{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Смерть бизнес модели агрегатор для Автомоек

Запуская наш проект Кармен, за 4 года мы сделали несколько пивотов. Оглядываясь назад и имея сегодняшний опыт мы понимаем, что многое можно было сделать быстрее и дешевле, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

Развивая проект мы наблюдали рождение и смерть десятка проектов с аналогичной бизнес моделью Агрегатор для Автомоек. И продолжаем наблюдать запуск новых аналогичных проектов. Хотелось бы рассмотреть несколько из них и понять причину "смерти" - сделать заключение "патологоанатома", возможно, для стартующих проектов будет полезно не повторять чужих ошибок.

На что тратит и на чем зарабатывает агрегатор? Яндекс Такси "покупает" трафик и продает его таксопаркам. Деливери клаб покупает трафик и "продает" его производителям еды. Модели похожие, но в случае Яндекса таксопарку не выгодно уводить клиента в свое приложение или просить клиента, чтобы он в следующий раз звонил напрямую в таксопарк. А в случае Деливери клаб, производителю еды, выгодно, чтобы клиент в следующий раз делал заказ напрямую у него, в обход агрегатора Деливери клаб. Именно поэтому в такси использующем агрегатор Яндекс такси, спокойно лежат визитки яндекса или есть наклейки Яндекса. Но в производителе еды Вы не найдете визитки Деливери клаб, или упоминания на сайте об Агрегаторе.

Это происходит из за разной доступности ресурсов для удовлетворения потребности клиентов. У таксопарка ограниченный ресурс машин и в случае роста спроса и отсутствия возможности удовлетворить его, будет отток клиентов. Поэтому для них проще работать через Яндекс. Для производителя еды рост прямого спроса в обход агрегатора, это уменьшение затрат на повторный заказ.

Первые агрегаторы для Автомоек пытались строить, что то среднее между Яндексом и Деливери. Идея была хорошая, автолюбитель может выбрать любую автомойку в агрегаторе и записаться на нее. А Автомойка с радостью обслужит клиента и заплатит % с заказа агрегатору. Реальность же оказалась немного другой. Работу 90% автомоек, сложно назвать бизнесом, их доходы имеют сезонность и зависят от погоды. Т.е. когда на улице дождь, автомойка пустая, когда выглянуло солнце автолюбители поехали мыть машины. И заказы из агрегатора поступают на автомойку по аналогичной закономерности. Т.е. когда на автомойке пусто, на нее никто не едет и через агрегатор, а когда на автомойке очередь, через агрегатор поступают заказы, за которые нужно еще заплатить %. Естественно, что все договоренности с Агрегатором начинают нарушаться и Автомойка обслуживает клиентов из очереди, а клиентам из Агрегатора указывают на конец очереди.

Этот конфликт интересов не дает развиваться ни Агрегатору, ни владельцам автомоек получать дополнительный доход. Т.к. привычка пользоваться Мобильным приложением у Автолюбителя вырабатывается в момент наличия потребности, т.е. в хорошую погоду, а уже в плохую погоду можно стимулировать клиента различными акциями и мероприятиями.

Агрегатор Мойка Мойка - были одни из первых, запускались в Москве. Раздавали планшеты своим бизнес партнерам Автомойкам. Идеология, ставить статус занято, когда мойка не может принять клиента. Естественно в часы пик, никто из клиентов не мог записаться, а если записывался и приезжал его просто игнорировали. Последнее обновление декабрь 2016 года, количество скачиваний 50-100т. Отзывы: 50% положительные, 50% отрицательные. Подробнее ниже:

Автомойки Онлайн. Одни из самых активных. Запускались в Уфе, Санкт-Петербурге. Модель: привлечение клиентов и получение % с каждого заказа. Скачиваний 50-100т., отзывы 50% положительных, 50% отрицательных. Обновляли последний раз в августе 2017 года. Подробнее ниже:

АвтомойкиРу - пытающийся, развиваться проект. Начали выходить на рынок СНГ. Пытаются продавать бизнес, как франшизу. Количество скачиваний 50-100т. Отзывы 50% положительных, 50% отрицательных. Обновление сентябрь 2017.

Есть еще с десяток более мелких проектов, есть такие кто находится на самом старте. Мы сами около года шли по модели агрегатора, но поняв, что эта модель не работает, мы начали делать персональные мобильные приложения Кармен для каждого автокомплекса. И помогаем Автобизнесам увеличить доход в 2 раза. И уже на базе персональных мобильных приложений строим экосистему, в которой есть возможность заработка для владельцев Автомоек, Автосервисов и других Автобизнесов (Эвакуаторов, Аваркомов и др.)

Есть еще агрегаторы для Автосервисов, и среди них есть работающие модели, но о них в следующей статье.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Bahtiyar Khuja

В описанной вами модели взаимоотношений, как мне кажется, не хватает полноты. Такси - это рынок таксопарков, влияние потребителя минимальное. Еда в ресторане/автомойка/стрижка/автосервис/ветлечебница - рынки локальных бизнесов с большим влиянием потребителя, то есть это в принципе рынок местного жителя. Приложение не создаёт дополнительной ценности для локального бизнеса, и от агрегации 3.5 ресторанов или 2.5 автосервисов толку никакого. Я пока просто пытаюсь суммировать опыт работы с такими бизнесами, возможно, я не прав.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Спасибо за комментарий. А с каким бизнесом у Вас опыт работы? По таксопаркам Вы правы. Про производителей еды, имелась ввиду доставка еды. А по поводу локальных автосервисов и автомоек, ценность им отлично придаёт персональное мобильное приложение. Бизнес имеет возможность контактировать со своими клиентами, клиенты имеют возможность записываться заранее.

Ответить
Развернуть ветку
Bahtiyar Khuja

Потому и пишу, что, как мне кажется, агрегировать локальные автосервисы толку мало - ценность не очевидна.

Именно поэтому вы вовремя поняли, что взялись не за тот конец саней - раньше вы работали на стороне потребителя, но ему и так хорошо, он на этом рынке король.

Теперь вы на стороне локального бизнеса, который с вашей помощью получил еще один геморрой в виде аппки, ведь ничто не мешает соседней автомойке получить ваше персональное приложение и с течением определенного времени конкурентное преимущество первой автомойки улетучивается и в условном Ленинском районе 15 автосервисов с вашей аппкой, все тратят на вас % от своего оборота, но это нифига не увеличивает ни средний чек, ни количество обращений. Вы тупо присосались к рынку автомоек со стороны сервисов, простите за прямоту, не создавая никакой ценности никакой стороне сделки в средне и долгосрочной перспективе.

Скорее всего, я неправ. Но это не точно.

Ответить
Развернуть ветку
Bahtiyar Khuja

Кстати, Салават, а районные аппки делать не пробовали? Просто из сценариев поведения потребителя и локального бизнеса в спальном районе у меня получалось, что лучше связать всех в одной аппке, чтобы хотя бы тупо остановить потребителя от лишней поездки в соседний район в макдак, и предложить ему что-то из местных кафе и ресторанов. Ну и раз у нас в районе потребитель - главный персонаж, я думал обслуживать именно его карман, монетизируясь размещением спецпредложений от локальных бизнесов. Плюс сама идея создания сообщества вокруг района мне тогда казалась заманчивой.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

У агрегаторов есть еще один минус, его не любят пиарить поставщики услуг, т.к. этим они приводят клиентов к своим конкурентам.

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда