Хватит обсуждать логотипы на белом фоне

Крик души основателя «Логомашины» Романа Горбачева.

Чтобы понять, о чем речь, представьте на секундочку, что вы разбираетесь в винах. Нет, не просто разбираетесь — вы посвятили этому много лет, следите за новинками, знаете историю известных сортов и большинство виноделов. Да что там — вы сами не раз делали вина. Когда речь заходит о винах, вы имеете полное право сказать: «Ребята, я в этом шарю».

А теперь представьте, что каждое новое вино вызывает общественный ажиотаж. Новости о винах появляются и на vc.ru, а в комментариях пишут: «это ужасное вино», «это вино столько не стоит», «вино должно быть вкусным, а это что?», «вино должно быть оригинальным». Мнение о вине есть у каждого.

А что бы вы подумали, если бы никто из комментаторов не пробовал новое вино, а все просто смотрели на фото бутылки и писали свое мнение? Вино создано, чтобы его пить — попробуйте его в деле, прежде чем обсуждать! Но все смотрят на бутылку и рассуждают: «Хм, это вино горчит». Похоже, все сошли с ума.

Но именно это происходит с логотипами. Вот у какой-то фирмы появился лого:

Логотип Nike

Все смотрят и комментируют: «Я такое в пеинте за минуту нарисую!», «отдали $35 за эту соплю», «логотип должен быть узнаваемым, оригинальным, а это что?!».

Открою секрет: это первый и последний раз, когда вы смотрите на лого на белом фоне в упор. Я называю это «логотип в вакууме». Всю оставшуюся жизнь вы будете видеть этот лого так:

Обратите внимание, сколько места занимает логотип:

Красным я отметил место, где нет логотипа. Например, логотип на сайте обычно занимает площадь меньше процента:

Все остальное — это фирменные цвета, шрифты, формы, паттерны и правила. Это называется «фирменный стиль» или «айдентика». Я уже много раз говорил: полезное действие логотипа — узнаваемость фирмы и впечатление, которое она производит. Стиль влияет на это больше, чем знак.
Вы без труда узнаете колу по цветам и силуэту, хотя логотипа не видно:

В жизни вы будете видеть лого в маленьком формате, на ходу, издалека, мимолетом. Гораздо чаще будут заметны фирменные сочетания цветов. Зачем тогда вообще смотреть на логотип в упор и пытаться делать какие-то выводы? Смотрите, как его планируют использовать! Короче:

Обсуждать успешность логотипа на белом фоне, это как обсуждать вкус вина в закрытой бутылке

Ни один логотип не создается, чтобы потом висеть в вакууме — его ставят на сайт, наносят на одежду, печатают на визитках. Там и надо на него смотреть.

Если дизайнер показывает вам логотип в вакууме — бегите. Если дизайнер не спросил, где именно вы будете использоваться логотип — бегите. Сотня вариантов лого на белом фоне — деньги на ветер.

Любой логотип можно использовать талантливо и бездарно. В логотипе Nike нет какой-то невероятной силы — просто компания хорошо делает свое дело и много инвестирует в дизайн и рекламу. Поэтому «свуш» стал таким узнаваемым и стильным. Мы начнем узнавать и русалку с раздвинутыми... хвостами, если показывать ее на каждом углу.

В «логотипе в вакууме» можно разве что обсудить качество графики, но это очень сложный и субъективный вопрос. Этим могут заняться дизайнеры по долгу службы, но поиск золотого сечения в логотипе Эппл никак не приближает нас к пониманию успешности фирмы.

Если вы далеки от дизайна, не стоит бросаться в рассуждения о композиции, узнаваемости или красоте. Как мне не стоит рассуждать о нативности чужого кода на С++, если я в жизни не написал ни строчки. Я просто не шарю.

Ультимативный гайд, как стоит реагировать на новости о логотипах

1. Нужно смотреть, как планируется использовать логотип. Если информации нет, обсуждать «логотип в вакууме» бессмысленно.

2. Нет, не стоит смотреть на логотип на белом фоне и рассуждать о пропорциях и золотом сечении. Даже если другие лайкают.

3. Если есть фото логотипа «в жизни», полезно сказать, какое впечатление производит на вас дизайн в целом: выглядит привлекательно, отталкивающе, дорого или дешево.

4. Нет, не нужно писать «этот логотип не узнаваемый» — никто не умеет мерить узнаваемость на глаз. Кроме того, она будет зависеть от рекламного бюджета.

0
87 комментариев
Написать комментарий...
Reb Rending
Обратите внимание, сколько места занимает логотип.

Красным отмечено место где нет логотипа

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Rusanov

Классно же!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Serge Arsentiev

В производстве спортивной обуви, максималка в 5 условных процентов, которые занимает лого - могут доходить до 20, как тот синус ...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Петров

А давайте подумаем что важней логотип и маркетинг? Я уверен что маркетинг. Компания с хорошим маркетингом может сделать "бренд" практически из любого логотипа. Многие известные сейчас логотипы были сделаны на коленке. Они только с развитием самой компании стали известными, и узнаваемые.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Al'bert Gabdrakhmanov

Сейчас в России очень большая проблема, как чёрная плесень))) это понятие маркетинг! И главное маркетологи начинают внушать всем заказчикам, что они самое важное звено, и хотят всех денег! Но это не правильно! Допустим дизайнеры не думают так, они для всех процессов, дают одинаковый уровень важности. Но увы, когда это все поймут пройдёт много времени, такая уж участь нашего государства, идти путём ошибок...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Павел Ольховиков

Однако, маркетинг не всякий логотип сделает запоминающимся — это то, чего лишены сложные логотипы. А создать уникальный простой логотип — сложно. Вложить в него ещё и смысл — на грани невозможного.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Serge Arsentiev

Да и поменять может это лого. Уж сколько компаний делали новости из "ребрендинга" - я большие не беру, там это миллиардные затраты (в рублях), а вот маленькие фирмочки ну прям жжжах и меняют ЛОГОТИП, а еще цвета на сайте, на замену вывески денег обычно не остается, работают дальше так.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Кодер

Вы правы на все сто! Если АвтоВАЗ с Мерседесом поменяются логотипами, продажи Мерседеса от этого не упадут, полагаю даже всплеск будет, а АвтоВАЗ только мемы получит от этого.

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Хорошо, не будем. Но это не точно.

Ответить
Развернуть ветку
Tankforyourmom

Ну понятно, что лого часть фирменного стиля и тд. Визуальный молоток и все дела. Знакомы. Но зачем этот "Крик души основателя Логомашины Романа Горбачева." ?

По ходу мужички из лого федораджона не дали трафика, как ожидалось. Хотя лого больше под какой-то борбершоп больше подходит нежели бургерную - но то дело вкуса)

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Может и не дали трафика, но топовый коммент в статье вроде собрал более 400 лайков. Виральность точно неплохая получилась

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Шпилёв
попробуйте его в деле, прежде чем обсуждать!

"- если российский фильм то сразу г ? Вы же его даже не смотрели.."

Если вы далеки от дизайна, не стоит бросаться в рассуждения...

Если не повар, то и не говори, что суп кислый!

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Про рассуждения - не корректный пример. Ты можешь высказать своё мнение о увиденном, т.е. впечатления, но о дизайне ты реально не можешь рассуждать, если далёк от него. Точнее можешь, но это будет глупо

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Ilya Shubenok

"Если вы далеки от дизайна, не стоит бросаться в рассуждения о композиции, узнаваемости или красоте. Как мне не стоит рассуждать о нативности чужого кода на С++, если я в жизни не написал ни строчки. Я просто не шарю."

Абсолютно неуместное сравнение. Задачи кода и логотипа разные и не имеют ничего общего. Логотип видят все, код не видит никто. Всегда умиляли такие высказывания от дизайнеров, которые делают дизайн для дизайнеров, а обычным юзерам говорят "да ты не шаришь, чувак" (не имел в виду вас, Роман). Таких "дизайнеров" сразу хочется послать.

Ответить
Развернуть ветку
Unreal Person

Все он сравнил правильно. Если ты говоришь, что эта картина хуевая, потому что композиция не правильная, но при этом не читал ни одной книги по композиции и вообще не знаешь какие виды композиции бывают, то ты просто диванный пиздабол.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Serge Arsentiev

Уважаемый Роман, Вы уже заездили "бесплатного" лого-конька с "проблемными статьями" - первая пара публикация читалась с интересом, а теперь Вы решили открыть PR канал на VC, и если честно, это начинает немного раздражать.
Пойду прочитаю заметку, и сообщу почему :)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ну собственно вот

Если вы далеки от дизайна, не стоит бросаться в рассуждения
о композиции, узнаваемости или красоте

Лого даёт эмоции, или не воспринимается никак (не даёт эмоций),
Довольно странно запрещать людям делиться этими эмоциями - в том числе и логикой восприятия тех или иных графических решений.
Либо тогда, вместо коммерческого дизайна - ну например, производите шедевры современного искусства ... но ведь и тогда цена творений будет напрямую зависеть от того, что увидят проф. арт-критики :)
И говорить, так-то, будут больше о цене :(

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Аверин

Но ведь логотипы Apple и Nike хороши и в вакууме (субъективно, но всё же). А логотип, скажем, «Эконики» плох и в вакууме, и в любом окружении

Ответить
Развернуть ветку
Александръ Фёдоровъ

всё зависит от целей логотипа. ашан тоже не блещет ни вакуумностью, ни в окружении, особенно на многометровых площадях, но для потребителей - это та самая красная тряпка, как и десятки других "сетевиков"

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
Но ведь логотипы Apple и Nike хороши и в вакууме

Их уже невозможно отодрать от имиджа соотв. компаний, в который вложены рекламные миллиарды ...
Даже если показать их Вам (мне, кому угодно), среди скажем сотни аналогичных картинок - то будет как с лого "груши" - видишь только "неправильность", т.к. здесь дожно быть яблоко, а саму картинку не воспринимаешь никак.
Но зато четко видно, почему грушу не выбрали - слишком женскую фигуру напоминает (если без укуса, так и ...)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Feduard Klimkin

Как по мне, логотип должен быть таким, чтобы его можно было использовать в монотонной вариации

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Это как выбирать автомобиль только по наличию четырёх колёс.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

В монотонной мультизанудно, а вот в монохромной иногда придется :)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Mirolubow

Конечно не хочется учить ебаться ученых, но я за то, чтобы логотип показывали на белом фоне, а не подгоняли его под контекст, как обычно делают дизайнеры, присылая глянцевые визиточки, и прочую дичь. Нет, ребята, сначала покажите мне логотип, объясните мне, какой смысл он несёт, и уже потом мы посмотрим, как он будет смотреться на поверхности.

Ответить
Развернуть ветку
Александръ Фёдоровъ

если вы не видите смысла в логотипе, сделанном для вашей фирмы - он вам просто не подходит, иначе вы своей компанией будете нести чужие ценности и субъективности

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Это даже лучше сравнение, чем мое)

Ответить
Развернуть ветку
Валера Намазов

Как же вы заебали приводить в пример Nike, Coca-Cola и Apple. Это бизнесы недостижимого уровня. Вы же делаете для стартапов, которым до айдентики как раком до Китая. Посмотрите на Додо пиццу — это крутой бизнес, однако ж его по прежнему узнают именно по логотипу, а не айдентике. Отличит ли кто-нибудь Starbucks от Caribou Coffee если убрать лого? Нет, потому что дизайн кофеен очень похож. Смотреть надо на все и на логотип отдельно, и на цвета, и на стилистические паттерны.

Ответить
Развернуть ветку
tiyo miaki

Статья побудила меня написать просьбу в vc.ru, добавить блокировку статей от конкретного пользователя. Потому что этот PR надоел. Сравнение с вином полнейший бред. Чтобы оценить вино, мне надо его попробовать, чтобы оценить логотип его надо увидеть. Абсолютно разное поле для сравнения. Но если автор приплёл вино, то согласно его дальнейшей логике, должен был написать - "не оценивайте вино отведав его без закуси". Т.е. без "окружения", что в общем понимании является чушью.
Считаю если дизайнер думает на шаг вперёд, то видеть применимость логотипа нужно в первую очередь для него самого. Т.к. это часть процесса создания, это как тест логотипа на пригодность и если все продумано, то можно смело показывать результат и в "вакууме". Но сейчас модно показывать процесс и "применимость" логотипа клиенту. Так сказать, чтобы показать видимость работы. Особенно часто применимость показывают на стоковых фото с фир. стилем слепленным за 5 мин на коленке (типа, ну за фир. стиль же не платили) и это больше похоже на - "вот, посмотрите как мы старались, и нам плевать, что вы нас об этом не просили и не будете так использовать логотип." Все это пыль в глаза клиенту и красивый фантик для логотипа.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Стёпочкин

ИМХО. Логотипы и прочее убранство в большей степени это всё навязанная шелуха. Главное продукт. Хлебу не нужен логотип. Если продукт, который делает компания востребован, и по душе людям. Извините, хоть кусок говна вместо логотипа поставьте, это не изменит отношение потребителя к этому товару.

Ответить
Развернуть ветку
yurvn

Великое множество людей готовы отдавать свои деньги за говно с логотипом. Спрос рождает предложение)

Ответить
Развернуть ветку
Умар Бутаев

Хороший пост. Уже полтора месяца думаю над названием и логотипом для магазина электроники. На данном этапе нет денег для того, чтобы обратиться к студию Артемия Лебедева, поэтому все приходится делать на коленке...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Даже ста тысяч на их сервис экспресс-дизайна? Если очень "повезет", то логотип станет известен всем.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Serge Arsentiev

А товар лежит и ждет на складе, все это время?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Олег Ивахнов

Полумесяц, но вместо звездочки иконка микросхемы или что то типа этого.
Правда не знаю насколько это допустимо с религиозной точки зрения.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

А я не купил :(
Как увидел очертания авто - вроде понравилось, как название прочитал "Haval" (Хавал), понял что Китай и сразу застеснялся всяких "схавал", "нахавал", "похавал" в применении к будущим владельцам.
Это хуже чем "ховать" в повелительном наклонении в известном анекдоте.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Водокачкин

В статье логотипы находятся не на белом фоне.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Киреев

Обсуждение вакуумных логотипов на примере вакуумных компаний, которые создавались практически без конкуренции и могли забить любые базовые элементы и цвета для «айдентики».

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

Недавно здесь была статейка о правилах языка. Там суть в том, что правила в языках есть (как всех уверяли филологи) но научиться по этим правилам языку невозможно. И до сих пор все на полном серьезе продолжают учить фейковые правила языков. Так же и здесь: раз правила изобрел логотиполог, значит это правильные правила. Любые другие - фейковые по определению.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Влад Цветков

Неистово плюсую Роману!

Мы всегда говорим о том, что логотип без хотя бы концепта визуальной коммуникации - не значит ничего.

Поэтому отказываем клиентам с запросами в стиле: "давайте сначала только логотип разработаем, а потом посмотрим".

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Демина

А мне понравилось сравнение ! Спасибо:)

Ответить
Развернуть ветку
Dima Oliynyk

Заказал 2 логотипа в Логомашине в 2013 году! Спасибо ребята, вы крутые! :) Приятно видеть ваш успех.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Родунер

Хороший логотип и на белом фоне смотрится идеально:)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Это ирония?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Reb Rending
Нет, не нужно писать «этот логотип не узнаваемый» — никто не умеет мерить узнаваемость на глаз. Кроме того, она будет зависеть от рекламного бюджета.

Не только от бюджета, но и от степени смешения. Не зря в своё время было столько законов под старбакс. Хотя вряд ли адекватная компания захочет, что б их путали с другим брендом

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

С узко региональным рынком, ориентированным на иностранцев и поклонников всего американского - "похожий" лого это идеальное попадание в цель. С 1999 года в СПб ... но где-то с открытием Старбакса они подумали и поменяли цвет :)

Ответить
Развернуть ветку
irmr
Нет, не стоит смотреть на логотип на белом фоне и рассуждать о пропорциях и золотом сечении. Даже если другие лайкают.

Если лайкают — стоит!

Ответить
Развернуть ветку
lakoros

Да давайте не будем обсуждать логотипы как и вина. Хороший совет от дизайнера.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Evgenia Mozhegova

Крик души?) Вы думаете после этой статьи люди перестанут обсуждать логотипы? И вы хотите сказать, что ни в коем случае никогда не обсуждаете то, в чем не разбираетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Michael Skimpy

Здраво. Но довольно банально. Даже при условии того, что я вообще не шарю в дизайне

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александръ Фёдоровъ

джонфёдор очень даже хорош на малых площадях, но как вывеска - да, полный провал

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Золотарев

Раз уж тема вина, порекомендую нашу винотеку openwine.ru

1. Нам не нужно знать, где вы планируете пить вино и на каком мероприятии.
Но можем подобрать исходя из пожеланий и бюджета.

2. Можете рассуждать о золотом сечении и пропорциях в этикетке и не волноваться, что выбрали вино по внешнему виду, так как большинство вин отобраны в зависимости от рейтинга и лайков.

3. В редких случаях, можно продегустировать выбранное вам вино, чтобы оценить впечатление в целом. Насколько оно вам привлекательно и какое впечатление производит.

4. У нас как узнаваемые вина, так и редко встречающие в винотеках и магазинах.

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда