{"id":6989,"title":"\u0418\u0433\u0440\u0430: \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u0442\u0435 \u0431\u0430\u0448\u043d\u044e \u0438 \u0432\u044b\u0438\u0433\u0440\u0430\u0439\u0442\u0435 Xbox","url":"\/redirect?component=advertising&id=6989&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/combo&placeBit=1&hash=627d500a510abab1e3050cd0015144081f494f2e91684708c5c1f136eca35455","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Alexander Nosach

Личный опыт: регистрация компании в Латвии

Подробное руководство сооснователя сервиса шаблонов для рассылок EmailFactory.

Создавая сервис, мы изначально планировали развивать его на международных рынках. В конце 2017 года у нас появилась возможность сделать большой шаг в этом направлении, частично переместившись в Латвию.

Причины выбора этой страны я не буду описывать тут, расскажу только сам процесс: последовательность своих действий, явки, пароли и цены.

Предварительное изучение

Платить €1500-2500 за комплекс услуг не хотелось, поэтому я начал изучать, какие есть другие возможности. В итоге моих изысканий я нашел компанию SkyOffice, которая предлагала сильно сократить затраты на этот процесс, если подаешь документы сам. По электронной почте отправил им все необходимые сканы и получил суммы и реквизиты для оплаты всех услуг.

Форму компании выбрал SIA (как наше ООО). Название компании должно быть уникальным — проверил, все ОК. Для небольших компаний можно регистрировать фирму без внесения уставного капитала.

В качестве информации по налогам использовал вот эти данные. В целом, в Латвии все неплохо, особенно для нашего типа бизнеса. Адекватная налоговая нагрузка и возможность ее снижать.

Итак, все понятно и готово. Мы из Санкт-Петербурга — здесь редко у кого нет постоянно открытой мультивизы. Поэтому сразу после нового года я отправился в Ригу, чтобы завершить все процедуры к концу наших выходных (в Европе все работают со второго января).

Оплата услуг и пошлин

Приехав, я прежде всего пошёл оплачивать по выданным мне реквизитам все пошлины. Ближайшая касса, где можно было оплатить, мне напомнила ту самую картинку про «Сбербанк»: «у меня инкассация, надо подождать», «картой нельзя, поменяли терминалы», «не знаю где банкомат, я не с этого района».

Ничего, нам не привыкать. Нашел банкомат, снял наличные (с комиссией), оплатил. Каждый платеж тоже провели с комиссией — в €4.

  • €50 — оплата за услуги по подготовке документов;
  • €60 — оплата пошлины за ускоренную регистрацию (обычная стоит €20);
  • €14,23 — оплата еще какой-то госпошлины;
  • €3 — комиссия за снятие наличных в банкомате;
  • €12 — комиссия за проведение трех платежей.

Итого оплачено: €139,23.

Юридический адрес

Мне юридический адрес предоставили партнеры, что сильно снизило бюджет на регистрацию. Если у вас такой возможности нет, то юридический адрес дают примерно по цене €25 в месяц. Не буду включать это в общий бюджет, но не могу не написать, что придется доплатить еще €181,5 (это за полгода с налогами).

Документы и нотариус

Зашёл в SkyOffice, забрал документы. Позадавал еще вопросов, выяснил некоторые подробности налогообложения и получил инструкцию по дальнейшим действиям. Выдали адреса регистра и ближайшего нотариуса. Часть документов нужно было заверить нотариально, что добавило еще €44,81 в затраты на регистрацию.

Позже партнеры сказали мне, что заверить документы можно и в здании регистра и стоит это дешевле. Но подтвердить эту информацию пока не могу.

С учетом предыдущих затрат получается €184,04.

Подача документов на регистрацию

Здание регистра. Учреждение работает с 11:00 до 16:00

Был приятно удивлен — терминал для выдачи талона на электронную очередь предлагал три языка интерфейса, включая английский и русский.

Проверка документов, проведение еще одного платежа (€4, оплата картой), уточнение информации по адресу электронной почты. Все заняло не более пяти минут.

На мой вопрос о том, когда приходить за готовыми документами, клерк сделал удивленное лицо и сказал, что все документы придут по электронной почте и больше приходить не надо. Так и случилось на следующий день — все пришло в виде электронного документа.

В итоге на регистрацию компании потрачено €188,04 и два дня.

Я мог бы уложиться быстрее, если бы у меня была под рукой такая статья. Надеюсь, что она поможет другим в подобной ситуации.

Дальнейшие шаги

Нужно будет открыть счет в банке, подключить прием платежей, узнать все подробности про рабочие визы, заключить первые договора с клиентами. Постараюсь разложить это в следующих статьях.

Напоследок

Из Санкт-Петербурга в Ригу каждый день ходит с десяток автобусов. Стоимость — 2500 рублей. Я использую две компании — LuxExpress или Ecolines. Самолет очень дорогой. Купе в поезде стоит от 6 тысяч рублей.

Цены на билеты из Москвы не смотрел, но думаю, что картина получится примерно такой же. Я не включал в затраты эти билеты, так как у меня в это время в Риге были запланированы еще несколько встреч, не связанные с регистрацией компании.

В Латвии не работает Uber, но есть Taxify. Больше €4,5 мне потратить не удалось. Кроме того, Рига — город маленький, поездка за €4,5 равна примерно 25 минутам пешком.

Почти все говорят на русском. У меня при оформлении документов не возникло ни одной проблемы с языком. Местные мне описали ситуацию примерно так, что русскоговорящие тут не хотят учить латышский, а молодые латыши не хотят учить русский. Поэтому они все учат английский и бывает так, что общаются между собой именно на английском.

{ "author_name": "Alexander Nosach", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u0430\u0442\u0432\u0438\u044f","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 49, "likes": 22, "favorites": 52, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 31482, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 04 Jan 2018 19:01:00 +0300", "is_special": false }
0
49 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

что с налогами?

2

Пока изучаю и консультируюсь. В целом, 20% на распределенную прибыль. Ссылку скинул в статье, она обновилась первого числа (часть новых правил). Есть льготы, если экспортируешь услуги или товары за пределы Латвии (что будет для нас хорошо в 90-95% случаев). Буду держать в курсе по мере выяснения

0

в смысле сделал фирму, а про налоги потом узнаешь?) налоги там офигительные в целом, ничего интересного в этом плане. хотя они хотели интересную тему со стартапами замутить, типа освобождать зарплатный фонд от социалки (35%) и т.п.
хз приняли ли.

9

Я плачу налоги в РФ, не скажу, что у нас сильно отличаются. Тоже дофига. У нас цель была немного другая (может когда-нибудь напишу о ней), поэтому да - налоги изучаем в процессе оформления компании там.

0

Если будут вопросы, могу помочь, сам местный абориген ))

2

О, коллега, соседями будем~
Уставный капитал 2800 евро?

1

И кстати результаты регистрации обычно проверяются на lursoft.lv вводишь туда название своей SIA, если результаты найдены значит фирма успешно зарегистрирована.
И еще, обязательно нужно подать на получение номера PVN без него ничего толком сделать нельзя.

0

Мне уже все упало на почту, но убедиться всегда неплохо. Хм, про PVN не слышал. Что за зверь?

0

PVN это VAT или НДС. Нужно зарегистрироваться плательщиком НДС, чтобы работать с юрлицами и физлицами в ЕС.
Я разбирал это в своей статье полгода назад: https://habrahabr.ru/post/335550/

6

Регистрироваться плательщиком надо только с порога 40000 в год, если не ошибаюсь, менялось с этого года. Работать с EC не будучи PVN плательщиком никто не запрещает.

0

Про НДС. Если оказывать и получать услуги только от Латвийских лиц и сумма выписанных счетов в течении любых 12 месяцев не превышает 40 000 евро, тогда можно не регистрироваться. Но если получать или оказывать услуги компаниям в другой стране Евросоюза, тогда нужно регистрироваться. Ссылка на закон https://likumi.lv/ta/id/253451-pievienotas-vertibas-nodokla-likums#p-496583 на латышском, но можно использовать гоогле транслате. Или тут https://www.abways.lv/nds/registracija-nds-plateljshikom можно почитать

0

https://www.vid.gov.lv/ru/pervye-shagi-dlya-nachinayushchih-predprinimateley
вот кстати первоисточник :) не закон в чистом виде, но много полезной инфы, и актуальной.

1

"Позже мне партнеры сказали, что заверить документы можно и в здании регистра и стоит это дешевле. Но подтвердить эту информацию пока не могу."

В Словакии аналогично, в мэрии можно заверить подпись или документы (дешевле, чем у нотариуса), НО только на государственном языке. Мне даже заверенную копию диплома о высшем образовании, полученном в словацком вузе, отказались делать. Потому что там продублирован текст на английском.

1

Вангую, счет откроете в Польше, Чехии или пэйсера. Либо у вас в членах правления есть латыши. Если нет, то процедура открытия счета будет "болезненной". Сейчас нерезидентам в Прибалтике счета открывают только при наличии партнеров в той же отрасли или с местными чл. правления

1

да, проблемы есть. собственно даже наличие ВНЖ - т.е. temporary residence, в глазах банка не делает тебя резидентом. для этого нужно ПМЖ. это общая тенденция, старых клиентов в принципе не трогают насколько я знаю, а новым сложно.

0

Про Латвию не знаю, а в Эстонии закрывают счета и действующим фирмам, если нет экономической связи с Эстонией. В Латвии, в отличии от Эстонии, много мелких банков. Может в них попроще, но 100% дороже.

0

А вы пробовали выставить счёт или заключить договор с европейской компанией? А получить с них закрывающие документы, которые требуют валютный контроль? Не имея валютного счета, вам никто не сможет перевести денег (можете мне посоветовать платёжный сервис, который примет любые карты мира без ограничений и положит платежи на российский счёт юрлица?). А в обратную сторону (платежи за субподряд или сервера и тп) работать еще сложнее. Так что не со стороны знаю, какие проблемы есть в работе с западными компаниями. Кроме того, я вот не знаю российских интернет-компаний (я имею ввиду юридически), которые получили бы инвестиции не из России. И не поменяли место своей "прописки". Я вижу массу причин для оформления юрлица в любой европейской юрисдикции.

1

которые требуют валютный контроль?

Я ждал этого коммента!

0

Комментарий удален

В данной ситуации диктовалось бизнес-контактами и возможностями, которые сейчас там начинают развивать для стартапов (да и не только сейчас, судя по общению с местным бизнес сообществом).

Ну и без знания локального языка, открывать компанию в другой стране - мне кажется занятием не очень комфортным (английский может тоже не помочь). Поэтому даже без этих всех условий года два назад изучал именно прибалтийские страны - там можно решить вопрос на русском. Латвия мне была изначально более приемлемой в этом плане - у них наиболее лояльное отношение к русскому языку из всех трех стран.

0

По моему в Эстонии все проще и технологичный происходит.

0

А есть опыт уже? Хочу зарегистрировать интернет магазин через e-residency, но физически все процессы вести в России, дабы не платить VAT. Это реально вообще?

1

Слышал, но не изучал сам. Общался на эстонском стенде на Slush в 2016, там электронное резидентство мало что дает. Пока, на этапе регистрации, я не увидел каких-либо доисторических процессов - наоборот, все показалось на высоком уровне. А вот почитал про их банки и счета - морально уже готовлюсь к разным сложностям )

0

Да нет, это уже тоже налаживается. Я банковский счёт компании открыл без приезда в Эстонию.

1

Круто, в 16 году мне сами эстонцы из этой программы (стенд был именно этой программы) сказали, что надо приехать счёт открыть

0

Когда открыли и в каком банке? Как проходила процедура?

0

Банк TransferWise (физически их счета в Германии, но тут главное, чтобы Еврозона была). Процедура проходила через их приложение, привязанное к телефонному номеру. Вроде надо было просто паспорт через приложение сфотографировать, сейчас уже точно не помню -- в сентябре ещё делал.

0

Я хотел в Эстонии пожить. Легально платить там налоги как фрилансеру мне насчитали 53% вроде :) Типа подоходный и социалка. Забавные цифры такие :)

0

Да, у нас фрилансерам выгоднее. Для компаний сравнимо. Но есть масса вопросов организационных (счета, валютные платежи и тд) которые мешают. Поэтому надо было думать о другой "прописке"

0

Хм, а можно было уложиться в 70 евро.И сделать за 1 день. На такую компанию с неполным уставным капиталом действуем много ограничений - по сотрудникам, оборотам. НДС нужен если работаете по Европе по большому счету

0

какая разница, 70 или 180?
ну просто когда делаешь фирму в европе, надо сразу быть готовым к другому порядку расходов имхо.
при единоличном владении и пользовании по типу фрилансера - это сотни евро ежемесячно.
при реальной работе как фирмы еще больше.
единоразовый платеж вообще роли не играет.

1

Юрий, это лишь первый шаг был. Определили задачу, чтобы проект имел "прописку" в Латвии - нам это необходимо в этом году (специально пока не говорю о причинах). Очень много ограничений действует на упрощенное налогообложение (когда 15% с оборота). А на неполный уставной капитал ограничений меньше (основное - что не может быть соучредителей юридических лиц). В 70 евро можно было бы уложиться, если бы я знал, как заполнять заявление на подачу. Ну и еще при условии, что есть адрес. Но для этого надо хотя бы знать язык и форму. До такой степени я вникать не готов был.

0

Накопал тут:
"Налоговый режим “микропредприятий”

Законом установлен специальный налоговый режим для “микропредприятий”. Режимом микропредприятий могут пользоваться ООО (SIA) или индивидуальные коммерсанты.

Чтобы считаться микропредприятием, компания должна отвечать следующим признакам:

годовой оборот не выше 100000 EUR;
все участники компании - физические лица;
в компании не более 5 работников;
заработная плата работника не превышает 720 EUR в месяц.
Для микропредприятий установлен пониженный налог с годового оборота, уплачиваемый ежеквартально (налоговой базой является годовая выручка компании без вычета расходов). При этом с первых 7000 евро налог уплачивается по ставке 12%, а с дохода от 7000,01 евро – по ставке 15% (с 1 января 2018 г. ставка налога составит 15% со всего дохода). Микропредприятия освобождены от налога на прибыль."
Я правильно понимаю что 12-15% с оборота?

0

с МП же полный пиздец был простите мой французский.
там есть пункт
>Если доход работника микропредприятия необоснованно превышает 720 EUR в месяц, то к превышающей части дохода применяется дополнительная ставка налога в размере 20%.

Владелец МП по закону тоже считается работником.
Т.е. если ты платишь 15% с 720 в месяц, и 15+20 = 35% со всего что больше.
Так было год назад, сейчас вроде только ставки поменялись.

https://www.vid.gov.lv/ru/nalog-na-mikropredpriyatiya

Единственный чит был нанять всех своих бабушек в МП и начислять им по 720 евро.
Но там проблема что эти бабушки латышами должны быть вроде.

1

15%, но с этого года много ограничений новых, ибо развелось умников. Что не таксист - так микропредприятие.

0

> узнать все подробности про рабочие визы

а это что за зверь такой? если ВНЖ то надо оформить себя на работу, 500 евро в месяц платежей будет минимум.

0

Откуда там 500 евро? Там нужно по условию SIA должна налогов заплатить 21500 евро в год, это уже примерно 1800 в месяц.

0

а ну если ВНЖ по бизнесу то да, но можно же просто рабочий ВНЖ сделать, налог с минималки + мин социалка выйдут в 500 примерно.

0

немного не верно сказал - не с минималки как таковой, а с минимальной зп для ВНЖ - а это средняя зп по стране, около 700 евро надо себе начислять.

1

Не буду ничего утверждать, пока сам не разобрался. Взять на работу нерезидента, не имеющего доли, говорят, сложно. Совладельцу вроде проще. Но не люблю что-то утверждать, пока не проверю сам.

0

Комментарий удален

Работать из России на западных клиентов очень сложно. Особенно в SaaS. Не уверен, что Латвия прямо вот лучший выбор (посмотрим в процессе), но в данной ситуации мы получили возможность сотрудничать с местными компаниями, сообществами и бизнесменами, а также запартнериться для продвижения на рынки USA/UK. Я пока не могу дать информацию о всех причинах, но писал для того, чтобы просто было понимание, как происходит процесс в деталях. Латвия нравится тем, что нет проблем с языком, схожий менталитет, но направление к сотрудничеству с нужными нам странами. С российского ООО это сделать гораздо сложнее.

0

Комментарий удален

Ответил не в той ветке)

0

Сейчас начнете изучать, как вам теперь отчитываться перед Российской налоговой и потом напишите статью, за сколько денег и времени вы закрыли фирму в Латвии или стали не резидентом России ;-)

0

У Латвии с Россией есть соглашение о двойном налогообложении. При правильном подходе, лишнего я не заплачу. Уведомлять надо будет, да. Про нерезидентство задумываюсь, но у нас оно автоматическое, со 183 дней в году вне РФ. Пока не планирую настолько погружаться в работу там, но и не зарекаюсь

0

Проблема не столько в налогах, сколько в требованиях налоговой, которые еще не определены и могут быть например такими - ведите бухгалтерия по Российским стандартам, чтоб нам было понятно, что вы платите налогов столько сколько нужно. И тогда проблемы с валютным контролем покажутся вам вполне себе простыми ;-)

0

Комментарий удален

Коллеги, могли бы Вы помочь с некоторыми аспектами работы в Латвии. Интересует процесс открытия расчетного счета юридическим лицам, зарегистрированным на территории Латвии в составе учредителей есть нерезидент(русский). Сколько это стоит и что включает в себя?

0

ссылка на SkyOffice не работает
закрылись они что ли

0

Александр, шикарная статья, но у меня остались вопросы, и думаю Вы сможете мне помочь, мы открыли компанию SIA в Латвии, два учредителя, оба живут в России, компания пока что просто оформлена, никаких рабочих процессов нет, вопрос в чём, как нашим учредителям отчитываться сдесь в России, мы же должны как то поставить в известность местную налоговую о наших действиях в Латвии?

0

.. ред.

0

Спасибо за информацию. Единственное сейчас все не так просто стало для нерезидента. Да и геополитическая ситуация делает свое дело.

0

Комментарий удален

Читать все 49 комментариев
Дефицит цифровых кадров в России и их подготовка

Весь мир переходит в цифровую среду. Пока в ежегодном глобальном рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 43-е место, но задерживаться на нем не намерена. Для этого правительство запустило программу «Цифровая экономика РФ», которая будет поддерживать цифровую экономику в стране и подготовку необходимых кадров.

«Spotify: История продукта». Как мы разработали алгоритмы музыкальных рекомендаций

Из онлайн-библиотеки — в сервис персонализированных рекомендаций.

Как мы запустили MVP, получили первые продажи за 1,5 месяца и сэкономили 1 млн рублей

Рассказываем, как команда Minisol за 1,5 месяца помогла клиенту превратить идею в перспективный стартап и сколько стоил каждый этап.

Прокрастинация: Как перестать откладывать на потом и 4 способа которые мне помогли

Каждый раз, когда я начинаю думать о сложной или неприятной задаче, я чувствую внутреннее сопротивление. Например, когда нужно практиковать английский, писать сценарий или работать над сложным проектом.

Принцип «Всё смотрю». Часть 1

Стереотипный образ руководителя: серьёзный дядя или серьёзная тётя в костюме за большим столом принимает важные решения на совещании. Реальные руководители такое, конечно, тоже делают, но мне кажется, что довольно редко. Гораздо чаще хорошие руководители заняты непрезентабельной и весьма тяжёлой работой — они собственноручно следят за работой…

«М.Видео»: последний ноутбук оказался витринным образцом — на сайте это не было указано, я заплатил за него полную цену

Хочу предостеречь вас от неприятного опыта и плохих эмоций при покупке в «М.Видео» и «Эльдорадо» — данные ритейлеры любят обмануть легкомысленного покупателя. Пожалуйста, обращайте внимание на все факторы и не теряйте бдительность при покупке. Не хотелось бы мне такие удручающие фразы бросать, но реальная ситуация требует освещения.

Объявлены победители Finlanding
«Типографика в будущем»: дизайнер описывает, как дизайн и шрифты показывают футуризм в научной фантастике Статьи редакции

Разбирает «Валли», «Бегущего по лезвию» и другие фильмы, показывает, как создать свой шрифт «из будущего».

Будущее наступит во вторник на OneRetailConf
Таргет как волшебная палочка

Восхваление возможностей таргета в Инстаграм приводит к тому, что многие владельцы бизнеса уверены в его абсолютной способности быстро приводить к ним новых клиентов.

«Делимобиль» заставил меня заплатить 20 тысяч рублей за чужие повреждения

Грустная и захватывающая история о том, как «Делимобиль» не захотел разбираться и вынудил меня оплатить повреждения автомобиля, которые были нанесены не мною, на сумму в 18.641 рубля + аренду автомобиля в режиме ожидания на сумму 2.224 рублей.

null