{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Блокчейн как решение проблем в сфере образования

Технический прогресс не стоит на месте, разрабатываются новые технологии, с помощью которых можно решить проблемы в различных сферах жизни и профессиональной деятельности, нерешаемые традиционными методами.

Одной из таких сфер является образовательная, где, на наш взгляд, точно нужны качественные изменения и решение таких накопившихся проблем, как:

  • хранение бумажных версий документов в архивах учебных заведений, что сопровождается риском их подделки и утраты: бумажный носитель может сгореть, потеряться, в него могут внести изменения или просто испортить;
  • ведение истории успеваемости учеников на бумажных носителях дает возможность не только внести изменения в документ, но и создает дополнительную бюрократическую нагрузку на преподавательский состав и за счет этого снижает качество обучения;
  • разрозненность данных об успеваемости: они могут находиться в различных учебных заведениях, иметь различный формат записи, все это делает их использование менее эффективным;
  • отсутствие единого ресурса, где можно было бы найти интересующий курс в любой точке мира, ведь сегодня мы легко можем поехать куда угодно, но вот быстро найти нужный курс бывает крайне сложно;
  • отсутствие доверия у работодателей к предоставляемым академическим данным, поскольку подтвердить квалификацию порой очень сложно, работодателям приходится придумывать разные тестовые задания при приеме на работу, все это значительно снижает ценность образования;
  • сложность поиска специалистов, обладающих специфическими навыками: нет единого алгоритма, поэтому рекрутерам очень сложно даже просто сузить круг поиска.

Решение описанных выше проблем облегчит организацию учебного процесса для всех участников, а его результаты не будут вызывать сомнений ни у работодателей, ни у приемной комиссии. Чтобы добиться этого, необходимо комплексное решение и внедрение в сферу образования современных технологий.

Уже сейчас образовательная сфера начала делать шаги в эту сторону: различные площадки, вроде Coursera или Открытое образование, предлагают ВУЗам условия для размещения у них курсов, все больше ВУЗов этими условиями пользуются. Это позволяет слушателям освоить новый материал и получить подтверждающий сертификат, правда, за него придется доплатить. Скажем прямо, это уже хорошая практика, ведь люди могут получать дополнительное образование не выходя из дома, и оно будет цениться ВУЗами и работодателями.

Но и у такого формата есть минусы: занятия можно пройти только онлайн, и образование можно получить только дополнительное. Проблема отсутствия ресурса, где были бы собраны все курсы, во всех форматах всё ещё есть. Также не решается проблема невозможности подтвердить достоверность документов об образовании: электронный сертификат можно запросто сделать в фотошопе, и предоставить работодателю, введя его в заблуждение относительно своей квалификации. О купленных в переходе бумажных дипломах даже не идет речи.

Но уже сейчас, в наши дни, можно найти решение этих проблем. Одним из таких решений может стать блокчейн. И немудрено: у этого изобретения множество качеств, которые способны принести существенную пользу не только в сфере криптовалют, но и, например, в сфере образования. Блокчейн может стать тем самым толчком для образовательной сферы, который ей так необходим сейчас, возможностью совершить глобальный переворот, которого, может быть, мы все ждем.

Главной особенностью блокчейна является невозможность утраты, порчи или подделки документа об образовании, поскольку единожды созданный блок уже не может быть изменен, его невозможно удалить из сети. Таким образом гарантируется достоверность и целостность данных, а история обучения может стать совершенно прозрачной.

Некоторые российские ВУЗы, например ИТМО, уже начали активно изучать и даже планируют внедрять блокчейн. Это уверенный шаг в будущее образования. Но на наш взгляд, стоит сделать упор на объединение учебных заведений, чтобы исключить разрозненность сферы. Для этого необходимо создать единый ресурс на блокчейне, где учебные заведения смогут размещать информацию о себе, а ученики – проходить обучение и хранить историю успеваемости.

Ближе всего к такой трансформации стоят уже существующие сервисы, где размещаются курсы, например, Coursera, Открытое образование, Courseburg, а также наш проект TeachMePlease. Но им всем сегодня не хватает одного: блокчейна для образовательных проектов.

Изначально мы задумали TeachMePlease как международный маркетплейс, решающий проблему отсутствия единого реестра курсов. Но чем дальше мы двигались, тем чётче понимали, что сфере нужен собственный образовательный блокчейн, решающий большую часть существующих проблем.

Именно поэтому мы приступили к разработке блокчейн-платформы Disciplina, которая будет полезна не только нам, но и другим образовательным проектам.

Блокчейн-платформа объединит учеников, учебные заведения, работодателей и рекрутеров, так как будет разработана с учётом их нужд. Это даст сфере не просто полезный инструмент для взаимодействия, а подтолкнёт её к существенным изменениям и появлению новых решений.

Больше информации о проекте в моём интервью для сайта университета ИТМО.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Анастасия Дорош

Образование, бесспорно, требует реформ и нововедений, но не лучше бы с другой стороны начать?

Ответить
Развернуть ветку
Иль Форов
Автор

С другой-это с какой?

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Дорош

Я боюсь, что мои рассуждения в данном контексте будут не уместны.

Ответить
Развернуть ветку
Иль Форов
Автор

Буду рад лично ответить на любые вопросы, комментарии, критику :)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Проект международный? В мире 250 млн студентов. Сколько информации можно хранить в расчёте на одного студента? В блокчейне можно хранить и открытые, и закрытые данные? Как быть со странами, которые требуют организовывать хранение персональной информации на своей территории (Россия, Саудовская Аравия?)

Ответить
Развернуть ветку
Иль Форов
Автор

Проект международный.
На каждого студента можно будет хранить практически неограниченное количество записей.
Вопрос хранения и доступа к данным как раз и решает наша архитектура. Именно из-за наличия проблем с приватными данными в блокчейне мы и создаем полностью свое решение, а не делаем форк существующих или не делаем на чем-то типа эфира.
У нас в команде разработчики, которые принимали участие в создании блокчейна Cardano, ребята с опытом. Проблема сложная.
У нас двухуровневая система, состоящая из публичного блокчейна и бесконечного множества приватный блокчейнов.
Все данные студентов/сотрудников будут храниться в приватных чейнах на территориях тех организаций, которые эти записи про юзера вносили. Таким образом у одного юзера данные могут быть разбросаны по всему миру и приватным чейнам тех организаций где он учился и работал.
Более подробно все описано в yellow-paper у нас на сайте.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Что произойдёт с приватными цепочками, если вуз лишат аккредитации/лицензии/закроют?

Ответить
Развернуть ветку
Иль Форов
Автор

Проверить данные из карточки студента все-равно можно будет. Потеряется возможность сделать точечную выборку по студентам этого вуза. То есть проверить данные можно будет всегда, но в случае «падения» всех приватных частей теряется возможность подбирать сотрудников по своим параметрам.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff

Тонкий момент на счет блокчена в образовании, в 11 классе я закончил государственные курсы по английскому двух годичные на специальность чет типа "преподаватель английского языка" и если бы не забила на итоговый экзамен мне бы его присвоили. Но потом к третьему я зык не практиковал и еле еле сдал вступительный экзамен по английскому в аспирантуре.

С точки зрения блокчена я бы имел запись что имею уровень очень крутой. А по факту язык пришлось потом учить с нуля.

Ценность блокчена в образовании надо еще пере осмыслять, потому что это не просто взять и оцифровать все дипломы. Возможно ценность больше в философии публичности нежели в самой технологии блокчейн.

Вдумчиво прочитал эту и статью на ИТМО.News надеюсь у вас все получиться.

Ответить
Развернуть ветку
Иль Форов
Автор

Спасибо! Мы стараемся.
Конечно же ни блокчейн, ни что-то еще не может разом решить всех проблем.
Но мы точно решим часть значимых и серьезных проблем.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда