Что такое метапоиск авиабилетов — ответ команды Aviasales на «Разбор полётов» от читателя
Директор по продуктам Aviasales — об особенностях работы сервиса для поиска авиабилетов.
Начитавшись публикаций с догадками по поводу работы метапоисковиков, «разоблачающих» комментариев и предполагающих заметок, мы решили написать свою статью и честно рассказать о том, как поиск авиабилетов устроен на самом деле.
Что такое метапоиск авиабилетов
Представьте себе рынок:
- сотни авиакомпаний по всему миру;
несколько систем дистрибуции (GDS) с различными правилами и опциями;
консолидаторы со специальными условиями от авиакомпаний;
- тысячи онлайн-агентств путешествий (online travel agency, ОТА);
десятки различных тарифов, опций и правил у каждой авиакомпании;
- разнообразные ограничения на стороне GDS и авиакомпаний для разных рынков и стран.
Поиск по всему этому массиву данных — дело масштабное. Каждый раз, когда пользователь Aviasales нажимает кнопку «Искать», мы отправляем обезличенный поиск нашим партнёрам, получаем от них ответ (а это около 300 ответов API совершенно разнообразных форматов и размеров, то есть до 150 МБ данных на каждый поиск), нормализуем эти ответы, склеиваем их, сортируем и показываем пользователю.
Чем мы принципиально отличаемся от других
Мы не кэшируем страницу с результатами наших поисков, а каждый раз делаем новый запрос к API партнёров, чтобы пользователь сразу видел ту сумму, которая будет списана с его карты.
Мы принципиально не разрешаем нашим партнёрам добавлять на своей стороне дополнительные услуги без прямого согласия пользователя и очень ревностно следим за соблюдением этих правил.
- Мы показываем честную цену, включая все те платежи, которые у некоторых партнёров (обычно это зарубежные авиакомпании) могут появиться на самом последнем шаге бронирования.
- Мы первыми в мире среди метапоисковиков стали показывать опцию покупки билета с багажом прямо в нашей поисковой выдаче.
Каждый день мы обрабатываем более двух миллионов поисковых запросов. С нашей помощью продаётся столько билетов, что, будь мы авиакомпанией, боролись бы с S7 за вторую строчку по пассажиропотоку в России. По данным Similarweb, Aviasales — самый крупный метапоисковик авиабилетов в стране.
Авиакомпаний недостаточно: зачем нужны агентства в поиске Aviasales
- Основной бизнес авиакомпаний — перевоз пассажиров из точки А в точку B.
На таком сложном рынке есть масса возможностей оптимизировать поисковые запросы и среди множества тарифов выбирать лучшие.
- Интерлайны: у каждой авиакомпании есть ряд ограничений, вызванных наличием специальных договоров или членством в одном из альянсов. Это значит, что Thai Airways никогда не продаст на своем сайте авиабилет с пересадкой, в котором один из сегментов будет выполнять Air Asia, а EasyJet не предложит вернуться домой с помощью WizzAir, хотя это может быть значительно дешевле.
- Ценообразование ОТА устроено так, что посредники могут активно играть со своим маркапом (наценкой), зарабатывая, например, на дополнительных услугах, а не на комиссиях.
Всё это приводит к тому, что ОТА умеют состыковывать билеты от разных авиакомпаний, комбинировать перелёты разных перевозчиков туда-обратно, добавлять выгодные условия отмены авиабилетов (дешевле соответствующих опций у самих авиакомпаний), а ещё могут предлагать авиабилеты по цене ниже, чем у перевозчика.
Почему отличаются цена и наличие билетов
Причин довольно много.
- Кэширование цен в поисковой выдаче (мы этого не делаем принципиально).
- Билет может быть продан за то время, что пользователь переходит на сайт. По некоторым тарифам количество билетов крайне ограниченно, их быстро разбирают.
- Билеты могут не успеть оплатить или вовсе отменить — через некоторое время бронь слетает, и они снова начинают отображаться в поиске.
- Как мы уже рассказывали выше, Aviasales работает с сотнями партнёров, во время поиска могут случаться и технические проблемы. Например, API партнёра может не ответить — это происходит нечасто, в среднем — в 0,2% случаев.
На стороне ОТА тоже живые люди и свои алгоритмы ценообразования. Для них метапоиск — канал трафика, поэтому могут быть и манипуляции с ценами. Мы запрещаем нашим партнёрам внезапно повышать цену после перехода наших пользователей к ним на сайт, а недобросовестных партнёров оперативно отключаем.
Да, бывает и такое, что какие-то ОТА или авиакомпании не сотрудничают с тем или иным метапоисковиком по какой-то причине. Мы напрямую работаем с большинством российских и международных авиакомпаний и ОТА.
- На Aviasales по умолчанию не отображаются предложения от партнёров, которые не перевели свой сайт на русский язык. Включить их в нашу поисковую выдачу можно, согласившись на соответствующее предложение во время ожидания результатов поиска. К сожалению, по нашей статистике, большинство русскоязычной аудитории боится совершать покупки на зарубежных сайтах.
Правда ли, что если искать билеты из Бутово с Android-устройства, будет дешевле
Это самый распространённый миф, который путешествует из одной статьи в другую. К сожалению (ха-ха), в случае с метапоиском авиабилетов — это неправда.
Дело в том, что метапоисковики не продают билеты — только ищут и сортируют по цене. Влияния на процесс ценообразования мы не оказываем. Про обезличенный поиск уже сказано чуть выше, так что наши партнёры не получают никакой информации, кроме валюты, языка, дат вылета и пунктов назначения.
Однако цены иногда могут отличаться. Во-первых, сейчас это случается крайне редко. Во-вторых, вызвано исключительно техническими аспектами.
Мы заботимся о пользователях и хотим, чтобы они спокойно, быстро и безболезненно завершили процесс бронирования на официальных сайтах авиакомпаний и агентств.
Поэтому некоторые партнеры могут быть отключены в мобильной версии сервиса, потому что не все заботятся об удобстве своих сайтов: не адаптируют ресурс под мобильные устройства, размещают кнопки в непредсказуемых местах и не думают о скорости загрузки. Иногда это превращает процесс бронирования в адские мучения.
Какие существуют инструменты планирования
Планирование — самая тяжёлая часть процесса подготовки к поездке. Aviasales стремится всё упростить, поэтому на сайте много разных инструментов в помощь путешественнику.
Начнём с того, что прямо в поле выбора дат перелёта отображаются ориентировочные цены на билеты: они собираются с помощью нашего собственного кэша, кэша наших партнёров и даже системы прогнозирования цен на авиабилеты, с которой мы работаем в последнее время.
Помимо этого, у нас есть инструмент «Карта низких цен», с помощью которого можно подобрать даты и направления для путешествия.
Ещё мы выпустили специального бота «аномальных» цен, который в режиме реального времени отправляет в мессенджеры дешёвые билеты по заданным направлениям.
Ещё есть блог с идеями для поездок и адекватными советами.
Что в итоге
Я прошёлся по основным темам, которые часто обсуждают на форумах, в блогах и пабликах. Надеюсь, что получилось понятно. Если остались вопросы, пишите.
Ну вот поэтому я видимо никогда и не пользовался проектом.
Включить ... можно ... во время ожидания результатов поиска.Или сразу работать с _международными_ поисковиками, с накоплением там бонусов и прочего, а лучше _американскими_ поисковиками, без особой страсти к всемирной локализации.
большинство русскоязычной аудитории боится совершатьпокупки на зарубежных сайтах.
У мутных noname online посредников - возможно и правильно, у топов по онлайн-бронированию - за разницу в $30-$50 - бегом будут покупать и все что надо переведут ... "Искусство" заказа на Букинге некоторые туркомпании продавали как доп. сервис за $100, когда он еще не работал с РФ официально.
Что это за международные метапоисковики с накоплением бонусов? ))))
Для билетов с вылетом из РФ — почти никто из международных игроков не даст цены лучше, чем у локальных.
1/ Их не так много :) И чисто американские - лучше :)
2/ РФ-центричность и русский язык не являются преимуществом системы бронирования. Если Ваша уважаемая система такая великолепная, что "не уступает, а по некоторым параметрам и превосходит" (с), самое первое что нужно было сделать - запустить ее в США и ЕС :)
(с) КБ, "Хвалебная статья"
Вы точно знаете, как развить проект на международных рынках, где есть окопавшиеся лидеры?
Максим, тут надо определиться. Если в статье все правда про технологию, то собственно и делать ничего особо _дополнительно_ не надо - просто масштабировать решение в США/Европу, т.е. + даты-центры и даже не нужна русификация, на оригинальном английском все пойдет на ура
Лично я бы согласился с вами, но у нас есть 80%+ аудитории, которым требуется именно локализованный продукт. Ну и в сторону - в трэвеле бесплатного трафика [почти] не бывает, поэтому десятки и сотни миллионов долларов на маркетинг никто не отменял :(
Ну, и необходимость биздева ещё стоит упомянуть.
Уважаемые господа специалисты, первый раз вижу трэвел проект, отказывающийся от англоязычного (мирового) траффика. Пожалуйста, не надо ничего объяснять, пусть каждый сделает свои выводы :)
Ошибочно считать, что одной технологии достаточно, чтобы работать хорошо по всему миру.
Наш основной рынок – СНГ и мы концентрируем усилия в рамках этого рынка.
Я понял, я догадался.
Респондент интервью считает что отсутствие русской версии чего-либо - недостаток. Это очень удивительное для 2018 года мнение :)
А я, по привычке с 1997 года, так-то считаю что английская версия должна быть основной :) А если речь идет о продаже авиабилетов и отелей - то лучше всего - единственной, на американском английском + может быть на испанском :)
P.S. Переключить на англ. на aviasales не смог :(
P.P.S. в _Яндексе_ есть английский, а на aviasales нет (или далеко спрятан). Ну смешно же :)
У Aviasales фокус на русскоязычные рынки, оттуда и самоограничения.
Видимо, ещё и рук на всё не хватает, что нормально и понятно, но мне, как русскоязычному пользователю из США, странно видеть цену билетов из Филадельфии в Атланту в рублях по умолчанию. Подозреваю, что вы сами себе на Пхукете билеты на Bangkok Airways или AirAsia тоже в рублях показываете, хоть и платите себе зарплату в батах, наверное. Не очень удобно, да? Чтобы не мудрить с интерфейсом, я бы показывал валюту по стране пребывания пользователя, а рядом неброско рублевый эквивалент, например.