«Люди наконец поняли, что и в Дагестане есть ИТ-жизнь»

Рассказ о республиканской стартап-экосистеме и истории разработчиков, которые покинули регион.

Конференция веб-разработчиков DevFest в Махачкале

Обозреватель vc.ru в Дагестане пообщался с сотрудниками и руководителями ИТ-компаний и изучил, как развивается местная ИТ-экосистема. Герои рассказали о том, где работают разработчики, как создаются кавказские стартапы и почему специалисты покидают республику.

ИТ-среда

В 2017 году в Дагестане заканчивается строительство образовательного центра «Периметр», который спонсирует основатель группы компаний «Сумма» Зиявудин Магомедов. Жители республики будут изучать VR, искусственный интеллект, блокчейн, большие данные и обучаться робототехнике.

Однако согласно данным Федеральной службы государственной статистики, ИТ-направление пока не так популярно среди жителей. В республике проживает более трех миллионов человек. Большинство работает в сфере продаж и услуг. Около 2,5% населения — зарегистрированные предприниматели.

ИТ-сектор представлен небольшими digital-студиями и аутсорс-компаниями. В крупнейших региональных компаниях Махачкалы Color-IT и Tekama работает не более 30 человек в каждой. Средний размер оклада разработчика — 25 тысяч рублей.

По данным Росстата, в Ингушетии, Чечне, Карачаево-Черкесии и Дагестане самые высокие показатели безработицы в стране. В Дагестане не могут найти работу 12,6% жителей республики. Для сравнения, в Москве показатель равен 1,6%.

Однако несмотря на избыток предложения на рынке труда, региональным ИТ-компаниям все равно не хватает кадров. Одна из проблем — качество образования. По словам руководителя аутсорс-компании Resilience Артура Хидирнабиева, выпускникам региональных университетов не хватает знаний для последующего трудоустройства.

После обучения в университете вы не станете готовым специалистом. Что такое работа в ИТ-индустрии, я понял в 15 лет, когда я увидел, как мой хороший знакомый создает веб-страницы.

Что уж говорить, в вузе такому не учат. Мне повезло, что я нашел учителя, но большинство вынуждены ограничиваться теоретическими знаниями, читая специализированную литературу.

Артур Хидирнабиев, руководитель студии Resilience

Еще четыре года назад в Дагестане не было коворкингов, а редкие ИТ-конференции проводили в университетах и городских библиотеках, рассказывает Хидирнабиев. Во время одной из них он познакомился с будущими сооснователями своей компании.

По словам предпринимателя, сейчас дела обстоят лучше ИТ-сообщество постепенно растет: появляются конференции и хакатоны, из Москвы приезжают опытные спикеры.

Например, в 2016 году Дагестан посетил эксперт по стратегическим технологиям Microsoft Александр Белоцерковский с лекцией о машинном обучении. В 2015 году дизайнер и каллиграф Покрас Лампас выступил с мастер-классом для дагестанских дизайнеров.

«Несмотря на все минусы работы в регионе, мне здесь комфортно. В Дагестане есть отличные условия, нужно только стимулировать ребят оставаться в республике», — рассуждает Хидирнабиев.

Детский хакатон 4Kids в «Пери инновации»

В 2013 году в Махачкале на базе американского акселератора был создан бизнес-инкубатор Plug and Play Dagestan. По словам его первого руководителя Михаила Бланка, перед ним стояла амбициозная задача превратить Дагестан в «кузницу стартапов на Кавказе».

Инкубатор предоставлял разработчикам бесплатные коворкинг-зоны и места под офисы. Кроме того, руководство инкубатора оказало безвозмездную финансовую и менторскую поддержку технологическим проектам.

«Люди крутили пальцем у виска, узнав, что я приехал в Дагестан с задачей находить и развивать ИТ-сообщество. Окончательно в нас поверили только после выхода статьи в Forbes о дагестанских стартапах. Люди наконец поняли, что и в Дагестане есть ИТ-жизнь» — Михаил Бланк, инвестиционный директор Caspian VC, бывший генеральный директор бизнес-инкубатора «Пери Инновации».

В 2015 году бизнес-инкубатор провел ребрендинг, сменив название на «Пери Инновации». За время своего существования организация оказала поддержку 32 стартапам, в том числе проекту Rambot Расула Кишова.

Внутри «Пери Инновации».

Инкубатор регулярно проводит ИТ-конференции, семинары и хакатоны. В октябре 2017 года при поддержке Google здесь прошла конференция разработчиков DevFest Makhachkala.

В ноябре 2017 года года вместе с Агентством стратегических инициатив бизнес-инкубатор провел хакатон «Собери университет» с призовым фондом в 800 тысяч рублей.

На мероприятии было представлено 19 образовательных проектов с фокусом на технологиях в области искусственного интеллекта, блокчейна, дополненной и виртуальной реальности. Например, команда «Надежда СОГУ» представила систему для создания индивидуальной образовательной траектории «Сателлит», а команда HyPerfomance подготовила нейронную сеть, оценивающую выступление спикера в виртуальной реальности.

Дважды в год бизнес-инкубатор проводит отбор стартапов для акселерационной программы. Прошедшие проекты получают финансовую и менторскую поддержку. В этом году «Пери Инновации» начал активнее развивать образовательное направление. Студентам и старшеклассникам бесплатно преподают основы программирования и курсы по мобильной разработке и дизайну. Дети помладше изучают робототехнику и Arduino.

«Мы можем долго ждать, пока в республике появится больше инновационных проектов, но гораздо лучше — создать самим среду для их появления. Мы надеемся, что наши занятия помогут ребятам не только стать сильными специалистами, но и самим создать конкурентоспособные технологические компании», — рассказывает руководитель акселерационных программ «Пери Инновации» Раисат Дидуева.

В «Пери Инновации» считают, что небольшим ИТ-компаниям выгоднее нанимать молодых специалистов из регионов, чем столичных. По мнению Михаила Бланка, профессиональный уровень у начинающих специалистов одинаков, но человек из такого региона, как Дагестан, будет стоить работодателю в разы меньше.

В Дагестане работы для хорошего специалиста не так много. Чтобы устроиться в крупные столичные компании, специалистам из региона, помимо знаний и желания, зачастую необходим опыт и портфолио. Взяться за работу в амбициозном стартапе в столице смогут единицы, когда как в том же Дагестане — многие.

Михаил Бланк, инвестиционный директор Caspian VC, бывший генеральный директор бизнес-инкубатора «Пери Инновации»
Хакатон «Запрограммируй город» в Махачкале

Из Дагестана с любовью

Несмотря на изменения в республике, многие специалисты уже уехали из Дагестана. Например, индустриальный менеджер Google Export Арсен Исрапилов.

После окончания университета он недолго проработал в местной компании «Дагтелеком GSM», а затем в 2012 году решил переехать в Москву. По словам Исрапилова, в Дагестане ему не хватало возможностей для развития профессиональных навыков. Уволившись, он начал искать работу за пределами республики.

Было три телефонных интервью после того, как я стал активно искать работу, находясь еще в Махачкале. Тогда меня и позвали в компанию Netcracker Technology на должность системного аналитика.

В 2012 году я вернулся в Москву из Индии, где жил и работал два года, возглавляя один из проектов для Sistema Shyam Services (представительство МТС в Индии).

Работать вне региона приходится гораздо больше. В Новой Зеландии я работал с клиентами и, бывало, на встречах проводил весь день в их офисах. Придя домой вечером, я продолжал работать удаленно с коллегами из Москвы. Из-за разницы в часовых поясах, я проводил по 10 таких встреч в день, работая в «Одноклассниках».

Предвзятого отношения к ребятам из регионов в компаниях я не замечал. Все зависит от знаний, навыков и опыта. Если мы не говорим об экспертах из других стран, то в большинстве случаев место рождения не имеет никакого значения.

В компаниях, где мне довелось работать, особо уделяли внимание лишь образованию, знаниям, опыту. Для хорошей работы место рождения не играет роли. Профессиональные качества важнее.

Арсен Исрапилов, индустриальный менеджер в Google Export, бывший директор по маркетингу «Одноклассников»

Устав от рутинной работы в местных веб-студиях, фронтенд-разработчик студии Creagames Тимур Радченко также хотел улучшить профессиональные навыки. Покинув Дагестан в 2011 году, он откликнулся на вакансию московской компании Destiny Development, где стал частью команды разработчиков браузерных игр.

В коллективе никакого давления к приезжим я не ощутил. Если человек адекватный и к тому же хороший специалист, то не важно, откуда он приехал. Какой-то особой политики в подборе персонала нет. Найти профессионала сейчас — это тяжелый и длительный процесс. Вопрос о месте его рождения стоит далеко не на первом месте.

Отличия в работе между региональными компаниями и столичными есть. Для меня это, прежде всего, отношение к работникам. Во многих региональных компаниях «пашут» на своих специалистах. В Москве такое встречается не часто. Заботясь о своих сотрудниках, многие российские компании стремятся к западному образцу работы. Если ты специалист со знаниями не ниже среднего, то найти работу не составит труда. Столица сильнее подталкивает тебя развиваться.

Тимур Радченко, фронтенд-разработчик CreaGames, бывший разработчик в Destiny Development

После окончания учебы в университетах за пределами республики многие дагестанцы остаются жить и работать вне родного края. Проработав в ряде компаний Санкт-Петербурга, Заур Агамов решил не останавливаться и в 2012 году переехал в Дубаи.

Окончив школу в Дагестане, я перебрался в Санкт-Петербург, где поступил в ЛЭТИ. Вуз и обстановка вне родного дома дали мне хороший стимул для саморазвития. Во время и после учебы я работал в разных компаниях. Некоторое время пробыл стажером-программистом в Motorola. Позже — инженером по тестированию в Spb Software House. Затем попал в «Яндекс», где проработал два года.

Это очень сильная технологическая компания с отличными условиями для сотрудников. Обеды, спортзал, библиотека, и множество других бонусов, которые окружают сотрудников. Никакой дискриминации по национальному признаку я не испытывал. Всем дагестанским студентам-айтишникам я бы рекомендовал целиться именно в «Яндекс» в качестве первого места работы.

Получив предложение о работе в Объединенных Арабских Эмиратах, я долго размышлял, но все-таки решил уйти из «Яндекса».

В Дубае ситуация с ИТ отличается от России. Практически все программисты — приезжие, подавляющее большинство из Индии и Пакистана. Много интересных проектов и амбициозных задач, при этом конкуренция ниже, чем в России. Ну и, конечно же, совершенно другой уровень качества жизни, безопасности и оплаты труда.

Сейчас, помимо работы в ОАЭ, я создаю некоммерческий проект в Дагестане Public Dictionary — мобильный словарь национальных языков. Моя цель — сохранение культурного наследия наших языков, многие из которых сейчас бесследно исчезают.

Заур Агамов, основатель проекта Public dictionary, сооснователь студии VerumLabs.com

После окончания математического факультета в Дагестанском государственном университете Камиль Насруллаев продолжил обучение в Москве, поступив в аспирантуру.

В 2013 году он начал работать в Mail.Ru Group. Сегодня он руководит в компании направлением мобильной рекламы. По словам Насруллаева, дагестанские ИТ-специалисты в основном переезжают в столицу, чтобы получить больше возможностей.

В Москве работает несколько крупных российских компаний, в которых постоянно требуются сотрудники. Mail.Ru Group, «Яндекс», ABBYY — лишь часть из них. Насруллаев верит, что у специалистов из регионов есть все шансы стать частью их команды.

В 1995 году я закончил Дагестанский Государственный университет по специальности «Математика» и решил продолжить обучение. Я поступил в аспирантуру в Москве и с тех пор продолжаю здесь жить и работать.

В 2013 году компания «Таргет@Mail.ru» искала продуктолога для запуска таргетинговой рекламы в соцсетях. К тому времени я уже успел поработать над мобильной рекламой в «Бегуне» и «Тинькофф Диджитал» и поэтому имел опыт в этой сфере. Я откликнулся на вакансию и с тех пор работаю в команде Mail.ru Group.

Если говорить об отличиях между Москвой и регионами, то здесь несоизмеримо больше возможностей для трудоустройства. В столице работают много крупных компаний, здесь выше доход по аналогичным позициям и есть простор для самореализации. Если не получилось или не понравилось в одной области, то можно попробовать себя в другой. Говоря про ИТ, стоит отметить, что сейчас в столице — это рынок соискателей, где существует нехватка специалистов. В регионах же выбор невелик — это либо государственное учреждение, либо, в лучшем случае, небольшие аутсорс-компании.

По моим ощущениям, ребята из регионов являются фундаментом и движущей силой большинства крупных компаний в этой сфере. Причина — большая мотивация приезжих специалистов. Как правило, они более активны, работоспособны и заряжены на карьерный рост. Более того, зачастую им отдается предпочтение при найме, поскольку их финансовые запросы более адекватны при одинаковом уровне знаний.

Камиль Насруллаев, руководитель направления мобильной рекламы (Департамент рекламных технологий) в Mail.Ru Group
0
54 комментария
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
AshotMassive

Самые комфортные зинданы для гостей, ага.

Ответить
Развернуть ветку
К М

Я вижу вы эксперт по Северному Кавказу

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
К М

Дичь у нас только по ПДД. Вот это конечно каменный век. Про ремни я вообще говорить не буду, если нацепил ремень чуть не за фуцына будут считать. На красный проехать- запросто, на двойной сплошной развернуться- запросто, не пропустить на перекрестке на зеленый пешеходов- без проблем, подрезание в порядке вещей, если останавливаются на красный, то обязательно на зебре перед носом пешеходов, маршрутка полная пассажиров может ехать 80кмч по третьей полосе и на полном ходу срезать на первую в любом месте, чтобы высадить пассажира, машины часто заезжают прямо на тротуар и до конца рабочего дня там стоят, мешая ходить. Ну и прочее и прочее.
"А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хо-ро-шо" )))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Камер нет?

Ответить
Развернуть ветку
К М

Во-первых, не повсеместно, как в Москве. Во-вторых, правда это слухи, город не заплатил московской компании установившей камеры и оптоволокно (сумма вроде 130 млн), потому что все деньги полученные за оплату штрафов пошли понятно в какие карманы. Но, повторю, это слухи

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда