Промышленные стартапы – перспективы в России и за рубежом

Для выхода на рынок промышленных стартапов существует несколько ключевых предпосылок, которые либо дадут возможность к их появлению, либо нет. Начнем с главного ― это размер рынка, на который нацеливается стартап. Если это российский рынок или, скажем, рынок ЕврАзЭС, который все равно, при некотором округлении можно свести по масштабу к объему российского, то здесь не очень много стартапов, которые преимущественно востребованы именно здесь, на этот масштаб рынка. В реальности это может быть, например, более эргономичный приклад к автомату Калашникова или катапульта для истребителей Су. Кроме нашего рынка, такой стартап больше никому не нужен.

Если речь идет о любом другом направлении, то рассматривать нужно глобальный рынок и масштабируемость проекта, а здесь есть нюансы: несмотря на то, что в последние лет 25 в нашей стране готовят преимущественно юристов и экономистов (инженеры и учителя почти исчезли), по-прежнему нет специалистов, способных обеспечить правильный менеджмент интеллектуальной собственности для глобального проекта, а также экономистов-финансистов, способных подготовить документы в общепринятом в глобальном финансовом мире порядке. Порой просто не хватает людей, которые способны на английском языке читать, писать и изъясняться в объеме и со скоростью, сопоставимыми с русским языком, а если такие англоговорящие и профессионально подкованные специалисты и появляются, они оседают в российских подразделениях глобальных корпораций и достаточно быстро перемещаются в другие географические уголки своей компании, где теплее, ближе к штаб-квартире и выгоднее экономически. Таким образом, квалифицированные кадры, способные обеспечить стартап с глобальным прицелом, ― первый ключевой камень преткновения.

Другим сопоставимым по значимости фактором будут деньги. Стартап ― штука недешевая, а, самое главное, капиталоемкая, с нечетко обозначенными сроками выхода на прибыль. Получение денег в нашей стране и в лучшие времена (при цене нефти 120 и открытости глобальных финансовых рынков) было трудоемким процессом, а сейчас деньги перешли в категорию дефицита. Между тем, в случае с промышленным стартапом нужны именно «длинные» (а, значит, недорогие) деньги. Чтобы элементарно построить и запустить в серийную мощность промышленный объект высокотехнологичного сектора, нужно 5-6 лет интенсивного строительства, оснащения и лицензирования, без учета коммерческой составляющей выхода на точку безубыточности. Полный список работ займет более десяти лет, даже при условии, что процесс движется по задуманному графику. Это Амазон мог себе позволить долгие годы быть убыточным, и я помню, как на курсе МВА в 2000 году разбирали его как большой знак вопроса – «выстрелит» или не «выстрелит»? Это гениальный бизнес-проект или гениальный мыльный пузырь (как сейчас с криптовалютами)? И тут мы подходим еще к одной интересной финансовой проблеме, которая, наверно, является проблемой нашего общества, пережившего несколько смен денежных знаков, кризисов и режимов, проблеме незрелости инструментов для финансирования стартапов.

В Западном мире существует рынок акций до IPO, и многие инвестбанкиры охотятся за такими компаниями с потенциалом роста, т.к. после выхода на биржу их акции подскочат на 50-200%. Но там есть доверие к такому инструменту, как акция, даже совершенно неизвестной компании, которая еще нигде не котируется. У нас же люди не доверяют даже акциям «Газпрома» и «Сбербанка», а что говорить про компании без имени и аббревиатуры листинга? Им денег таким путем не найти и долговые бумаги не выпустить. Что делать? Либо получать государственную поддержку по какой-либо программе Минпромторга, либо идти к крупному частному инвестору. Но дальше и там, и здесь включается российский концепт оценки бизнеса: бизнес стоит 6-7 EBITDA, а если бизнеса еще нет, то он, собственно, вообще ничего не стоит, проще еще один ТРЦ возле метро построить. Итог таков: идея имеет право на жизнь, но очень тяжело обстоят дела с получением денег и с набором хорошей команды. Если бы я был носителем супер-идеи для промышленного стартапа, я бы переместил свою идею (а идея сама по себе является самым транспортабельным продуктом) туда, где есть для этого реально работающая среда - венчурные деньги, соответствующие профессионалы, специализирующиеся на работе с новым бизнесом (IP-юристы, финансисты, умеющие вести диалог с банкирами с Уолл-стрит и основными венчурными фондами, управляющие директора которые с нуля запускают проект и выводят его за несколько лет на серийную мощность). Т.е. переместил бы свой проект в Силиконовую или другую подобную Долину, где идеи не ждут годами, и где не сравнивают, например, проект по запуску нового противоопухолевого препарата со строительством жилого квартала у метро Х.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда