{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Мало света? Много света? Какой должна быть освещенность городе и как ее измеряют

А мы снова об уличном освещении! Хватает ли вам света в вашем городе? Замечаете ли вы, какой он? Между тем, к освещенности и качеству света есть четкие требования, за соблюдение которых отвечает городская администрация. Расскажу с примерами.

Раньше уже писал, что со светом в городах часто не все хорошо, и иногда это заметно невооруженным глазом. Сейчас многие города меняют освещение по энергосервисным контрактам, когда специально обученные люди (как моя компания) за свой счет вместо старых светильников устанавливают новые современные (светодиодные), а оплату получают в течение нескольких лет из полученной экономии на электроэнергии. Главное здесь - два преимущества - много хорошего света и экономия на платежах за него.

Но, как показывает сложившаяся обширная практика, проекты замены уличного освещения в городах не всегда бывают удачными. Где-то исполнители сэкономили на оборудовании, где-то ошиблись в светотехнических расчетах, и, как следствие, подобрали светильники не той мощности или выбрали не подходящие параметры (оптические системы, варианты крепления и т.д.). В результате иногда приходится слышать, как жители жалуются – «темно», или «свет пятнами, светло только под фонарем», «сильно слепит, светит в окна». Объясню, чем это регламентируется, что надо спрашивать с администрации и чего ожидать от реализации проекта по замене освещения.

Уровень освещенности должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы». Там приводятся цифры – значения освещенности (или яркости) для улиц и дорог различных категорий. Например, для магистральных дорог общегородского значения средняя освещенность дорожного покрытия нормируется от 20 до 30 люкс (это дороги категорий А1, А2, А3, А4); для магистралей и улиц районного значения (категории Б1, Б2) она должна составлять от 15 до 20 люкс; для улиц и дорог местного значения (категории В1, В2, В3) – от 6 до 15 люкс, для дворов – минимальная, 4 люкса.

Инженеры-светотехники компании-подрядчика, если речь идет о замене освещения в городе по энергосервисному контракту, руководствуются именно этим ГОСТом, когда решают, какие светильники установить на тех или иных улицах по мощности и характеристикам.

В свою очередь, уже фактически достигнутые параметры проверяются независимыми испытательными лабораториями, имеющими аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации. Они располагают соответствующим оборудованием и специалистами, чтобы квалифицированно провести измерения и выдать протокол испытаний по каждому участку, если необходимо. Подписывая акты приемки, заказчик (например, Департамент ЖКХ администрации города) в том числе ориентируется на эти объективные данные. Существуют и иные методы проверки результатов модернизации освещения с привлечением, например, уполномоченных инспекторов ГИБДД и с использованием поверенного измерительного оборудования (люксметра).

Методика измерений также регламентирована – смотрим ГОСТ Р 55707-2013 по методам измерений нормируемых параметров, а формулы и методика расчета описаны в ГОСТ Р 55708-2013. Участок под измерения должен соответствовать определенным требованиям: должно быть не менее четырех опор подряд с одним типом светильников, обязательно без густой растительности, которая может препятствовать прохождению света, без припаркованных автомобилей и посторенней засветки. Безусловно, все измерения проводятся при строгом соблюдении правил и техники безопасности, с применением светосигнализации, необходимых дорожных знаков, заградительных машин и с привлечением сотрудников ГИБДД.

Сотрудники испытательной лаборатории на основе данных о геометрии измеряемого участка определяют шаг сетки (расстановку точек замеров) и определяют точки измерений (на фото можно увидеть крестики на тротуаре), в которых и будут люксметром производить измерения уровня освещенности.

После измерений во всех точках (а на участок их может быть до 300) по формулам из ГОСТ Р 55707-2013 рассчитывают основные показатели: это средняя освещенность дорожного покрытия и равномерность освещенности.

Важно еще, что для вновь установленных светодиодных светильников применяется повышающий коэффициент: если норма освещенности для дороги 15 люкс, то новые светильники должны показать уровень освещенности на поверхности дорожного полотна не менее чем 21 люкс, только в этом случае освещение будет удовлетворять всем нормативным требованиям.

Здесь надо оговориться, что, когда формировался ГОСТ, светодиодные технологии не были так развиты и распространены, как сегодня. Сегодня мы можем себе позволить гораздо больше света за меньшие деньги (потому что светодиоды потребляют в разы меньше электроэнергии, чем натриевые или ртутные лампы). Поэтому я считаю, что нормы освещенности нужно повышать. От этого станет комфортнее всем – и пешеходам, и водителям. Но при этом, распоряжаться полученным светом необходимо крайне грамотно – освещать только те объекты, которые необходимо, не допуская ослепления или лишней засветки (т.н. светового загрязнения).

Второй важный момент – светодиодный светильник дает более направленный свет, чем натриевый. Мы в своих проектах это учитываем – на пешеходных переходах и вдоль тротуаров используем дополнительные светильники, чтобы водители заранее видели подходящих к переходу людей, а также для выполнения норм по освещению тротуаров и комфорта пешеходов в целом. Мы знаем разницу оптических систем в производимых нами светильниках и моделируем освещение именно так, чтобы светильники не светили пятнами, а требуемые поверхности были освещены ярко и равномерно.

В этом году мы начали реализовывать энергосервисные проекты нового поколения, где мы не просто заменяем старые натриевые светильники на новые светодиодные, а еще и меняем ветхие или устанавливаем новые опоры, питающие сети и светильники, если этого требует заказчик в техническом задании. Это позволяет действительно выполнить требования по освещенности согласно актуальному законодательству. Ведь еще немало случаев, когда на улице нет опор или их недостаточно, или отсутствуют светильники. Обычный энергосервисный контракт не работает с такими ситуациями, предполагая лишь замену старых светильников на новые и оставляя несоответствие нормам освещенности на совести заказчика. Однако теперь мы впервые в России научились полностью брать на себя как исполнителя ответственность за выполнение требований по освещенности.

Таков самый большой в России по объёму работ и по территории его реализации контракт в Кочубеевском муниципальном округе Ставропольского края (фото 2 как раз из одной из станиц, где мы заменили свет) – в 49 поселениях, на площади округа более 2363 кв. км, производится замена и установка новых светильников – более 13400 штук, замена и установка при необходимости новых опор освещения – более 1500 штук, модернизация 378 шкафов управления наружным освещением с внедрением систем АСКУЭ, АСУНО, установка более 560 км нового СИП.

Кстати, пару недель назад подобные квалификационные измерения мы проводили в Курске (на фото 3), где замена уличного освещения была реализована два года назад. Измерения показали, что освещенность и равномерность соответствуют и даже превышают требуемые нормы. Заказчик доволен, жители вот уже два года получают комфортное и современное освещение.

Итак, главное! Важно грамотное светотехническое моделирование для выполнения норм освещенности, хорошее знание особенностей осветительных приборов, реальный аудит на месте с пониманием геометрии участков, шага опор и так далее.

А любой житель, если не устраивает освещенность на улице, может обратиться в администрацию за ответом, соответствует ли она нормам, и что делается в этом направлении.

Считаю, что каждый город, где реализуется проект замены улично-дорожного освещения, для обязательной оценки качества работ должен требовать с подрядчика выполнение требований государственных стандартов по освещенности. Это и позволит добиться создания полноценной комфортной и качественной световой среды в городах. Будем двигаться к свету дальше, не переключайтесь!

0
2 комментария
Нулевой

Есть вопросы по освещению детской площадки во дворе свежего МКД(выдача ключей была 2.5 года назад). Субъективно там очень темно вечерами/ночами, куда можно обратиться и кто должен предоставить данные о том что освещение соответствует нормам? УК разводит руками, застройщик забил на это после сдачи дома. Можете что-то посоветовать? Территориально Ленобласть, г. Мурино.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Аникин

Необходимо обратиться в администрацию муниципалитета для проведения замеров освещенности или обратиться в Роспотребнадзор. Сразу очевидно, что главную роль играет принадлежность системы освещения - если оно не на муниципальном балансе (не сдано), то в случае несоответствия освещенности нормам, приведение в соответствие - обязанность ТСЖ, УК.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда