Смерть бизнес модели агрегатор для Автомоек

Запуская наш проект Кармен, за 4 года мы сделали несколько пивотов. Оглядываясь назад и имея сегодняшний опыт мы понимаем, что многое можно было сделать быстрее и дешевле, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

Развивая проект мы наблюдали рождение и смерть десятка проектов с аналогичной бизнес моделью Агрегатор для Автомоек. И продолжаем наблюдать запуск новых аналогичных проектов. Хотелось бы рассмотреть несколько из них и понять причину "смерти" - сделать заключение "патологоанатома", возможно, для стартующих проектов будет полезно не повторять чужих ошибок.

На что тратит и на чем зарабатывает агрегатор? Яндекс Такси "покупает" трафик и продает его таксопаркам. Деливери клаб покупает трафик и "продает" его производителям еды. Модели похожие, но в случае Яндекса таксопарку не выгодно уводить клиента в свое приложение или просить клиента, чтобы он в следующий раз звонил напрямую в таксопарк. А в случае Деливери клаб, производителю еды, выгодно, чтобы клиент в следующий раз делал заказ напрямую у него, в обход агрегатора Деливери клаб. Именно поэтому в такси использующем агрегатор Яндекс такси, спокойно лежат визитки яндекса или есть наклейки Яндекса. Но в производителе еды Вы не найдете визитки Деливери клаб, или упоминания на сайте об Агрегаторе.

Это происходит из за разной доступности ресурсов для удовлетворения потребности клиентов. У таксопарка ограниченный ресурс машин и в случае роста спроса и отсутствия возможности удовлетворить его, будет отток клиентов. Поэтому для них проще работать через Яндекс. Для производителя еды рост прямого спроса в обход агрегатора, это уменьшение затрат на повторный заказ.

Первые агрегаторы для Автомоек пытались строить, что то среднее между Яндексом и Деливери. Идея была хорошая, автолюбитель может выбрать любую автомойку в агрегаторе и записаться на нее. А Автомойка с радостью обслужит клиента и заплатит % с заказа агрегатору. Реальность же оказалась немного другой. Работу 90% автомоек, сложно назвать бизнесом, их доходы имеют сезонность и зависят от погоды. Т.е. когда на улице дождь, автомойка пустая, когда выглянуло солнце автолюбители поехали мыть машины. И заказы из агрегатора поступают на автомойку по аналогичной закономерности. Т.е. когда на автомойке пусто, на нее никто не едет и через агрегатор, а когда на автомойке очередь, через агрегатор поступают заказы, за которые нужно еще заплатить %. Естественно, что все договоренности с Агрегатором начинают нарушаться и Автомойка обслуживает клиентов из очереди, а клиентам из Агрегатора указывают на конец очереди.

Этот конфликт интересов не дает развиваться ни Агрегатору, ни владельцам автомоек получать дополнительный доход. Т.к. привычка пользоваться Мобильным приложением у Автолюбителя вырабатывается в момент наличия потребности, т.е. в хорошую погоду, а уже в плохую погоду можно стимулировать клиента различными акциями и мероприятиями.

Агрегатор Мойка Мойка - были одни из первых, запускались в Москве. Раздавали планшеты своим бизнес партнерам Автомойкам. Идеология, ставить статус занято, когда мойка не может принять клиента. Естественно в часы пик, никто из клиентов не мог записаться, а если записывался и приезжал его просто игнорировали. Последнее обновление декабрь 2016 года, количество скачиваний 50-100т. Отзывы: 50% положительные, 50% отрицательные. Подробнее ниже:

Автомойки Онлайн. Одни из самых активных. Запускались в Уфе, Санкт-Петербурге. Модель: привлечение клиентов и получение % с каждого заказа. Скачиваний 50-100т., отзывы 50% положительных, 50% отрицательных. Обновляли последний раз в августе 2017 года. Подробнее ниже:

АвтомойкиРу - пытающийся, развиваться проект. Начали выходить на рынок СНГ. Пытаются продавать бизнес, как франшизу. Количество скачиваний 50-100т. Отзывы 50% положительных, 50% отрицательных. Обновление сентябрь 2017.

Есть еще с десяток более мелких проектов, есть такие кто находится на самом старте. Мы сами около года шли по модели агрегатора, но поняв, что эта модель не работает, мы начали делать персональные мобильные приложения Кармен для каждого автокомплекса. И помогаем Автобизнесам увеличить доход в 2 раза. И уже на базе персональных мобильных приложений строим экосистему, в которой есть возможность заработка для владельцев Автомоек, Автосервисов и других Автобизнесов (Эвакуаторов, Аваркомов и др.)

Есть еще агрегаторы для Автосервисов, и среди них есть работающие модели, но о них в следующей статье.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Лёха Вованыч

Вопрос такой, у вас человек на автомойку как записывался, что приезжая ко времени записи его стивили в хвост? Это как в парикмахерскую записаться на стрижку на 10 утра, потому что на свадьбу к другу к 12, а тебя в общую очередь ... Смысл записи тогда пропадает. Мне кажется в описанной прблеме явно недоработка агрегатора.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Это конфликт интересов. Логично, что первое время автолюбители записываются в часы пик (например хороша погода, после плохой). А в это время на автомойке и так наплыв заказов. Так зачем им пропускать, кого то вперёд и ещё делиться доходом. Поэтому и возникает ощущение, что агрегатор не работает - это видно из отзывов.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Bahtiyar Khuja

В описанной вами модели взаимоотношений, как мне кажется, не хватает полноты. Такси - это рынок таксопарков, влияние потребителя минимальное. Еда в ресторане/автомойка/стрижка/автосервис/ветлечебница - рынки локальных бизнесов с большим влиянием потребителя, то есть это в принципе рынок местного жителя. Приложение не создаёт дополнительной ценности для локального бизнеса, и от агрегации 3.5 ресторанов или 2.5 автосервисов толку никакого. Я пока просто пытаюсь суммировать опыт работы с такими бизнесами, возможно, я не прав.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Спасибо за комментарий. А с каким бизнесом у Вас опыт работы? По таксопаркам Вы правы. Про производителей еды, имелась ввиду доставка еды. А по поводу локальных автосервисов и автомоек, ценность им отлично придаёт персональное мобильное приложение. Бизнес имеет возможность контактировать со своими клиентами, клиенты имеют возможность записываться заранее.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Дмитрий Дмитриев

"Агрегатор" простых услуг, типа мойка или шиномонтаж малополезен. Воспринимается как попытка присосаться к чужому бизнесу, без очевидной пользы клиенту или мойке. Есть масса попыток создать агрегатор автосервисов. Пока существенных успехов не наблюдается. Яндекс анонсировал подобный проект давно. Заявляли "мы будем букингом для автосервисов". Упустили из вида очевидную вещь, а именно необходимость классифицировать услуги и дистанционно определить потребность клиента. В этом и увязли. Еще не решенный момент - отзывы. Если букинг гостиниц не позволяет делать фейковые отзывы, то агрегатор автосервисов - пожалуйста. Поскольку оплата идет через кассу сервиса а не через сайт агрегатора. Замочить соседа-конкурента не проблема. Некоторые усилия в этой области предприняла компания Оскара Хартмана "КарФикс", но уперлась в невозможность выявить реальные потребности клиента при заказе, следовательно невозможно адекватно подобрать автосервис. Я даже вызвался помочь составить классификатор услуг, не всех, но тех, которые можно удаленно класифицировать. Пока не приступал, КарФикс думают. Есть пример ВилГуда. Они предлагают услугу единой СРМ для своей сети, но штука кабальная, автосервис попадает в зависимость. В "европах" то же самое. Много громких заявлений от стартующих агрегаторов, но пока не видно успехов. Вот когда ремонт будет машина заказывать сама, через автодиагностику, без воли хозяина, тогда рынок поменяется. Если такое вообще когда то произойдет. Большинство сервисов в Германии не только с агрегаторами не работают, но и вообще рекламы не дают. Они короли района, к ним ездят годами, и пока ситуация меняться не торопится. Лично я этому рад.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Дмитрий, спасибо за комментарий! Вы прямо в точку попали про автосервисы! Хотел об этом написать в следующей статье. Агрегатор для автосервисов на основе демпинга цены - утопия. У нас другая идеология мы даём приложение непосредственно конкретному автосервису. И в наших приложениях клиенту не нужно глубоко разбираться в проблеме, что именно у него не работает. Как правило в наших приложениях клиент уже знает свой сервис и ему лишь надо быстро и легко оставить заявку. Приведу пример: раньше с перегоревшей лампочкой я ездил до того пока не перегорит вторая ) сейчас я оставляю заявку и еду ко времени. Если в это время меня принять не могут мне перезванивают и перезаписывают. Таким образом у клиента вырабатывается рефлекс: есть вопрос? Запишись в 2 клика. Карфикс не работает так, как это планировалось. Это видел из количества скачиваний. Я тоже писал Оскару о возможном партнёрстве, но естественно ответа не получил. Карфикс сейчас делают ico уже собрали несколько миллионов, надеюсь денег хватит, чтобы найти работающую модель

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Yantarev

На районе есть несколько моек, которые я все уже знаю. Все испытал. Есть любимая.

Зачем мне приложение или сайт или агрегатор мойки. Даже если там очередь, то я к этому готов и планирую мойку в конце дня. Это как визит в супермаркет. Там бывают очереди и это просто надо пройти, чтобы купить продукты.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Да логично. А если бы Вы могли записаться на время в свою любимую мойку? Это было бы удобно?

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Salavat Suleymanov
Автор

Коллеги, кто запустил или запускает агрегаторы, поделитесь Лайф Хаками за счёт чего завлекаете бизнес партнёров и клиентов?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Urovitskiy

Мне бы тоже такую инфу

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Олег Ивахнов

пока кто то строит агрегаторы автомоек, ны рынок выходят сотни моек самообслуживания на которых не протолкнуться от народа(при слабой загрузке находящихся по соседству классических)

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Совершенно правы про мойки самообслуживания. Но есть те кому +- 100 рублей не делают погоды. Для таких клиентов нужно создать возможность потратить деньги. Вот у Вас Автосервис, правильно я понимаю? К Вам клиенты по телефону записываются?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Лёха Вованыч

А вообще интересно услышать мнение Евгения Малаховского, ведь как все знают он активно пиарит свой коробочный агрегатор услуг.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey S. Lion

Спасибо большое, актуально. Есть спорные моменты - но с точки зрения автовладельца Вы правы. Только когда наконец то мойки поймут что это нужно и удобно? Задолбала эта живая очередь и вечная игра в угадайку - какого размера там очередь и сколько простоишь?🤨

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Даньшов

У меня "в том числе автосервис", то есть автосервис есть, он специализирован, и он не является главной частью бизнеса. Главный вид деятельности, это станочные операции по восстановлению автомобильных деталей. Автосервис, автопредприятие с собственной ремонтной базой и частный гаражный мастер - мои основные клиенты. В вашей схеме я пока увидел одну условно полезную функцию "стучит - запишись, тебе перезвонят". Фактически заказ обратного звонка. Как определяется сервис, в который автовладелец записался? Как приложение оценивает, клиенту решили проблему, или грязно развели на деньги? Навязали лишние услуги? Нажились на запчастях, или продали с разумной наценкой? Предложили выбор: оригинал-алалогичное оригиналу-известный бренд-поставщик известного бренда-турция-китайголимый? Вопрос все тот же. Какую пользу приносит приложение? Как и кому оно создает прибавочную стоимость? Мой скептицизм вызван пониманием невозможности предлагать "демпинг по цене для клиентов", при отсутствии попыток понять а эта цена за что? Я сделаю вам дешевле, нечто, чего ни вы ни я не видели и не знаем? Проявите терпение, поясните мне на пальцах, что именно вы предлагаете, как это работает, и кому от этого польза.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Дмитрий, спасибо Вам за желание разобраться! Обязательно постараемся объяснить, мы делаем приложения для бизнеса. Т.е. каждый бизнес получает свое приложение. Вот посмотрите: https://play.google.com/store/apps/developer?id=%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD . С помощью наших приложений бизнес имеет возможность привязать клиента именно к своему сервису, который он по каким то причинам выбрал. Гаражный мастер может получить мобильное приложение для своих клиентов, через которое они к нему записываются. Раньше был у меня гаражный мастер все у него нравилось, но я не могу к нему записаться 2-3 дня, так как не мог дозвониться и когда я у него все таки ремонтировался, деньги не были самым главным вопросом. Сейчас я нашел другой сервис и записываюсь на него через приложение. Если меня могут принять я приезжаю, если не могут перезванивают. Самое главное я обозначил, что у меня есть проблема и я хочу потратить деньги на ее решение.
Агрегатор в нашем случае это дополнительный продукт, он создан не для демпинга

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Даньшов

Я пользуюсь такси, парковки, банк, камеры. Больше кажется ничем.
"Халявность" агрегатора по ссылке (НЕ ВАШЕЙ!) в бесполезности.

СРМ нельзя "дать", его необходимо интегрировать. На том конце провода не берут трубку? Вы "дали им СРМ" и они стали умничками, не проспали мой заказ? Так не бывает.
Что вы даете, для меня как раз и непонятно. Попробуйте все таки обьяснить, какая польза от приложения? Какую функцию оно выполняет? Каким образом увеличивает прибыль?

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Удобство для клиентов Автосервиса. Бонус от эвакуатора, аваркома это дополнительное удобство и лояльность вашего клиента. и дополнительный доход для владельца

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Даньшов

Когда я просил описать основную функцию - вы говорили о привлечении клиентов. На самом деле весь смысл в бонусе от эвакуатора и "удобстве".
Вы вот, прямо не шутите? Делайте что нибудь реально полезное.
Альтернатива - пытаться и дальше удовлетворять выдуманные потребности. Реальные потребности сложнее, да и работать с ними муторнее. Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Salavat Suleymanov
Автор

Дмитрий, мы очень часто слышим запрос от Автобизнесов новые клиенты. Но чудес не бывает, стоимость привлечения нового клиента всегда в разы больше, чем удержание старого и создание повторного заказа от старого клиента.
Вам что либо скажет статистика: из 1500 заказов - 600-700 происходит через приложение. И многие из этих клиентов начинают пользоваться услугами в 2-3 раза чаще.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Даньшов

Рад за вас, если это так. Но мне странно. Пользователи приложений ездят в автосервис в 2-3 раза чаще, чем обычные "орагнические" люди?

Дайте контакты сервиса в Москве, просижу у них на приемке сутки, и если увижу хоть одного живого клиента, пришедшего "из приложения" - удивлюсь до невозможности.

Я слышал не мало победных реляций про "маркетинговую систему", "рекомендательный сервис" и "суперпупер программу лояльности". Но всегда один раз. Проходил год, и тот лох, кто повелся, просил по дружески ему об этом позоре больше не напоминать.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Ну и вообще мы сейчас готовим эко систему к развитию инфраструктуры под обслуживание беспилотников.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Тем более Вы так круто прониклись темой про обслуживание беспилотников.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Пользуясь тем, что блог скорее всего читают автолюбители, хотел задать вопрос: Интересно было бы получить 500р-1000р на мойку автомобиля за скачивание и запись чз приложение?

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

По автосервисам модель агрегатора с демпингом по цене тоже утопия. Как примеры Карфикс, Юремонт - количество скачиваний приложений может быть этому свидетельством. Статью готовим. Авто.ру молодцы, собрали трафик, сейчас его начинают продавать Автосервисам.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Даньшов

В Карфиксе есть несколько полезных функций.
1. Перезванивают. Если бы оператор колцентра обладал знаниями мастера-приемщика, звонок был бы полезен. По факту оператор работает по скриптам. Скрипты писал "маркетолог". Польза от звонка минимальна. Радует только обязательность.
2. Напоминают СМСкой время и адрес, можно в один клик перейти на навигатор.
3.Строят автосервис. Заезд без задержки. За согласованный обьем услуг - заранее известная цена.
Если задача простая или просто алгоритмируемая, то как то работает. Например: замена стекла, замена фары, установка видеорегистратора. Но обьясните, зачем эту услугу искать через приложение? Оптимизировать поиск и выбор кузовного ремонта, ремонта коробки, мотора никакой агрегатор не может. Итог. Агрегаторы: "мы охотно поможем вам в тех случаях, когда это вам не нужно, но не сможем вам помочь именно тогда, когда вам бы не помешали рекомендации специалиста или глубоко обученного робота". Поясните, что я упустил?

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Агрегатор в автоуслугах с попыткой брать % с каждого заказа это утопия. Именно об этом речь в статье. Потому что повторный заказ бизнес пытается перевести на себя, дает визитку и говорит вот звоните. А представьте, что для повторного заказа бизнес говорит клиенту. Вот наше собственное мобильное приложение, что то случится просто запишитесь и приезжайте, если мы не сможем вас принять, мы вам перезвоним.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Даньшов

Мой личный алгоритм. В контактах телефона забивается "Сервис на Ангарской" или "Алексей кузовщик", или фотографируется визитка, и я звоню, в один клик, попутно уточняя сроки, наличие з\ч или возможность бросить машину до понедельника. Предложение "установите наше мобильное приложение" у меня вызовет естественный вопрос: "Зачем?". Ответа нет.

Любой бизнес должен удовлетворять некие потребности. Приносить пользу. Создавать прибавочную стоимость. Не очень понятны настойчивые попытки удовлетворить несуществующую потребность.
Пока такая потребность не найдена. Следовательно нет разницы "брать % с каждого заказа это утопия" или распространять приложение с не востребованным функционалом, такая же утопия.
Я не утверждаю, что принципиально невозможно создать некий полезный агрегатор. Но теория решения изобретательских задач требует начать с формулировки задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Два шага: 1) Вы звоните и не дозваниваетесь. Второй раз звоните и не дозваниваетесь. Решаете позвонить в следующий раз и ремонтировать в следующий раз. 2) Вы профессионал и знаете, что и как уточнить. Таких как Вы еденицы процентов. Взгляните с точки зрения обычного автолюбителя не профессионала.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Даньшов

Посмотрел сайт по ссылке. По моему попытка "перепродать лиды". Стремление паразитировать без труда и вложений. Возможно, кто то будет пользоваться такими услугами. Я - нет. Ни как автовладелец, ни как автосервис. Что увиделось: действительно хорошие сервисы в списке партнеров отсутствуют. Что обьяснимо, если клиентов хватает, то зачем кормить лишних халявщиков? Еще. Явно доминируют сервисы, попавшие в феодальную зависимость от "ВилГуд". Это то же объяснимо. Такие сервисы слабоваты по техническим и особенно управленческим компенсациям, иначе они бы не попали "под влияние". Из плюсов, есть не идеальный, но все же обьемный классификатор услуг, что безусловно плюс. Но я бы все таки предпочел при поиске яндекс карты. По той причине, что включенные в поиск агрегатора сервисы изначально прошли отрицательный отбор, сильные отсеялись, средние и слабые остались.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Вы пользуетесь мобильными приложениями? Такси? Доставка?

В чем наша халявность? Мы даем СРМ + Приложение для Администратора + Приложение для клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

По ссылке Кармен? Там как раз не агрегатор. А персональное приложение. Такси - заказ по телефону, я пользовался 1 раз в месяц. Сейчас я пользуюсь 5-6 раз в неделю. С приложением так же, чем проще потратить деньги, тем чаще люди это делают. Так же в приложения бизнеса мы встраиваем вызов эвакуатора, аваркома, страховку и т.д. Когда клиент автобизнеса вызывает эвакуатор бонус за это получает владелец автобизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Даньшов

Вы что в конце концов предлагаете? Бонус от эвакуатора? В чем польза от приложения?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Даньшов

Вы правы. Если им понравилось в первый раз. Если это место способно решить возникшую у них конкретную проблему. Все верно. Кроме одного. Приложение здесь совершенно не при чем. Оно не нужно. Ни для чего. Нет потребностей в автосервисе, которые бы удовлетворялось приложением. Нет прибавочной стоимости, потребительской ценности, которую создает приложение. Среди моих клиентов-сервисов в Москве нет юзеров приложений. Не подскажите, почему?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда