{"id":13747,"url":"\/distributions\/13747\/click?bit=1&hash=d2826f1eb0c6a77affe3d118e9bfc85f0711a8a449782d8428cb9b0fe1485f22","title":"\u041f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0433\u0430\u0442\u044c \u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u044b \u043d\u0430 \u0430\u0443\u0434\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u044e \u0432 60 \u043c\u043b\u043d \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Когда российский бизнес уйдёт в облако

Кризис дата-центров, переход на модель Pay as you go, взросление IaaS и становление PaaS.

Руководитель облачных b2b-сервисов Mail.Ru Group Илья Летунов рассказывает о том, что произошло за прошедшие годы на мировом рынке IaaS и PaaS.

Мировой рынок облачных b2b-сервисов возник чуть больше десяти лет назад — в 2006 году, когда развитие технологий и спрос со стороны бизнеса привели к появлению первых IaaS-услуг. Российский рынок зародился спустя семь лет и ускоренными темпами стремится ликвидировать отставание.

В настоящее время мы развиваем два облачных b2b-сервиса: горячее хранилище Hotbox и сервис облачной инфраструктуры Infra для крупного и среднего бизнеса.

Разрабатывая платформу для виртуализации и продумывая её ключевые возможности, мы уделяли большое внимание американскому рынку — исследовали, как он зарождался и развивался, какие ключевые события на него влияли.

На основе этой информации составили прогноз развития российского сегмента. В данной колонке речь пойдёт о том, что ждёт нас в ближайшие несколько лет.

Илья Летунов

Структура рынка

Для начала вспомним, что представляет собой рынок облачных сервисов. Он состоит из трёх частей:

  • SaaS (software as a service, «программное обеспечение как услуга») — возможность удалённой работы с прикладным ПО через тонкого клиента или через интерфейс программы.
  • PaaS (platform as a service, «платформа как услуга») — аренда информационно-технологических платформ: операционных систем, СУБД, сред разработки и тестирования приложений.
  • IaaS (infrastructure as a service, «инфраструктура как услуга») — аренда вычислительных мощностей, хранилищ данных, сетевых элементов.
Публичные и приватные облака постепенно замещают традиционные дата-центры

На сегодняшний день быстрее всего развивается IaaS-сегмент: он растёт на 20% в год. Если тенденция сохранится, то уже в 2021 году на долю облачных сервисов будет приходиться более 50% всей инфраструктуры в мире.

Кроме того, весь рынок ИТ-разработки растёт в среднем на семь-восемь процентов в год. Это значит, что становится больше данных, выпускаются дополнительные приложения. Всё это также создает благоприятную почву для роста IaaS-сегмента.

Теперь рассмотрим основные вехи развития мирового рынка.

Экскурс в историю: почему рынок растёт

2006 год, США

К этому моменту ИТ-компании построили свои дата-центры, разработали технологии, позволяющие эффективно использовать инфраструктуру, и вырастили профессионалов, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для её обслуживания.

На рынке предлагается лишь аренда физических серверов, но у клиентов уже сформировалась потребность в обслуживании и консалтинге на более высоком уровне.

Эти два условия (достаточное развитие технологий и спрос со стороны бизнеса) сделали возможным появление Amazon Web Services. Компания Amazon вышла на рынок с первым в истории IaaS-предложением и начала предоставлять свою инфраструктуру другим организациям.

2009 год

Произошло следующее важное событие: была запущена модель оплаты Pay as you go (оплата за фактическое использование ресурсов). В то время на рынке преобладал стандартный способ оплаты через тендеры и договоры, которым обычно предшествовали два-три месяца переговоров и согласований.

Это не давало бизнесу быстро масштабироваться под свои потребности и выпускать собственные продукты. Новая модель оплаты радикально изменила ситуацию.

2012 год

Все крупные игроки этого рынка (Amazon, Microsoft, Google) полностью развили свои IaaS-линейки и начали развивать PaaS-направление.

PaaS — это облачные сервисы, которые замещают определённые бизнес-функции и значительно экономят время разработчиков и системных администраторов.

Самое важное заключается в том, что PaaS-сервисы можно использовать только на IaaS-инфраструктуре того же провайдера. Так провайдеры создают добавочную ценность и дистанцируются друг от друга.

2013-2014 годы

Произошёл кризис на рынке дата-центров. Темпы строительства опередили рост потребности в их услугах. В результате более 60% совокупного объёма дата-центров не было задействовано.

Поставщики классических услуг не могли предоставить никакой добавочной ценности, поэтому конкуренция велась только за счёт снижения цен. Демпинг закономерно привёл к уменьшению маржинальности и кризису отрасли.

В течение этих двух лет более 70% дата-центров перестали оказывать услуги под собственным брендом, и большая их часть сдала свои мощности в аренду Amazon, Microsoft и Google.

С 2016 года после кризиса классических поставщиков инфраструктуры большие компании стали переходить на облачные сервисы

В качестве ярких примеров можно привести два кейса. Первый — это Apple, которая в 2015 году перевела все свои операции в Amazon. Разумеется, это не так уж удивительно, потому что Apple является высокотехнологичной компанией.

Но здесь интересно другое: в 2016 году Google предложила Apple скидку в 40% относительно текущего тарифа, и вся огромная инфраструктура компании за три месяца полностью переехала в Google. Перенос инфраструктуры в облако обеспечивает гибкость и возможность быстрой адаптации к меняющимся условиям рынка.

2017 год

Второй кейс: банк Morgan Stanley, который работает в сильно зарегулированной области. В 2017 году он отказался от своих дата-центров и полностью ушёл в облако. Это показывает, что в текущих реалиях любой компании будет выгоднее сосредоточиться на своём основном бизнесе, не отвлекаясь на непрофильную деятельность.

Российский рынок: сегодня и завтра

Российский рынок облачных b2b-сервисов сейчас занимает лишь 0,25% от общемирового объёма. Это очень маленькая часть, но при этом она демонстрирует темпы развития выше мировых — например, российский рынок IaaS растет со скоростью 30—40% в год.

Как многие догоняющие рынки, он копирует поведение уже развитого рынка, и это позволяет сделать довольно точные прогнозы на ближайшие несколько лет.

В 2013 году в России появились ИТ-компании с необходимым опытом в сфере поддержки и развертывания инфраструктуры, они начали создавать свои облачные платформы

В 2017 году рынок всё ещё находится на начальной стадии. Модель оплаты Pay as you go сейчас присутствует практически в каждом решении, но фактически только два-три процента от всего объёма и стоимости инфраструктуры предлагается по этой схеме. Преобладает классическая модель с тендерами и договорами.

Кризис дата-центров в России пока не наступил, но уже сейчас есть признаки движения в эту сторону. Уровень задействованности дата-центров падает, и они начали снижать цены на свои услуги.

Что произойдёт в будущем? С учётом имеющихся данных и более высоких темпов роста российского рынка мы предполагаем следующее развитие событий.

  • В 2018 году должно начаться повсеместное использование Pay as you go. Более 30% мощностей будет продаваться именно по этой модели.
  • В 2019 году наступит кризис дата-центров в России (возможно, это случится даже раньше).
  • В 2020 году все российские облачные провайдеры построят свои линейки базовых IaaS-сервисов и перейдут к развитию PaaS-направления.
  • В 2022 году все крупные российские компании перейдут в облако и на IaaS как минимум на 50% от своих мощностей.

Очевидно, что быстрее всего в облака перейдёт малый и средний бизнес. Это выгодно с точки зрения затрат, скорости развития и разработки. Крупные компании некоторое время будут использовать собственную инфраструктуру, так как масштаб закупок обеспечивает значительную экономию.

Но в конечном итоге, к 2020-2022 годам компании-гиганты также перенесут инфраструктуру в облако, потому что это будет наиболее выгодно для бизнеса. На собственных хостингах останутся только государственные компании, работающие с засекреченной информацией.

Развитие b2b-облаков в России

Сдерживающие факторы

Высокая скорость развития российских облачных b2b-сервисов обусловлена тем, что провайдеры знают, в каком направлении развиваться. Американские компании-первопроходцы начинали с нуля и продвигались вперёд методом проб и ошибок, а российские могут анализировать мировой опыт и адаптировать к российским реалиям и законодательству.

Возникает вопрос: если известно, в какую сторону двигаться, можно ли «перепрыгнуть» сразу к последнему или предпоследнему этапу?

Нет, этого сделать нельзя. Основной ограничивающий фактор — неготовность российского бизнеса к подобным изменениям. В Америке облачные процессы и технологии уже опробованы и проверены, а в России у многих руководителей сохраняется недоверие к ним.

Кроме того, чтобы в полной мере пользоваться преимуществами облачной инфраструктуры, компания должна оптимизировать все организационные процессы. Невозможно гибко выделять инфраструктуру и быстро запускать проекты, если после разработки идёт, например, длительное согласование с юридическим отделом.

Это проблема многих российских компаний. Впрочем, тренд на диджитализацию и быстрые процессы уже запущен, и в итоге это будет способствовать развитию IaaS в России.

Но, хотя перепрыгнуть через несколько ступенек развития в этом случае невозможно, увеличить скорость подъёма по лестнице вполне реально.

Именно такую задачу мы в Mail.Ru Group ставим перед собой. Изучив опыт американского облачного рынка, мы выстраиваем и развиваем наши облачные b2b-сервисы так, чтобы переход от одного этапа к другому был для компаний максимально естественным и логичным.

И чем больше провайдеров облачных сервисов будет практиковать такой подход, тем быстрее будут наступать ключевые события на российском рынке.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Епихин

Фотка года :)

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

Так российский бизнес уходит в облако.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Аббасов

Интересно, конечно узнать, какая боль у малого бизнеса реально? Какие им нужны PaaS решения. Мы бы помогли закрыть эти дыры :) По IaaS у нас кажется, только Selectel достойный. По крайней мере из моего личного опыта. А вообще, разрыв конечно огромный. У нас столько пустых мест, чтобы можно было внедрять облачные решения, но сейчас бизнес ужасно инертный. Я вот пару лет назад пробовал сервис для кафе и заведений поднять - ужаснулся от портрета управленцев (никого не хочу обидеть). Возможно проблема в том, что в России до сих пор серые схемы работы распространены. Не знаю, было бы интересно узнать мнение других.

Ответить
Развернуть ветку
thoewr

У Даталайна крупнейшее облако на VMware в Восточной Европе.

А Селектел самый раскрученный среди айтишников, только почему-то все забывают их факапы, вроде попыток сделать SDS из говна и палок или когда на сутки положили облако из-за копеечной экономии на трансиверах.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронков

Ну у Dataline SDS на серверах от Huawei, тоже вариант с душком. И переподписка у их CloudLite мягко говоря больше для предложений LowEndStock подходит.
С SDS на OpenStack в России были и крупнее факапы, взять тот же КРОК, интегратор номер 1 всея Руси, у которого ceph развалился с потерей данных нескольких корпоративных клиентов

Ответить
Развернуть ветку
Grigory Antonov

Жаль в статье нет рекламы "российских облачных b2b-сервисов с высокой скоростью развития"
А то не видно на рынке российских амазонов/гуглклаудов/азуров/хероку, не по масштабам, а по функционалу, например, резервирование между датацентрами, плавающий айпи и прочие приятные "мелочи" и не за неебический ценник, а хотя бы за сравнимые деньги в российских реалиях. Ну и с божеским аптаймом, а не как обычно "ну не смогла, сорян бро"

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Cлушайте, ну весь смысл облачного сервиса, в том чтобы он физически был вне России .. как по соображениям безопасности, так и скорости доступа. Я уж не знаю кто и как так делает, но американские сайты всегда открываются быстрее российских (в России).
Кроме одного случае в 200X году, когда Ростелеком СПб (Авангард), пару лет продавал роутеры с настройками по умолчанию "не видящими" иностранный Интернет (включался только после перепрошивки).

Ответить
Развернуть ветку
Grigory Antonov

Есть случаи, когда очень желательно облако в России, но из-за возможностей(точнее их отсутствия)/аптайма/неадекватного ценника приходится пользоваться зарубежными, попутно расставляя юридические и финансовые костыли.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронков

Плохо ищите :) С широкой функционала это проблема спроса, а не провайдера. Сложно винить людей за то, что они не делают то, что не сулит им выручки в значимых объёмах

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Воронков

Не раскрыта тема со структурным отличием B2B рынка США и России. У них существенная часть экономики и ВВП это SMB. У нас - компании с гос. управлением. Переносить путь развития на существенно другой рынок может оказаться не очень хорошим подходом...

Ответить
Развернуть ветку
Denis Gabaydulin

Подобный бизнес в стране, где нет уважения к частной собственности и здравому смыслу (пакет Яровой) и где в любой момент твое облако прикроют люди в погонах дело сомнительное.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
topovyj

Фамилия подходящая)

Ответить
Развернуть ветку
Traveluber

Табор уходит в небо?

Ответить
Развернуть ветку
Jaroslav Jakimenko

Можете объяснить, когда PaaS станет популярнее IaaS? Если крупным и малым проектам необходимо инфраструктура, зачем им использовать платформу?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 14 комментариев
null