{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Запустили стартап? Ищите инвестора!

Дело не в деньгах. Часто питч-сессия открывает неожиданные грани партнерства с инвестором и может сработать лучше бизнес-акселератора.

Запустили стартап? Питчите на все 100!

Запускаете бизнес-проект? Сразу начинайте его питчить! Хотя на нулевом этапе нет ничего, во что мог бы поверить инвестор: ни продукта, ни понимания рынка, ни команды, ни стратегии развития. И деньги, возможно, понадобятся, только когда проект уже заработает. Питч-сессии могут сработать лучше любого бизнес-акселератора.

Генератор идей

В поисках инвестора Алекс Кобичев, основатель онлайн-сервиса по поиску нянь SittersGlobal.com (Нью-Йорк), провел немало переговоров и питч-сессий.

"Сначала мы искали инвесторов среди знакомых, - рассказывает Алекс Кобичев, – это были люди, которые владеют сетью игрушечных магазинов и медицинскими офисами. Они хорошо относились к нам и нашей идее. Некоторые встречи даже походили на мозговые штурмы, когда нам говорили "а еще можно сделать это и вот это". Среди знакомых бизнесменов нашлись желающие нас профинансировать, но они хотели так: вложили средства и через два месяца - доход. Однако в интернет-бизнесе так не бывает.

Потом нам удалось достать список контактов спонсоров стартаперов из Силиконовой долины. Половина из них не ответила, но некоторые стали задавать вопросы. Их интересовали наши технологии, инновации, запатентованные ноу хау и, отвечая на их вопросы, мы переосмысляли техническую основу нашего проекта. Однако спонсоров из Силиконовой долины было трудно заинтересовать детским бизнесом, они тяготели к темам более популярным в долине - искусственному интеллекту и кибер-безопасности.

Мы начали встречаться местными инвесторами и нашли нескольких бизнес-ангелов, готовых вложить в наш проект небольшие суммы – до 30 000 долларов.

Но тут мы поняли, что больше не нуждаемся во внешнем финансировании - к этому моменту мы уже разработали и запустили инновационный сервис - Карту родителя, - помогающий искать информацию по всем видам детских услуг. Он дал быструю отдачу и позволил нам самостоятельно заработать на развитие проекта".

Так мозговые штурмы о возможных дополнительных детских сервисах и обсуждение инноваций и технологий с потенциальными инвесторами дали совершенно неожиданный результат - отказ стартапа от инвестиций. Молодым предпринимателям в ходе питч-сессий инвесторы подарили удочку, так что им не пришлось просить у них рыбу.

Опытный девелопер

Mebtender.ru (ex. Биржа Кухонь) - сервис для сравнения цен на заказ мебели - работает с 2016 года. "Мы проходили программу акселерации в Южном IT-Парке, за несколько месяцев там наш проект вышел на доход в районе 300 тыс. руб. в месяц и на Демо-дне мы познакомились с нашим будущим инвестором", - вспоминает сооснователь сервиса Рубен Бабаев.

"Вообще-то мы не планировали привлекать никакие инвестиции. - Добавляет сооснователь Игорь Лутай. - И поэтому сразу даже было сложно сориентироваться, сколько денег нам надо. По идее, брать надо ровно столько, сколько нужно, а мы считали, что нам вполне хватает текущей прибыли на развитие. Инвестор нам понравился, в первую очередь, как личность. Мы, фактически, пригласили его в команду, а не "раскрутили" на деньги. На ранних этапах не работает инвестирование только деньгами - это вам скажет любой опытный инвестор. Гораздо важнее так называемое additional value ( дополнительная ценность - прим. ред.): экспертность инвестора в определённых областях, бизнес-опыт, знакомства."

Согласитесь, Mebtender.ru - стартап с любопытной историей . Нет в ней традиционного непростого начала о хождении за деньгами к инвесторам, наоборот, есть успешная история инвестора, продавшего себя предпринимателям в качестве опытного бизнесмена и девелопера. Красивая завязка бизнес-истории компании - выгодная для обеих сторон.

Бесплатный консультант

Развивая самостоятельно стартап, предприниматель неизбежно сталкивается с собственными ограничениями: недостаток экспертизы в тех или иных областях, непонимание тех или иных механик и процессов. Знания друзей и знакомых также не бесконечны, почерпнуть из Интернет все невозможно и долго, а ресурсов для оплаты услуг консультантов нет.

"В 2014 за полгода мы провели около 30 встреч с представителями разных фондов, - вспоминает Александр Антонов, основатель Puzzle English, образовательного онлайн-сервиса по изучению английского языка. - На каждой встрече мы обнаруживали нашу слабую компетенцию и к следующей наращивали наш потенциал, восполняя пробелы. Например, нас спрашивали "Какой у вас LTV, ARPU?" или "Как вы сегментируете базу пользователей и как работаете с сегментами?", и мы отправлялись изучать эти вопросы. Начиная проект, я понимал, как сделать хороший продукт, но мало разбирался в маркетинге. За полгода общения с инвесторами я погрузился в рынок и получил структурированные знания о многих его аспектах. Общение с фондами дало массу рекомендаций, многие из которых мы с успехом применили на практике. В результате, за полгода мы сделали значительный рывок в развитии проекта, и к тому моменту, когда мы нашли инвесторов, нам удалось собственными силами сделать проект безубыточным. Однако выручка была совсем небольшая, также как и динамика её роста. Всерьез встал вопрос, привлекать или не привлекать деньги. Мы решили, что инвестиции необходимы для более качественного и динамичного развития проекта. Осенью 2014 года мы получили 500 тыс. долл. от венчурных фондов SOLventures и Genezis Technology Capital".

Даже если вам на самом деле не нужны деньги, стоит на старте презентовать проект инвесторам. Благодаря питч-сессиям вы бесплатно получите компетентную и разностороннюю оценку вашего проекта, увидите ваши «слабые» стороны, сэкономите время на проверку тех или иных гипотез о развитии проекта.

В завершение скажем, что "тот, кто ищет в недавно стартовавший проект только деньги, имеет так же мало шансов на успех, как и раздающий деньги направо и налево неопытный инвестор. Ищите людей, а не деньги", - рекомендует всем Игорь Лутай.

0
5 комментариев
Аристарх Давыдов

У меня есть отличная идея, но нет денег. Я создаю кейс и иду с ним к инвесторам, те меня слушают, говорят о недостатках и ссылаясь на недостаток опыта отказывают в финансировании. Через месяц вы узнаете, что ваша ниша занята примерно пятью компаниями, которых финансировали ваши несостоявшиеся инвесторы.
При этом вы абсолютно уверены в том, что никто иной не мог самостоятельно заметить ту возможность которую вы презентовали на сессии.
Добро пожаловать в РФ, детка ;)
Ну или "почему я крайне не рекомендую ходить по инвесторам."

Ответить
Развернуть ветку
Елена Абрамова
Автор

Аристарх, спасибо за коммент. Мы делимся успешным опытом с читателями - реальные кейсы в материале. Да, недобросовестных игроков хватает на любом рынке, не только в РФ. Но если постоянно бояться упасть, то ходить не научишься
В целом же, риски есть при любом нашем действии. Волков бояться - в лес не ходить.
Надеюсь, нашим читателям повезет больше, чем герою Вашей гипотезы.
Ищите людей - с Игорем Лутаем я согласна и всем рекомендую прислушаться.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Абрамова
Автор

если не отрываться, то не взлетишь :)

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Gorokhova

Очень информативная статья. Часто обсуждаем тему стартапов в институте, а в статье показаны такие важные вещи, о которых молодые стартаперы могут вообще не знать. Однако, возможно, в большинстве случаев нельзя обойтись одними питч-сессиями. Стартапы, о которых идёт речь преуспели, но сколько различных начинаний с хорошими идеями провалилось из-за недостатка денег или знаний.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Абрамова
Автор

Елизавета, спасибо за Ваш комментарий. Тема стартапов актуальна в стране, это правда. Данный факт внушает некоторый оптимизм. Безусловно, не только питч-сессии нужны стартапам. Мы сделали в материале акцент на том, какие бенефиты дополнительные могут получить начинающие предприниматели, если будут активно развивать проект и привлекут вовремя знающих людей. Люди делают бизнес, деньги вторичны, хотя без финансов, конечно, тоже не обойтись. Безусловно, герои наших историй вложили в свои проекты и собственные средства, сделали много самостоятельной работы до прихода к инвесторам. У нас была цель поделиться любопытным опытом питчей, а не описать все, что необходимо предпринимателю на старте проекта.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда