Личный опыт: бизнес-магистратура без отрыва от работы

Стоит ли учиться на факультете международного бизнеса в Высшей Школе Экономики.

Здание факультета на Мясницкой

За два года я из человека с гуманитарным образованием и стажировкой в «Большой четвёрке» превратился в специалиста с развитой бизнес-интуицией и хорошими связями.

На мой взгляд, такой прогресс обусловлен тремя параметрами: грамотные преподаватели, хорошая структура образовательного процесса и одногруппники с разнообразным бэкграундом.

Преподавательский состав

Практически все преподаватели на программе — топ-менеджеры международных компаний: директора, генеральные менеджеры или предприниматели. Они, очевидно, не ради учительской зарплаты пришли в университет работать, а действительно получают кайф преподавания.

Занятия профессора ведут в соответствии со своим опытом и зачастую делятся такими инсайтами, которых ни в одном учебнике не пишут. Все очень открыты, положительно относятся к обратной связи и готовы отвечать на любые вопросы.

Здесь справедливо можно заметить, что не все успешные карьеристы становятся хорошими преподавателями. Была парочка людей с очень крутым бизнес-бэкграундом (например, преподаватель по рекламе владеет крупным рекламным агентством) и отвратительными навыками выступления перед аудиторией (убаюкивающим голосом читает текст со слайдов и невнятно отвечает на вопросы), но их предметы можно просто не выбирать.

Мой личный список предметов с наиболее компетентными преподавателями:

  1. Стратегический менеджмент. Ведёт выпускник французской бизнес-школы Insead, на момент моего обучения был генеральным менеджером в Uber. Постоянно давал нам Гарвардские кейсы и приглашал своих товарищей делиться опытом на гостевых лекциях. За один семестр у нас побывали генеральный директор Delivery Club, директор по стратегии «Росбанка», директор по коммуникациям Uber, партнёр консалтинговой компании Bain и многие другие авторитетные спикеры.

  2. Маркетинговые исследования и стратегический маркетинг. Бывший менеджер консалтинговой компании McKinsey наглядно показал нам, что и как из написанного в книжках работает или не работает в реальной жизни. С ним мы даже немного погрузились в психологию и военную стратегию (для того, чтобы лучше понять некоторые бизнес-концепции), проводили реальные рыночные исследования и критиковали статьи Harvard Business Review.
  3. Международный маркетинг. Этот предмет ведёт директор международной сети FMCG. Не заставлял нас читать Котлера, хотя и показывал его основные концепции, как правило, чтобы опровергнуть. Всё изучаемое подкреплял примерами из своей практики в Procter & Gamble, что породило игру «угадай, сколько раз за сегодня он скажет слово Gillette». Весь семестр мы работали в небольших командах над маркетинговым планом для выбранного бренда, каждое занятие дополняя его за счёт только что изученных инструментов.

Желание делиться информацией было замечено у всех профессоров. Это сильно контрастирует с тем, что я видел в других учебных заведениях. Обсудить что-то можно не только во время занятия, но и в курилке, на Facebook или при личной встрече во время обеда. Я и после выпуска общаюсь с некоторыми из них, спрашиваю совета.

Образовательный процесс

На моей программе не было разделений на лекции и семинары. Во время занятия в любой момент можно высказать своё мнение и завязать дискуссию. Преподаватели сами всё время инициируют обсуждения, призывая не молчать.

В такой обстановке действительно учишься у всех вокруг. Ну а если кто-то высказал откровенную чушь, ты можешь поднять руку и объяснить ему, почему он не прав. Такой режим проведения занятий давно прижился в зарубежных бизнес-школах, но во многих российских — всё ещё каменный век в этом плане.

Развитию коммуникационных навыков времени уделяется не меньше, чем получению знаний. Письменных работ мы практически не сдавали, а вот презентовать устно приходилось постоянно, и навыки публичного выступления тоже добавляли веса итоговой оценке.

На переговорах были игровые сессии, имитирующие заключение контрактов или досудебных соглашений. При этом всё происходило на английском — неплохая практика.

Почти все преподаватели используют кейс-метод. Он заключается в изучении опыта других компаний путём проживания процесса принятия бизнес-решений в конкретных ситуациях. Чаще всего это кейсы Harvard Business School, описывающие опыт всемирно известных корпораций.

Мы изучали кейсы Walmart, Disney, Uber и Cirque du Soleil. Иногда преподаватель может дать что-то из своего опыта.

Например, на стратегическом маркетинге нам выслали большую выгрузку из «Евромонитора» по рынку сухой лапши в нескольких странах средней Азии, а через неделю мы показывали презентацию, объясняя, на какой рынок компании следует выходить, какой продукт там запускать и какой способ мы для этого советуем.

Другая важная черта программы — вечерние занятия. Мы занимались почти каждый будний день с семи вечера и весь день в субботу. Такой график даёт возможность полноценно работать во время учёбы. На первом курсе я вообще работал в «Большой четвёрке» (там рабочая неделя далеко не 40 часов) и ничего, всё успевал.

На программе очень много сделано для того, чтобы было больше практики. Один месяц все студенты делают реальный консалтинговый проект для одной из компаний-партнёров университета.

Мне досталась российская (хотел написать советская) авиакомпания. У них было равнодушное отношение к процессу и результату, поэтому опыт оказался средним. Но я знаю, что некоторым повезло больше.

Одногруппники

Как я написал выше, в процессе обучения мы учимся и у одногруппников. Чему можно у них научиться, если они школу только недавно закончили?

Во-первых, не все пришли сразу после бакалавриата. Многие были уже с двумя-тремя годами опыта работы или устроились куда-то параллельно с магистратурой. Мои одногруппники работали в PepsiCo, «Сибур», «ВТБ Капитал», «Михайлов и Партнёры» и других больших компаниях. Такому составу есть чем поделиться.

Во-вторых, у людей разнообразный бэкграунд. Помимо экономистов встречались юристы, историки, инженеры и лингвисты. За счёт этого взгляд на обсуждаемые бизнес-вопросы у всех был индивидуальный. И было много иностранцев, у них на всё принципиально другой взгляд.

В моей группе учились француз, испанка, двое итальянцев, американец и парень из Нидерландов. Это добавляет культурного разнообразия, у всех свой характер.

Американец очень обязательный, француз — раздолбай, а итальянцы схожи с нами по менталитету. Но что действительно всех объединяет, так это хорошее чувство юмора.

Так как почти все домашние задания командные, с одногруппниками проводишь очень много времени и постигаешь командную работу во всех её проявлениях. Учишься взаимодействовать с разными людьми и иногда сталкиваешься с неадекватным поведением.

Во время работы над проектом по маркетингу моя сокомандница должна была сделать SWOT-анализ. А она не абы кто, а директор по маркетингу юридической фирмы с десятилетним стажем.

Она принесла откровенную дрянь, и, естественно, никто не собирался вставлять это в презентацию. Но она «делала этот анализ четыре часа, и муж сказал, что получилось очень хорошо». Было непросто.

Прочее

У программы есть зарубежные партнёры, можно получить двойной диплом. Отправляют в достаточно сильные заведения, например, в норвежскую школу экономики NHH и Маастрихтский университет в Нидерландах. Такой возможностью пользуются немногие, примерно 15% от курса, остальные не хотят оставлять работу. Но те, кто ездил, остались довольны.

На факультет международного бизнеса не стоит идти тем, кто хочет получить глубокие финансовые знания. Для этого лучше выбрать другой факультет. Финансовые предметы есть, но это ни в какое сравнение не идёт с тем уровнем, который есть в РЭШ или МИЭФ. Один парень попал в «ВТБ Капитал» после факультета международного бизнеса, но это исключение.

Факультет подойдёт тем, кто собирается работать в demand-функциях международных компаний (маркетинг и продажи), консалтинге или хочет определиться, в каком направлении развивать карьеру.

Очень большое количество одногруппников ещё во время учебы попали на лидерские программы в сфере FMCG — Mars, PepsiCo и Reckitt Benckiser. Сейчас из группы в 30 человек четверо работают в консалтинге (уровень компании Accenture) и один — в «Большой тройке».

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Easy Void

Реклама

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Hse Mib
Автор

Это учебная почта моей группы)

Ответить
Развернуть ветку
Hse Mib
Автор

Я не дал никаких ссылок и указал некоторые "неоднозначные" вещи. Это не реклама)

Ответить
Развернуть ветку
bum pum

главное вовремя платите денежки за обучение чтобы слушать многих умных людей основателей бизнесов которые еще не успели поучиться ))))

Ответить
Развернуть ветку
bum pum

имхо мба хорош тогда когда уже есть свой бизнес или контора платит... как средство для последующего поиска работы себя уже изжило давно

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Для меня - это все из мира где правильно подбирают драгоценные камни к вечернему выходу в свет. Ну то есть обычные проблемы богатых людей, там еще где прислугу сложно хорошую найти. Сопереживать не выходит :(

Ответить
Развернуть ветку
Miguel Evans

Можете сравнить с ВШМ СПБГУ?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Почем стоит сие развлечение?

Ответить
Развернуть ветку
Hse Mib
Автор

Я платил 320 тыс в год, сейчас вроде подняли стоимость. Бюджетных мест и стипендий нет

Ответить
Развернуть ветку
R.R.

образование для избранных

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Почему? 320 тыс разве неподьемные деньги?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Чистов

27к в месяц не так много

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Спасибо! Сколько месяцев длится?

Ответить
Развернуть ветку
Hse Mib
Автор

2 года, из них полгода занятий нет, пишешь диплом

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shirnen

Входное тестирование из чего состоит?

Ответить
Развернуть ветку
Hse Mib
Автор

Конкурс портфолио (оценивают резюме, cover letter, рекомендации) и английский язык. Английский можно не сдавать если есть IELTS или TOEFL

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Goldyshev

Хотелось бы пообщаться подробнее насчет программы!

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Sharafutdinova

А можно вам написать куда нибуль лично? В вк например

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Goldyshev

Да , так и хотелось.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
Бюджетных мест и стипендий нет

Вот это наверное и плюс, по сравнению с ВШМ СПбГУ, хотя весьма условный - чем выше стоимость, тем круче отбор претендентов и осознаннее их выбор ...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Hse Mib
Автор

С МБА сравнивать некорректно, потому что это программа Master of International Business, а не Master of Business Administration. Правильнее сравнивать с Master of Management.

Не выбрал магистратуру ранхигс потому что в топовые компании (инвест банки и большая тройка) выпускники ранхигса не попадают, даже на лидерских программах в FMCG их очень мало.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
bum pum

это повышает уровень твоей крутизны перед друзьями и дает необходимость отбивать фактически стоимость квартиры (ну 200 тысяч примерно) и рассуждать а стоило ли это все того

Ответить
Развернуть ветку
Panova Katerina

Что за большая тройка просветите?

Ответить
Развернуть ветку
Жаннур Кенжеханулы

Тройка крупнейших консалтинговых компаний — McKinsey, Bain, BCG.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Жаннур Кенжеханулы

Это Большая четверка - четыре крупнейшие аудиторские компании - Deloitte, PwC, EY, KPMG.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Четверку знаю уже уже давно, с тех пор еще как PriceWaterhouse был отдельно от Coopers & Lybrand, тройку долгое время не знал в принципе (ну проскакивали названия в новостях, но без уточнения, что за звери такие вещают прогнозы про мировую экономику).
Что мне дало знание или незнание? Ничего :)

Ответить
Развернуть ветку
Amgalan Darzhaev

Результат по итогу?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

"зачастую делятся такими инсайтами"
Имелось в виду Д, инсайДами?
 
Ведь делиться инсайтом - "неожиданным прорывом к пониманию поставленной проблемы и внезапном нахождении ее решения"- практически невозможно.
 
Потому что как поделишься ... "В опытах Кёлера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после нескольких безрезультатных проб прекращали активные действия и принимались просто разглядывать предметы вокруг себя, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению."
 
Хотелось бы поэтому уточнить, что же Вы имели в виду.
(определения и цитаты из Вики).

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда