Семь смертных грехов офисной работы. Или почему я никогда не вернусь в офис

Партнёр и руководитель проектов коммуникационного агентства Brainity Communications Екатерина Нальская — о том, с чем может быть связана аллергия на работу в офисе и как найти от неё лекарство.

Свои карьерные «многолет» я в основном провела в офисе. Как провела — проработала, прожила, проэволюционировала. Сначала как рядовой сотрудник, много позже — как руководитель. К тридцатнику выработалось стойкое нежелание ассоциировать себя с офисной работой. Если совсем откровенно, это желание обрушилось на меня в первую же неделю работы на себя и с тех пор только укоренялось.

Я отнюдь не претендую на истину в последней инстанции. Всё нижеизложенное — плод моего личного опыта работы по разную сторону баррикад и взаимодействия. Мои семь причин, почему жизнь в уютненьких офисных стенах — не для меня.

Грех первый. Несправедливость

Отвращает отсутствие логики и справедливости в большинстве российских компаний по отношению к рабочим лошадкам. Тут в пору ввернуть бородатый анекдот про лошадь, которая работала лучше всех, но так и не стала председателем колхоза. Потому что на хороших девочках и мальчиках начальство будет ездить, хвалить их и ставить в пример, но вряд ли это положительным образом скажется на зарплате сотрудников и продвижении по службе.

Особенно, если вам чуть больше двадцати лет, особенно, если вы девочка, особенно если вы умная девочка. У меня, например, топтание на стартовом месте работы заняло семь лет: с похвалой; грамотами и благодарностями с занесением в личное дело; с ответственными задачами, которые, кроме меня, конечно, никому не под силу; и с совершенно смешной зарплатой, которая вообще не хотела расти.

Вырваться из этого порочного, нелогичного, несправедливого круга получилось, только сбежав по личным причинам из города под мольбы остаться и заламывание рук. Оно и понятно — где ещё такую дуру найти?

Много лет спустя один хитрый собственник бизнеса, с которым меня свела судьба, предпочитал вместо повышения зарплаты в связи с увеличением объёма работы короновать сотрудников разными звучными должностями. И вот сидишь ты такой красивый коммерческий директор или главный редактор, а то и главред, и генеральный в одном флаконе с зарплатой 30-40 тысяч рублей и думаешь: или лыжи не едут, или я…

Грех второй. Скука

В какой-то момент действительно становится нестерпимо скучно выполнять один и тот же алгоритм действий изо дня в день. Одна компания, один продукт, один неизменный перечень задач, одни и те же люди вокруг, один маршрут от работы до дома.

Даже если работа поначалу кажется интересной, в итоге большинство неизбежно приходит к апатии и потере всякой мотивации, предпочитая существовать в этой матрице с понедельника по пятницу, отсчитывая минуты до конца рабочей каторги. Удел меньшинства — выгорание. Но это — совсем другая история.

Грех третий. Нерациональность

Такой бездумной траты времени, как рабочий день в среднестатистической российской компании, — ещё поискать. Несчастные тела каждое утро едут в переполненном транспорте на работу, чтобы при каждом удобном случае попивать кофе, убивать в себе лошадь в курилке, трепаться с коллегами, сёрфить в халявном интернете, зависать в соцсетях, бегать на обед, придумывать конфликты с «сокамерниками», придумывать с ними же романы, не работать.

Если начальству скучно и оно хочет самоутвердиться, вас будут гонять на бесконечные совещания и показывать графики. Картинка, конечно, утрированная, но в целом, с некоторыми отклонениями от курса, так оно и обстоит. В абсолютном большинстве случаев.

И если даже вы — тот самый редкий экземпляр из первого пункта, то работать вам всё равно не дадут: с вами будут вести душеспасительные беседы, в лучшем случае — о курсе биткоина и о том, нужно ли ехать на Олимпиаду под нейтральным флагом.

В худшем — о «руках-базуках» и «мало половин», обсуждать крысу Ольгу из бухгалтерии и новую секретаршу боса, бесконечно собирать деньги на рождения, свадьбы, похороны, разводы, таскать на совещания, корпоративы и прочие сомнительные мероприятия.

Грех четвёртый. Несвобода

Если вы — нанятая единица, то от вас вообще ничего не зависит. Вообще. Ничего. Вы — какая-то такая нелепая деталь в ещё более нелепом механизме, созданном для того, чтобы кого-то на самом верху раздувало от собственной важности и размеров зарплаты. Ваши мысли, идеи, предложения всегда будут чем-то не слишком ценным, потому что — ну, собственно, кто вы такой, «понабирают по объявлению».

И это всегда такой сложный компромисс с собой — сидеть и не отсвечивать, перечислений на карточку дважды в месяц ожидать. Допускаю, что так далеко не всегда и везде, но опять же — дело в степени доверия, и никогда нанятый сотрудник не встанет на одну ступень с руководством.

Грех пятый. Необходимость социального взаимодействия

Вот это вообще — причина из причин. Сегодня модно быть интровертом, социопатом, социофобом и всем таким нереально печально-загадочным. А если речь не о моде, а о вполне устоявшемся образе жизни, когда лучший друг один, он же любимый человек (есть ещё пара приятелей и мама в Skype по четвергам), то сидеть ежедневно в аквариуме с массой, извините, я всё-таки напишу это слово, планктона и прочих разноцветных рыбёшек, — становится тем ещё квестом.

Мало того, что вы этих людей не выбирали, они вам, в лучшем варианте, просто неинтересны, несимпатичны, навязаны, у вас разные интересы и взгляды на мир. Вы не можете сосредоточиться, вас бесконечно отвлекают, простейшая задача растягивается на какой-то постыдный срок, потому что сконцентрироваться в этом непрекращающемся интершуме просто невозможно.

А ещё со всеми сослуживцами, вплоть до охранника дяди Васи, нужно отчего-то делиться подробностями своей личной жизни, улыбаться, выслушивать, включаться, тратить энергию и время, отвлекаться, взаимодействовать.

Грех шестой. Режимность

Вообще очень сомнительная идея — загонять людей в какие-то временные рамки и в специально построенные здания, чтобы они там что-то такое полезное для какого-то дяди делали. Конечно, если это не завод. И если во вторник с девяти утра до шести вечера вас не посетило вдохновение, озарение, желание горы свернуть, идея, как решить поставленную задачу наилучшим образом, то всё это превращается в какую-то вселенскую бессмысленность.

Вы просто все положенные вам по трудовому кодексу восемь часов тупо пялитесь в монитор, а вам за это ещё и деньги заплатят. Вся офисная работа рано или поздно превращается в какой-то театр абсурда, а сотрудники — в виртуозных актёров, изо дня в день играющих занятость и вовлечённость, потому что таковы роли и правила игры.

Сейчас, когда у меня есть задача и возможность самой выстраивать свой рабочий день, я эффективнее себя прежней — офисной — раз в 15-20. Это я сравнила по количеству задач, выполненных, например, за месяц тогда и сейчас.

Когда нет этих рамок: временных, организационных, — какое же это невероятное удовольствие просидеть за задачей до шести утра или всё воскресенье. Не потому что надо, а потому что это твоё: твоя ответственность, твой драйв, твой потенциальный успех.

Грех седьмой. Ограниченные финансовые возможности

Какая бы высокая должность ни значилась на вашей визитке, зарплатного потолка вы всё равно рано или поздно достигнете. На вольных хлебах потенциала в этом смысле куда больше. Конечно, и головной боли в разы увеличится, и стабильности станет поменьше, и с социальным взаимодействием всё-таки придётся что-то делать — с клиентами ведь надо как-то работать.

И даже если офис вы поменяли на фриланс, а не на собственный полноценный бизнес, размер вашего гонорара всегда будет прямо пропорционален тому, насколько усердно вы трудитесь. И в этом, наверное, ключевое отличие от найма. В свободном от офисов и наёмной работы мире всё исключительно логично и справедливо.

Итог

До вольных хлебов, если вы испытываете нечто подобное, находясь в найме, конечно, нужно ещё доплыть, попутно нахлебавшись всякого. Нарастить профессиональную кожу, что-то из себя представлять, изучить себя, понять, расставить приоритеты. И «хлеба» эти, понятно, не каждому придутся по вкусу и не каждый стремится.

Но очевидно, чем более свободен исполнитель (во всех смыслах), тем эффективнее сложится ваше с ним сотрудничество. Верю, что настанет время, когда законсервированное сознание российских работодателей изменится.

И лучше бы ему уже начинать это делать, ведь поколение миллениалов, с которыми компании будут иметь дело в ближайшем будущем, родилось совсем с другой ментальностью — несвобода и предопределенность точно не для них.

0
183 комментария
Написать комментарий...
Toruk Makto

Екатерина, ох срезонировало.)

5 лет занимался упоротым и беспощадным предпринимательством, а тут 3 месяца поработал в офисе, как полагается, с шуточками про пятницу.
Меня так вставило, что сейчас я вывызваю поддержку с воздуха, эвакуируюсь к чёрту за куличи и под гипнозом постараюсь вытравить этот Ад с задворков сознания. Флешбеки будут преследовать меня ещё много лет, как Маркеса.
Возможно, если бы я попал в эту среду в менее сознательном возрасте, что-то пошло бы по-другому. Но сейчас мне совершенно очевидна абсурдность и идиотизм происходящего.

Плевать на признание заслуг в чужом Луна-парке, но, Господи Иисусе, я искренне не понимаю, как можно сидеть на жопе в загоне для скота с 9 до 6. Вообще без движения. Без какого-либо смысла. Даже если скотный двор — это хипстерский стартапный оупенспейс.
На дистанции больше полугода никакие деньги этого оправдать не могут, как никакие деньги не радуют чуваков, которых по ошибке посадили в тюрьму, а через 10 лет выпустили и выплатили компенсацию. Меньше полугода можно поработать за зп >300к, если есть понимание, как их потратить в своём деле.
Остальные варианты, по меньшей мере, нерациональны.

Лучше дауншифтинг, лучше в бочке сидеть и шишки жрать, лучше продавать накипь через «Авито», но быть здоровым, психически уравновешенным и больше никогда не пытаться обогнать бабку в спринте к месту в метро в 8 утра.

Москву тоже в пекло, но это уже совсем другая история.

Ответить
Развернуть ветку
Toruk Makto

Дополню: забавляет, когда пишут, что на работе ты занят 8 часов, а если на себя — то всё, погибель и пашня 24/7. Чушь.
Во-первых, совершенно другие ощущения. Это как сравнивать, что лучше — 8 часов онанировать или 16 часов заниматься нормальным сексом.
Во-вторых, в эти 8 часов на работе ты себе не принадлежишь, и вообще ощущение, что ты — подсвинок, не покидает ни на минуту. Мне не нравится это ощущение.

Вообще, дополнять можно очень долго.)

Ответить
Развернуть ветку
Iam De-Vil

интересно пишешь. у тебя бизнес или нет? ) или ты с умным видом головой трясешь? )
особенно про секс вот прям аналогия пестец.... ты когда пашешь каждый день по 16 часов - ну хз каэш, но мне кажется тебе не до секса будет.

Ответить
Развернуть ветку
Toruk Makto

Скажем так, у меня разнообразный опыт разной степени успешности. Последняя «итерация» — я попробовал офисную работу, теперь бегу с неё. Что отражено в основном комменте.
Не понял, что не так с аналогией. Речь о том, что пахать на себя — это ощущения совсем иного уровня, чем имитировать бурную деятельность на работе. Заявляю это как человек, который попробовал и то, и то.
Долги, косячащие подрядчики, очереди в налоговую, бюджет на директ 2 косаря под Отче наш — лучше вот это вот всё, чем год за годом по 8 часов на жопе в роли офисной мокрицы. Хоть чувствуешь себя живым.

Ответить
Развернуть ветку
Iam De-Vil

ясно, "физик теоретик", кароче, сомнительной глубины...

вопрос - а херле ж вы в офисе жопу отсиживали и имитацией занимались, а не работали? или зачем надо было сидеть там, где не интересно, в таком случае?
иными словами вы шли по дороге, и наступили в говно , и начинаете теперь философствовать про "какие дороги плохие", а не про себя "говнодава"

Ответить
Развернуть ветку
Toruk Makto

Я, собственно, пишу, что попробовал и ухожу из офиса, в чём противоречие?
В офисе невозможно НЕ имитировать. Это часть «культуры». На моих глазах разворачивались многочасовые обсуждения задач, которые можно решить за 5 минут.
Одна сплошная фикция, откровенная.

Ваш тон и слова предполагают, что вы обо мне осведомлены лучше, чем я сам, так что дальнейший диалог обречён. Успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Iam De-Vil

тоже думаю, что и в офисе ты довольно "ценным" кадром был.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Знаете, вот был материал про Марселя Габдульманова
https://vc.ru/26888-marketing-rukami-nemarketologa-5-bazovyh-principov
 
Там по сути семейное предприятие, куда после ВУЗа на руководящую должность поставили вчерашнего студента.
 
И вот нельзя придраться к тому что он излагает, чего он добился, и как именно. На сайте предприятия список еженедельных видео-планерок с ним. Пашет человек, меняет бизнес-процессы, и у него получается.
 
Но если бы пришел просто noname стажером в отдел маркетинга, все бы тоже, может - смеялись над ним и его попытками что-то оптимизировать.

Ответить
Развернуть ветку
180 комментариев
Раскрывать всегда