{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Изменяйся или умри: почему стартап нужен бизнесу

В фэшн-ритейле, год-к-году, продолжается спад, так же как и в продажах бытовой техники и электроники (по данным Центра исследований потребительского рынка «RETAILER Аналитика»). "Фудовый" сектор чувствует себя чуть лучше. Потребитель становится избирательнее, спонтанных и так называемых «импульсных покупок» становится меньше. На этом фоне аналитики от ритейла прогнозируют рост спроса на технологии для работы с Big Data, отслеживания покупательских предпочтений и программы лояльности. Развитие ко-брендинговых проектов в этих направлениях - называют одним из ключевых трендов ритейл-отрасли. Но стартапы B2B-рынка в России, по-преженему, остаются нишей "сложнопродаваемого", а значит и "сложносочиняемого" продукта. Почему?

Магазин бесконтактной оплаты Amazon в NYT

Рынок, деньги, два ствола

Среди части молодых стартапов (и стартаперов) бытует мнение, что продукт для массового пользователя создавать проще, а для бизнеса сложнее. Особенно, если этот бизнес не имеет европейских или калифорнийских корней. Поэтому, следуя пути наименьшего сопротивления, молодые умы нацеливаются на "новый Фейсбук", "новый Убер", ну или (не менее выраженная тенденция) стремятся попасть в команды разработчиков для государственных корпораций. Ибо пусть и медленный, но стабильный, госсектор - это, традиционно, про надёжность, а быстрый коммерческий - про изменения, при чём перманентные (какие там "дорожные карты"!). Возможно нас так старательно приучают СМИ, из года в год - тянуться к стабильности, однако, рынок госкорпораций "наестся" быстрее, чем N-й стартап, отдаленный от центра тысячами километров, успеет провести A/B-тестирование своего "уникального мобильного приложения". И пусть я утрирую, но назовите 5 уникальных технологичных продуктов, созданных с госучастием в один из самых "инновационных" периодов 2008-2012?

Но только ли в амбициях юных стартапов дело? Готов ли сам рынок? По словам Александра Медведева - специалиста по IT и маркетингу (Вашингтон, США) - даже американский традиционный ритейл, еще пару лет назад был очень консервативен. Многие компании из года в год продолжали "отшивать" команды юных стартаперов, мечтающих внедрить и опробовать технологии внутри сетевой розницы. И так до тех пор, пока Amazon, Alibaba и онлайн-ритейл, наряду с диджитал-продуктами для офлайна не оторвали кусок пирога у тех, у кого, казалось, и крошка изо рта не выпадет. В сухом остатке - два года падения крупного традиционного ритейла (в Вашингтоне и Нью-Йорке) и не только от того, что кто-то вовремя не открыл себя переменам, но и потому, что: "он просто не знает, как теперь этими изменениями управлять".

Особый путь

Путь джедая - особый путь ("Звёздные войны: эпизод VI")

Нет, мы, конечно же - не они. Но за 2 года, что я наблюдаю за разного рода российскими стартап-командами, дай бог, 1 из 10 - для бизнеса. Остальные 9 - это всё тот же B2С. Ощущение, что массовый пользователь на то и массовый - чтобы долго и много потреблять всякой всячины, а значит - и нескончаемое поле для экспериментов - ошибочно. И чаще доводит до возвращения в офис, чем до акселерации.

"Продукты для B2C или для топовых производителей известных марок - вот тренд" - посетовал мне в кулуарах специалист петербургского акселератора. Возможность быстро заработать, прославиться и уехать под пальмы писать код - слишком сильная мотивация, чтобы отпустить мечту стать пусть и сто сорок пятым предложившим сервис по доставке еды (лучше того, улучшенного аналога). Сколько раз "любовная лодка" должна разбиться о "быт" - по-нашему, о реальность, которую, конечно, сложно увидеть за розовой дымкой маячащего массового потребителя? Но от этого она не перестаёт быть реальностью.

Крупная сетевая розница начинает открывать собственные акселераторы, готовит программы. Отдельно взятые инициативные группы страждущих - создают специальные фонды и центры переговоров - чтобы соединять бизнес с технологиями. И, если не получается собрать, то стартапы начинают "выращивать" под потребность. И это тоже тренд. Который можно не замечать.

А можно снять очки, сменить курсы, разбить нос своего корабля, и стать первым.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда