Remote work или стоит ли компаниям отказываться от офисных сотрудников?

Удаленщики

Все больше опытных разработчиков заинтересованы в возможности работать удаленно full time, при этом таких вакансий достаточно мало, хотя количество обычных, офисных вакансий - растет. Давайте разберемся, можно ли закрывать офисные позиции удаленными сотрудниками, или стоит оставить все как есть?

Конечно мнения разделяются. Кто-то говорит что удаленщики “часто ходят гулять с собакой, и, судя по времени отсутствия на связи, выгуливают ее в соседних областях”. Но поставив тайм трекер можно четко знать когда сотрудник работает, а когда бездействует. Другие же говорят что работая в офисе фиксировано с 9 до 18 спокойно можно ездить по своим делам (даже при пропускной системе на вход и выход). Ведь определенные проблемы возникают в повседневной жизни, а банки/жеки/облэнерго работают в то же время, и отлучаться просто приходится.

Получается что физически сотрудник может сидеть в офисе, а не гулять с собакой, но это совсем не означает, что он работает. А значит особой разницы между удаленной работой и офисной нет, разве что для самообмана: если сидит человек в офисе, значит работа идет.

Как сказал один из удаленных сотрудников, его эффективность выросла в разы после перехода из офисной работы на удаленную. Конечно он может выйти на улицу на час или два, предварительно предупредив команду, чтоб набраться сил, освежить мысли или сделать дела чтоб они не отвлекали от рабочего процесса.

Это означает, что как противники, так и приверженцы удаленной работы могут заниматься посторонними вопросами. Но если требуется не просто сидеть на месте, а показывать конкретные результаты, то все стает на свои места.

Удаленная работа требует модификации бизнес-процессов, большего уровня доверия и степени ответственности. Увы, пока что очень мало руководителей умеют правильно организовать удаленную работу. Она у них ассоциируется с фрилансерами и всем, что связано со срывом сроков, внезапными пропаданиями и прочим. В то же время есть целые сервисы по поиску удаленных сотрудников, например Toptal или AOG, и многие международные компании привлекают удаленщиков. В общем, удаленную работу и офисную можно сравнивать как, например, компьютер и ручку. Компьютер во многих ситуациях лучше, но надо уметь с ним работать.

Личное присутствие давно перестало быть обязательным условием работы. Те, кто поймет это раньше, будет только в выигрыше. Технический и информационный прогресс позволяет работать из любой точки мира, ведь рассказать чем вы сейчас заняты можно и по Skype.

Мы взяли несколько интервью у разных компаний, работа которых построена на удаленных сотрудниках.

Роман Герштун, совладелец и управляющий партнер iLEVEL Web Solutions

Как и почему вы пришли к решению работать с ремоут сотрудниками и командами?

Мы - молодая и быстрорастущая ІТ-компания, осуществляющая автоматизацию бизнеса на базе платформы Битрикс24.

К решению использовать 100% удаленку нас подтолкнули следующие факты:

  • не нужно тратиться на аренду офиса, которая составляет немалую статью затрат. Эти деньги можно с успехом вкладывать в маркетинг и мотивацию;
  • на дорогу в офис и обратно тратиться немалая часть времени, которая (при толкучках в общественном транспорте) может снизить настроение и боевой запал, что в свою очередь влияет на эффективность;
  • работая дома, при достаточно высоком уровне ответственности, можно в разы более продуктивно использовать рабочее время. Кофе брейк на родной кухне с родными имеет более высокий ободряющий эффект;
  • работа на дому делает ценность компании более сильной, так как условия работы максимально комфортные (что может быть лучше родного дома);
  • многие сотрудники любят работать в тишине и более уютной обстановке, а с таким подходом у них просто огромнейший выбор;
  • такой подход не привязывает вакансию к географии, а в небольших городах кадры значительно дешевле.

Самый курьёзный и смешной случай?

Проспал утреннюю планерку :)

Самая большая сложность и как вы ее решаете при работе с удаленными командами?

Отсутствие живого брейншторма. В среднем живое общение на 20-30 % более эффективно. Решением стали регулярные Skype-планерки по расписанию, которые минимизируют данные потери. Также отсутствие живого тимбилдинга - если сотрудники не общаются вживую, командообразование ниже. Именно поэтому мы периодически организовываем командообразующие ивенты (квесты, тренинги и т.д).

Самый большой по вашему мнению плюс работы?

Мобильность и комфорт.

Какой самый большой штат удаленщиков был в вашей работе?

Этот штат существует и сейчас - 15 человек.

Как вы контролируете отработанное время?

При помощи системы, интеграторами которой мы и являемся - Битрикс24 с добавлением наших собственных кастомных дополнений.

Сколько средств вы экономите при таком формате работы?

Не менее 30000 грн в месяц.

Каков ваш опыт работы с удаленщиками?

3 года.

Какие проекты делали удаленными командами?

Делали и делаем, автоматизация работы таких компаний как: BD Holding, ORBI Group, Вияр, Атмосфера, МТІ и многие другие.

Владимир Дыбенко Chief Executive Officer AOG

Как и почему вы пришли к решению работать с ремоут сотрудниками и командами?

Город Черкассы небольшой. Тем более в 2007 году, когда я начинал свое дело, айтишников было еще меньше. И найти хорошего специалиста было крайне сложно. Однажды к нам обратилась большая компания, когда им нужен был PHP разработчик, а в этот момент у меня как раз простаивал Senior PHP, и ему нужно было платить большую зарплату. Но это была довольно большая компания, и я очень боялся что он туда уйдет. Даже не знал что сделать, чтоб он продолжил после этого работать со мной. Но я все-таки решился попробовать такое сотрудничество, и заодно проверить работает это или нет. То есть отдать своего разработчика на аутстаффинг, без всякого менеджмента. В то время про такую модель работы никто и не думал, ведь это прямой путь к потере разработчика. В итоге мой разработчик продолжил работать у меня, а такой метод оказался довольно интересным сотрудничеством.

Самый курьёзный и смешной случай?

Из самых курьезных случаев. На одном из своих проектов в 2013 году нужен был ремоут сотрудник по той причине, что у нас был проект на Xamarin, у нас такой экспертизы не было. Были наши внутренние сотрудники, которые уже начали писать на Xamarin, но если бы я нашел сотрудника с самого начала, мы бы выиграли проект. И получилось что мы потеряли 45000 евро потому, что не подключили удаленщика вовремя.

Если говорить не про смешной, а про неожиданный случай. Была компания, которая предоставляла своих разработчиков, в результате стала нашим клиентом. И таких кейсов было довольно много.

Еще интересный случай, когда я был на одной из конференций, ко мне подошли ребята и говорят что мы с вами работаем, спасибо за такую возможность. А я никогда не видел этих людей, но они знают что наш сервис приносит им дополнительный или даже основной доход.

Самая большая сложность и как вы ее решаете при работе с удаленными командами?

Наверное это в самом начале убедить что мы собираемся дать хороший проект, и по выполнению действительно оплатим. Часто из-за недоверия у людей складывается впечатление, что их обманут или не заплатят.

Когда мы уже начинаем работать, то здесь проблем не возникает если со стороны клиента идет правильный менеджмент. Но если правильного менеджмента нет, то мы советуем три основных пункта, которые нужно проработать с удаленными сотрудниками.

Какой самый большой штат удаленщиков был в вашей работе?

Если говорить про подрядчиков это 16 человек из одной компании, которые при этом работали на разных проектах и разных клиентов. Если говорить про клиентов, были 15 html кодеров, которые переводили на разные языки iPad приложения.

География, в основном это русскоязычные разработчики из Украины и Беларуси. Но одна команда живет в Черногории, есть те кто живет в Польше и других странах. Если говорим про клиентов, то это в основном европа и часть Америка.

Как вы контролируете отработанное время?

Как раз про основные пункты при работе с удаленщиками. Настаивать на том, чтоб они каждый день делали коммиты, меняли статус в Jira или через другой инструмент, и каждый день трекали свое время. Если эти три параметра срабатывают, то сотрудничество будет успешным.

По нашему процессу мы запрашиваем у разработчиков каждые 2 недели почасовой отчет, где указано сколько потрачено в конкретный день времени и на какие задачи.

Сколько средств вы экономите при таком формате работы?

Средний наш рейт порядка 28 долларов. Рейт на рынке, даже у компаний, у которых мы берем разработчиков порядка 45 долларов. Вот так можно посчитать экономию для клиента, если обращаться через наш сервис. В команде, в которой есть 4 человека 160 рабочих часов. Получается порядка 2700 долларов в неделю мы экономим на команде для клиента.

Каков ваш опыт работы с удаленщиками?

Если брать конкретно мой опыт работы с удаленщиками, то начиная с 2001 года.

Какие проекты делали удаленными командами?

Проектов очень много. Из интересных был один большой проект. Работало на нем 6 Unity 3D developers, и делали они очень супер-навороченный проект дополненной реальности. При входе в комнату, со всех сторон, были огромные мониторы. И там как бы прилавки в магазине, где переставляются товары. Получается визуальная расстановка товаров на полках и оценка реакции людей на эти товары - куда они обращают внимание. Проект этот шел больше года.

Юлия Коваленко Head of HR and Recruitment Adoriasoft LLC

Как и почему вы пришли к решению работать с ремоут сотрудниками и командами?

История компании Adoriasoft берет начало с 2008 года. Ее основатель, Владимир Костанда, сам какое-то время фрилансил, самостоятельно искал заказчиков и писал на С++, затем начал подключать других фрилансеров себе в помощники - таким образом образовалась первая команда. На начальном этапе работы бюджета на аренду офиса и технику не было - поэтому работали удаленно. В 2009 году бюджет появился и сняли офис, проработали так полтора года и вернулись к удаленке по многим причинам. Самая главная - ограничения по географии поиска специалистов: приходилось долго закрывать офисные вакансии в Харькове. К тому же, многие, кто работал в офисе, просили о возможности работать из дома. Терялся также смысл в покупке офисной техники: кто-то просил разрешения принести свой эксклюзивный монитор из дома или работали на личных ноутбуках.

С развитием инструментов коммуникации и повышением качества Интернет связи такое решение оказалось несложным в реализации.

Самый курьёзный и смешной случай?

Бывало всякое и люди не перестают удивлять:) Самый курьёзный случай был с одним проджект менеджером. На собеседовании он всех нас очаровал своим опытом и харизмой, активно ворвался в работу, а потом через пару недель внезапно пропал. На звонки не отвечал, затем наконец написал смс-ку, что он попал в аварию и сейчас в больнице. Мы естественно прониклись сочувствием, решили его проведать (были люди, работающие в том же городе) - что мы ему и предложили. Он долго не отвечал на вопрос, в какой же он больнице, потом написал, что вообще сейчас в другом городе - на выходных ездил в Карпаты… Ну ок, думаем, дай бог, чтобы быстрее поправился. В итоге он совсем пропал и не вышел на связь. Через неделю-две после «аварии» мы нашли его профиль в одной из соцсетей: там он запостил фотографии с отдыха с дружбаном-растаманом - как раз в те дни, когда он якобы лежал в больнице:)

Самая большая сложность и как вы ее решаете при работе с удаленными командами?

Большая сложность с оценкой психологического профиля кандидатов. Хватит ли тому или иному кандидату силы воли в самоорганизации или он не справится в расслабленной домашней обстановке? Какие истинные причины побуждают людей работать удаленно? Вдруг он попросту не в состоянии работать в офисе или в команде? Совпадают ли его ценности с нашими - то есть ценность свободы и гибкости, а не безответственность или какие-то иллюзии по поводу удаленки. Откровенно неадекватных кандидатов выявить сразу несложно, но более тонкие моменты проявляются только в процессе работы или даже только в конкретных стрессовых ситуациях. Как мы решаем эту проблему? Бывает, что даже начальный этап подписания жесткого NDA и контракта уже отсеивает людей непорядочных или слишком мнительных. Остальное выявляется на испытательном сроке.

Самый большой по вашему мнению плюс работы?

Для нас распределенная команда - это свобода. Для заказчика - возможность сотрудничать с фрилансерами практически со всего мира. Для самих фрилансеров - возможность работать откуда душе угодно.

Какой самый большой штат удаленщиков был в вашей работе?

Наша компания небольшая: самый большой штат - 45 человек. География: Украина, Россия, Беларусь, Казахстан, Таиланд, Турция, Израиль, США.

Как вы контролируете отработанное время?

Мы используем приложение для учета и биллинга рабочего времени, синхронизированное с задачами в JIRA. Этот инструмент отслеживает посещаемые сайты, активность клавиатуры и мыши, делает скриншоты в определенные временные промежутки. Подчеркнем, что мы просим использовать данный инструмент не столько для контроля, а сколько для самоконтроля и ретроспективы, на что было потрачено время и как реальность отличается от ожидаемых собственных оценок.

Сколько средств вы экономите при таком формате работы?

Экономии на самом деле нет: аренда офиса в Харькове очень демократична, а организация одной встречи всего коллектива обходится минимум в 5 тысяч долларов. Такие встречи нужно проводить хотя бы 2 раза в год, чтобы поддерживать хорошую атмосферу в команде. На удаленке очень непросто поддерживать связь с людьми - поэтому стоит уделять большее внимание общению с каждым членом команды, объединять и вдохновлять коллектив, приобщать его к амбициозным светлым целям компании.

Каков ваш опыт работы с удаленщиками?

Суммарный опыт - около 9 лет.

Какие проекты делали удаленными командами?

Таких проектов немало - с нашими success stories можно ознакомиться в портфолио на корпоративном сайте.

Итог

Работать удаленно не только можно, а и нужно, ведь рынок все больше идет в этом направлении.

Конечно можно переводить компанию на удаленную работу постепенно. Например начать с использования фриланс услуг. Так внутренние процессы будут перестраиваться под режим работы с удаленщиками. Некоторые из фрилансеров могут перейти на постоянную удаленную работу. А затем можно будет нанимать сразу удаленных сотрудников.

Сам же процесс поиска и найма удаленных сотрудников можно построить на уже готовых инструментах как, например, TalentScan.pro. Так вы сможете сэкономить не только время, ресурсы и силы, но и нанять компетентных IT кандидатов с необходимым набором умений.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Stanislav Voronin

Вопрос контроля удаленных сотрудников, при задачах для который сложно выставить KPI, очень не тривиальная задача.
Установка на компьютер программы делающей снимки экрана - людоедское решение и легко обманываемое https://habrahabr.ru/post/327310/

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Kiseris

Мы проводили опрос сотрудников, так вот, самые квалифицированные из них, говорят, что уйдут из компании при вводе системы снимающей экраны или ввод с клавиатуряы. Тем не менее, менеджменту по прежнему необходимо видеть статистику по продолжительности работы и «посещению». Для офисных сотрудников мы берём информацию со СКУД, что делать с удаленкой – вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Anderson

Потому что это вопрос доверия в первую очередь. Программы мониторинга это тоже возвращение в офис, где платят за жопочасы. "О, отсидел 8 часов, круто, наверно что-то сделал!". Это фигня и не работает. Оценивать нужно имеющийся результат, была поставлена цель, сделать что-то к такому-то времени или дате, смотреть по-факту, если к указанному времени/дате цель достигнута, какая разница, сколько работник сидел часов за компьютером, смотрел порно или нет, работа сделана, это все что должно интересовать работодателя.

А трекинг... На под сознании начинаешь чувствовать себя не комфортно только от одной не нулевой вероятности, что работодатель начнет задавать вопросы, "а чего ты пол часа ничего не делал, не тыкал кнопочки на клавиатуре и не двигал мышкой"? И придется ему объяснять, что я в этот момент продумывал десятки алгоритмов и вариантов решения поставленной задачи. Объяснить можно, но каждое объяснение ощущается как оправдание. Нафиг такое нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Ковалёв Пётр

Если удаленные сотрудники работают через удаленный рабочий стол / сервер терминалов, тогда можно вытягивать информацию из логов подключения, но это трудозатратно и лучше смотреть на производительность сотрудника, а не часы сидения.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Anderson

Регистрация ради PR-а сервиса?😏

Ответить
Развернуть ветку
Alex Popov
Автор

Не важно в офисе сотрудник или на удаленке - если захочет обмануть, обманет, да? Но если тайм трекер и покажет что сотрудник работал, то выполнение задач останется на прежнем уровне. Вы думаете дальше с ним работодатель будет сотрудничать?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Anderson

Будет. Если сотрудник грамотно вертит все эти таймтрекинги. А смысл ему их вертеть, чтобы быстро выполнить задание, но при этом получить ту же оплату труда, сколько бы он получил если бы выполнил их просто в срок. Условия именно такое. Для работодатели это будет совершенно не очевидно и ему не обязательно об этом знать, ему главное что задача была выполнена срок, работник тоже в плюсе, он выполнил ее быстрее и освободил себе время.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

Честно говоря я не слышал чтобы такой скрининг вообще приносил пользу.
Тупо потому что никто не будет эти статсы смотреть.
По моему опыту это всегда дается от откуп непосредственному манагеру/лиду - он должен одинаково каждый день быть в курсе происходящего, не важно офис это или удаленка.

Это и для работников проще на самом деле, они знают что есть контроль и просто работают, без соблазнов.

Контроль именно логический, в плане
-долговато таск делается, все ок?
- да ок работаю (на самом деле нет)
- ок давай через 2 часа созвонимся посмотрим что там и как, что осталось, в чем затык.
- работник в мандраже пытается что-то склепать или отмазаться, зато следующий раз уже не будет ..издеть. :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anton Ilabanau

Да странно спрашивать местных об экономии на удаленке.
Если это контора из развитого мира, тогда конечно есть экономия.

А так вообще на рынке удаленки мне кажется есть свои популярные тарифы, и они не сильно отличаются по странам.
В вебдеве СНГ и Азии например, это 2.5-3.5к в среднем.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Popov
Автор

Это лишь один из вопросов, которые доказывают что работа в офисе перестает быть обязаловкой, и рынок все больше идет в сторону удаленной работы

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда