{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Идите вы… на базу!»: неочевидный способ ускорить работу службы поддержки

Генеральный директор платформы для создания справочных сервисов NanoTech42 Владимир Коршак — о пользе базы знаний для контакт-центров.

Любой оператор скажет вам, что большую часть времени он отвечает на одни и те же вопросы. «А сколько стоит..?», «А у вас есть..?», «Как быстро вы доставите..?» и так далее. Крупные компании и банки давно работают с этой проблемой, уменьшая время ответа и наращивая справочные базы.

Небольшие компании — интернет-магазины и службы доставки — тоже приходят к этому, когда осознают, что время оператора стоит денег, круглосуточно сидеть на связи просто невозможно, а молчание в виджете на сайте приносит убытки.

Чаще всего руки доходят только до раздела «Как мы работаем» с разной степенью детализации. А пора бы уже научиться отвечать быстро, бодро и по делу. Тем более что при нынешнем развитии технологий это почти ничего не стоит. Но давайте разбираться.

Слово — серебро, молчание — золото[зачёркнуто] потеря клиента

Российская NEXTEP опросила 6000 человек и выяснила, что 61% из них не вернется в компанию с плохим обслуживанием (25% откажутся даже от выгодного предложения). Американцы из NewVoiceMedia подтверждают: 44% покупателей, недовольных сервисом, уйдут в другие компании.

В понятие «сервис» входит всё: быстрая ли доставка, может ли компания решать проблемы клиентов, насколько быстро и хорошо она отвечает на запросы. О них мы и поговорим.

По данным NewVoiceMedia, 29% пользователей раздражаются, если оператор поддержки не смог им компетентно ответить. 25% — если их оставили «повисеть на линии». А вообще у классического контакт-центра или чата с оператором четыре уязвимости.

  • Клиенту приходится долго ждать ответа на вопрос, даже простой.Обычно потому, что операторы перегружены.
  • Операторы не дают решения, переключают друг на друга. Или некомпетентны, или не могут быстро найти нужную информацию.
  • Вопрос нельзя решить вообще без оператора.Нет точек самообслуживания или автоматических помощников.
  • Нет поддержки 24/7 или в нерабочее время нужно долго ждать.Мало кто из операторов работает ночью.

Банкам и интернет-магазинам, службам доставки и операторам связи — всем, у кого есть контакт-центр, приходится решать эти проблемы. Одни долго и дорого строят идеальную службу поддержки. Другие, как в примере на РБК, заказывают за миллион бота с ИИ.

Но есть третий способ — не очень модный, зато недорогой и действенный.

Дешево и сердито: база знаний (knowledge base)

База знаний — это систематизированная подборка тематических статей, скриншотов, видеоинструкций. Пользователь может самостоятельно найти в ней ответ на вопрос и не ждать оператора. Базу делают и для внутреннего пользования, и для клиентов.

Клиентам нравится.

Есть данные, что 67% из них предпочитают самообслуживание общению с операторами (Nuance Enterprise).Ежегодно количество звонков в поддержку уменьшается на 12%, вместо этого клиенты выбирают digital-каналы с самообслуживанием (Forbes). А CTI прогнозировала в России рост количества обращений к каналам самообслуживания на 17% за год.

Самая простая база знаний — это раздел на собственном сайте, который можно сделать своими силами (условно бесплатно). Даже такая база улучшает работу поддержки:

  • Можно отправить всех операторов ее изучить. Тогда у них будет общий уровень знаний, а в компании — некий стандарт услуг.
  • Можно направлять всех клиентов с типичным вопросом на нужную статью. Они быстро получат подробную информацию, а оператор не будет по сто раз повторять одно и тоже и быстрее перейдет к следующему вопросу.
  • Можно вынести вход в базу знаний на главную страницу (например, в виде баннера) — часть клиентов заметит его, самостоятельно найдет решение вопроса и вообще не обратится к оператору.
  • Всё это действует 24/7/365, даже если у операторов уже кончился рабочий день.

Но есть нюансы.

Ограничения базы знаний

База заработает, только если будет легко доступной, с понятной структурой и поиском. Если клиенту придется долго искать нужную статью, настроение у него не улучшится. Поэтому нужно заранее продумать структуру базы:

  • о чем чаще всего спрашивают клиенты (об этом надо писать);
  • какими словами они обычно задают вопрос (так надо называть статьи);
  • как будет пополняться база и кто будет за это отвечать и т.д.
Пример хорошей базы знаний: в одном клике от главной страницы, с поиском и четкой структурой (конструктор сайтов Wix)

Самая долгая часть работы — написать первоначальный блок статей: коротких, понятных (в расчете на читателя-дилетанта), со скриншотами, фото- и видео-инструкциями. Редко кому удается сделать базу, реально способную решать вопросы клиентов, меньше чем за 2 недели.

Если статья, на которую направили клиента, окажется непонятной или устаревшей, он не обрадуется: «Меня отфутболили в бесполезный текст». Значит, нужно постоянно следить, актуальна ли база, обновлять ее и дополнять. На это нужны ресурсы: время и силы ответственных сотрудников.

Но даже актуальная и продуманная база знаний — это вспомогательный инструмент. Сама по себе она не гарантирует решение основных проблем поддержки. Допустим, оператор дал клиенту ссылку на базу знаний, и тот быстро решил свой простой вопрос. Но ведь клиент уже дожидался ответа оператора, а оператор уже потратил время на типовой вопрос и отложил решение следующего.

Можно ли получить больше пользы от базы знаний? Можно, если исключить оператора из этой цепочки. Чтобы сделать это, нужно убедиться, что:

  • не менее половины вопросов оператору — типичные и не требующие человеческого участия;
  • вы собрали хотя бы основные FAQ (частые вопросы) и уверены, что пользователь найдет ответ в базе сам;
  • у пользователя будет возможность переключиться на оператора.

Если дела обстоят именно так, доступ к базе можно давать «мимо» оператора. И тут есть несколько вполне адекватных по сложности и бюджету вариантов.

Технологии повышают эффективность базы знаний

Чтобы избавиться от ограничений и недостатков традиционной базы данных, ИТ-компании добавляют к ней дополнительные компоненты.

Например, «ИТ-гильдия» подключает поиск по базе знаний к форме обратной связи. Часть клиентов вместо того, чтобы спрашивать оператора, сразу переходит в найденные статьи.

Usedesk/Usebots анализирует причины обращений в поддержку, степень удовлетворенности клиентов и т.д. Это помогает улучшать работу поддержки, в том числе дорабатывать именно те статьи базы знаний, которые в этом нуждаются.

Kayako, Intercom и еще несколько западных компаний предложили хайтечный вариант: связали базу знаний с самообучающимся роботом (по-научному — «машинное обучение на основе нейросети»). В России этот тренд тоже начинает раскручиваться: подобный продукт представила «Нанотех42».

Идея с машинным обучением довольно проста.

  • На сайте создается база знаний. Потратить 2 недели и написать нужные статьи всё равно придется. Но потом будет легче.
  • Клиент обращается в поддержку. Его встречает самообучающийся бот, который анализирует вопрос и предлагает подходящие статьи из базы знаний.
  • Бот запоминает, какие из предложенных статей выбрал клиент и нажал ли он потом «Статья помогла». Если да, бот советует эту статью всем клиентам с похожим вопросом.
  • Рядом с ответами бота есть кнопка «Связаться с оператором». Она снимает раздражение у тех, кто хочет видеть человека, а не робота.
  • Бывает, что бот не может помочь и вопрос переходит к оператору. Тогда бот запоминает его ответ. Если придет другой клиент с подобным вопросом, бот предложит оператору подсказку: ответ, который он сам дал в прошлый раз. Его можно отправить клиенту в одно касание. Если оператор примет подсказку, бот поймет: ее можно рекомендовать для таких вопросов и впредь.
  • Если у вас готова база знаний, а операторы интенсивно отвечают на запросы, первоначальное обучение бота занимает от 5 минут. Затем он начинает подсказывать ответы клиенту и оператору, постоянно совершенствуя свою логику.

В результате клиенты получают быстрый ответ в любое время суток. Благодаря самообучению этот ответ, как правило, достаточно качественный. Операторам тоже удобно: не нужно отвечать на рутинные запросы, сам собой создается набор быстрых ответов.

Кроме того, бот анализирует запросы клиентов: определяет тренды и типовые вопросы, отслеживает, на какие из них клиенты не нашли ответа в базе знаний. Благодаря аналитике базу гораздо проще поддерживать и наполнять: сразу видно, что важно большинству пользователей и какие статьи написать/дополнить в первую очередь. Поскольку сбор и анализ информации начинается с первого же вопроса, аналитику можно применять даже для базы на этапе формирования.

Самообучающийся робот в сочетании с базой знаний помог компании «Вилави» сократить расходы на контакт-центр на 19%. Клиенты, которых направляли в базу знаний, ставили оценку «Ответ помог» в 180 раз чаще, чем «Не помог»

Как база знаний может помочь вам

Проанализируйте входящие запросы в вашу службу поддержки. Если хотя бы 50% из них однотипные, создавайте базу знаний. Клиенты смогут находить в ней ответы 24/7/365, не дожидаясь оператора — главное, поддерживайте базу в актуальном состоянии.

А если база уже есть, подключите к ней сервис аналитики, бота или ИИ, благо стоят они недорого и экономят вам и вашим сотрудникам десятки часов. Зарубежный бизнес давно использует такие решения, а теперь они появились и в России — например, Webbankir с помощью бота разгрузил контакт-центр в 1,5 раза.

И тогда ваш выигрыш — спокойствие клиентов, которым не придется висеть в очереди к операторам поддержки, и время, которое можно потратить на пользу компании.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Семен Смирнов
Есть данные, что 67% из них предпочитают самообслуживание общению с операторами

По собственному опыту остальные 33% не предпочитающих генерируют 80% обращений. База знаний дает информацию, да, но она никогда не решит вопрос "куда пропали мои деньги", и приходится обращаться к оператору.

А далее начинается все то же самое, что описано в начале статьи. Нет ответа, переадресация друг на друга и тупые вопросы

База должна быть, но также есть непопулярное мнение, что если у вас большая и подробная база знаний, то у вас проблемы с интуитивностью использования сервиса. Нахрена такая база например, банку. Из опыта опять же, однажды я нашел в базе Банка пункт как раз по своей проблеме, но там, ха-ха, оказалось устаревшее решение

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Korshak

Семен, на вопрос "куда пропали мои деньги" ни одна база, естественно, ответа не даст. Зато она может дать клиенту определенного рода комфорт, может направить его на путь перепроверки или проконсультировать о наиболее частых причинах задержек.

Далее уже дело передается в руки специалистов поддержки, которые тоже, зачастую, обращаются к подобного рода справочной информации внутри компании. Так что, в каком-то смысле, win-win за счет хранения информации в одном месте.

Большое количество информации в базе - точно не плохо. Как минимум, это закрывает ряд часто возникающих проблем. Тем более что UI\UX это всегда спорная область. Актуализация же данных, для крупных структур, действительно является проблемой. С другой стороны она решается построением процессов и выделением одного-двух человек, ответственных за актуализацию данных.

Ответить
Развернуть ветку
Kate Yaroshyna

Похоже, главное — сделать Базу знаний. И это не один час работы. И не два(((

Ответить
Развернуть ветку
Макс Сноу

Да ладно, зато сделал и все, потом не заморачиваешься.

Ответить
Развернуть ветку
Kate Yaroshyna

угу. вот я и собираюсь "день потерять, потом за полчаса долететь". уже месяц собираюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Сноу

а вы считайте вот это сообщение знаком свыше, что прям счас надо взять, сесть и начать делать :))

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Korshak

Либо найти человека, которому делегировать задачу ;)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Сноу

Вот идея хорошая. Но всегда страшно. Делегируешь - а человек черти что и натворит и сбоку бантик прилепит. Ну или это моя личная заморочка. "Хочешь сделать что-то хорошо - сделай это сам".

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Korshak

Нужно достаточно ленивый человек, чтобы он один раз, для себя, сделал и потом радовался чудесам автоматизации.

Просто те, кто именно сталкиваются с этими вопросами как раз и заинтересованы в том, чтобы на них было легче и быстрее отвечать.

Я лично, не любитель ожиданий помощи от консультантов. Мне просто легче самому разобраться в инструкции, чем звонить или писать.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Сноу

такого ленивого надо еще сдвинуть с места, чтобы сел и сделал, а не прокрастинировал :)

Ответить
Развернуть ветку
Kate Yaroshyna

вот я месяц так и считаю. но уже вот-вот.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Цой жив
Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда