Офтоп Sergey Schukin
3 130

Какой продукт в больших данных «Мегафон» готов поддержать прямо сейчас

Методика и процесс двухдневного спринта по созданию продукта с использованием данных мобильного оператора.

В закладки
Директор по маркетингу центра компетенций в ИТ-образовании и организации технологических бизнесов #tceh Сергей Щукин

Сначала расскажу вам про формат мероприятия. Ему уже семь лет, и он откатан до блеска. Только за три года существования #tceh мы провели его более 15 раз.

В далёком 2010 году подобный формат начала использовать команда Greenfield Project для того, чтобы помогать тем первым, кто начал осознавать себя как стартап, собирать продукт или делать пивот.

На самых первых харвестах, как они назывались, люди запиливали первые ИИ — аналоги и конкуренты Siri — ещё до того, как это стало модно. И получали под них инвестиции. Потом, бывало, интересные проекты рушились, но есть такие, которые успешны и сейчас.

«Будист», например, не просто взлетел, но и вышел на американский рынок — там он называется Wakie. А наверняка известная вам Rentmania собрала свою первую команду.

Формат создан для того, чтобы, отталкиваясь от идеи или прототипа, доработать продукт. Поэтому он сочетает в себе базовые теоретические знания и обкатку на практике. Времени у всех нас в городах мало, поэтому всё сжато в два дня.

Первый день

Постановка задачи. Обычно проводится заказчиком и несколькими экспертами для того, чтобы погрузить участников в общий контекст, обобщить тренды и рассказать о том, что уже делается для решения задачи.

Комплектация команд из тех, кто уже пришёл с идеей, и тех, кому интересна тема, но нет своей идеи. В зависимости от ситуации этот процесс может управляться при помощи игрофикации или углубления в методологию образования команд. Используя тест Белбина и догнав его Адизесом, например.

Несколько мастер-классов по ключевым темам — обычно это customer development, бизнес модели и оценка рынков. Без этих знаний можно построить интересную идею, но вот сделать её рабочей и обоснованной с точки зрения бизнеса не получается, мы пробовали.

Хотя ничего сверхнового не говорится. Важно поверить тому, что слышишь, и действовать соответственно. Обычно на этом этапе команда либо внутренне соглашается научиться, либо не имеет больших шансов на победу.

Второй день

Прямо с утра начинается интенсивная работа с экспертами. Поскольку весь процесс сжат, то времени на проверку идеи на реальных клиентах нет. Поэтому подбирается от десяти до двадцати экспертов (рекорд был, когда мы однажды собрали 35). Эксперты выполняют функцию передачи концентрированного опыта. И их много, потому что так команды получают разные точки зрения.

Редко бывает так, что продукт нравится всем. Но так же редко случается ситуация, когда продукт абсолютно всем не нравится. Так складывается поток рекомендаций, который условно можно разделить на две полярности: «продукт отстой, вам надо переделать а-б-ц» и «мне нравится идея — докрутите в-г-д».

После этой части работы команды выходят с головокружением от разнообразия мнений и со значительным чек-листом правок. Дальше важно определить приоритеты этих правок и быстро адаптировать продукт. Или, возможно, сознательно решить никого не слушать и переть напролом.

Этап доработки проектов, наверное, самый интересный в рамках этих двух дней. Именно здесь космические сервисы по управлению марсоходами превращаются в реалистичные продукты, которые нужны землянам.

После самостоятельной работы над проектами следует последний мастер-класс по подготовке презентаций и выступлениям. С учётом того, что на выступление у команд по пять минут — этот этап такой же критически важный, как и оценка рынков, например.

Забавный факт заключается в том, что на финальной защите всегда есть команда, презентация которой состоит из стен текста, несмотря на то, что каждый раз тренер так или иначе транслирует мысль: «сотрите 90% текста со слайдов».

Завершающим является этап презентаций проектов перед жюри: пятиминутное выступление и три минуты на вопросы. Кажется, что этого мало, но на практике хватает.

Теперь, когда мы разобрались с форматом, можно рассказать, как он реализовался на Megafon Big Data Challenge.

Утро. Зал. Мегафон. Беседы

На эти рабочие выходные зарегистрировались более 300 человек, которые подали 159 продуктовых идей. Однако не каждый из отряда космонавтов выходит в космос. На харвест попасть могут тоже не все. Мы проводим отбор заявок для того, чтобы максимально помочь процессу синергии цели, технологий и свежего взгляда.

В итоге в зале собралось 69 участников. Как профессионалы в области данных, так и энтузиасты-гуманитарии. Как и планировалось, это дало хороший микс понимания темы и открытого, не зашоренного мышления. В 11:00 прозвучал зелёный свисток и началась работа.

Как рассказал директор по стратегии «Мегафона» Александр Соболев, компания занимается большими данными с 2013 года. Естественно, первой точкой фокуса стали сами пользователи.

Анализируя поведенческие паттерны, оператор научился формировать новые продуктовые линейки, основанные не на догадках маркетологов, а на реальных случаях использования телефонов.

Основным отличием данных сотового оператора от данных браузера, например, является постоянная привязка к геолокации. Вообще оператор может строить гипотезы о многих аспектах жизни пользователей начиная от работодателя и заканчивая тем, насколько большое влияние пользователь оказывает на свою социальную группу. Делается это на основании обезличенных данных.

Учитывая накопленные данные и законодательство Российской Федерации, которое запрещает передачу и продажу данных третьим лицам, задачей для команд стало создание сервисов, основанных на данных оператора без их раскрытия.

Задача ставилась максимально амбициозно и широко: сформировать продукт на основе больших данных «Мегафона» для других бизнесов или целых отраслей.

Было пять параметров, обязательных для описания проекта:

  1. Ценностное предложение.
  2. Портрет клиента.
  3. Бизнес-модель.
  4. Экономика продукта.
  5. Понимание, какие данные необходимы.

И три критерия оценки результата:

  1. Масштаб идеи (объём рынка и шанс «Мегафона» занять на этом рынке лидирующую позицию).
  2. Новизна идеи.
  3. Проработанность идеи (проработка предыдущих пяти параметров).

После постановки задачи и описания критериев оценки перед командами выступил Сергей Алимбеков, заместитель директора по технологическому развитию ФРИИ. Сергей описал возможное будущее и дал векторы развития отрасли больших данных.

Интересно, что вместо технологических трендов Сергей обратил внимание на законодательство и его роль в формировании будущего. По словам Сергея, законодательство будет активно формироваться в ближайший год.

Направление развития новых законов будет схоже с существующим Европейским законодательством и фокусируется на предоставлении больших прав пользователю по управлению доступом к своим данным.

Сергей посетовал, что почти никто из зала не читал последнюю книгу Пелевина: «Прискорбно, товарищи, — сказал он. — Ведь это библия искусственного интеллекта и работы с данными». Кроме того, оценка ёмкости рынка больших данных в триллион долларов совпадает у BCG и Виктора Пелевина.

Заряженные задачей и разогретые трендами, команды начали питчить свои идеи, чтобы привлечь тех, кто пришёл «свободным радикалом». Забавно было наблюдать, что некоторые из выступающих явно не являлись новичками хакатонов — когда видишь человека в тапочках Hack Me, невольно проникаешься уважением к опыту участия.

Команда К13

Идеи на этом этапе представляли собой весь спектр от b2c до b2b2c.

От помощи водителям в обнаружении «оленей» на дорогах и лайфстайл-помощника до сервисов по предоставлению агрегированных данных о пользовательских когортах, разбитых по соцдему и покупательной способности для определения оптимальной точки для открытия конкретного офлайн-магазина.

И это не считая нескольких проектов для фармы и HR-рынков.

Особенно запомнилась команда, полностью состоящая из «дата-сатанистов» (по их определению), которая планировала сделать сервис типа Chatroulette, только звонки не в Skype, а по телефону и не абстрактно случайным людям, а тем, с кем у звонящего сходятся интересы. Да, если вам интересно, про блокчейн у одной из команд тоже было в начале.

Мастер-классы

О кастдеве, бизнес-моделях и оценке рынков зачитали специалисты ФРИИ Дмитрий Соколов и Александр Скурихин. Я вам не буду рассказывать про бизнес-моделирование и кастдев. Верю, что люди на vc.ru в курсе этих вопросов.

А вот что касается оценки рынков «на коленке», для того, чтобы быстро определить, есть ли там от $20 до $100 миллионов (иначе не стоит и браться), у меня есть для вас пара слайдов.

Для того, чтобы быть интересным, на рынке должно быть $20-100 млн долларов
Быстрый способ прикинуть рынок «на коленке»

Прокачавшись инструментами и методологиями, команды пошли докручивать свои продукты. И, как это часто случается, на второй день многие вернулись совсем с другими идеями.

На второй день с самого утра 12 экспертов начали работать с командами. Это были стратеги «Мегафона», продуктологи дочерней компании One Factor, инвест-менеджеры ФРИИ, эксперты из McKinsey и специалисты по данным и технологиям из OWOX, UBIC Technologies, Linkprofit.

Начали ломаться копья и рваться шаблоны. Произошло всё то, что я описал выше в методологии. Команды отходили от экспертов то огорошенными и растерянными, то бодрыми и воодушевлёнными. Этот микс эмоций толкал их к немедленной реакции.

Большинство ушло в доработку идей, малая часть ушла в соседние аудитории и, не слушая больше экспертов, стали допиливать то, что считали нужным. Тут нет единой оценки верного и неверного выбора, каждый делает свой в зависимости от опыта, веры в продукт и упрямства.

Команда ingenix.ai

Очень бодро и наглядно прошёл мастер-класс Дмитрия Мыскова по презентациям. Отдельно показался ценным слайд о том, как пирамида Маслоу транслируется в продуктовые функции.

Продуктовое осмысление пирамиды Маслоу

Финал

Пятнадцать команд на сундук «Мегафона», в котором лежал миллион рублей за первые три места (500, 300 и 200 тысяч) и возможность продолжить разработку продукта вместе с оператором.

Не буду утомлять вас перечислением всех продуктов, расскажу о победителях.

Третье место

Команда К13. Этих парней по их же словам «укусил ФРИИ», в частности, произвела большое впечатление работа с трекером фонда. Так что ребята решили масштабировать экспертизу трекера для всех малых бизнесов.

Идея заключается в создании «Виртуального ментора "Мегафона" — партнёра в бизнесе для повседневных задач». На основании больших данных, понятное дело.

Виртуальный ментор агрегирует данные оператора и рекламной сети MyTarget (поскольку Mail.ru Group контролируется «Мегафоном») и по выбору отрасли выдаёт рекомендации по размещению как рекламы в онлайне и офлайне. Географическая аналитика полным ходом.

Второе место

Уже активно работающая компания Data4, которая предложила находить фрод при звонках по модели СРА для индустрий с реально большим чеком — девелоперов и автодилеров.

Используя методы кластеризации, классификации и поиска аномалий, применяющихся к таким данным как геолокационная и транзакционная активность, коммуникационная активность и материальный статус, продукт вычисляет «проплаченные» звонки.

Так крупные компании смогут экономить миллионы рублей (стоимость их СРА-звонка от пяти до пятнадцати тысяч рублей) за умеренную сумму подписки на сервис.

Команда Data4 с кейсом из реальной жизни

Первое место

Справедливая идея от Ingenix.ai. Суть заключается в создании b2b2c-маркетплейса, заточенного под управление пользователем своими данными и контролируемым их использованием со стороны сервисов.

Пользователи могут выбрать, какие именно данные они готовы отдавать для анализа и даже могут выбирать индустрии, которым эти данные отгружать, и те, которым не давать ни в коем случае.

Ребята из Ingenix.ai — настоящие гики, поэтому референсами к открытости платформы послужили GitHub и Linux Foundation. И «Мегафон» смог оценить фундаментальность этого продукта.

Первое место — за свободу юзеров

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Sergey Schukin", "author_type": "self", "tags": ["tceh"], "comments": 13, "likes": 25, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 31342, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 28 Dec 2017 08:34:00 +0300" }
{ "id": 31342, "author_id": 8608, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/31342\/get","add":"\/comments\/31342\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/31342"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

13 комментариев 13 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Ещё раз мои поздравления Михаилу, Анне и команде Ingenix!

Ответить

1

Тот момент, когда узнаешь из внешней статьи, что компания брата добавила i в начало названия) А домен старый ещё - ngenics.ai, я аж побежал проверять.

Ответить
0

Интересно было бы узнать как биг дата Мегафона используется уже сейчас.

Ответить

0

Сказки не рассказывайте ;-)

Ответить
1

Поддержу. Непонятно что без Биг даты мешало анализировать использование СМС на тарифах абонентов?

Ответить
0

Так и есть. Очередное маркетинговое говно от теоретика ни дня не работавшего в Операторе.

Ответить
0

Александр Крот работал в операторе и даже кандидата защитил и в Биг дата он шарит, но никак это на тарифы не повлияло для абонента.

Ответить
0

В реальной работе никак, как и в 2013 году, если только для написания PR-статей, как эта ;-)

Ответить
1

Линейку "Включайся!" сделали

Ответить
–1

Для разработки тарифов никакая биг-дата не нужна. Прекрасно всё делалось ранее и делается сейчас без неё.

Ответить

0

А ваш подход "Из пушки по воробьям"

Ответить

0

вы лицо заинтересованное, вам надо пропихнуть
Какие уж тут споры ?

Ответить

0

Очевидно же. Пропихиваете то, что у вас написано в подписи.

объяснить, как видит этот сегмент МегаФон. Потому что у нас было только 15 команд. А VC читают в тысячи раз больше. И если есть идеи - то можно на следующий вписаться подготовленными.

Говорить о том, что у кого-то есть какое-то видение - слишком самоуверенно. У МегаФона есть как бы МегаЛабс, он не справляется без команд ?

Что касается мнимой полезности мероприятия, то что бы там не говорили, команды так ничего полезного и относящегося к теме не родили. "Искали ключи под фонарём", но и не просто так.

БигДата в операторе - тупиковое направление. Технология изобретения тарифов придумана и обкатана давно, еще в добигдатные времена. А тренды еще и таковы, что тарификация у оператора в пределе стремится к фиксу, отсутствию дифференциации. Сейчас отменяют внутрисетевой роуминг, завтра и обычный исчезнет.
Проводной (широкополосный) интернет дефакто уже не имеет никакой тарификации. То же самое будущее ждёт и операторов сотовой связи.

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }