Личный опыт: регистрация компании в Латвии

Подробное руководство сооснователя сервиса шаблонов для рассылок EmailFactory.

Создавая сервис, мы изначально планировали развивать его на международных рынках. В конце 2017 года у нас появилась возможность сделать большой шаг в этом направлении, частично переместившись в Латвию.

Причины выбора этой страны я не буду описывать тут, расскажу только сам процесс: последовательность своих действий, явки, пароли и цены.

Предварительное изучение

Платить €1500-2500 за комплекс услуг не хотелось, поэтому я начал изучать, какие есть другие возможности. В итоге моих изысканий я нашел компанию SkyOffice, которая предлагала сильно сократить затраты на этот процесс, если подаешь документы сам. По электронной почте отправил им все необходимые сканы и получил суммы и реквизиты для оплаты всех услуг.

Форму компании выбрал SIA (как наше ООО). Название компании должно быть уникальным — проверил, все ОК. Для небольших компаний можно регистрировать фирму без внесения уставного капитала.

В качестве информации по налогам использовал вот эти данные. В целом, в Латвии все неплохо, особенно для нашего типа бизнеса. Адекватная налоговая нагрузка и возможность ее снижать.

Итак, все понятно и готово. Мы из Санкт-Петербурга — здесь редко у кого нет постоянно открытой мультивизы. Поэтому сразу после нового года я отправился в Ригу, чтобы завершить все процедуры к концу наших выходных (в Европе все работают со второго января).

Оплата услуг и пошлин

Приехав, я прежде всего пошёл оплачивать по выданным мне реквизитам все пошлины. Ближайшая касса, где можно было оплатить, мне напомнила ту самую картинку про «Сбербанк»: «у меня инкассация, надо подождать», «картой нельзя, поменяли терминалы», «не знаю где банкомат, я не с этого района».

Ничего, нам не привыкать. Нашел банкомат, снял наличные (с комиссией), оплатил. Каждый платеж тоже провели с комиссией — в €4.

  • €50 — оплата за услуги по подготовке документов;
  • €60 — оплата пошлины за ускоренную регистрацию (обычная стоит €20);
  • €14,23 — оплата еще какой-то госпошлины;
  • €3 — комиссия за снятие наличных в банкомате;
  • €12 — комиссия за проведение трех платежей.

Итого оплачено: €139,23.

Юридический адрес

Мне юридический адрес предоставили партнеры, что сильно снизило бюджет на регистрацию. Если у вас такой возможности нет, то юридический адрес дают примерно по цене €25 в месяц. Не буду включать это в общий бюджет, но не могу не написать, что придется доплатить еще €181,5 (это за полгода с налогами).

Документы и нотариус

Зашёл в SkyOffice, забрал документы. Позадавал еще вопросов, выяснил некоторые подробности налогообложения и получил инструкцию по дальнейшим действиям. Выдали адреса регистра и ближайшего нотариуса. Часть документов нужно было заверить нотариально, что добавило еще €44,81 в затраты на регистрацию.

Позже партнеры сказали мне, что заверить документы можно и в здании регистра и стоит это дешевле. Но подтвердить эту информацию пока не могу.

С учетом предыдущих затрат получается €184,04.

Подача документов на регистрацию

Здание регистра. Учреждение работает с 11:00 до 16:00

Был приятно удивлен — терминал для выдачи талона на электронную очередь предлагал три языка интерфейса, включая английский и русский.

Проверка документов, проведение еще одного платежа (€4, оплата картой), уточнение информации по адресу электронной почты. Все заняло не более пяти минут.

На мой вопрос о том, когда приходить за готовыми документами, клерк сделал удивленное лицо и сказал, что все документы придут по электронной почте и больше приходить не надо. Так и случилось на следующий день — все пришло в виде электронного документа.

В итоге на регистрацию компании потрачено €188,04 и два дня.

Я мог бы уложиться быстрее, если бы у меня была под рукой такая статья. Надеюсь, что она поможет другим в подобной ситуации.

Дальнейшие шаги

Нужно будет открыть счет в банке, подключить прием платежей, узнать все подробности про рабочие визы, заключить первые договора с клиентами. Постараюсь разложить это в следующих статьях.

Напоследок

Из Санкт-Петербурга в Ригу каждый день ходит с десяток автобусов. Стоимость — 2500 рублей. Я использую две компании — LuxExpress или Ecolines. Самолет очень дорогой. Купе в поезде стоит от 6 тысяч рублей.

Цены на билеты из Москвы не смотрел, но думаю, что картина получится примерно такой же. Я не включал в затраты эти билеты, так как у меня в это время в Риге были запланированы еще несколько встреч, не связанные с регистрацией компании.

В Латвии не работает Uber, но есть Taxify. Больше €4,5 мне потратить не удалось. Кроме того, Рига — город маленький, поездка за €4,5 равна примерно 25 минутам пешком.

Почти все говорят на русском. У меня при оформлении документов не возникло ни одной проблемы с языком. Местные мне описали ситуацию примерно так, что русскоговорящие тут не хотят учить латышский, а молодые латыши не хотят учить русский. Поэтому они все учат английский и бывает так, что общаются между собой именно на английском.

0
49 комментариев
Написать комментарий...
Daniil Khanin

что с налогами?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

Пока изучаю и консультируюсь. В целом, 20% на распределенную прибыль. Ссылку скинул в статье, она обновилась первого числа (часть новых правил). Есть льготы, если экспортируешь услуги или товары за пределы Латвии (что будет для нас хорошо в 90-95% случаев). Буду держать в курсе по мере выяснения

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

в смысле сделал фирму, а про налоги потом узнаешь?) налоги там офигительные в целом, ничего интересного в этом плане. хотя они хотели интересную тему со стартапами замутить, типа освобождать зарплатный фонд от социалки (35%) и т.п.
хз приняли ли.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

Я плачу налоги в РФ, не скажу, что у нас сильно отличаются. Тоже дофига. У нас цель была немного другая (может когда-нибудь напишу о ней), поэтому да - налоги изучаем в процессе оформления компании там.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zhgun

Если будут вопросы, могу помочь, сам местный абориген ))

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Хорев

О, коллега, соседями будем~
Уставный капитал 2800 евро?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Хорев

И кстати результаты регистрации обычно проверяются на lursoft.lv вводишь туда название своей SIA, если результаты найдены значит фирма успешно зарегистрирована.
И еще, обязательно нужно подать на получение номера PVN без него ничего толком сделать нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

Мне уже все упало на почту, но убедиться всегда неплохо. Хм, про PVN не слышал. Что за зверь?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Хорев

PVN это VAT или НДС. Нужно зарегистрироваться плательщиком НДС, чтобы работать с юрлицами и физлицами в ЕС.
Я разбирал это в своей статье полгода назад: https://habrahabr.ru/post/335550/

Ответить
Развернуть ветку
Andrey K

Регистрироваться плательщиком надо только с порога 40000 в год, если не ошибаюсь, менялось с этого года. Работать с EC не будучи PVN плательщиком никто не запрещает.

Ответить
Развернуть ветку
andris skutans

Про НДС. Если оказывать и получать услуги только от Латвийских лиц и сумма выписанных счетов в течении любых 12 месяцев не превышает 40 000 евро, тогда можно не регистрироваться. Но если получать или оказывать услуги компаниям в другой стране Евросоюза, тогда нужно регистрироваться. Ссылка на закон https://likumi.lv/ta/id/253451-pievienotas-vertibas-nodokla-likums#p-496583 на латышском, но можно использовать гоогле транслате. Или тут https://www.abways.lv/nds/registracija-nds-plateljshikom можно почитать

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

https://www.vid.gov.lv/ru/pervye-shagi-dlya-nachinayushchih-predprinimateley
вот кстати первоисточник :) не закон в чистом виде, но много полезной инфы, и актуальной.

Ответить
Развернуть ветку
Kostia Pekarchuk

"Позже мне партнеры сказали, что заверить документы можно и в здании регистра и стоит это дешевле. Но подтвердить эту информацию пока не могу."

В Словакии аналогично, в мэрии можно заверить подпись или документы (дешевле, чем у нотариуса), НО только на государственном языке. Мне даже заверенную копию диплома о высшем образовании, полученном в словацком вузе, отказались делать. Потому что там продублирован текст на английском.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Николаев

Вангую, счет откроете в Польше, Чехии или пэйсера. Либо у вас в членах правления есть латыши. Если нет, то процедура открытия счета будет "болезненной". Сейчас нерезидентам в Прибалтике счета открывают только при наличии партнеров в той же отрасли или с местными чл. правления

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

да, проблемы есть. собственно даже наличие ВНЖ - т.е. temporary residence, в глазах банка не делает тебя резидентом. для этого нужно ПМЖ. это общая тенденция, старых клиентов в принципе не трогают насколько я знаю, а новым сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Николаев

Про Латвию не знаю, а в Эстонии закрывают счета и действующим фирмам, если нет экономической связи с Эстонией. В Латвии, в отличии от Эстонии, много мелких банков. Может в них попроще, но 100% дороже.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

А вы пробовали выставить счёт или заключить договор с европейской компанией? А получить с них закрывающие документы, которые требуют валютный контроль? Не имея валютного счета, вам никто не сможет перевести денег (можете мне посоветовать платёжный сервис, который примет любые карты мира без ограничений и положит платежи на российский счёт юрлица?). А в обратную сторону (платежи за субподряд или сервера и тп) работать еще сложнее. Так что не со стороны знаю, какие проблемы есть в работе с западными компаниями. Кроме того, я вот не знаю российских интернет-компаний (я имею ввиду юридически), которые получили бы инвестиции не из России. И не поменяли место своей "прописки". Я вижу массу причин для оформления юрлица в любой европейской юрисдикции.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
которые требуют валютный контроль?

Я ждал этого коммента!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

В данной ситуации диктовалось бизнес-контактами и возможностями, которые сейчас там начинают развивать для стартапов (да и не только сейчас, судя по общению с местным бизнес сообществом).

Ну и без знания локального языка, открывать компанию в другой стране - мне кажется занятием не очень комфортным (английский может тоже не помочь). Поэтому даже без этих всех условий года два назад изучал именно прибалтийские страны - там можно решить вопрос на русском. Латвия мне была изначально более приемлемой в этом плане - у них наиболее лояльное отношение к русскому языку из всех трех стран.

Ответить
Развернуть ветку
Rod Hook

По моему в Эстонии все проще и технологичный происходит.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sazonov

А есть опыт уже? Хочу зарегистрировать интернет магазин через e-residency, но физически все процессы вести в России, дабы не платить VAT. Это реально вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

Слышал, но не изучал сам. Общался на эстонском стенде на Slush в 2016, там электронное резидентство мало что дает. Пока, на этапе регистрации, я не увидел каких-либо доисторических процессов - наоборот, все показалось на высоком уровне. А вот почитал про их банки и счета - морально уже готовлюсь к разным сложностям )

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Osipov

Да нет, это уже тоже налаживается. Я банковский счёт компании открыл без приезда в Эстонию.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

Круто, в 16 году мне сами эстонцы из этой программы (стенд был именно этой программы) сказали, что надо приехать счёт открыть

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Николаев

Когда открыли и в каком банке? Как проходила процедура?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Osipov

Банк TransferWise (физически их счета в Германии, но тут главное, чтобы Еврозона была). Процедура проходила через их приложение, привязанное к телефонному номеру. Вроде надо было просто паспорт через приложение сфотографировать, сейчас уже точно не помню -- в сентябре ещё делал.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

Я хотел в Эстонии пожить. Легально платить там налоги как фрилансеру мне насчитали 53% вроде :) Типа подоходный и социалка. Забавные цифры такие :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

Да, у нас фрилансерам выгоднее. Для компаний сравнимо. Но есть масса вопросов организационных (счета, валютные платежи и тд) которые мешают. Поэтому надо было думать о другой "прописке"

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Meitalov

Хм, а можно было уложиться в 70 евро.И сделать за 1 день. На такую компанию с неполным уставным капиталом действуем много ограничений - по сотрудникам, оборотам. НДС нужен если работаете по Европе по большому счету

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

какая разница, 70 или 180?
ну просто когда делаешь фирму в европе, надо сразу быть готовым к другому порядку расходов имхо.
при единоличном владении и пользовании по типу фрилансера - это сотни евро ежемесячно.
при реальной работе как фирмы еще больше.
единоразовый платеж вообще роли не играет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

Юрий, это лишь первый шаг был. Определили задачу, чтобы проект имел "прописку" в Латвии - нам это необходимо в этом году (специально пока не говорю о причинах). Очень много ограничений действует на упрощенное налогообложение (когда 15% с оборота). А на неполный уставной капитал ограничений меньше (основное - что не может быть соучредителей юридических лиц). В 70 евро можно было бы уложиться, если бы я знал, как заполнять заявление на подачу. Ну и еще при условии, что есть адрес. Но для этого надо хотя бы знать язык и форму. До такой степени я вникать не готов был.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kolarkoff

Накопал тут:
"Налоговый режим “микропредприятий”

Законом установлен специальный налоговый режим для “микропредприятий”. Режимом микропредприятий могут пользоваться ООО (SIA) или индивидуальные коммерсанты.

Чтобы считаться микропредприятием, компания должна отвечать следующим признакам:

годовой оборот не выше 100000 EUR;
все участники компании - физические лица;
в компании не более 5 работников;
заработная плата работника не превышает 720 EUR в месяц.
Для микропредприятий установлен пониженный налог с годового оборота, уплачиваемый ежеквартально (налоговой базой является годовая выручка компании без вычета расходов). При этом с первых 7000 евро налог уплачивается по ставке 12%, а с дохода от 7000,01 евро – по ставке 15% (с 1 января 2018 г. ставка налога составит 15% со всего дохода). Микропредприятия освобождены от налога на прибыль."
Я правильно понимаю что 12-15% с оборота?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

с МП же полный пиздец был простите мой французский.
там есть пункт

>Если доход работника микропредприятия необоснованно превышает 720 EUR в месяц, то к превышающей части дохода применяется дополнительная ставка налога в размере 20%.

Владелец МП по закону тоже считается работником.
Т.е. если ты платишь 15% с 720 в месяц, и 15+20 = 35% со всего что больше.
Так было год назад, сейчас вроде только ставки поменялись.

https://www.vid.gov.lv/ru/nalog-na-mikropredpriyatiya

Единственный чит был нанять всех своих бабушек в МП и начислять им по 720 евро.
Но там проблема что эти бабушки латышами должны быть вроде.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey K

15%, но с этого года много ограничений новых, ибо развелось умников. Что не таксист - так микропредприятие.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau
> узнать все подробности про рабочие визы

а это что за зверь такой? если ВНЖ то надо оформить себя на работу, 500 евро в месяц платежей будет минимум.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Хорев

Откуда там 500 евро? Там нужно по условию SIA должна налогов заплатить 21500 евро в год, это уже примерно 1800 в месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

а ну если ВНЖ по бизнесу то да, но можно же просто рабочий ВНЖ сделать, налог с минималки + мин социалка выйдут в 500 примерно.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

немного не верно сказал - не с минималки как таковой, а с минимальной зп для ВНЖ - а это средняя зп по стране, около 700 евро надо себе начислять.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

Не буду ничего утверждать, пока сам не разобрался. Взять на работу нерезидента, не имеющего доли, говорят, сложно. Совладельцу вроде проще. Но не люблю что-то утверждать, пока не проверю сам.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

Работать из России на западных клиентов очень сложно. Особенно в SaaS. Не уверен, что Латвия прямо вот лучший выбор (посмотрим в процессе), но в данной ситуации мы получили возможность сотрудничать с местными компаниями, сообществами и бизнесменами, а также запартнериться для продвижения на рынки USA/UK. Я пока не могу дать информацию о всех причинах, но писал для того, чтобы просто было понимание, как происходит процесс в деталях. Латвия нравится тем, что нет проблем с языком, схожий менталитет, но направление к сотрудничеству с нужными нам странами. С российского ООО это сделать гораздо сложнее.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

Ответил не в той ветке)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Mazurov

Сейчас начнете изучать, как вам теперь отчитываться перед Российской налоговой и потом напишите статью, за сколько денег и времени вы закрыли фирму в Латвии или стали не резидентом России ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Nosach
Автор

У Латвии с Россией есть соглашение о двойном налогообложении. При правильном подходе, лишнего я не заплачу. Уведомлять надо будет, да. Про нерезидентство задумываюсь, но у нас оно автоматическое, со 183 дней в году вне РФ. Пока не планирую настолько погружаться в работу там, но и не зарекаюсь

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Mazurov

Проблема не столько в налогах, сколько в требованиях налоговой, которые еще не определены и могут быть например такими - ведите бухгалтерия по Российским стандартам, чтоб нам было понятно, что вы платите налогов столько сколько нужно. И тогда проблемы с валютным контролем покажутся вам вполне себе простыми ;-)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Родион Бескровный

Коллеги, могли бы Вы помочь с некоторыми аспектами работы в Латвии. Интересует процесс открытия расчетного счета юридическим лицам, зарегистрированным на территории Латвии в составе учредителей есть нерезидент(русский). Сколько это стоит и что включает в себя?

Ответить
Развернуть ветку
Alice Wonder

ссылка на SkyOffice не работает
закрылись они что ли

Ответить
Развернуть ветку
Mariya Ulitina

Александр, шикарная статья, но у меня остались вопросы, и думаю Вы сможете мне помочь, мы открыли компанию SIA в Латвии, два учредителя, оба живут в России, компания пока что просто оформлена, никаких рабочих процессов нет, вопрос в чём, как нашим учредителям отчитываться сдесь в России, мы же должны как то поставить в известность местную налоговую о наших действиях в Латвии?

Ответить
Развернуть ветку
Mariya Ulitina

..

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Диденко

Спасибо за информацию. Единственное сейчас все не так просто стало для нерезидента. Да и геополитическая ситуация делает свое дело.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда