Автомобиль за криптовалюту: реальность, или будущее?
Блокчейн и порождённые им криптовалюты лишь недавно ворвались в нашу реальность. По мере проникновения в народные массы они стали в первую очередь средством инвестирования, а уже потом - расчётов: вложить деньги в них пока проще, чем расплачиваться за товары и услуги. Но как потратить заработанные непосильным цифровым трудом цифровые деньги на практике? Для этого обозрим рынок автомобилей "за крипту".
Пришедшие в жизнь обычных людей криптовалюты стали поистине бомбой ушедшего года, и закономерно вызвали немалый интерес в самых широких массах. Если в предшествовавшие десять лет технология блокчейн была скорее непонятной игрушкой для околокомпьютерных гиков, то в последние годы ситуация круто развернулась. Всему виной - очень быстрый, будто на дрожжах, рост - и последующее падение котировок, несметное количество новостей о рекордах курса биткоина на биржах, а также сильные и громкие заявления о признании или непризнании криптовалют разными государствами.
Участники рынка автомобилей рынка относятся к криптовалютам с осторожностью: так, много шума наделал эпизод в Красноярске, когда автосалон пытался продать люксовый автомобиль Bentley за 55 биткоинов. Тогда прокуратура указала автосалону на невозможность расчётов в криптовалюте в российской юрисдикции, а предложение было переведено в традиционные, или “фиатные” деньги.
Стоит отметить, что к реальной сделке подобное предложение могло привести едва ли: целью подобного предложения в первую очередь была попытка пропиариться на популярной теме. На пике курса машина обошлась бы покупателю более чем в миллион американских долларов, то есть значительно дороже реальной стоимости в традиционных деньгах.
Тем временем, криптовалютную тему пробуют весьма неожиданные участники рынка. Так, в 2017 году о возможности продавать автомобили за криптовалюту заявил Ульяновский автозавод совместно со стартапом LavkaLavka. За валюту, выпускаемую системой - Biocoin, получаемую по программе лояльности LavkaLavka, предполагалось продавать внедорожники UAZ Patriot и лёгкие грузовики UAZ Profi, которые могут быть интересны небольшим сельхозпроизводителям. О реальных сделках по покупке "УАЗиков" за криптовалюты автору этих строк ничего не известно - возможно, они так и остались лишь сильным заявлением.
Ещё более внезапным явлением стало предложение о продаже продукции завода БелАЗ. БелАЗ, который находится в городе Жодино Минской области, является одним из крупнейших в мире производителей сверхтяжёлых карьерных самосвалов. В этом качестве завод знаменит ещё с советских лет, и экспортирует технику по всему миру практически всю свою историю. Впрочем, информации о ценах на столь специфические машины в криптовалюте на сайте производителя нет - лишь скромная просьба “направлять свои предложения” о сделках в криптовалюте на почту предприятия до 30 января.
В России компании не без труда внедряют расчёты в криптовалютах. К этому совершенно не готова действующая законодательная база, и потому к расчётам в биткоинах готовы скорее энтузиасты-одиночки, чем корпоративный сектор.
На авторынке - та же история: первопроходцами реальных сделок, а не хайповых предложений, становятся частные продавцы, не столь сдерживаемые законодательной базой. На досках объявлений десятками появляются предложения продать автомобили самого различного свойства с последующим расчётом в криптовалютах. Крупный классифайд drom.ru отдельно отображает объявления, где упомянут "биткоин". Таких предложений, с автомобилями самого различного толка, от малолитражек до премиальных седанов, набралась добрая сотня. На другой доске объявлений владелец этого Mercedes S500 готов получить за машину как массовые биткоины (BTC), так и альтернативные криптовалюты - эфиры (ETH) и лайткоины (LTC) по биржевому курсу на день сделки.
А что, если не автомобиль? Сервис Coinmap подсказывает, где и кто принимает оплату в криптовалюте. Среди игроков, осваивающих целину мира криптовалют в Москве - разного рода небольшие заведения: гостиницы, рестораны, магазины одежды, развлекательные заведения. Ряд компаний даже предлагают услуги B2B: так, одна из компаний, принимающих криптовалюты, занимается монтажом остекления на зданиях, а другая - поставляет промышленные генераторы.
Очевидно, что в первую очередь расчёты в криптовалютах интересны ранним энтузиастам крипторынка, но за такими валютами - большое будущее, к которому более крупные игроки продолжают готовиться.
Крупные корпорации уже экспериментируют - или экспериментировали с приёмом криптовалюты и в России. Так, покупки за биткоины уже предлагали Microsoft и Amazon, а сеть заведений быстрого питания Subway уже свернула эксперимент по их приёму в оффлайне. Также о своей готовности принимать криптовалюты заявлял крупный ритейлер “Юлмарт” - запуск этого проекта анонсировался на сентябрь 2017 года, но всё ещё не состоялся - очевидно, из-за юридических затруднений.
Напомню, государства по-разному относятся к бурно растущему рынку криптовалют. К примеру, Япония уже отнесла биткоин к признанным расчётным средствам наравне с традиционной йеной, а Китай напротив, блокирует биржи и законодательно запрещает расчёты в криптовалютах.
И если китайский запрет на криптовалютные расчёты для юрлиц полон и абсолютен, то для "физиков" операции в криптовалютах допускаются "на страх и риск" - и главное, в традиционные юани криптовалюту так просто не перевести.
В странах западного мира ситуация менее полярна. Некоторые европейские банки уже проводят операции в криптовалютах, а в Германии биткоин уже признан властями так называемой "единицей финансового учёта", или “частными деньгами” (private money) - выпускаемыми не государством, но допустимыми к расчётам между частными лицами. Швеция, Норвегия, Дания также не имеют ничего против криптовалют - там они либо также отнесены к "частным деньгам", либо признаны "биржевыми активами", однако все эти государства так или иначе изучают вопрос их регулирования и налогообложения.
По другую сторону Атлантики, в США, крипторынок также не запрещают, но старательно пытаются взять под контроль. Биржи и обменники должны получать государственные лицензии на финансовую деятельность, а также сообщать правоохранительным органам о подозрительных операциях. Доходы с роста криптовалют пытается контролировать налоговая служба - поэтому ситуация с анонимностью криптовалют пока одновременно играет и в плюс, и в минус их американским пользователям.
Ясности с будущим криптовалют в России пока нет: разные "говорящие головы" высказываются как в поддержку, так и резко против их признания. Формально, на сегодня термин «криптовалюта» в законодательстве не используется, как и нет запрета на проведение операций с криптовалютами. Однако в некоторых регионах операции с биткоином и другими криптовалютами, в зависимости от трактовки различных законов разными ведомствами, могут классифицировать и как легальные, и как преступные. Остаётся лишь ждать, когда в законодательстве будут формализованы связанные с криптовалютой понятия, а вместе с этим в нашей стране появятся относительно внятные "правила игры" на крипторынке.
В большом будущем криптовалют в наши дни сомневаться грешно. По мере их проникновения в нашу жизнь, всё больше людей верит в силу технологий, приходящих вместе с ними. А вот когда криптовалюта перейдёт из средства рискованного инвестирования в средство расчёта в оффлайновом мире - покажет только время. А мы же - будем за этим следить.
Икать начал от этой фразы
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором