{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

11 шагов к воплощению идеи

Директор онлайн платформ корпорации Mars Андрей Байков составил пошаговую инструкцию, как при помощи дизайн-мышления запустить стартап внутри крупной компании.

В начале 2017 года специалисты Mars взялись за разработку принципиально нового пользовательского интернет-продукта, который должен помочь владельцам заботиться о своих домашних питомцах и получить максимальную информацию и консультации по всем интересующим вопросам. Проект получил название Petstory.

При создании новых продуктов традиционно используется SWOT-анализ – универсальный метод стратегического планирования для оценки ситуации и выработки общих решений по продукту. Наши специалисты решили использовать стратегию design thinking, или дизайн-мышления. Это метод, основанный на творческом, а не аналитическом подходе. В методе дизайн-мышления главное – это потребности пользователя, а уже затем – технические и экономические возможности реализации проекта. Нагляднее всего дизайн-мышление можно описать с помощью последовательности шагов от постановки задачи до воплощения готового решения.

Шаг 1. Эмпатия и постановка задачи

Эмпатия – это способность сопереживать и поставить себя на место другого человека. На первом этапе процесса было необходимо понять потребности пользователей-владельцев домашних животных, и поставить соответствующую задачу, которая бы соответствовала их ценностям и интересам. Задача этого стартапа – создать интерактивную систему, в которой владельцы домашних животных нашли бы ответы на максимальное количество вопросов по уходу за питомцами, а также получили другую полезную информацию и сервисы.

Шаг 2. Исследование аудитории

Исследование целевой аудитории подразумевает не только непосредственное общение с владельцами домашних животных, беседы и интервью, но и наблюдения за их активностью в сети. Также важно знать стандартное поведение пользователей, их распорядок дня и то, как влияет на него наличие домашних питомцев. На основе всей полученной информации был составлен портрет типичного пользователя. Анализ похожих российских и зарубежных интернет-ресурсов и смежных проектов дополнил общую картину.

Шаг 3. Описание «болевых точек»

На основе интервью и анкетирования пользователей были определены «болевые точки» – проблематика, волнующая всех владельцев домашних животных. Как оказалось, это отсутствие единого ресурса по всем категориям товаров для животных, недостаточность информации по содержанию и уходу, непоследовательность и противоречивость разных источников. А самые востребованные ветеринарные услуги – первичный приём, кастрация и вакцинация.

Шаг 4. Фокусировка на проблеме

Обобщить полученную информацию и сформулировать основные задачи – главная цель фокусировки. В нашем случае такими задачами были: вопросы содержания домашних животных, их правильное питание и забота о здоровье питомцев.

Шаг 5. Определение точки зрения

Определить точку зрения – значит сформулировать конкретные способы решения проблем и снятия «болевых точек» пользователей с помощью определённых сервисов. Для Petstory такими «болеутоляющими» средствами стали: необходимость создания базы знаний по разным видам и породам животных, создание единой площадки услуг и сервисов для питомцев, а также оказания ветеринарной помощи и онлайн-консультаций.

Шаг 6. Генерация идей и мозговой штурм

На данном этапе важно сформулировать как можно больше конкретных идей и решений для поставленных задач. Для этого можно использовать множество техник и приёмов. Один из них – задать три вопроса на одну и ту же тему, но с разных точек зрения. В процессе мозгового штурма все идеи развиваются, обсуждаются и анализируются. При «штурме» Petstory были идеи выделить в отдельную услугу страхование животных и создать площадку по торговле товарами для питомцев. После обсуждения эти задачи были отложены на будущее, а на старте – содержание, питание и ветпомощь. Зато была введена игровая составляющая. Например, в мобильном приложении Petstory у владельца питомца есть «индекс заботы». Он растёт, когда животное водят к ветеринару на плановые прививки и процедуры и пользуются другими рекомендациями сайта.

Шаг 7. Выбор оптимальных идей

Чтобы выбрать самые жизнеспособные идеи, нужно пропустить все собранные решения через своеобразный фильтр – то есть создать такие критерии отбора, которые позволят выбрать самые неожиданные и оригинальные, и в то же время самые рациональные с точки зрения воплощения идеи. По итогам отбора нескольких самых популярных идей они ставятся на голосование. Для владельцев домашних животных главные проблемы – это некачественная и противоречивая информация по содержанию питомца из разных источников, а также мошенничество и лжевызывные службы. Поэтому в приоритет мы поставили создание базы знаний по видам и породам, работу в соцсетях и разработку сервиса по бронированию ветеринарных услуг.

Шаг 8. Создание прототипа

Прототип – это упрощённая, но максимально приближённая к реальности модель готового продукта, в данном случае, сайта. В разных ситуациях прототипы могут быть совсем простыми (в виде бумажных аппликаций), или с готовым дизайном (созданные с помощью соответствующих интернет-сайтов и приложений). Важно, что создать и доработать прототип в сотни раз дешевле, чем вносить изменения в уже готовый продукт.

Шаг 9. Тестирование прототипа

Прототипы тестируются с помощью пользователей, это помогает понять сильные и слабые стороны продукта, и быстро выявить интуитивно непонятные участки, а также второстепенные решения, которые по каким-то причинам стали основными. Тестирование также помогает обнаружить неправильные решения или неверную постановку проблемы, и исправить ситуацию. Прототипы сайта и мобильного приложения Petstory тестировали владельцы животных и ветеринары. При этом обнаружились такие особенности в расписании работы ветклиник и распорядка дня врачей, которые не были учтены в первоначальном прототипе.

Шаг 10. Детализация прототипа и маркетплейс

Создание детального интернет-прототипа будущего сайта в первую очередь позволяет определить, насколько сайт интересен пользователям, «цепляет», определяет приоритеты и ведёт к решению поставленных задач. Маркетплейс – это все услуги и сервисы, доступные на сайте. Они собраны вместе и тестируются пользователями.

Шаг 11. Создание продукта

Результатом стартапа стало создание персонализированной платформы, где собрано то, что может потребоваться владельцам собак и кошек. Это полезные советы по кормлению и содержанию животных, справочник по породам, новости, ветеринарные услуги и онлайн-консультации, популярные сервисы по передержке, зоотакси, грумингу, каталог питомников и заводчиков, консьерж-чат с оперативным реагированием по интересующим вопросам. Благодаря методике дизайн-мышления ресурс изначально удобен пользователям и делает жизнь владельцев животных и их питомцев удобней и комфортней.

Развитие проекта Petstory – телеветеринария, консультации со специалистами по видеоканалу, а также расширение рекомендательных сервисов в мобильном приложении, для этого мы используем накопленные данные и искусственный интеллект.

0
2 комментария
Marina Suvorova

Вполне себе эффективная инструкция для применения на деле!))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анастасия Аронова

Четкий структурированный подход к разработке проекта. Марс подаёт пример гигантам.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда