{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Применение социальных медиа в предвыборных кампаниях

В октябре в СМИ появилась новость о том, что Администрация Президента планирует запустить в регионах 100 Telegram-каналов для формирования повестки перед президентскими выборами. Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что Кремль активно мониторит Telegram-каналы и дайджесты по ним регулярно кладутся на стол Путину. Этот факт говорит о том, какое огромное значение уделяется социальным медиа в политических процессах и в предвыборных кампаниях в частности. Применение этого инструмента уже стало обязательным для кандидатов на выборах любого уровня.

Технологии интернета и социальных медиа в выборах начали использоваться с 1996 года в США, когда появился первый предвыборный сайт кандидата в президенты. В 2000-х годах цифровые технологии позволили внедрить фандрайзинг, началась мобилизация электората через интернет. В конце 2000-х на первое место для продвижения кандидатов стали выходить социальные сети, в начале 2010-х – мобильные технологии и big data. С середины 2010-х как предвыборный инструмент начинают развиваться мобильные мессенджеры.

Наиболее показательными кейсами, связанными с социальными медиа являются кампании Барака Обамы и Дональда Трампа. Штаб Обамы уже в 2008 году начал использовать мобильные технологии в связке с социальными сетями. По данным исследований, на тот момент, 88% пользователей социальных сетей с правом голоса имели мобильные телефоны. В штабе Маккейна работу в Facebook и Youtube начали с отставанием в 7 месяцев, работу с Twitter — с отставанием в 1 год и 4 месяца. Ряд технологий, в том числе и мобильных, вообще не применялся.

Предвыборный сайт Обамы уже с 2007 года давал возможность зарегистрировать личный кабинет, подписаться на тематические рассылки, отслеживать календарь агитационных мероприятий, при этом контент сайта менялся в зависимости от геолокации пользователя. Кроме того, через личный кабинет можно было делать взносы, записываться в волонтеры, отмечать интересующие мероприятия. Так же на сайте присутствовали ссылки на все аккаунты в соц.сетях.

В рамках предвыборной кампании-2008 основной стратегией Обамы в интернет-пространстве стало присутствие на максимально возможном количестве площадок, в том числе на отраслевых и нишевых (например LinkedIn и Reddit). В рамках этой стратегии была проведена сегментация электората и задействованы различные площадки для работы с ними. Так, на Facebook, помимо основной страницы Обамы, существовали страницы «Ветераны за Обаму», «Латиноамериканцы за Обаму», «Студенты за Обаму» и т.д.

Новинкой кампании 2008 года так же стала разработка штабом Барака Обамы мобильного приложения «Obama mobile», которое позволяло волонтерам совершать звонки по своей базе контактов и отмечать результат этого взаимодействия, видеть статистику обзвона по кампании в целом, отслеживать календарь мероприятий, связываться с ближайшим штабом, видеть отчеты по всем прошедшим мероприятиям.

Особо в этой кампании можно отметить уникальную технологию СМС-рассылок, при которой волонтеру присылалось предложение позвонить по номеру из активной базы и сагитировать человека проголосовать за Обаму (использовались только номера, которые люди оставляли лично).

В 2012 году применение социальных медиа было значительно расширено, появились аккаунты Обамы в Instagram, Pinterest и Spotify. Через мобильные приложения, формы обратной связи и социальные сети осуществлялось взаимодействие с избирателями их мобилизация. По количественным показателями работы с социальными медиа Обама значительно обошел кандидата от Республиканской партии Митта Ромни.

Ссылки на аккаунты Барака Обамы:

https://myspace.com/barackobama

На президентских выборах в США в 2016 году ситуация повторилась, но преимущество на этот раз было на стороне республиканского кандидата Дональда Трампа. Причем вовлеченность пользователей соц.сетей была очень высокой, т.е. кампания Трампа выигрывала нет только в количественных показателях, но и в качественных. Например, страница Трампа в Facebook имела не только больше всего подписчиков по сравнению со страницами Хиллари Клинтон, но так же была лидером по количеству лайков, комментариев и репостов. Так же следует выделить такой момент, что по статистике из 20 постов про Трампа в Facebook только 1 был позитивным, т.е. имел и имеет место быть вирусный эффект вокруг личности нынешнего американского президента.

Ссылки на аккаунты Дональда Трампа:

https://www.youtube.com/channel/UCAql2DyGU2un1Ei2nMYsqOA

В России 2017-й политический год ознаменован возрастанием роли мессенджеров, в частности феноменом стали расплодившиеся как грибы политические Telegram-каналы, через которые распространяются анонимные или не очень анонимные «инсайды», сбывающиеся с разной степенью вероятности. При этом политологи высоко оценивают Telegram, как средство влияния на политическую ситуацию и политический класс за счет того, что информация, которая там транслируется, отсутствует на официальных каналах. При этом политическое Telegram-сообщество – это довольно узкая прослойка элиты, чиновников, журналистов, пиарщиков и простых людей, которые достаточно серьезно интересуются политикой. Т.е. послание, запущенное Telegram не доходит до основной части электората и напрямую на него не влияет. Однако, несмотря на это, власть активно работает с мессенджерами и Telegram в частности, активно подогревая интерес к нему регулярными новостями о возможном его запрете.

Виктор Афонин, политтехнолог

Ссылки:

1. How the Presidential Candidates Use the Web and Social Media http://www.journalism.org/2012/08/15/how-presidential-candidates-use-web-and-social-media/

2. Obama Uses 'Don't Forget To Be Awesome' In Chat, Internet Freaks Out http://www.nytimes.com/2008/07/07/technology/07hughes.html

0
2 комментария
Максим Шпилёв

Такая тема, а в тексте только США и Телеграм..

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Сукачев

Чювак дай ссылку на твой телеграмм канал. Отличный материал

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда