{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

История одной складчины, так и не ставшей ШарПеем

Per Ideam ad Aspera[1]

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве - сначала была «Складчина»: сервис для групповых платежей, позволяющая оплатить одну покупку нескольким людям без дополнительных высоких комиссий и рисков. Казалось бы, таких идей несколько пучков на любом финтех-конкурсе, но дьявол, как водится, в деталях.

Деньги холдировались на картах, и списывались только после того, как участники собрали полную сумму – в этом смысле проект «наследовал» логику краудфандинга. Отличием было то, что «Складчина» должна была предоставлять стандартный API для интернет-магазинов, что обеспечивало простую интеграцию и возможность выбора групповых платежей как одного из способа оплаты.

«Складчина» была придумана как российский проект, отвечающий российским традициям и бизнес-реалиям – поэтому название нам казалось оправданным. Целевая аудитория – турфирмы, гостиницы, авиакомпании, РЖД, индустрия развлечений и крупнейшие интернет-ритейлеры.

С самого начала мы были уверены, что проект, взлетев в России, сможет преодолеть российские границы. В этом отношении глобальный рынок ничем не отличается, кроме его масштабов.

· «Проверена ли гипотеза?»

· «Как часто оплачивают вскладчину?»

· «Почему будут готовы переплачивать за счет комиссии сервиса?»

· И наконец «контрольный выстрел»: «Какова правовая схема? Как вы будете обрабатывать требования возврата части стоимости покупки плательщикам?».

Мы искали ответы на эти вопросы банков и потенциальных инвесторов, и нашли их.

В ожидании года собаки: вторая реинкарнация в SharPei

Вместо первой идеи появился симпатичный пес и название SharPei, а также «наколеночный», но все же работающий прототип, интегрированный с тестовым стендом процессинга CloudPayments. К слову, CloudPayments оказался в этой истории единственным партнером, готовым к реальным экспериментам - конечно, не на реальных картах и деньгах, мы все проводили в режиме закрытого тестирования, но … полигон в распоряжении у нас был.

Появилась основа правовой проработки, результаты работы с несколькими фокус группами, бизнес-планы и целостная финансовая модель.

Потом был еще один тур встреч и презентаций, заявка в акселератор FintechLab и презентация для крупнейшего платежного сервиса в России… «Что нового в вашем кейсе?» «Слишком рискованно, поскольку нет работающего бизнеса». «Почему вы решили, что услуга заинтересует крупных перевозчиков и туристический бизнес?»

Особенно трогательным был вопрос от одной крупной финансовой компании, с которой обсуждался вывод продукта из-под ее бренда: «Почему потребитель будет доверять вам?» Нам очень хотелось переадресовать этот вопрос нашим визави.

Мы хорошо понимали, что без участия банка-партнера промышленное решение создать нельзя. К декабрю 2017 года внутренние ресурсы для развития проекта «сошли на нет». Да и строить на коленке уже было нечего – прототип работал, правовой каркас был разработан, целевой проект оценен.

Как это бывает у взрослых

Новость о том, что подобная услуга запущена AirBnB, вызвала двоякую реакцию – мы угадали и с услугой, и с целевой аудиторией. В начале 2017 года Airbnb приобрел краудфандинговый стартап и платёжный сервис Tilt, и 28 ноября 2017 года сообщил о запуске групповой оплаты https://press.atairbnb.com/airbnb-makes-group-travel-easy-with-global-launch-of-split-payments/. Этому предшествовала и интеграция, и исследования аудитории – интернет-опрос 2000 человек. Западный проект взлетел, и теперь отдых на Airbnb можно оплатить вскладчину. А билеты и гостиницы в России, кстати (для кого-то некстати), все еще нет.

Никаких сомнений: по состоянию на декабрь 2016 года «картонный прототип» SharPei радикально уступал готовому сервису Tilt. Но даже наличие сертифицированного программного кода не дало бы достоверных ответов на вопросы про гипотезы и целевую аудиторию.

Однако есть и другое отличие: «западный» стартап был создан, как ни странно, на западе... и вероятно получил под это раунд.... Мы за прошедший год не раз слышали от инвесторов: покажите нам работающий продукт, покажите нам подтвержденную гипотезу, дайте нам работающий бизнес, и мы дадим вам «миллион рублей», чтобы потом… продаться AirBnB и превратить их в миллиард?

Кто на чьих ошибках учит? Извлекаем уроки

А теперь практические выводы, которые сделали мы:

· Даже реально работающий «в плюс» бизнес может оказаться немасштабируемым и не имеющим реальной ценности, а протестированная гипотеза требовать денег на социологов и юристов – и при этом быть перспективной;

· Иногда тестирование гипотезы требует инвестиций существенно больших, чем прототип, и даже больше, чем технически построенный продукт – например, чтобы протестировать даже бесплатный продукт на аудитории, могут потребоваться инвестиции в продвижение;

· Сервис Tilt уже стал частью Airbnb, а его конкуренты вряд ли быстро придут в Россию. И услуги РЖД, Аэрофлота и гостиниц все еще не оплатить вскладчину.

И еще несколько соображений, уже не только про стартапы.

· Российские инвесторы готовы инвестировать, имея перед собой задачу кратно окупиться, что, само по себе, совершенно верно. Но многие из них, по крайней мере по нашему опыту, полностью лишены «аппетита к риску». По сути, предпринимательского духа. Пример SharPei – как раз об этом. Год, потраченный авторами проекта на прототипирование продукта, проверки гипотез – это, если иметь в виду принцип time-to-market, потерянный год.

· Тестирование «розничной» гипотезы стартапом занимает в разы больше времени, стоит дороже и всегда заметно субъективнее, чем то же тестирование гипотезы, но «промышленными» способами. Например, опрос крупным розничным финансовым игроком – это неделя на опрос и подведение его итогов. Себестоимость одного респондента в разы ниже, чем для стартапа, а аудитория – более репрезентативная. Однако «методичка бывалого инвестора», похоже, требует, чтобы эту компоненту обязательно принес с собой стартап, так что приходится терять несколько месяцев на то, чтобы изготовить слабое подобие.

· Скорость решает все. Отличная идея полуторалетней давности – была отличной и полтора года назад. Сегодня это и работающий прототип, и понятные кейсы, и некоторые результаты проверки гипотез. Но сама идея уже, скажем так, «не первой свежести». И хотя в России все еще нет прямых конкурентов и проект все еще стоит реализовывать, но выход на глобальный рынок – уже не рисуется таким безоблачным.

Зато теперь наша гипотеза проверена. AirBnB (к слову, инвестор, а не стартап) сделал для ее проверки даже больше, чем просили потенциальные российские инвесторы и партнеры.

[1] Или “От идеи к терниям»

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Петров

Я что-то не понял в чём суть. В чём тут "складчина" и какие её преимущества? Я понимаю принцип скинутся группой и заказать какой-то товар сэкономив на доставке. А зачем покупать билеты или заказывать гостиницу в складчину ?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Boltnev

Ну летит компания молодых студентов по акции в Крым. Денег у каждого 3 рубля. Вот они заходят в эту складчину а там цена за путевку 12 рублей. Их 4ро. 4х3 = едут в Крым. Все же понятно и просто. Непонятно другое. Почему студент каждый не может купить свою путевку за 4 рубля. Значит должен быть какой-то партнерский договор с турагентствами. Типа: одиночная путевка стоит 5 руб, а в складчику 4 руб.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Шлаин
Автор

Кейс, на наш взгляд и у AirBnbn, даже не про скидки - компания из 4 человек летит отдыхать и бронирует номера в одной гостинице и покупает билеты на одни рейсы туда и обратно. Сумма платежей немаленькая, каждая пара (или даже каждый турист) платит за себя. Покупка имеет смысл только, если все оплатили. Альтернатива: собирать деньги одному на свою карточку, это не всегда быстро и удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Петров

В жизнь Би у Гаврилина был какой-то похожий кейс со сбором денег. Но он вроде так и не зашел. Там объяснялось что удобно собирать деньги скажем на подарок преподавателю классом или группой. Ну я лично никакого удобства не вижу и ещё за это комиссию платить. У Гаврилина даже это приложение вроде без комисии были или может я ошибаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Wasya Pupkin

Идея вообще то летает в воздухе и ее чувствуют не только эти господа, о ком статья. Видел и даже пользовался одним сервисом крутым https://motplay.com
Это онлайн площадка для организации любых состязания с открытым сбором призового фонда (регулируется 57ой статьей ГК РФ) Так вот мулька в том, что там интегрированна торгоая площадка, где каждый может выставить свой любой товар (хоть виртуальный от игр, хоть физический) и назначить цену в системных денешках. Так вот из магазина этого, этот любой товар можно А) купить в складчину (прямо прямая аналогия) и Б) разыграть его, где оплатой этого товара будет собранный призовой фонд на игру. Этакая коллективная покупка через розыгрыш приза. Тамошние денешки можно тратить и для других игр, что делает их универсальной игровой голдой типа. И главное эти накопленные/ выигранные денешки можно обменять обратно в наши реальные игры, продав обратно их системе. Лично пользовал вариант Б) гоняю в тактический симулятор войны. Разыгрывался Yotaphone 2. Победитель забрал себе реальный предмет ))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Бахтин

Нет конкуренции, поэтому инвестор боится "обгадиться", а не опоздать... Если бы инвесторов и бизнес-ангелов было существенно больше на каждую тысячу идей, то инвесторы бы конкурировали за "право первой ночи", а не инвенторы бы пытались сбыть себя подешовке. А у нас, как в Иваново - классический "город невест"!

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Не факт, что AirBnB проверил вашу гипотезу, получил хороший результат и купил бизнес. Может он и купил, что бы недорого проверить.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Шлаин
Автор

Я не нашел достоверной информации о параметрах сделки, но на уровне слухов - десятки миллионов долларов. Т.е. это "дороговато для проверить". В своем блоге AirBnB написал, что они сначала провели опрос в Интернете (2000 респондентов), и на его основе выявили групповые платежи как одно из самых желаемых пользователей новшеств. Но - важное отличие - AirBnB приобрел уже работающий сервис краудфандинга и приспособил его к своей бизнес-модели, а не "сделал с нуля".

Ответить
Развернуть ветку
Anton Boltnev

Покажи инвестору спрос и инвестор покажет тебе "пресс". Вы тестировали ресурс на реальные продажи "вскладчину"? Или все закрытые бета-тесты с фокус группами? Пытались сами подтащить покупателей и продавцов?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Шлаин
Автор

Антон, одна из мыслей статьи - что без стратега провести достоверное тестирование стартапу иногда очень сложно, качественно дороже чем сделать сам продукт. См. кейс AirBnB - они провели опрос по своим клиентам, и поняли, что клиентам это нужно. Т.е. тестирование по сути провели даже не имея сервиса, и наличие прототипа (даже работающего с реальным процессингом) ничуть не упростило бы эту задачу. Поэтому да, "закрытые бета-тесты" были - предложения продукта рынку не было.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Boltnev

Просто по личному опыту общения с инвесторами и фондами - все как очумелые твердят одно и тоже: "Покажите нам спрос на ваш продукт". Сейчас своим стартапом проходим отбор в ФРИИ, так нам четко сказали: "Сделайте продажи - это сильно повысит ваши шансы в попадании в след. этап". Инвесторы нынче боязливые стали. Да и вообще российский инвестор от забугорного сильно отличается не в лучшую сторону. Атмосфера в России для стартапов крайне неблагоприятная. Пока не покажешь не просто интерес народа к твоему продукту, а реальный (в цифрах) спрос - ничего не будет. Либо валить за бугор - либо форсировать продажи, что может негативно в свою очередь сыграть на репутацию ресурса. В общем еще раз мое "имхо": если вы покажите инвестору реальную продажу / сделку через ваш ресурс (пусть он будет кривой косой, все будет лагать и оплата пройдет с 3го раза - наплевать:) это в РАЗЫ повысит шанс и на привлечение инвестиций и на дальнейший успешный рост проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy A. Lebedev

Собственно говоря, именно об мы с Борисом и написали статью. Ровно об этом.
Конкретно же в случае ШарПея: работающий прототип был сделан. Интерес у индустрии - тоже есть. А вот, чтобы показать продажи ... Платежи - такая штука, что там надо соответствовать всем требованиям безопасности и требованиям регуляторов и... еще надо немножко обладать банковской лицензией. Чтобы пройти все сертификации, доработать под все требования безопасности и регулятора - именно под это и нужны были инвестиции.
После этого - инвестиции, к слову, уже не нужны :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда