{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Где встречают Новый год? Динамика популярности ж/д направлений в России

Никита Поляков

Все салаты съедены, шампанское выпито, а яркие эмоции от путешествий старательно запечатлены на фото.

Где же предпочитают встречать Новый год россияне? Никита Поляков, специалист по контекстной рекламе i-Media, составил рейтинг популярных ж/д направлений за последние 10 лет.

Цель нашего исследования – проанализировать динамику интереса пользователей интернета к рынку ж/д билетов, а именно – отследить направления следования поездов, которые в большей степени актуальны для потенциального покупателя перед Новым годом. Также нам было интересно оценить изменение спроса на данные направления в разрезе нескольких лет. И сравнить интерес к определенным направлениям с реальными показателями рекламных кампаний сервиса по продаже билетов - UFS-Travel.

Мы взяли для анализа 10 лет: 2007 – 2017 гг. Обратим внимание на определенный отрезок времени: конец октября – декабрь, так как продажа ж/д билетов начинается за 60 суток до даты отправления поезда, а в отдельных случаях – за 45. Поскольку некоторые предпочитают брать отпуск/отгул, не дожидаясь окончания года, стоит рассмотреть и последние числа октября.

Для исследования мы выбрали направления, спрос на которые в аналогичный период прошлого года был наиболее высоким, по данным РЖД:

  • по территории РФ: из Москвы в Санкт-Петербург (и обратно), Казань, Петрозаводск, Саратов и Ростов-на-Дону;
  • зарубежье: из Москвы в Минск, Брест и страны Балтии, а также из Санкт-Петербурга в Хельсинки.

Сначала рассмотрим динамику направлений по территории РФ.

Хотим отметить, что в целом цикличность и поведение пользователей в определенные месяцы довольно стабильны. Ежегодные пики приходятся на апрель-май, июнь-август. Вероятно, интерес в весенние месяцы связан с поиском билетов на майские праздники. Летний период времени – это отпуска, окончание занятий в школах и университетах, желание людей путешествовать по России.

Наибольший интерес пользователей можно наблюдать к Санкт-Петербургу и Казани. Например, в период с 2007 – 2010 гг. интерес ко всем рассматриваемым направлениям был примерно одинаковым. Но затем маршруты следования поездов в СПб и Казань стали резко набирать популярность. Благодаря этой динамике можно сделать вывод о том, как развиваются города, и как сильно растет их привлекательность как мест для посещения в деловых или туристических целях. Пик интереса к этим маршрутам достиг своего максимума в период 2014-2017 гг., а именно в летние месяцы.

Большую роль в этом сыграл высокий курс доллара и евро, что отразилось на удорожании отдыха зарубежом. В итоге россияне вынуждены были искать более скромные варианты отдыха. В Google.Trends также проводилось сравнение популярности запросов «Москва Питер», «Москва Петербург», «Москва Санкт Петербург». Их динамика аналогична запросу «Москва СПб», поэтому в графике отражено сравнение маршрутов только с этим запросом.

В октябре – декабре спрос к данным направлениям очень нестабилен, поэтому выявить какую-либо тенденцию непросто. Но в целом чаще всего сохранялась следующая динамика: увеличение интереса с ноября до января, затем следовал постепенный спад.

Автор фотографии: Alexander Sheremetev

Популярность маршрутов в Петрозаводск в зимнее время можно объяснить тем, что Республика Карелия привлекательна для москвичей своей природой, из-за которой многие сюда и приезжают. Также на популярность маршрута влияет удобное месторасположение города, а именно его близость к Финляндии, до которой можно добраться на автобусе или машине за несколько часов. В целом интерес к данному направлению на протяжении всего рассматриваемого периода почти не менялся.

Не удивляет отсутствие таких городов как Сочи, Крым, Адлер. Погода в зимнее время не самая приятная и довольно-таки слякотная. Максимальная температура в январе не превышает 10 градусов. Сочи в предновогодний период времени пользуется популярностью в связи с отличными горнолыжными трассами. Однако стоимость такого отдыха не назовешь бюджетной, поэтому отправляются туда на поезде не очень многие.

Теперь оценим зарубежные направления.

Что касается маршрутов за границу, то здесь наиболее популярными направлениями являются Минск и Хельсинки. Ежегодный спрос к странам, которые мы рассматривали в Google Trends, отличается друг от друга. Так, например, поездки в Финляндию и Эстонию имеют свои особенности перед Новым годом, а именно: увеличение интереса к ноябрю и постепенный спад к декабрю – январю.

В большей степени это связано с необходимостью россиян приобретать европейскую визу, заранее подбирать выгодное место проживания, арендовать транспорт и бронировать экскурсии. К Белоруссии же, наоборот, интерес начинает расти в ноябре и достигает своего пика в декабре. Ежегодно максимальный интерес приходится на летние и весенние месяцы. Схожую динамику мы уже наблюдали ранее, анализируя российские направления.

Теперь сравним вышеописанные тренды с с динамикой продаж билетов по данным маршрутам. За анализируемый период для российских направлений мы взяли следующие даты: 01.09.2016 – 31.10.2017. Для маршрута в Финляндию: 01.11.2016 - 31.10.2017

Данные графики по продажам в целом соответствуют общей динамике трендов. Самый низкий спрос на российских направлениях можно увидеть в ноябре, после которого наблюдался рост до конца января. Высокий спрос на билеты на протяжении всего января можно объяснить тем, что люди покупают обратные билеты по окончании новогодних праздников или же планируют свою поездку на февральские и мартовские выходные. Самые высокие показатели по РФ – июль и август.

Что касается маршрута в Финляндию, то мы видим, что тренды с продажами не совпадают. Доход в 2016 г. увеличивался постепенно и достиг своего пика в марте, и только лишь потом начинается спад. В трендах же все было иначе. Данный маршрут меньше всего интересовал покупателей в октябре, а самые высокие показатели – март, июль и сентябрь.

Наше исследование показало, что спрос к направлениям на протяжении года довольно предсказуем, стабилен и связан с сезонностью, а именно праздниками и летними месяцами. Резюмируя вышесказанное, следует отметить следующее:

  • Последние годы (2014-2017) характеризуются существенным ростом спроса на поездки по России, а именно в Санкт-Петербург и Казань как наиболее развитые в туристическом плане города, что во многом обусловлено экономическими факторами, в частности падением курса рубля.
  • Частота поисковых запросов на ж/д билеты с приближением Нового года в целом увеличивается независимо от направления, однако заметный спрос на билеты за рубеж можно наблюдать существенно раньше (в конце октября), чем на поездки по России (ближе к декабрю), что обусловлено организационными особенностями (оформление визы, бронирование жилья и т. п.).
  • В целях оптимизации рекламных кампаний, приуроченных к новогодним праздникам, следует руководствоваться выявленным тенденциями, акцентируя внимание потребителей на поездках за рубеж, начиная с октября, с последующей переориентацией на российские направления.

Все это советуем учитывать при планировании ваших рекламных кампаний.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда