Беларусь 2.0: когда появится европейская «Кремниевая долина»

Лукашенко сделал ставку на IT

У белорусских айтишников появился свой защитник.

В марте 2017 года президент Беларуси Александр Лукашенко посетил компании Exp(capital) и Banuba Development известного ИТ-предпринимателя Виктора Прокопени и назначил Всеволода Янчевского новым руководителем «белорусского Сколково» - Парка высоких технологий (ПВТ). Вскоре в обращении к народу президент анонсировал масштабные перемены: внедрение беспилотников, блокчейна, искусственного интеллекта. «Перечислять можно долго. Наша задача – предоставить такие условия, чтобы мировые лидеры в этих сферах открывали в Беларуси свои представительства, центры разработок и создавали востребованный в мире продукт с высокой добавленной стоимостью», - объявил он.

Спустя 9 месяцев документ «О развитии цифровой экономики», получивший неофициальное название «декрет о ПВТ 2.0», был подписан президентом Беларуси. И без всякого сомнения можно утверждать, что этот документ станет революционным: Лукашенко поддержал все идеи и инициативы ИТ-сообщества.

Прочитав перечень предложений, смело можно утверждать, что на карте Восточной Европы появится своя «Кремниевая долина», которая в скором времени не только сможет переманить к себе инновационные стартапы из России и Украины, но также стать меккой блокчейна, криптовалют, ICO и беспилотных автомобилей. Я решил разобраться, чем именно может быть полезен опыт Беларуси нашей стране.

Криптовалютная революция.

Декрет создает условия для внедрения в экономику Беларуси технологии блокчейн, а также задает рамочные условия для использования токенов и криптовалют. Документ разрешает юридическим лицам создавать и размещать собственные токены в Беларуси и за рубежом через резидентов ПВТ, приобретать, отчуждать токены и совершать с ними иные операции через биржи криптовалют, операторов обмена криптовалют.

Физическим лицам разрешено владеть токенами и совершать с ними различные операции: майнить, хранить, обменивать, приобретать, менять на фиатные и электронные деньги, дарить и завещать. Майнинг в Беларуси официально признан не предпринимательской деятельностью. Участникам отношений, связанных с использованием токенов, гарантируются налоговые и иные льготы и преференции: физлица, связанные с криптовалютой, освобождаются от налога на прибыль, НДС, налог на «упрощенке» и подоходный налог с физлиц.

В России дискуссии относительно статуса этих технологий продолжаются, и единого подхода нет: с одной стороны, глава «Сбербанка» Герман Греф стал главным адептом блокчейна. Минфин, в свою очередь, предлагает разрешить продажу криптовалют через биржу с участием квалифицированных специалистов. В то же время глава Центробанка Эльвира Набиуллина сравнила криптовалюты с финансовыми пирамидами и более чем скептически отнеслась к их легализации.

Беларусь же демонстрирует удивительную прозорливость. В конце августа объем рынка криптовалют по всему миру достиг 160 млрд долл, после преодолел отметку в 500 млрд. Около половины приходится на держателей из Китая. После запрета Пекином процедуры ICO и криптовалютных бирж местным криптоэнтузистам придется вкладываться в зарубежные проекты. Учитывая сильные связи между Беларусью и Китаем, не исключено, что восточные криптоинвесторы ринутся именно сюда.

Заманить новые компании

Декрет существенно расширяет виды деятельности, позволяющие стать резидентом ПВТ. В частности, в Парке рады будут видеть компании, занимающиеся нейронными сетями и искусственным интеллектом, беспилотными транспортными средствами, биотехнологиями, созданием и размещением цифровых знаков (токенов), обменом криптовалютами, майнингом, разработкой ПО, а также киберспортом. Этот перечень не окончательный: он может расширяться.

Дебюрократизация IT

Документ значительно упрощает условия работы для резидентов ПВТ: он отменяет разрешительный порядок на открытие счетов в банках-нерезидентах, упрощает порядок проведения расчетов с использованием электронных денег, позволяет проводить валютные операции в уведомительном порядке, оформлять однородные хозяйственные операции одним первичным учетным документом, составлять учредительные документы на английском языке.

Новые льготы

Документ продлевает и существенно расширяет льготы для резидентов ПВТ. В частности, они могут рассчитывать на сниженную ставку подоходного налога в 9%, освобождаются от налога на прибыль и НДС (вместо этого резиденты обязаны выплачивать 1% от валовой выручки в пользу администрации ПВТ), освобождает от НДС, возникающего у нерезидентов, оказывающих маркетинговые, рекламные, консультационные и некоторые другие услуги, устанавливает ставку налога на на доходы иностранных организаций, не работающих в Беларуси через постоянное представительство, в размере 0% применительно к ряду категорий доходов. Именно эти ограничения препятствовали сотрудничеству с Google или Facebook.

Либерализация банкротства

Документ вводит в силу норму, согласно которой в случае банкротства резидента ПВТ субсидиарная ответственность по обязательствам такого юрлица не может быть возложена на собственника его имущества, учредителей или других лиц, в том числе руководителя, за исключением случаев, когда банкротство вызвано действиями таких лиц, повлекшими привлечение их к уголовной ответственности. Ранее субсидиарная ответственность пугала иностранных инвесторов и компании в наибольшей степени.

Прививка английского права

Декрет вводит в оборот ряд новых правовых институтов, давно закрепленных английским правом. В частности, резидентам ПВТ дается право заключать с третьими лицами договоры конвертируемого займа, соглашение о предоставлении опциона на заключение опциона и опционный договор, соглашение о возмещении имущественных потерь, соглашения о неконкуренции с работниками, при условии выплаты работнику средней заработной платы за период, когда работник ограничен в праве уйти работать к конкуренту, договоры инвестиционного товарищества и безотзывные доверенности.

Убрать миграционный барьер

Наконец, последний пункт, который не менее важен для Беларуси в целом: власти приняли внушительный перечень мер, направленных на привлечение в страну высококлассных специалистов в сфере высоких технологий. Теперь иностранные граждане, заключившие трудовой договор с резидентом ПВТ, вправе работать без получения специального разрешения. Для привлечения иностранной рабочей силы резидентам ПВТ не потребуется разрешение. Наконец, в стране устанавливается безвизовый порядок въезда для иностранцев, нанимаемых на работу резидентами ПВТ, а также для учредителей резидентов ПВТ.

Беларусь – родина слонов и будущих «единорогов»

Анонсированная реформа выглядит, по меньшей мере, амбициозно. И в целом, это оправданно, ведь белорусские проекты все чаще на слуху как в России, так и за рубежом: Viber – один из самых востребованных международных мессенджеров, который по-прежнему имеет подразделение в Беларуси. Приложение Masquerade было приобретено Facebook, Maps.me – продано российской Mail.ru Group. Проект PandaDoc сейчас имеет офис в Сан-Франциско, как и стартап FriendlyData, привлекший финансирование от одного из самых известных акселераторов в мире – 500 Startups, или, наконец, проект в области искусственного интеллекта AIMatter, купленный Google, который являлся резидентом ПВТ.

Таким образом, надежды превратить Беларусь в восточноевропейский аналог Кремниевой долины выглядят вполне обоснованными. Хотя нельзя оговориться о нескольких опасностях, которые могут помешать планам ПВТ. Начнем с того, что и соседние страны активно пытаются привлечь стартаперов. Так, в Литве в 2016 году при поддержке муниципалитета Вильнюса создали крупнейший в странах Балтии технопарк Vilnius Tech Park, объединивший под одной крышей стартаперов, инвесторов и акселераторов. Объем инвестиций составил скромные 5 млн евро, что, однако, не помешало некоторым белорусским компаниям, таким как Promwad (проектирует и производит электронные устройства, например, датчики Lapka для iPhone) и Game Show (выросла из минского проекта Techlabs) открыть офисы в Вильнюсе.

Другой фактор – чересчур сильное вмешательство государства. Все предложения, о которых идет речь, затронут исключительно резидентов ПВТ, а другие стартапы, не ставшие участниками Парка, на льготы претендовать не смогут. Таким образом, как и Москва, Минск с опаской смотрит на «криптоанархистов», а перемены в стране идут под чутким присмотром «партии» в лице Лукашенко.

Наконец, нельзя исключать, что некоторые инициативы постепенно будут отредактировано. Однако пока что предложения Минска выглядят более чем внушительно (особенно в сравнении с неповоротливым восточным соседом, упускающим реальную возможность ворваться в авангард цифровых экономик).

0
1 комментарий
Konstantin

Культивация Блкчейна вместо картошки.
Батька красавчик, ну посмотрим, посмотрим

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда