{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Онлайн-химчистка WashDrop: как мы сделали digital революцию на консервативном рынке, и при чем тут cocoshki?!

Black Friday оказалась хорошим поводом поэкспериментировать с рекламным форматом, порядком эпатировать публику в соцсетях, повысить продажи в 5 раз — и сделать несколько важных выводов. О том, как сервис онлайн-химчисток Washdrop за день стал известен по всему рунету, что из этого вышло и хорошо это или плохо, рассказал директор по коммуникациям сервиса Вадим Романович

Перед всемирным днем распродаж Black Friday нужно было что-то придумать - что-то трендовое, но не похожее на других. Такое, что выделило бы нас из массы других компаний, предлагающих скидки в этот день. На самом деле, задача стояла намного более глубокая, чем просто придумать рекламную акцию. Мы позиционируем себя как современный сервис, соответствующий digital-эпохе, но есть сложность - специфика нашей сферы деятельности такова, что в ней очень много багажа из 90-х. Много мифов и штампов - о неповоротливости, косности химчисток, о том, что это целиком офф-лайновый формат бизнеса. Мы стараемся ломать эти стереотипы, постоянно боремся со страхами и недоверием клиентов, показываем новый формат химчистки, в котором соединяются скорость, удобство, качество и открытость. И цель акции на Black Friday была именно такая - продемонстрировать аудитории свою гибкость, смелость, открытость к диалогу, соответствие цифровой эпохе. Ну и постараться немного хайпануть.

Концепция кампании: чем хуже, тем лучше

Рекламу решили пускать по официальным аккаунтам в соцсетях - Instagram, Facebook. Мы примерно понимали, что сделать очень качественный материал - такой, чтобы и “бомбануло”, и не подкопаешься, мы, вероятно, не сможем - у нас просто недостаточно для этого ресурсов. Поэтому пошли от противного - ну не сможем сделать идеально хорошую рекламу, сделаем идеально плохую. Цель - вызвать резонанс. И посмотреть реакцию.

Страшно было? Немножко. Больше - интересно. Да, было не по себе от мысли, что нас могли смешать с грязью. С другой стороны, наша работа - отмывать вещи от грязи.

Конечно, мы не знали - хайпанет или нет. Это такая вещь - неуправляемая. Можно подстроиться, поймать волну, как-то сыграть на тренде. Создать тренд тоже можно, но, опять же, это лотерея. Мемы не создаются, они появляются. Сами. И это как-то проанализировать сложно. не поддается анализу потенциал хайпа, если можно так выразиться. Ты можешь создавать, прорабатывать концепцию, использовать науку, статистику, да хоть астрологию. А тема не выстрелит. А можешь довериться интуиции - и получить огромный резонанс. Иногда выстреливают и вовсе случайные темы.

И мы не стали усложнять себе жизнь, решили делать по наитию.

Взяли плохое фото. С плохим фотошопом. Придумали слоган, который без фото был вполне обычным (хотя тоже плохим), а с фото становился абсолютно вульгарным. Добавили вишенку на торте - промокод cocoshki. И запустили в интернет.

Реакция публики: хейтеры, поклонники, конкуренты

Если честно, мы сами не ожидали настолько взрывного эффекта. То есть, мы, наверное, надеялись “засветиться”. Но такого резонанса не ждали. Пост в инстаграме собрал более 250 комментариев, в Фэйсбуке в общей сложности постом поделились более 600 человек. Нас называли мерзкими и аплодировали, клиенты приходили прямо из ленты комментариев под постом, и там же некоторые клятвенно заверяли, что мы их оскорбили, и они никогда не обратятся к нам. Впрочем были и очень смешные моменты...

P.S. узнал: генеральный натурал - у него есть жена!

Маркетологи конкурентов просто звонили и поздравляли с успехом, это было особенно необычно и приятно. Пост растиражировали популярные паблики в ВКонтакте, Facebook и Telegram, посвященные маркетингу и рекламе. Нас рекламировали и антирекламировали. Нас называли извращенцами, грозили законом о рекламе (опять же - что, почему закон, разве было нарушение? нет). В общем, хейтеры оторвались по полной. А клиентская служба принимала заявки.

Итоги кампании

В результате кампании мы подняли продажи в 5 раз. В среднем обычно мы отрабатываем около 30-35 заказов в день. После выхода этой “ужасной”, “мерзкой” и “извращенской” рекламы мы обработали около 130-140 заявок. Кампания имела затяжной эффект, поэтому на 3-4 день заявки падали и падали...

Также после резкого скачка заказов WashDrop удалось не только справиться с операционкой, но и удержать среднее количество заказов на уровне +20-25%, по сравнению с предыдущим периодом

Если говорить в цифрах, за те 4 дня, пока длилась PR-кампания, охват составил более 500 тыс. человек в официальных сообществах WashDrop в Facebook и Instagram, а также еще более 250 тыс. человек на других площадках за счет вирусности. На одной из ЦА стоимость показа и вовсе составила 17 копеек, а Facebook дал нашей публикации оценку 9 из возможных 10, что по определению - очень крутой результат! CTR при этом составлял от 0,2% до рекордных 3,5%, в среднем по кампании CTR составил порядка 0,5-0,7%

Какие мы сделали выводы

Во-первых, нужно всегда быть готовым к тому, что результат превзойдет все ожидания. И заранее понимать, как ты будешь на этот результат реагировать. На любой результат. В принципе, нам понравилось. Все могло быть лучше или хуже, могло стать полным провалом - но не стало, значит, мы все делали правильно. Или почти все.

Во-вторых, если нужно расшевелить аудиторию - лучше всего для этого подходит “черный” контент. То, о чем говорят - это трэш. Но говорят. Конечно, постоянно так делать не стоит - ты просто надоешь своей публике, и тебя забудут. Но в качестве разовой акции юмор ниже пояса подходит. Он заставляет о себе говорить, такой контент быстро и легко становится вирусным и начинает распространяться уже совершенно без твоего участия. К этому, кстати, тоже нужно быть готовым - поэтому следует обязательно проверять такой контент перед выпуском. Каждое слово. Ведь даже если вы, по той или иной причине, его удалите, откреститься от него уже не получится - растащат и будут припоминать. То есть, несмотря на кажущуюся безбашенность всей затеи, мы вполне осознавали - мы несем ответственность за то, что публикуем. И за сам пост, и за каждое слово в комментах.

В-третьих, про комментарии. Как я уже говорил выше, хейтеры слетелись со всего интернета, нас буквально начали препарировать. Конечно, у нас - у меня, моих коллег - есть свое личное мнение о том, что за люди так себя ведут и пишут какие-то совсем уж гадкие вещи. А есть мнение компании. И эта реакция в комментариях - она должна быть обязательно. Оставлять без реакции негатив нельзя ни в коем случае - его нужно мягко и позитивно гасить, сводить на нет, на шутку. Конечно, мы отвечали и тем, кто писал нам, что идея крутая, и что это действительно смешно - нам было приятно увидеть людей со здоровым чувством юмора, которые понимают, что такое стёб. Но главное - это не молчать, не начинать оправдываться и не уходить в ответный негатив. С этой задачей мы справились.

Что нам дал этот опыт (кроме пятикратного роста числа заказов)?

Мы ближе увидели аудиторию - тех, с кем мы живем, работаем, строим бизнес в одной среде. Я сейчас говорю о среде интернета. Пользователи сети - это не те же самые люди, которые ходят с нами по одним улицам, и одновременно те же. Это наши клиенты и наши конкуренты. И с каждым из них нужно считаться.

Аудитория ближе увидела нас. Мы сломали очень стойкий стереотип о химчистках - о том, что это мега-консервативная ниша, и никакого креатива здесь быть не может. Оказалось, может. Хотя бы такой, ниже пояса.

Мы сделали определенные выводы на будущее. О таком формате продвижения, об отработке негатива, о взаимодействии с клиентами. В принципе, нам понравилось. Возможно, когда-нибудь мы снова сделаем что-то подобное.

Но самое главное - на нас действительно посмотрели другими глазами - наши клиенты, хейтеры, конкуренты. Мы сделали то, чего от нас никто не ожидал, и получили отличный результат.

P.S. Вот еще подгончик

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Georgy Surnameyan

Реклама должна цеплять!) и раз она зацепила столько людей, то вы уже победили) а победителей не судят 😉

Ответить
Развернуть ветку
Yadadya Isakov

Ребятки, п-ха. Статья - это гуд. А реальность?

1. Охват 500т, а результат 140 заявок?! Seriously?! Это смешно.
2. Увеличили выручку в 5 раз? Она у всех в период Black Friday вырастает именно так.

Сколько вы денег на это потратили?

Мы, например, охватили 4т людей, а результат - 600 клиентов за 3 дня периода Black Friday. CTR, думаю, понятен. А дальше самое интересное. Рекламный бюджет составил 5000р.

У меня все.

Ответить
Развернуть ветку
Yadadya Isakov

Welcome to Suzy Wong :)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Zakharov

Уважаемый Ядадья!

Никогда не понимал смысла взаимного хейта коллег по цеху в digital-среде, но наверное Вам это доставляет особое удовольствие...

Что ж, начнем клоунаду.

Обратимся к теории маркетинга. Есть несколько типов рекламных кампаний, одним из которых является имиджевая. Так вот ее цель - прежде всего охват. Мы как-то вообще не надеялись, что "яйца кота" могут что-то продать. Ожидали скорее вирусного эффекта, чего собственно и добились.

Теперь по цифрам: потрачено было около 100к, то есть один просмотр стоил нам 20 копеек. Один заказ в итоге стоил нам 714 рублей, что вполне бьется с нашей юнит-экономикой, при этом стоит отметить, что хвост заказов тянется до сих пор, и более честный СРО стоит посчитать ближе к концу года, который, как мы рассчитываем, будет в районе 500 рублей.

Как итог, в одну кампанию нам удалось уложить большой охват, да еще и неплохо заработать на этом. По моему, это довольно неплохо за 100к.

Теперь что касается Ваших результатов: тут сложно спорить, мне кажется мы имеем дело с богом маркетинга, чьи сверхъестественные способности доступны только ему. СРО 8,33 это прям очень хорошо, дешевле клика на многих известных нам каналах. Вы еще скажите, что это все новые клиенты, тогда я точно приползу к Вам на коленях и начну умолять научить меня такому ремеслу.

И как небольшой бонус, хотел бы развеять некоторые Ваши заблуждения относительно доставки химчистки.
Прочитав Вашу статью, стало немного не по себе от того, как Вы считаете свою юнит-экономику. Приведу лишь один пример:

Вы пишите, что одна машина способна делать 10-12 заказов в день, со средним чеком 3к. Но мне кажется, что вы забыли, что эти заказы еще и обратно отвозить нужно. То есть либо Вы помимо своих сверхспособностей рассчитываете на сверхспособности своих водителей, либо собираетесь кататься между башнями Москвы Сити, где Вы сейчас в основном и представлены.

Ну а приемщик, приезжающий вместе с водителем - это вообще смак. Только охранника и инкассаторского авто не хватает, вещи ведь дорогие...

В целом, юнит экономика химчистки с доставкой выглядит несколько иначе, чем Вы себе ее представляете, и было бы хорошо Вам понять это уже сейчас, прежде чем тратить, О боги!!, деньги, сопоставимые стоимости открытия 7-10 приемных пунктов (а это, на минуточку, не 5000 рублей), на маркетинг и разработку приложения, даже не проверив свои гипотезы.

Храни Вас Бог "мистер Каланик"!

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Zakharov

Мама мия! Так у вас еще и скидка аж 50% была, красиво жить не запретишь...

Ответить
Развернуть ветку
Yadadya Isakov

Учитесь! =)

Ответить
Развернуть ветку
Yadadya Isakov

Илья, приветствую! =)

По порядку:

Имидж клоунов в сфере бытового обслуживания, прямо скажем, хреновая затея. Вы - не Тиньков, медийный весь у вас не такой, чтобы выставлять себя клоунами, вас такими и запомнят, как есть =)

Учитывая абзац выше, все ваши цифры не говорят ни о чем. Даю бесплатный совет! Внимание! Начните считать LTV.

Что касается нашего CPO, то очевидно, что да, мы очень близки к уровню Б-га, ведь мое имя переводится как "друг Б-га". Но нам всем до Него очень и очень далеко =)

Переименуйте статью, не позорьте свой "пиар". Пока вы не написали статью, а мне не скинули ссылку на нее, я даже не знал о том, что вы совершили "переворот", п-ха =)

Дорогой, а теперь про наш опыт и юнит-экономику. Это хорошо, что вы знаете теорию и владеете терминами. Мы существуем на рынке 7 лет, как химчистка. 20% наших заказов приходятся на выездное обслуживание (которое мы постепенно заменяем мобильным приложением), 50% на Москва-Сити (где ваша клоунада вообще не пройдет), оставшиеся 30% - точка на С-Спасской. Опять не сходится с вашими последними 5-ю абзацами, да? =)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Zakharov

Во-первых, переименовывать мы точно ничего не собираемся.

Во-вторых, быть клоунами или нет - дело исключительно наше, мы самоироничная компания. Большинство наших клиентов такой юмор понимают и одобряют.

В третьих, Вашему совету про подсчет LTV я прислушался, правда еще до того, как Вы его дали. Мы считаем и ретеншн, и ЛТВ, и все свои когорты прекрасно знаем. Но ведь в этой статье речь не про это правда?

В-четвертых, Вы почти как любой российский политик, очень грамотно не ответили не на один мой вопрос, а именно: как Вы собираетесь делать 24 поездки в день? Где Ваши скромные бюджеты, когда речь идет о запуске мобильного приложения? И как должна сойтись юнит экономика, если вы собираетесь целой делегацией ездить к каждому клиенту?

Увидев в нашем глазу соринку, Вы в своем бревна-то и не заметили.

Ответить
Развернуть ветку
Yadadya Isakov

Дорогой, а при чем тут моя статья? Мы тут все собрались вашу статью обсуждать, имею полное право ничего не отвечать тут по моей статье.

Я вас приглашаю обсудить мою статью на странице моей статьи, а тут я хочу ваши слова опровергнуть, в которых вы выдаете себя за Троцкого, будучи юным Сталином.

Вы, если наметили в Троцкого, так будьте им до конца.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Zakharov

Тоже сериал смотрели?)

Было бы чем похвастаться, уверен и здесь бы непременно написали, а так не вижу смысла продолжать эту бесполезную дискуссию, где я вроде бы пытаюсь фактами оперировать, а Вы сваливаетесь в какую-то беспорядочную словесную вакханалию.

Ответить
Развернуть ветку
Yadadya Isakov

Конечно, сериал хороший. Главное не закончить как Троцкий =)

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Романович
Автор

или сталин

Ответить
Развернуть ветку
Максим Куликов

дали бы еще скрины негативных комментариев и то, как вы их гасили

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Романович
Автор

Гасили как могли:)

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Kurguzov

Хм, сомнительное удовольствие. А как разделить эффект чёрной пятницы и вашего «извращенского» креатива? Словом, если бы вы разместили сие творение в другое время? Охват 500К человек, заказов 130 в день, это много или мало?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Романович
Автор

тут еще сыграл психологический фактор: аудитория рассчитывала на скидки именно в это время. В другое время тоже бы эта кампания зашла, но эффективность была ниже, хотя стоит попробовать:)

Ответить
Развернуть ветку
Карина Труфанова

Ребят, ну вы крутые!!! Когда я увидела рекламную кампанию — пила кофе. В какой-то момент начала так ржать, что кофе пролилось на новые брюки - пришлочь тут же Вами и воспользоваться! Спасибо за настроение!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Романович
Автор

Надеюсь все хорошо и Вы живы:)

Ответить
Развернуть ветку
Карина Труфанова

Главное, что брюки живы! :) Спасибо Вам за это!

Ответить
Развернуть ветку
Kirill

Спасибо! Посмеялся от души!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда