{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как пирамида Пола Грэма помогает отделять конструктивный фидбэк от токсичных комментариев

Всем привет! Делюсь очень полезным инструментом - пирамида аргументации от основателя YCombinator Пола Грэма, которая помогает работать с критикой, избегать бессмысленных споров и не грустить из-за существования хейтеров.

Почему так важно различать разные виды критики?

В спорах рождается истина — но не в любых. Зачастую цель "критиков" — не помочь вам найти истину, а банально самоутвердиться или того хуже, насладиться вашими негативными эмоциями, выпустив из себя очередной токсичный комментарий. Думаю, сейчас для многих людей это грязеиспускание стало основным смыслом жизни.

А еще это один из лучших способов убивать хорошие идеи и желание создавать новое. Ведь подобная реакция, естественно, вызывает горечь и даже стыд: со временем мы начинаем бояться любой критики и, как следствие,- избегать ее. Способы могут быть разные: замкнуться и ни с кем не делиться идеями, бояться искать команду, окружить себя «подпевалами»…И каждый из них заводит в тупик.

Пирамида аргументации Грэма, описанная им в эссе «Искусство возражать» — хороший инструмент, помогающий вырваться из этого порочного круга. Она четко структурирует возможные варианты критических комментариев – и связывает их с истинными намерениями оппонента. Теперь вы всегда можете идентифицировать "ступень" и понять: стоит ли критика вашего внимания — или это грязь под ногами, которую просто надо перешагнуть.

Этот принцип будет полезен везде, где вы получаете обратную связь: от дискуссий с друзьями и в социальных сетях до обсуждения вашей идеи или проекта.

Разбираем все виды критики по ступеням

Чтобы было проще, представим ситуацию: у вас родилась классная идея проекта, вы тут же решили поделиться ею в компании, где работаете – выложили на общий форум. Ура: там + 300 комментариев! Давайте развесим их по ступеням пирамиды, как украшения на новогодней ёлке.

Ступень 1 – прямые оскорбления

Примеры: «Ты дура(к), и все идеи у тебя дерьмо», «очередной мамкин бизнесмен, который решил, что он умнее всех», «о чем разговаривать с человеком, который пока ничего не добился?»

Решение: Просто пройти мимо, а по возможности закинуть «критика» в ЧС (вот они, преимущества будущей Метавселенной!).

Мотив: Самоутверждение через оскорбление другого

Ступень 2 – атака на личность

Примеры: «Серьезно, вас можно каждый день встретить в курилке, а вы нас тут жизни учите?», «О чем говорить с человеком, который на двух последних совещаниях рисовал в блокноте котиков?»

Решение: Лучше – проигнорировать, но можно и уточнить: «Ок, ну а какие аргументы есть по сути идеи?»

Мотив: То же самоутверждение, но реализация более изощренная — увести вас в сторону от вашей идеи и (возможно) дискредитировать в глазах других.

Ступень 3 – претензия к форме (тону сообщения)

Примеры: «А запятые правильно можно было расставить?» (классика!), «Более идиотского дизайна в жизни не видел», «Больше капса и громких слов в заголовке!».

Решение: Если вам важно заполучить этого критика в сторонники – поблагодарите его за замечание и постарайтесь его учесть. Но в целом это все еще не конструктивная обратная связь на благо идеи.

Мотив: Сохранить свое ощущение превосходства, не имея никаких аргументов по сути. Скорее всего, идея человеку в чем-то понравилась, а возможно, вызвала зависть или угрызения совести — и это защитная реакция.

Ступень 4 – препирательство (отрицание ради отрицания)

Примеры: «Бред какой-то», «Да это никому не нужно», «Ага, вот все сейчас так и побежали это у себя внедрять».

Решение: Не ввязываться в дискуссии без единого аргумента по делу. Они могут длиться до бесконечности, потому что цель – не помочь вам сделать следующий шаг, а просто выплескивать негатив.

Мотив: Любовь к процессу спора ни о чем, потребность выплеснуть негатив.

Ступень 5 – контраргумент

На этом уровне уже появляются первые признаки конструктивного фидбэка.

Примеры: «Мы уже пробовали такое делать два года назад – вообще не сработало, только время зря потратили», «А вот N говорит, что это не зайдет, потому что….»

Решение: Оценить, как аргумент может быть использован в работе. В первом случае, например есть отсылка к прошлому негативному опыту – его можно исследовать, чтобы не совершить ошибки. Стоит поблагодарить человека: «Да, ты прав, этот опыт надо учесть и узнать, почему не получилось. Спасибо за наводку!»

Мотив: Порой контраргумент – лишь способ продолжить спор, а иногда человек искренне хочет помочь, пусть и выражает мысли грубовато и категорично.

Ступень 6 – опровержение

Как правило, чтобы опровергнуть идею, оппонент использует цитату из вашего сообщения – и объясняет, что с ней не так.

Примеры: «Ты пишешь, что нам не хватает Y, но ведь это не так – за прошлый год было X случаев, когда…»

Решение: Если аргумент правдив, остается поблагодарить и принять его. Возможно, оппонент подробнее расскажет вам, в чем его позиция, и это поможет вам избежать ошибок.

Мотив: Найти истину, помочь прийти к истине

Ступень 7 – опровержение основной идеи

Примеры: «В своей идее вы опираетесь на то, что наши сотрудники X, потому что Y, и ваша затея поможет им работать эффективнее. Но на самом деле причина X другая: это доказывает следующий пример…»

Решение: Стоит внимательно проанализировать аргумент, который обращен не к вашему изложению, не к отдельным аспектам, а к самому «стержню» идеи. Такой фидбэк – большая редкость, просто потому, что людей, обладающих системных мышлением и способностью «зреть в корень», немного: их стоит беречь, дружить с ними и привлекать к анализу своих идей.

Мотив: Найти истину, помочь человеку переосмыслить идею

Чем выше ступень — тем меньше ее размер: людей, способных дать конструктивный фидбэк по идее гораздо меньше, чем желающих просто оскорбить или "докопаться до орфографии".

Вместо заключения

Обычно пирамиду Грэма используют для споров и ведения дискуссий, но я специально взяла пример с обсуждением идей – ядовитая обратная связь действует на человека с идеей особенно разрушительно. Многие из комментариев, приведенных выше, я слышала лично — и в гораздо более изощренных формулировках.

Но с таким инструментом гораздо проще «просеивать» через сито конструктивные аргументы и находить людей с системным мышлением, которые помогут проработать идею. И спокойно относиться к хейтерам - пусть остаются где-то там, на первой ступеньке ;)

Вот и всё для начала. Надеюсь, удалось рассказать что-то полезное и новое.

P.S. Полностью эссе Грэма можно прочитать вот здесь (в переводе) или здесь (в оригинале).

0
64 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Я первый 😂

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Я восхищаюсь каждый раз
Тем, кто улыбкой счастье дарит,
Кто в трудный час готов помочь,
Кто словом больно не ударит,
Кто дружбой верно дорожит.
Жаль, что таких не очень много,
Тех, кто дарует позитив,
Кто просто Человек от Бога!

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда