения актёров. В это время в Иркутском театре располагается эвакуированный Московский театр сатиры. Гайдай смотрит все спектакли, влюбляется в театр, грезит сценой.

В 1942 году по достижении 19 лет он призывается в армию, однако сразу после окончания сержантской школы его подразделение отправляют не на фронт, а на границу с Монголией.

В течение нескольких месяцев его служба в основном состоит в объездке монгольских лошадей, подготовке их для нужд фронта.

Кстати, монгольские лошади – низкорослые, а Гайдай был высоким, что делало комичным объездку – ноги молодого бойца практически волочились по земле. Помните, как Шурик в «Кавказской пленнице» ехал верхом на ослике? Вот у этого кадра – гайдаевские армейские корни.

Далее следует перевод на Калининский фронт, на передовую, где Леонид проявляет себя отличным разведчиком, получает боевую награду - медаль "За боевые заслуги".

Однако в 1943 году во время Великолукской наступательной операции Гайдай подрывается на мине и получает серьезное ранение – его комиссуют.

В 1944 году Гайдай возвращается в родной Иркутск, где поступает в театральную студию и по её окончании служит в Иркутском областном театре актёром.

Во время некоторых спектаклей в нем просыпается интерес к постановке сцен, к режиссуре. Решив продолжить обучение, в 1949 году Гайдай уезжает в Москву и подаёт документы в ГИТИС и во ВГИК.

С театром не сложилось, и судьба направила его в кинематограф.

В конце 1950-х выходят в свет первые работы молодого выпускника ВГИКа и сразу сталкиваются с советской цензурой – после удаления из фильмов всех «неправильных» частей они признаются неудачными, что ввергает в депрессию будущего мастера комедий.

Гайдай, подавленный и опустошённый, уезжает в Иркутск к родителям – отдыхать и справляться с творческим кризисом.

В гостях у родителей он много читает – семья выписывала газеты и журналы, которые складировала на чердаке дома.

Там-то Гайдай и находит апрельский выпуск газеты «Правда» за 1960 год, где был опубликован фельетон о неудавшихся браконьерах – в стихах и с картинками. Автор юмористического произведения – украинский поэт Степан Олейник.

«Пёс Барбос и необычный кросс»

Через пойму, через дол,

Там, где верб зелёных своды,

Двух Никол Гаврила вёл -

Шли в поход враги природы.

Далеко за сенокос

Продвигались три верзилы,

А за ними - рыжий пёс,

Неизменный страж Гаврилы.

Степан Олейник, поэт

Далее повествовалось о том, как браконьеры бросили палку со взрывчаткой в воду, а пёс, решив, что с ним играют, по привычке решил палку вернуть и гонялся за злополучной шайкой по лесу.

Гайдай воодушевился сюжетом, написал сценарий и по возвращении в Москву предложил Мосфильму снять короткометражку.

Фильм «Пёс Барбос и необычный кросс» вышел в 1961 году и стал триумфом для автора. Картина получила несколько наград, полюбилась советским зрителям и была выкуплена для проката в более, чем 100 странах мира.

А дальше были «Самогонщики», «Операция Ы…», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич…» и всё-всё то, за что мы так любим Леонида Гайдая.

В 2012 году в Иркутске у городского цирка появился памятник: Гайдай сидит в режиссерском кресле и следит за работой своих легендарных персонажей – Труса, Балбеса и Бывалого (сцена из к/ф «Кавказская пленница»).

А у ног Маэстро разместился тот самый пёс Барбос с шашкой динамита в зубах – как напоминание о том, с чего всё началось.

Иркутск, памятник Леониду Гайдаю

P.S. А недавно у нас в Иркутске установили новый памятник - балалаечнику. И даже нам, гидам, пока рассказать о нём нечего. Как обрастёт легендами и городскими байками - обязательно поделюсь: здесь или в своём телеграм канале про Байкал и окрестности.

0
1 комментарий
Борис Васильев

Спасибо за Гимн Гайдаю!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда