{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

«Ой!» как системообразующий фактор российского бизнеса

В 2008 году я впервые сформулировала теорию «Ой!» в своём блоге в ЖЖ. Прошло десять лет, теория остаётся актуальной, давайте поговорим* об этом?

Как часто вы слышите в ответ на вопрос (или даже негодование) "Ой, а вы знаете/понимаете/а у нас..."? Уверена, часто. Типография не успела напечатать тираж, доставка еды не привезла бонусное блюдо, прачечная потеряла любимую рубашку, налоговая не получила документы - нет смысла перечислять все возможные варианты. Мы все люди, и мы все ошибаемся. Разница лишь в том, что часть из нас решает возникшую ситуацию, но гораздо большая часть просто говорит: "Ой!"

Известная транспортная компания, когда стало известно, что груз отправится в путь не в среду, а в пятницу, ответила мне голосом менеджера: "Ой, мы забыли вас предупредить..." и их мало волновало, что без еды останутся домашние животные, а интернет-магазин потеряет клиентов. Ровно так же реагировало крупное, стабильно входящее в топ-10 Тэглайна, агентство, когда выяснилось, что на счету в AdWords несколько дней уже нет средств и кампания остановлена, а выставка через несколько дней.

Последний пример, не из личного, вынесенный в публичную плоскость - пост про Альфа-Банк, который автоматически сменил пароль и убеждал клиента "...не переживайте, все в порядке." Формально "ой!" произнесено не было, но явно читалось между строк.

Фактором "Ой!", как вы уже понимаете, я называю не только вербальную реакцию, но и идущее в комплекте нежелание или неготовность хоть как-то действовать, чтобы сделать клиенту хорошо. Или, как минимум, создать у него впечатление, что ему хорошо.

В ресторанах, которыми мне довелось управлять, менеджер всегда мог сделать комплимент недовольному гостю - бесплатный напиток или десерт решали 99% всех проблем. Виртуозно решает спорные ситуации банк "Точка", высылая посылку с извинениями и угощениями.

Альфа-Банку бы поучиться.

Есть и другие компании, где решение кризисных ситуаций - часть бизнес-процесса: называется эффективные коммуникации или работа с лояльностью. Но гораздо больше всё таки тех, кто считает, что они мне "ой!", а я должна понять и простить.

Признаюсь, достаточного опыта работы на международных рынках, позволяющего утверждать, что "Ой!" - это исключительно национальная черта, у меня нет. Но интуиция подсказывает, что это именно так.

Мне кажется очевидным, что пока в компании не будет предусмотрен и отработан четкий порядок действий на случай "мы виноваты", компания будет терять деньги и нести репутационные издержки. Однако, если целое десятилетие ничего не изменило, и услышать "Ой!" можно в любой момент, значит, это и правда работающая система для российского бизнеса?

Делитесь мнением!

* когда еще, если не в пятницу?

0
41 комментарий
Написать комментарий...
Mark Rapida Gromov

Это бизнес-модель целая, а не фактор

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Бизнес-модель, на мой взгляд, вот)

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

К слову об «и так сойдёт»
Очень неудачное решение для кнопки меню

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Спасибо, совсем скоро будет редизайн, старенький сайт уже)

Ответить
Развернуть ветку
Anatoliy Dubenchak

Ой, это старый дизайн, скоро новый будет)

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Сразу видно, кто читал по диагонали ;)

Ответить
Развернуть ветку
Anatoliy Dubenchak

Это же vc.ru, тут комментарии читают))

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

Хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

- И так сойдет
- Так и сходит, великолепным образом сходит. При цене в рекламе на 50 рублей меньше, а реальной цене на месте (последней стадии заказа) на 200 рублей выше - покупают и нахваливают, всем же быстрей надо - вот и получают что быстрее.
 
У меня когда друг второго "родил", то в течение ~ года, все забирал заказы детских товаров в Интернет-магазинах. После обеда, уходил с работы, садился в машину и ехал забирать очередной заказ, а там и домой. По его словам - 1-2 дня в неделю, стабильно.
 
Положение и доходы позволяли повесить это на подчиненного, или даже нанять спец. человека на эту работу ... ну или самое простое - оплачивать доставку на дом. Но - нет ... айда по пробкам толкаться по городу, ради непонятно чего.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Васильев

повесить личные дела на подчиненного?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Pankin

И так сойдёт!™

Ответить
Развернуть ветку
Николай Грудинин

ой)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

1. Да, на помощника. Стоимость рабочего времени помощника и руководителя немного разная
2. "Нанять спец. человека на эту работу" - т.е. на должность курьера.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Лим

Во многих других странах это :
Соррриии... Или «Экс кьююзмиии» :))

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Тооооочно! :)))))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Струков

Хорошая статья, спасибо. А решение на поверхности - внедрять бизнес-процессы)

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Пожалуйста) Да вот и очевидно, что внедрять, но никто не спешит. Так что, может, и не надо нам?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Вероятно еще не все осознали, что заставить бизнес работать как часы можно только путем синхронизации механизмов и автоматизации критичных операций.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Что-то такое 80% компаний закрывается в первый год работы.
Поэтому внедрять можно, со второго года.
Так сказать - англичане сначала делают газон, потом по нему начинают ходить люди - а потом по тем местам где они проходят чаще - уже прокладывают дорожки :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Про 80% интересная информация. Искал недавно эту статистику, но ничего авторитетного не попалось на глаза. Буду благодарен если вдруг ссылка завалялась.

Ну и по теме: мне кажется даже в первый год работы предприятия уже можно использовать бизнес-процессы, хотя бы на уровне схем и инструкций, без автоматизации и дорогостоящих bpm-систем.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ну вот
"сколько малых предприятий закрывается в первый год работы" - это в Гугл - даёт основные доводы что это так. Раньше, еще принято было говорить, что большинство закрытий связаны с тысячами фирм-однодневок, сейчас по этому поводу успокоились.

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Буду надеяться, что это произойдёт в ближайшие годы. Но верится с трудом.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Абсуждать :(

В 2008 году я впервые сформулировала
теорию "Ой!" в своем блоге в ЖЖ.

10 лет назад в автора был "блог" в LiveJournal, где автор формулировала теории.
Можно предположить, что речь идет о https://bilderraetsel.livejournal.com/
Я не смог пропахать весь 2008 год, остановился на
"Ужасно не люблю курить накрашеными губами"
Задумался.

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

А чего задумались-то?) Там же и разъяснения подробные имеются.
Только не очень поняла, какое отношение имеют мои привычки (особенно десятилетней давности) к теме статьи)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
привычки десятилетней давности к теме статьи

Ну если Вы вдруг планируете из каждой записи 2008 года делать статью на vc.ru, то мы будем хотя бы морально подготовлены к одной из следующих тем :)

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Мне сейчас показалось, или это была крайне неуместная ирония, мягко говоря?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ой, всё :)
Если Вы опубликовали весьма задумчивую статью, чтобы обижаться на комментарии, стоило об этом упомянуть сразу :)

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Делать с чем именно?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Matveev
Мне кажется очевидным, что пока в компании не будет предусмотрен и отработан четкий порядок действий на случай "мы виноваты", компания будет терять деньги и нести репутационные издержки.

Сколько денег и/или издержек потеряли компании, которые были упомянуты? :)

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Я могу говорить исключительно о тех суммах, что компании недополучили от меня, но что дадут вам эти данные?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Matveev

Я к тому, что вполне может быть так, что им дороже сделать нормально, чем они теряют на таких как вы. Я вас целиком понимаю и поддерживаю, но аргументация на мой взгляд слабая, потому что большинство людей "хавает".

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Вы сейчас всерьёз считаете, что написать скрипт и предупреждать о задержке отправки груза дороже, чем терять клиента регулярно (1-2 раза в неделю) перевозившего товар?) И как минимум трём людям в дальнейшем я услугами той транспортной пользоваться не рекомендовала.
То есть, вопрос ведь не только в условных финансовых потерях, но и в репутационных. А это порой дороже любых денег.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Matveev

Я же написал, я вас поддерживаю. Для вас это быстро и дёшево. Вы разбираетесь в вопросе и для вас это очевидные вещи.

Для кого-то это сложно, кому-то нужны консультанты, десяток спецов по лояльности, которые расскажут очевидные вещи. Попробую более явно свой мессадж сформулировать: эти бизнесы видимо все устраивает.

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Так мы и приходим к тому, что "всё устраивает" - это работающая система, эх)

Ответить
Развернуть ветку
horus

"тех, кто считает, что они мне "ой!", а я должна понять и простить" - Зачем прощать? у них же не монополия, просто перестаньте работать с ними и идите к конкурентам.

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Иногда, это вариант. В большинстве случаев я так и поступала. Но если, например, у человека зарплатная карта в банке, который себя свински ведёт, все несколько сложнее, увы.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Соловьёва

Существует ГОСТ 9001-2015, где четко прописано, что компания обязана управлять своими рисками и разработать пошаговые инструкции на случай если... (тут каждый продумывает свои "если"). Жаль, что не все утруждаются изучать законодательство.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Popov

Насчет национальных корней. Я лично сталкивался с такими "ой" со стороны индийского ит-аутсорса, рекламных сеток из Израиля/Украины/Китая/Индии и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Оформляют все по-разному, а так не ошибается тот, кто ничего не делает.
Упаковывают случившееся в те или иные сложившиеся формулы вежливости.
Но женщинам часто важна именно упаковка, Вы же знаете.

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Lazareva
Автор

Спасибо, успокоили)))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Романов

ОЙ - ибо 90% собственников = руководителей как говорят - "возьмем ДЕВОЧКУ на 15 (20...30...40тр, в зависимости от региона)", а она просто на вход.
2. Ой!" - это исключительно национальная черта, у меня нет. Но интуиция подсказывает, что это именно так. - нет, просто в Европе говорят "читайте условия, там у нас написано, что мы имеем право вам не сообщать...." Цитата из Убер-правил ""Что касается вас, Uber может немедленно отменить настоящие Условия или любые Услуги, прекратить предлагать Услуги в целом либо лишить доступа к Услугам или к любой их части, в любое время и по любой причине...."
формулировки - прям-таки жестокие

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
38 комментариев
Раскрывать всегда