{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как оптимизация процессов спасла компанию от кризиса

Руководитель ГК «Интерлогика» Алексей Баранов — о том, как выявить ленивых сотрудников и увеличить прибыль компании за счёт автоматизированной системы управления.

Алексей Баранов

Полгода назад Пермский мусороперерабатывающий комбинат переживал трудные времена. Руководители стали думать, как повысить рентабельность за счёт оптимизации бизнес-процессов. И правильно сделали.

Государство снижало тарифы, в которых компания должна была работать, а сотрудники хотели повышения зарплат. Всё это снизило прибыль компании почти до нуля.

Против государства идти нельзя, зарплатами сотрудников тоже не пожертвуешь. Работы тут было навалом: водители втихаря крали топливо, клиенты ругались из-за срыва сроков по забору мусора, отчёты были кривые из-за того, что их собирали вручную. В общем, пора было навести порядок.

Если у вас в компании бардак — эта статья для вас. Особенно полезно тем, у кого много сотрудников, которые работают без контроля и автоматизированной оценки эффективности.

Поняли проблемы, поставили цели

Как мы уже сказали, во внутренней работе комбината были проблемы. Исходя из них, мы вместе с собственником компании поставили ряд целей:

  • Сократить финансовые потери от вредных сотрудников. Классика — водители сливают солярку, пока никто не видит. Пора это пресечь. Ещё те же водители берут заказы в обход компании, из-за чего машины быстрее ломаются, а комбинат платит за вывоз чужого мусора и теряет прибыль.
  • Прекратить конфликты с клиентами из-за нарушения графика забора мусора. Графики составляются вручную и с опозданием. Плюс водители нарушают график из-за левых заказов и отсутствия контроля.
  • Получить систему, которая поможет подобрать нормальных сотрудников. Пора уже уволить водителей-лентяев и любителей продавать слитое топливо.
  • Снизить потери из-за ошибок в ручном сборе и обработке данных по компании. Нужна автоматизация учёта и анализа данных, а также система контроля сотрудников.

После постановки целей собственник комбината обозначил, что решение, которое мы предложим, должно окупиться не позднее трёх лет от старта проекта. Вложения при этом не должны перевалить за 2 млн рублей. Это ограничение помогло нам подобрать решение и спланировать бюджет.

Нашли решение

Цели поставили, осталось вывести из них список действий, собрать команду и начать действовать. Мы наметили примерный план:

  1. Разобраться с острыми проблемами: воровством и левачеством водителей. Для этого нужна система учёта топлива и забора мусора.
  2. Избавиться от случайного или намеренного искажения учётных данных. Заменить человеческий труд на автоматизированный при сборе и внесении данных в учётную систему. Так мы повысим точность учёта.
  3. Оптимизировать процесс забора и доставки мусора на переработку. Для этого нужен автоматический сбор и анализ больших данных. Это даст нам возможность понять, эффективно ли работают сотрудники, какие маршруты лучше, каких нормативов нужно держаться и когда планово будут поломки машин. Так мы повысим эффективность каждого отдельного процесса и их взаимосвязи.
  4. Упростить руководителям процесс принятия решения на основе всех собранных данных. Для этого нужна информационная панель, где в любой момент можно смотреть результаты компании.

После обсуждений и согласований итоговое решение звучало так:

Чтобы достичь поставленных целей, мы спроектируем и внедрим систему сбора и анализа данных по движению транспорта, маршрутам и поведению водителей. Также проанализируем контрагентов: какие прибыльные, какие убыточные, почему и что с этим делать.

Машины оснастим спутниковой навигацией и индикаторами расхода топлива. Автоматизируем этап сбора и внесения данных в систему учёта. Организуем регулярный анализ статистики по всей собираемой информации.

Внедрим систему, которая выявит слабых и сильных сотрудников, поймёт, с какими контрагентами интереснее работать, скорректирует маршруты, поведение сотрудников и взаиморасчеты с контрагентами.

Пожали руки, подписали договор, начали работать.

Воплотили задуманное

Чтобы реализовать проект, мы собрали команду из специалистов по методологии внедрения, управленческому учёту, ERP-системам, организации данных и серверам. Со стороны клиента подключили заведующего автохозяйством и финансиста.

Собралась команда профессионалов своего дела, но этого было недостаточно, чтобы линейные сотрудники компании всерьёз отнеслись к изменениям. Поэтому со стороны комбината нужен был человек, который не просто отлично разбирается в бизнес-процессах, но и сможет продавить нововведения на уровень водителей, механиков и диспетчеров. Такой, чтобы шашкой рубил, не моргая. На эту роль вызвался Андрей — заместитель гендиректора.

Первый этап: проектирование системы сбора и обработки данных — 45 дней, 500 тысяч рублей

  1. Разработали механику системы управленческого учёта. Подготовили поэтапный план со сроками и экономическое обоснование внедрения.
  2. Выбрали оборудование и подрядчиков для оснащения транспорта датчиками, системами спутникового слежения и сбором данных в управленческий учёт предприятия.
  3. Прописали методику внедрения новых принципов работы среди линейного персонала: мотивация, должностные инструкции, методика работы с сотрудниками по новым правилам.
  4. Разработали информационные панели для высших и средних руководителей. Наладили ежедневный мониторинг работы компании.

Второй этап: внедрение системы сбора данных с автотранспорта — 30 дней, 700 тысяч рублей

  1. Оснастили транспорт датчиками расхода топлива и спутниковой системой слежения.
  2. Настроили спутниковую систему слежения.
  3. Организовали внедрение новых инструкций среди водителей и диспетчеров. Рассказали о новых условиях мотивации и санкциях.
  4. Клиентов, которые работали с водителями напрямую, сделали официально своими контрагентами и начали получать прибыль с их заказов.

Третий этап: разработка управленческих отчётов в ERP-системе для контроля заявок, расхода топлива и движения машин — 20 дней, 200 тысяч рублей

  1. Интегрировали статистику работы автотранспорта в управленческий учёт компании. Разработали механизм обмена данными между спутниковой системой и ERP 1С.
  2. Реализовали управленческие отчёты: график выполнения заявок на вывоз мусора (по плану и по факту), отчёты о движении транспорта (пробеги, успеваемость, поломки, водители), отчёт о расходе ГСМ.
  3. Настроили информационные панели гендиректора, главного механика и начальника смены.

Четвёртый этап: накопление больших данных для улучшения системы

Этап начался с шестого месяца работ и до сих пор идёт. Мы продолжаем улучшать систему и проводить анализ.

Спустя три месяца уже набралась статистика, которую мы взяли для улучшения построенной системы. Глобальный анализ показал:

  • Проблемные маршруты, где машина часто застревала в дорожных пробках или теряла время, если к мусорным контейнерам было не подъехать.
  • Эффективных водителей, успешные методы обучения и кадровых ротаций.
  • Простои транспорта из-за поломок. Мы проанализировали модели проблемных автомобилей, маршруты, поведение водителей, планирование ремонтов и так далее.

Что в результате

Руководители компании ощутили результат уже после первых этапов работы. Главное, что удивило — система окупилась за полгода вместо плановых трёх лет. Это значит, что через шесть месяцев компания начала получать дополнительную прибыль. Наши консалтеры сами такого не ожидали.

Выручка увеличилась на 15%, когда мы провели легализацию «левых» клиентов. Теперь комбинат дополнительно получает заказов на 450 тысяч рублей ежемесячно.

Расходы на топливо снизились на 20% (на дальних маршрутах до 50%). Определили, что норматив на расход топлива завышен — снизили. А когда водители перестали работать налево и ездить по своим делам в рабочее время, пробег машин снизился сам собой. Ещё узнали, что водители в отчётах завышали количество подъёмов и прессовки мусора, на которое якобы тратилось топливо. В итоге — откопали прибыль компании.

Убрали должность диспетчера, перераспределили обязанности на начальника гаража и замдиректоров. Уменьшили ФОТ и отчисления на 35 тысяч рублей ежемесячно.

Научились объективно оценивать работу водителей на основе статистики. Разработали такие инструкции и систему мотивации, при которых продуктивные сотрудники получают больше, чем лентяи. Система вычислила лодырей, с которыми, конечно, попрощались.

Усовершенствовали финансовую модель, что позволило привлечь новых клиентов. Уменьшили стоимость тарифа для дальних заказчиков и повысили для внутригородских. Это сработало.

Научились планировать прибыль и расходы компании. Бизнес стал предсказуемым и управляемым.

Что дальше

Чем больше компания, тем сложнее поддерживать порядок. На каком-то этапе роста контролировать людей подручными средствами уже невозможно. С каждым новым человеком в компании процесс становится дороже.

Там, где невозможно контролировать исполнителя напрямую, на помощь приходит система, автоматизация и статистика. Можно обмануть менеджера, подделать показатели и даже в калькуляторе дырку просверлить, но обмануть систему невозможно.

Не давайте людям повода поддаться соблазну вас обмануть — внедрите автоматический контроль и не забудьте про человечную систему мотивации.

Удачи с построением системы.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Pekanov
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vasily Matroskin

Под фамилию Баранов

Ответить
Развернуть ветку
timursh

А где раздел с возникшими проблемами? Как то всё подозрительно гладко.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Баранов

Конечно гладко не бывает. Много ругани с персоналом. Проблемы со сроками и поставщиками оборудования. Просто статья о возможностях, а не проблемах.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Алексей! То что вы наладили бизнес-процессы, отсекли ненужное и настроили связи и отчетность в компании - честь вам и хвала. Этим и должен заниматься руководитель.
Но против государства идти можно и нужно обязательно! Ваша оптимизация закончится тем, что вас и дальше будут дожимать по стоимости услуг.
- Вы ещё живы? Ну давайте ещё тут заберём.
Причём «эффективным менеджерам» будет всё равно на что вы существуете. Они просто будут выполнять команду сверху: снизить затраты любым способом.
Это из личного опыта.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Баранов

Анатолий, спасибо за ваш комментарий. На самом деле мы консалтеры и занимаемся внедрением изменений. В данном случае больших данных. Но я передам ваше предложение руководителям. И в целом с ним согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

А я ничего и не предложил, это констатация факта. Мне пришлось закрыть одну из компаний таким образом. Был сделан аудит, экспертиза Ростехнадзора и заключение ТПП и 3 тома переданы заказчику. Вывод экспертизы: «Стоимость услуг не выше, а целом даже ниже рынка. А часть услуг оказывается даже с нулевой рентабельностью.»
Ответ госзаказчика: «У нас есть распоряжение из Москвы о снижении затрат. Москва ваши расценки не подтверждает.» Что это означает? А то, что нужно поставить своих и через них пиздить деньги.
Что вы можете сделать с этим беспределом? -Ничего.
Зато я не платил и унижаться платить дармоедам никогда не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Dinis Sayfullin

Алексей, система 1С:ERP была уже изначально внедрена на предприятии? Вложения в 2 млн рублей кажутся больно низкими.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Баранов

Абсолютно точно, уже был управленческий учёт до нас. Мы допилили некоторые участки, которые касались издержек. Бюджет в основном на статистическую систему, не постановку упручета и внедрение erp.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Борисов

да, точный учет всегда становится препятствием для воровства и недобросовестных сотрудников. Но также автоматизацию можно использовать и для мотивации сотрудников. На самом деле многие люди левачат на работе потому что у них есть желание не сидеть только на окладе а дополнительно зарабатывать. А воруют и левачат они потому что не знают других методов доп. заработка. Если эту энергию направить в конструктивное русло может выйти много пользы и компании и работникам. Например здесь можно было для водителей ввести выплату в течении полугода 30% от прибыли которую приносят привлеченные ими клиенты. Тогда многие водители сами бы искали доп. клиентов, а у них это иногда неплохо получается. С помощью систем автоматизации можно легко вычислять прибыль от каждого клиента и выплачивать ровно 30%.
Или например можно ввести систему подобных премий за различные рационализации на различных этапах процесса. Знаю по собственному опыту (в строительстве) что сотрудники даже на низших уровнях - рабочие - могут предлагать значительные рационализации при проведении работ, что выливается в конкретной экономии для фирмы и в ускорении работ. Но делают они это если их заинтересовать. Потому что даже предложить это как правило связано с некоторыми затратами сил и энергии, и если в этом нет интереса то на это просто забивают. Мой опыт показывает что речь может идти о сотнях тысяч в месяц.
В целом это можно даже выделить в отдельное направление использования автоматизации - настолько оно обширно и многогранно в каждой организации.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Курочкин
 А когда водители перестали работать налево и ездить по своим делам в рабочее время, пробег машин снизился сам собой.

Читаю как: снизили зарплату работникам и повысили выручку себе.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Никулин

Не, ну правильно читаете, конечно, если в Вашем понимании "снизили зарплату работникам" = "запретить воровать мошенникам".
Потому как, если ты водитель и воруешь бензин, амортизируешь машину впустую и при этом считаешь, что это часть твоей "законной" зарплаты, ведь ты именно на это договаривался со своим работодателем, то - да, с приходом системы и контроля твоя "зарплата" падает. Но кому какая разница, если ты вор и мошенник?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Баранов

Так уж получается, что наша работа регулярно перекрывает каналы краж и потерь ресурсов собственников. С плохими сотрудниками любезничать не приходится.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Баранов

Не понял идею. Хотя выручку действительно повысили.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Курочкин

Ну с таким же результатом можно было б просто снизить зарплату на % колыма

Ответить
Развернуть ветку
Илья Петров

Почему всегда в таких статьях на сам сайт невозможно зайти)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бодрейший

У меня норм открывается

Ответить
Развернуть ветку
Илья Еремин
Автор

В таких ситуациях остается только гуглить)

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Попков

Что бы сделать элементарные вещи теперь консалтинг нанимают *facepalm*. Да еще и за такие деньги. Деградирует общество.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда