{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Бойкот сахару, роботизированные рестораны, съедобные личинки

Тренды западной и отечественной фудтех-индустрии в 2017 году.

Поговорим про технологическое предпринимательство в сфере еды. Помимо объективных глобальных вызовов, связанных с потреблением (людей становится больше, потребности растут, еда по-прежнему требует много ресурсов), появляются и модные тренды: ЗОЖ, безглютеновая диета, безлактозное молоко и веганство. Эти изменения влияют на консервативный рынок еды и связанных услуг.

Кроме того, индустрия еды переживает сегодня масштабную цифровую трансформацию. Объединив два простых факта «все едят» и «все в онлайне», стартапы находят новые рынки, раздвигая границы фудтех-предпринимательства.

В связи с этим в 2017 году возникло несколько трендов. Сегодня они заметны только в передовых странах, но уже завтра могут стать нормой по всему миру.

Мировые тренды

Роботизированные рестораны

В крупных городах Азии уже существуют рестораны, которые обслуживаются роботизированной техникой. От заказа еды с мобильных устройств до автоматизированной выдачи блюд без участия людей-официантов — каждый шаг процесса обслуживания клиента в кафе может быть оцифрован.

Рост степени автоматизации будет зависеть от привыкания клиентов к новому сервису без участия людей и качества еды, приготовленной «бездушной техникой».

Фото Reuters

«Умная» упаковка

Упаковка — это еще один элемент пищевой индустрии, который видоизменяется в процессе внедрения новых технологий. Среди заметных трендов можно назвать разработку «умной пленки», которая сможет отслеживать состояние обернутых продуктов во время транспортировки и определять их съедобность.

Кроме того, появляются датчики для этикеток, которые помогают обнаружить чужеродные микроорганизмы или газы в продуктах. Еще один тренд будущего — автоматическое определение свежести продукта с помощью упаковки, которая показывает, сколько дней назад он был открыт или как долго он будет оставаться съедобным.

Устойчивое развитие

Пищевые отходы — это огромная проблема современного общества, ведь каждый день выбрасываются тонны съедобных продуктов, которые при более осмысленном потреблении можно было бы сохранить.

В ответ на неразборчивое потребление стали появляться приложения и устройства в сфере «интернета вещей» как для частных пользователей, так и для бизнеса.

Например, сервис для управления остатками ресторана Togoodtogo или совместные логистические решения по утилизации отходов.

Устройства в сфере «интернета вещей», такие как «умные» холодильники, станут еще одним способом уменьшить количество отходов дома, управляя списком продуктов, и контролируя их состояние.

Прозрачность информации

В последние годы растет спрос на информацию о питании, ингредиентах и происхождении продуктов. Следовательно, увеличиваются требования к прозрачности и доступности информации о товаре.

С помощью умных этикеток, которые разрабатываются, например, Американской ассоциацией интеллектуальной упаковки, пользователи смогут узнавать более подробную информацию о продуктах питания.

Сведения о товаре (от состава до ценностей компании-производителя) могут быть интегрированы в этикетку с помощью NFC-чипа.

По-прежнему растет спрос на органические продукты

Издание The Guardian обратило внимание на исследование, в котором ученые оценили пищевые привычки современной американской молодежи. Одним из удивительных выводов стал факт, что более 30% опрошенных миллениалов предпочитают употреблять продукты с пометкой organic, а также внимательно относятся к составу на этикетах.

Издание называет выводы ученых «концом эпохи традиционного пищевого бизнеса»: добавки и красители становятся все более неприемлемыми. Потребители больше не хотят видеть в составе продуктов слова, которые не могут произнести.

Возвращение полезных жиров и бойкот сахару

В 2017 году изменилось отношение потребителей и к некоторым конкретным продуктам питания. Более 40 лет считалось, что источником проблем с лишним весом является жир, в то время как вред от потребления большого количества сахара недооценивался.

В 2016 исследователи привели убедительные доводы, которые изменили отношение общества к пищевым жирам. В том же году американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) объявило о необходимости изменить на упаковках товаров данные о суточных нормах потребления калорий, а также белков, жиров и углеводов.

Изменения вступят в силу в середине 2018 года: они повысят контроль над потреблением сахара и увеличат рекомендуемую норму потребления здоровых жиров. Этот факт обязательно скажется на развитии компаний в сфере еды, а также похудения.

Еда как решение кризиса здравоохранения

Взаимосвязь между едой и хроническими заболеваниями была доказана почти полвека назад. Но этот факт стал особенно важным трендом в индустрии еды в 2017 году.

Развитие сервисов, предлагающих профилактические диеты и соответствующий рацион питания, продолжится и в 2018 году. Причем основной фокус будет сделан на готовые к употреблению продукты, которые позволяют питаться быстро, но оптимально для жизни активного работающего человека.

Российские тренды

Американский и европейский рынки создают новые бизнес-модели в ответ на повышение требований потребителей к продуктам и качеству обслуживания.

На российском рынке приживаются в основном те проекты, которые позволяют экономить время или деньги, а не следуют за временными веяниями моды.

Рассмотрим, какие бизнес-модели в сфере еды стали популярными в 2017 году.

Доставка еды из ресторанов

На российском рынке нишу доставки делят два крупнейших игрока — Delivery Club и Food Fox. Если суммарные инвестиции в сегмент доставки питания в США за 2015 год достигли $2 млрд, то в России и в 2015 году значительные инвестиции получил только Delivery Club — $100 млн благодаря сделке с Mail.ru Group.

Кроме того, 25 декабря 2017 года «Яндекс» приобрёл сервис доставки еды Foodfox. Сумма сделки не разглашается, однако по данным источников РБК стоимость компании могла достигать $8,5 млн.

Доставка еды из магазинов

По сравнению с США, где действуют мировые лидеры Amazon Prime Now и Google Express, в России такая модель пока развита слабо. В Москве работает сервис Instamart, у отдельных розничных сетей открылись свои сервисы доставки, и на этом — почти все.

Медленный рост ниши объясняется привычками покупателей. Поход в магазин в России после работы или в выходной день — это целая культура, которую подкрепляет слабое проникновение услуг онлайн-торговли за пределами столицы.

Доставка полезных блюд

Один из мировых трендов индустрии — это ориентация на формат «здоровой» еды и моду на ЗОЖ. Благодаря таким сервисам как Mealty, пользователи могут заказать блюда от шеф-поваров, отвечающие стандартам здорового питания. Чаще всего клиентами подобных сервисов становится премиальная аудитория или жители столицы.

Конструкторы еды

Первым российским сервисом в этой сфере стал «Шефмаркет». Он предлагает готовые наборы и рецепты приготовления ресторанных блюд.

Бизнес-модель нашла своих клиентов, но на сегодняшний день похожие сервисы предлагают пользователям скорее развлечение на вечер, чем решение вопроса с ужином. Вопрос масштабирования остается открытым. Самые заметные игроки — Elemantaree и «Партия Еды».

Инвестиции в фудтех

По данным издания Rusbase, интерес инвесторов к фудтеху в 2017 году вырос. Согласно подсчетам платформы CB Insights, в течение 2016 года компании из этого сегмента привлекли более $5 млрд.

Капитализация таких сервисов, как JustEat, GrubHub, Ocado, превышает несколько миллиардов долларов. Например, прибыль до налогов JustEat по итогам 2016 года составила $115 млн, а GrubHub — $105 млн. В 2017 году она продолжает расти.

Издание The Entrepreneur добавляет, что среди венчурных инвесторов стало модным вкладываться в социальные проекты, которые приносят прибыль и обладают общечеловеческой значимостью.

Инвестиции в фудтех — это не только деньги, но и потенциальная возможность влиять на здоровье людей на всей планете или даже на состояние самой планеты.

The Entrepreneur также приводит инфографику, которая поясняет, как распределяются венчурные деньги на рынке технологичных фуд-проектов.

Не только венчурные инвесторы и бизнес-ангелы проявляют интерес к новым фуд-технологиям. Компании-гиганты также стали присматриваться к перспективными стартапам.

General Mills, Coca-Cola, PepsiCo начинают менять свои продуктовые линейки в основным из-за изменившихся требований миллениалов к качеству продуктов.

Кроме того, они открывают акселераторы для стартапов, связанных с продуктами питания. Например, PepsiCo основала проект LAB. C его помощью корпорация планирует привлечь предпринимателей с идеями, научить их культуре своего бизнеса, помочь им изобрести новые продукты и вывести их на рынок.

Вы наверняка уже видели на полках в магазинах чипсы из водорослей и газировку из алоэ. Такие товары могут быть следствием поиска новых бизнес-моделей продовольственными корпорациями.

Устройства

Кроме того, на рынке стали появляться футуристические устройства для выращивания и приготовления продуктов. Вот несколько примеров.

  • «Кастрюля-для-всего» — устройство, которое объединит функции нескольких приборов и автоматизирует готовку, как проект Nymble.
Nymble
  • 3D-принтеры готовых блюд, которые печатают пюрированной едой. Пример — проект Foodini, который научился печатать ажурные вафли, мини-пиццу и съедобную голову из картофельного пюре.
Foodini
  • «Повар-робо-руки» — модель роботизированной кухни, где роботы наблюдают за вашими действиями, а затем подражают и готовят еду самостоятельно. Так делают, например, Moley Robotics.
  • Фермы по выращиванию «зеленого» протеина. В частности, проект The Living Farms, который предлагает пользователям домашние инкубаторы по разведению личинок съедобных червей и пропагандирует экологичное фермерство без дорогостоящего оборудования и загрязнения среды.

Образование

Ещё один интересный тренд — появление образования в области фудтеха. Если есть новая растущая бизнес-ниша, значит ей нужны квалифицированные специалисты.

Например, The Food Business School — это программа дополнительного очного и дистанционного образования, а также магистратура для предпринимателей, которых интересует сфера фудтеха.

Речь не идет об открытии очередного кафе, здесь ключевую роль имеет идеология: менять мир и принципы потребления, трансформировать способы доставки и производства еды, продвигать устойчивое развитие и «зелёное» фермерство.

Программа выросла на базе американского кулинарного техникума и предлагает широкий выбор онлайн-курсов (в основном, платных) для фуд-предпринимателей.

0
4 комментария
Кирилл Фомин

Ммм, стартап по разведению личинок червей

Ответить
Развернуть ветку
Денис Иванов

между прочим очень питательно )) и в отличие от коров они не пукают и не делают дырки в озоновом слое без которого напомню Вам мы все умрем ))) (от радиации)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Станислав Трякин

Почему то когда говорят о еде будущего, всегда вспоминаю старенький фильм-антиутопию "Зеленый сойлент" и сразу не по себе становится...

Ответить
Развернуть ветку
Alex Demin

Тоже его сразу вспомнил. "Soylent Green Is (спойлер)"

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда