Продуктовый бум — 2022. Что нас ждет?
Продуктовый подход как новейший метод управления бизнесом привлекает сегодня не только крупные технологические компании, но и предприятия с более традиционным укладом. В чем он заключается? Почему о нем так много говорят в бизнес-среде? И где искать новых специалистов? Мы опросили экспертов из различных сфер экономики и постарались разобраться в этих сложных вопросах.
Для начала давайте разберемся, в чем заключается продуктовый подход?
Если раньше руководителю компании или собственнику бизнеса нужно было держать целый штат сотрудников, выполняющих функции маркетинга, разработки и аналитики, то сейчас большинство задач успешно контролирует продакт-менеджер. Более того, последние годы на рынке наблюдается большой спрос на специалистов данного профиля — по данным hh.ru, ежегодно количество резюме данных специалистов в базе поисковика растет на 16%.
Еще отличный пример, который позволяет понять суть продуктового подхода — это сравнение с классическим методом управления компанией. Допустим, компания решает запустить новую линию и начать производить помимо компьютеров еще и мобильные телефоны. На классическом предприятии есть генеральный директор, директор по персоналу, финансовый директор, директор по маркетингу и т.д. Распределение управленческих ролей происходит по функционалу — при запуске нового продукта каждый департамент будет отвечать за определенный пласт работы.
Продуктовый подход подразумевает, что человек на позиции продуктового директора отвечает за развитие полностью всего продукта как отдельной части бизнеса. Этот специалист объединяет в себе широкую экспертизу, но в то же время взаимодействует с департаментами финансов, маркетинга, HR и т.д. Именно этот подход позволяет эффективно управлять бизнесом и показывать более высокие темпы роста, поскольку собственник передает отдельное направление бизнеса как самостоятельную единицу под управление соответствующему специалисту. Разделение ответственности происходит не по функционалу, а по продуктам бизнеса.
Какие результаты получили в этом году бизнесы, уже внедрившие продуктовый подход в свою работу?
Количество вакансий на позицию продакт-менеджера ежегодно растет в среднем на 14%. Только за первую половину 2021 года общее количество открытых вакансий продакт-менеджеров в России составило 8,4 тыс. кандидатов. Анализ также показал, что наиболее часто в сферу продакт-менеджмента приходят кандидаты с опытом в продажах и стажем более 6 лет.
Спрос на специалистов по продуктовому менеджменту растет вместе с зарплатой. Это происходит, поскольку IT-компании продолжают расти и запускать новые сервисы, а многие традиционные игроки проходят цифровизацию всех бизнес-процессов, и им необходимы сотрудники, которые помогут ускорить эту работу. По опросам крупнейшего в России комьюнити продакт-менеджеров ProductCamp, помимо IT-индустрии наблюдается высокий спрос в следующих областях: банковская сфера, телеком, e-commerce, а также промышленный B2B-сектор.
Спрос на внедрение продуктового подхода является важным трендом и для финансовых компаний, так как темп развития рынка финтех-услуг и конкуренция на нем сегодня очень высоки. Банковская сфера и рынок стремительно меняются: возникает тренд перевода услуг в онлайн, происходит отказ от части оффлайн офисов, многие банки стремятся получать дополнительную выгоду от своих пользовательских аудиторий и создают как дополнительные продукты, так и собственную экосистему, в которую входят не только банковские услуги (например, Сбер, ВТБ, Альфа, МТС-банк).
По данным аналитиков ProductStar, спрос на корпоративные образовательные программы с начала 2021 года вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Обучение компаний продуктовому менеджменту помогает активнее нанимать сильных специалистов: как на уровне партнерств с ведущими университетами и скаутинге перспективных студентов, так и на уровне профессионального сообщества (программисты, менеджеры, аналитики). Корпоративное обучение укрепляет HR-бренд компании-работодателя в профессиональных комьюнити.
В ближайшие несколько лет сложно будет представить руководителя бизнеса, не понимающего основ продуктового подхода: гибкой работы, знания IT-сферы, инструментария анализа пользователей и, конечно, основ data driven для принятия решений. С нарастающими темпами роста внедрения искусственного интеллекта для руководителей будет также важно понимание основ этой сферы и того, как применить ее в регулярных бизнес-процессах компании. Если раньше эта роль и знания были у выделенных людей с должностью BigData Product manager, то в ближайшем будущем этими знаниями должен будет обладать каждый из руководителей компании.
Спасибо за статью! Было интересно почитать)
Б-р-р, как бы вам дать знать, что "продуктовый подход", продуктовая структура организации как альтернатива функционально являются "новейшими" лет так эдак 65😀
Что же там на курсах СтарогоПродакта?
Так и вижу как каждый второй бизнес ищет продакта, который обучался в продактстаре, у лидера отрасли, чтобы тот потом вместо работы думал как бы ее не потерять