{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Профессиональное развитие UX дизайнера: от заблуждений к новой реальности

Переосмысление UX дизайна в контексте определения, обучения, практического опыта, а также потенциальной ценности для бизнеса.

Введение

В начале января я на две недели уехал в деревню, где не было доступа в интернет. Чтобы убить время, я главным образом размышлял над проектом, который в то время разрабатывал: сервисом поиска и заказа услуг оффлайн-специалистов.

Я рассматривал его с различных точек зрения: с позиции маркетинга, сценариев взаимодействия, функционала, масштабирования... И каждый раз образ продукта в моей голове немного менялся, cтановился более четким и насыщенным деталями.

В какой-то момент меня осенило: черт возьми, да ведь UX дизайн – это и есть вот эта умственная работа по всестороннему анализу продукта и определению того, какой опыт получат пользователи, взаимодействуя с ним.

Звучит банально, но дело в том, что на практике работа UX дизайнера зачастую скатывается до частностей: анализ сценариев взаимодействия, разработка информационной архитектуры, прототипы, мокапы. Отсутствует комплексный подход. От этого страдают как сами исполнители, так и компании, в которых разрабатываются продукты.

UX дизайн: от набора элементов к комплексному подходу

Собственно, эти размышления и послужили толчком к тому, чтобы разобраться в предмете более детально.

Что такое UX дизайн

Лора Кляйн, одна из ведущих мировых экспертов по пользовательскому опыту, дает следующее определение:

UX дизайн — это процесс, с помощью которого определяется, какой опыт получит пользователь, используя ваш продукт.

Чтобы стать профессионалом в этой области, нужно быть компетентным во множестве дисциплин:

  • интерактивный дизайн;
  • информационная архитектура;
  • визуальный дизайн;
  • юзабилити;
  • взаимодействие человека и компьютера;
  • и др.

Энтузиастов это направление привлекает тем, что не загоняет в узкие рамки. Чтобы достичь успеха в работе, нужно думать о потребностях пользователей, бизнес-целях и технологиях.

Такой специалист может стать ключевым элементом в процессе создания продуктов, востребованных на рынке. В силу специфики его работы, он не столько подчиняется правилам, сколько их создает, тем самым самостоятельно определяя степень своего влияния в компании.

Обучение профессии

Учитывая то, как много дисциплин формируют UX дизайн, становится очевидным, что без серьезного, многолетнего образования не обойтись. Но к сожалению, в России и странах ближнего зарубежья этой специальности в высших учебных заведениях не обучают. Можно, конечно, уехать учиться за границу, но мало кто на это решается, и у кого есть для этого возможности.

Таким образом, альтернативой становится самообразование и посещение курсов:

  1. Первый способ осложняется тем, что не понятно, с какой стороны подойти к обучению; нужно многое изучить, а еще подкрепить теорию практикой. Это отнимает много времени, ведь приходится продвигаться “на ощупь”;
  2. Что же касается курсов, то их особенность в том, что они дают минимально необходимые теоретические знания, делая упор на практических навыках проектирования пользовательских интерфейсов. Это направление наиболее востребовано у работодателей в рамках UX дизайна, а значит у окончивших курсы больше шансов найти работу и быстрее перейти к получению практического опыта.

Очень важно подкреплять теорию практикой, участвовать в реальных проектах. Только так можно понять все тонкости профессии, перейти от формы к содержанию. Каждый проект уникален, и в процессе работы возникает множество вопросов, отвечая на которые, собственно, и происходит профессиональное развитие.

Главное продвигаться от простых задач к более сложным. Трезво оценивая свой уровень. Когда-то я на этом сильно “обжигался”, соглашался на участие в проектах, для которых был недостаточно компетентен. Это приводило к стрессам, срывам дедлайнов и увольнениям. Не повторяйте моих ошибок :).

Практический опыт

Для начала надо понять, какую пользу может принести UX дизайнер. На картинке ниже представлен довольно общий вариант, но тем не менее четко обозначающий круг задач, которые обычно выполняет такой специалист.

Изображение взято с сайта grizzly.by

Обратите внимание на слово “может”. Дело в том, что как бы этого не хотелось работодателям, один человек не в состоянии эффективно выполнять все эти задачи. Они требуют слишком серьезным умственных и временных усилий.

Также стоит отметить, что зачастую процесс разработки продуктов похож на конвейер. Где менеджер проекта управляют темпом выпуска продукции, определяют ритм и интенсивность работы исполнителей (система диктует условия и подавляет волю человека). UX дизайнер будет под постоянным давлением, и в стремлении соответствовать ожиданиям, сфокусируется на наиболее востребованных компанией компетенциях.

Узкая специализация

Вот и получается, что осознанно или нет, но большинство UX дизайнеров со временем становятся узкими специалистами: занимаются либо аналитикой, либо пользовательскими интерфейсами. В этом есть очевидные плюсы. Например, становится проще продвигать себя на рынке труда. Такие работники пользуются большим спросом, чем мастера на все руки. Их проще интегрировать в уже отлаженный процесс создания продуктов.

Но есть и неочевидный минус – потеря смысла. Исполнитель вследствие несоответствия между своими устремлениями и теми задачами, которые он выполняет в рамках узкой специальности, теряет мотивацию к работе. Это приводит к серьёзным внутренним конфликтам и в итоге заставляет его сходить с дистанции.

Широкий профиль

Не так давно я был на собеседованиях на позицию "UX/UI дизайнер". Из вакансий следовало, что им были нужны специалисты, которые будет заниматься проектированием и визуальным дизайном в рамках веб-сервисов и мобильных приложений.

Но когда я разговаривал с руководителями компаний, в процессе обсуждения продуктов, проблем и ожиданий, становилось ясно, что им нужно нечто большее, чем дизайн пользовательских интерфейсов.

Нужно было разработать UX стратегию, которая бы позволила вовлечь в формирование опыта взаимодействия клиента, менеджера проекта, дизайнеров интерфейсов и программистов. Иными словами, нужен был связующий элемент в команде, ответственный за то, чтобы каждый из ее участников думал не только о своей области деятельности, но и о том, как она влияет на продукт в целом. Также была потребность в проведении исследований и тестирований.

Для меня это стало откровением, впервые ко мне пришел запрос на UX дизайн в том виде, в котором я и сам его когда-то воспринимал. Где специалист представляет собой микс из руководителя, организатора и аналитика.

Мне пришлось отказаться, ведь практического опыта такой работы у меня не было. Но я твердо решил, что должен его получить, и выбрать этот путь развития карьеры. Поэтому я стал совмещать удаленную работу UI дизайнером с разработкой собственных digital-продуктов. Будучи не ограниченным временем и давлением менеджера проектов, самостоятельно отвечая за все этапы создания продукта, думаю можно быстрее приобрести недостающие качества UX дизайнера. Надеюсь я прав, и это станет поворотным момент в моем профессиональном развитии.

0
4 комментария
Сергей Ведерников

Дельно, но конкретики не хватает

Ответить
Развернуть ветку
Mher Hovakimyan
Автор

Тоже есть такое ощущение. Каким моментам, по вашему, стоило уделить больше внимания?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Клинуев

В деревне без интернета размышлять над проектом? Однако.

Свежее исследование по восприятию веб-страниц пользователями вышло. Кто что думает? На английском: https://conversionxl.com/research-study/people-read-short-articles-original-research/

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Zorin

Смущает, что они дали участникам тайм-лимит в 30 секунд. На мой взгляд, эту статью можно не воспринимать всерьез. Они пытались доказать, что люди не читают текст статьи полностью, а просто бегло ее просматривают. И дали участникам 30 секунд времени на статью, которую невозможно прочитать за это время. Еще одни исследования, чтобы подтвердить уже известную мысль. Так еще и проведены ужаснейшим образом.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда