{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

На что обратить внимание при запуске каршеринга?

Операционный менеджер компании Bright Box, глобального поставщика Connected Car платформы, Максим Орел о том, как запустить свой проект на рынке каршеринга и составить конкуренцию уже работающим компаниям.

По динамике роста автопарка каршеринга Москва занимает первое место в мире. При этом сегодня в столице работает всего 7 каршеринговых компаний. Департамент транспорта столицы оценивает емкость рынка в 10–15 тысяч машин. И если вы решили, что хотите проинвестировать в оператора каршеринга или получить свой кусок пирога этого перспективного рынка, то на следующие пять пунктов советую обратить особое внимание.

Парк автомобилей

Сейчас каршеринговые компании предлагают автомобиль на любой вкус и кошелёк - Audi, BMW, Datsun, Ford, Hyundai, Lada, Mercedes, Renault, Smart, Skoda, Volkswagen и даже Ferrari. При этом пользователи при таком широком выборе смотрят не только на модель автомобиля и его премиальность, но сравнивают цены за аренду, удобство приложения, стабильность платформы и понятность тарифов. Если вы не планируете привлекать пользователей возможностью покататься только на Lamborghini, то лучше провести оценку рынка и вывести автомобили, которых сейчас действительно не хватает. Жители столичного региона вряд ли оценят «Лады». Но, с другой стороны, KIA Picanto мог бы стать бюджетным конкурентом автомобилям Smart одного из крупнейших игроков рынка, если сердце и кошелёк клиента завлечь отличным сервисом и интересными функциями.

Эксперимент с выводом на рынок сразу нескольких моделей на этапе пилота требует больших первоначальных затрат, однако благодаря правильному сбору данных по рынку и их дальнейшему анализу, можно точно попасть в правильную нишу и выжимать из своего автопарка максимум.

Поставщик платформы

В каршеринге каждая минута простоя – это деньги, и деньги ощутимые, даже если в парке всего 100 или 200 автомобилей. Высока вероятность ошибки – неверного выбора устройств и IoT платформы в целом – могут отпугнуть клиентов, которые перестанут брать автомобили в прокат, а, следовательно, инвестор не получит прибыль.

Стабильность платформы – один из основных пунктов, на которые важно обратить внимание. Как-то я сам ощутил все слабые стороны каршеринга: больше часа ездил в поисках сигнала сотовой связи, чтобы завершить аренду. К счастью, нашел островок стабильного сигнала, правда, в 3-х километрах от нужного мне пункта назначения. Понятно, что после этого случая, больше я этим представителем московского каршеринга не пользуюсь.

Технически, возможно всё – поставить 2 и более SIM-card с модемами, обвесить весь автомобиль антеннами, но это никак не решит проблемы определенных районов (или закрытых парковок), сбоев у операторов мобильной связи или просто отсутствия покрытия. Обязательным условием для каршеринга должно быть умение работать с автомобилем в режиме, когда передача данных по сети затруднена или вовсе невозможна, чтобы не зависеть от операторов связи. В случае, когда отсутствует связь с сервером, а клиенту необходимо начать или завершить аренду в режиме оффлайн –просто необходим Bluetooth в управляющем (телематическом) устройстве. Он же нужен в смартфоне. И если наличием Bluetooth в смартфоне трудно кого-то удивить, то условие Bluetooth в телематическом устройстве можно встретить только у одного представителя московского каршеринга, что дает ему явное преимущество.

Страховка

Каждый автомобиль в каршеринге, должен быть застрахован по ОСАГО. Практически ни один автомобиль не имеет покрытия КАСКО, а некоторые компании предлагаю покрытие КАСКО клиентам за отдельную доплату . Легко посчитать, что для того, чтобы застраховать 1000 автомобилей, нужно, при средней стоимости полиса 50 тысяч рублей, выложить сразу 5 миллионов.

Как же тогда сохранить своё имущество и даже заработать? Очень просто – каршеринговая платформа просто обязана собирать всю возможную информацию об автомобиле и о происходящем с ним.

Автомобили сейчас дороги, как и их ремонт, особенно – кузовной. Автомобиль B-класса стоит в среднем более 600 тысяч рублей. Кузовной ремонт – тут всё индивидуально, но покраска одной детали обойдется минимум 5 тысяч рублей. Зачем рисковать и работать по общим тарифам с «плохими» высокорисковыми клиентами, если собрав данные и убедившись, что и «хороших» клиентов хватает, можно ограничить доступ «плохим» и серьезно сэкономить. И речь идёт не только о стоимости ремонта и запчастях, но и стоимости простоя автомобиля, который находится в ремонте по вине любителя скорости или «любителя поиграть в шашечки». При наличии на борту управляющего (телематического) устройства, нормального акселерометра можно сразу после поездки с пользователем либо попрощаться, либо поощрить бонусами.

Научившись собирать точные данные с высокой частотой и обрабатывать их при помощи технологий машинного обучения, можно точно сказать, что для Иванова нужно сделать скидку, т.к. он даже там, где знак «60», ездит со скоростью 55-65 км/ч, а Петрова либо вообще не допускать к автомобилям, либо только с тарифом КАСКО, да и то, по двойной цене.

Уникальность для пользователя

Использовать встроенного голосового помощника для запуска автомобиля или предлагать скидки в часто посещаемыми пользователем магазинах и кафе? Как было описано выше, сейчас трудно кого-то удивить премиальными авто, а вот подсказать пользователю, где поблизости можно купить любимый кофе или опоздает ли он на работу, потому что проспал и выехал позже, предложить не может никто. Приятно, когда приложение заботится о тебе и предлагает поехать домой на ближайшем авто, пока не собрались пробки.

Предложите своему водителю скоростной Wi-Fi в автомобиле, зарядку для смартфона, льготный тариф за счёт неотключаемой рекламы.

Оборудование

По статистике, 4% автомобилей сразу же после установки телематического оборудования возвращается в цех на доделку, 12% возвращается в цех в течении первых трёх месяцев эксплуатации.

Лучшее решение этой проблемы – использовать технологию pin-to-pin, аналогичную применяемой автопроизводителями на конвейере. Технология pin-to-pin позволяет сократить количество брака при установке и эксплуатации до ноля процентов, и удешевить сам процес установки, т.к. установщик тратит гораздо меньше времени (примерно в 3-3,5 раза меньше, чем при установке на «скрутках», пайке и т.д.). Кроме того, в варианте установки pin-to-pin, сохраняется гарантия производителя на автомобиль и упрощается процесс переноса комплекта оборудования с одного авто на другое.

Стоит понимать, что современный телематический комплекс и платформа, которая его обслуживает, должны быть разработаны таким образом, чтобы в любой момент, можно было внести изменяя в его логику работы в кратчайший срок и без необходимости вывода автомобилей из эксплуатации. Для этого, обязательным условием, должно быть OTA обновления устройств и гибкость самой платформы. Если вы решили добавить функцию приветствия пользователя морганием фар ближнего света или поворотников, то почему бы это не сделать? А если мошенники научились обходить блокировку автомобиля, то удаленная диагностика поможет внести изменение в прошивку телематического устройства и обновить все автомобили в считанные часы «по воздуху» и без каких-либо внешних подключений.

0
2 комментария
Илья Гасилин

Чтобы застраховать 1000 машин нужно 50 млн.р., а не 5 млн.р. как в статье. Думаю что те кто хочет заняться каршерингом вряд ли будут читать эту статью. Проще говоря если есть лишние 400 млн.р. то можно смело входить, потому что рынок растет. И не обязательно расписывать все по полочкам.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Orel

Илья, да, ваша цифра верная. В статье опечатка. Спасибо! На статью должны обратить внимание не те, у кого есть 400 млн., а те, кому доверили вложить эти деньги и запустить проект.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда