{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Никому не советую делать своё медиа»: история создания Gagadget.com Статьи редакции

В интервью для MC Today Сергей Митяев объяснил, почему не стоит идти в журналистику ради денег, и назвал главные проблемы украинского медиарынка.

В 2008 году выходцы из издательского бизнеса Сергей Митяев и Павел Урусов запустили медиа о технологиях Gagadget.com. Сейчас сайт ежемесячно посещают 1,4 млн человек — за этим результатом стоят десять лет кропотливой работы.

Сергей Митяев

Запустили свой проект, потому что на работе стало скучно

Основатели Gagadget познакомились в интернете в 2000 году. Сошлись на общем интересе к фантастике. Сергей Митяев жил в Киеве и работал тогда в интернет-магазине Azbooka, а Павел Урусов был главным редактором регионального отделения газеты «Компьютерра» в Нижнем Новгороде.

Позже Сергей устроился в киевский издательский дом Media Solutions.

«В 2005 году нам в "СОТА" (журнал о мобильных телефонах от издательского дома, в котором работал Митяев — прим. ред.) понадобился главный редактор. Я предложил эту должность Паше. Он согласился и переехал в Украину», — вспоминает Сергей.

Журнал «СОТА» очень быстро стал прибыльным — его запуск пришёлся на уникальный для рынка период, когда ежемесячно каждый мобильный оператор подключал по 300-400 тысяч новых абонентов.

Спустя некоторое время другое издательство предложило Паше лучшие условия, и он перешёл туда. Там Урусов занимался журналами об играх и Windows Vista. С Сергеем они продолжали поддерживать дружеские отношения.

Журнал «СОТА»

«Идея создать блог о гаджетах появилась в 2007 году. Мне жутко хотелось писать тексты, но в издательстве я занимался только административными вопросами», — рассказывает Митяев.

Сергей посчитал, что для запуска проекта будет достаточно двух людей. Первым делом он рассказал о своей задумке Паше — тому идея понравилась.

«Буквально за один вечер мы обсудили видение блога, решили, что будем "нескучным сайтом о технике" и придумали название Gagadget. Я понимал, что, скорее всего, такое длинное имя люди будут сокращать. Чтобы не получилось несуразицы, мы взяли эту работу на себя — придумали вариант gg (гг). Получилось чисто по-украински», — вспоминает Сергей.

Статьи основатели писали вместе, а другие обязанности разделили: Павел взял на себя техническую часть, а Сергей — продвижение и общение с партнёрами.

Запуск проекта обошёлся в $200 — купили домен и оплатили хостинг.

Партнёры не просто тестировали идею, а осознанно делали бизнес. Они хотели создать интересную работу, которая позволит обеспечивать семью и поддерживать уровень жизни, к которому привыкли. Кроме того, у Сергея была цель купить через два–три года квартиру в Киеве.

Первый материал на сайте они опубликовали в январе 2008 года.

Добиться поставленных целей помог Magnet

В 2009 году Сергей и Павел заключили сделку с медиахолдингом Magnet. Они договорились, что отдают 50% прав на Gagadget, а взамен получают доступ ко всем ресурсам холдинга: «Magnet добавил нас в рекламные пакеты, помог с бухгалтерией и разместил партнёрские блоки на других своих ресурсах».

В 2010 году сайт стабильно посещали 137 тысяч человек ежемесячно.

С менеджерами Magnet Митяев познакомился задолго до запуска блога. Они работали в одной сфере: издательство Сергея выпускало журналы «СОТА», «Гаджет», «Мобильная тусовка» и «Мабила magazine», а у Magnet был легендарный в ИТ-тусовке форум о мобильной связи Mabila.ua. В холдинг Magnet превратился позже.

«Как-то я встретился с одним из топ-менеджеров Magnet. Мы заговорили о том, что бумажная пресса долго не протянет, и он предложил мне место у них в компании, если вдруг всё станет совсем плохо. Я отказался, объяснив это тем, что может возникнуть конфликт интересов, и показал наш с Пашей сайт. Спустя некоторое время нас позвали на переговоры», — вспоминает Митяев.

Сергей говорит, что сделка была необходима, потому что они видели, что не успевают следовать намеченному плану. А так — создали себе работу, достигли финансовых целей — значит, жалеть не о чем.

По соглашению основатели Gagadget получали зарплату и 50% от продажи рекламы. Поначалу суммы были небольшие — прожить только на эти деньги было нереально, но Magnet очень лояльно к этому относился.

«Однажды Magnet отдал нам все деньги за проект, хотя должен был только половину. На пятую часть этой суммы мы устроили себе маленькую вечеринку — хотели отпраздновать важную веху в жизни. На неё мы позвали всех причастных к проекту и угощали их трёхлитровыми стаканами мохито», — смеётся Сергей.

В 2010 году партнёры уволились с основных работ и начали уделять всё время собственному проекту.

В 2011 году Magnet привлёк инвестиции. Вкладчик хотел полный контроль над проектом, поэтому партнёры снова были перед выбором: оставить всё как есть или продать свою долю, передать домен в управление компании, но при этом получить стабильную зарплату и деньги на развитие.

Основатели Gagadget выбрали второе, оставив себе лишь миноритарную долю проекта. Это позволило нанять двух журналистов и одного автора новостей.

Кризис 2008 года, Майдан, уход Паши

Экономический кризис 2008 года не сильно отразился на проекте: «Для рынка это было проблемой — доллар вырос с 5 до 8 гривен, а стоимость рекламы не изменилась. Но мы только начинали, поэтому рекламу продавали не так часто».

На старте продвижением партнёры особо не занимались: создали лишь аккаунт в Twitter, блог в LiveJournal и завели RSS. Сергей говорит, что все десять лет трафик рос сам по себе. Много переходов на обзоры дал «Яндекс.Маркет», от 4PDA и других российских агрегаторов тоже был толк.

В 2012 году сайт посещали 517 тысяч человек ежемесячно, а в январе 2014 года — 1,9 млн.

В отличие от кризиса 2008 года, Майдан на Gagadget повлиял заметно — просела посещаемость — до 1,2 млн посетителей в месяц. Людей волновало, не какой телефон представила Samsung, а что будет со страной завтра. Восстановить прежний уровень удалось только к 2017 году.

В 2016 году Павел Урусов прекратил работу над проектом. «Паше просто надоели обзоры телефонов. К тому же его жена получила работу в Ирландии, и он переехал туда вместе с ней. Работать над проектом удалённо вряд ли получилось бы», — объясняет Сергей.

Сейчас на Gagadget есть менеджер проекта, который отвечает за бизнес-процессы, главный редактор и пять–шесть авторов. Сергей занимается спецпроектами.

В январе 2018 года сайт посетили 1,4 млн человек.

Методы монетизации меняли полностью несколько раз

Идея создания собственного медиа привлекала Сергея ещё и тем, что над ним не будет кого-то, кто бы мог запретить написать плохо о какой-то компании лишь из-за того, что у издания с ней годовой контракт.

В 2008 году украинский рынок медиа был гнилым. В принципе, сейчас тоже, но есть сайты, которые выбрали честный путь.

Митяев говорит, что Gagadget тогда и Gagadget сейчас — два разных проекта. Они несколько раз полностью меняли методы монетизации, сейчас движутся в сторону нативной рекламы — именно этим занимается Сергей.

«Я работаю журналистом и инхаус-агентством в одном лице: предлагаю партнёрам проекты, сам пишу тексты и верстаю их», — говорит Митяев. Какие-то проекты запрашивают клиенты, какие-то — издание предлагает само. К примеру, один из спецпроектов был реализован при поддержке Motorola.

За спецпроекты можно сразу получать адекватные деньги. К тому же это полезные для читателей материалы. Но на Gagadget пробуют и другие варианты монетизации: контекст, CPA-модель, рекламу в блокировщиках рекламы, тестируют рекламу в видео и другие направления.

«Когда в прайсе появилась возможность опубликовать новость с плашкой "На правах рекламы", к нам повалили сеошники. Они продавали свои ссылки в этих публикациях — в 2013 году у сайта уже был хороший траст. Причём тексты были реально для роботов, а не для людей», — вспоминает Митяев.

Со временем было принято решение прекратить эту практику и начать продавать подобные публикации за $300. Количество заказов упало раз в десять, но из-за поднятой цены общий доход от этого источника не сильно снизился.

«Интернет сам меняет подход. Пользователей раздражают навязчивые баннеры и когда им что-то скрыто "впаривают". Зато они готовы читать интересные статьи и пользоваться полезными продуктами», — уверен Сергей.

Медиабизнес должен быть бескомпромиссным, но на компромиссы приходится идти постоянно: думать, что меньше навредит конкретным людям, компаниям или журналисту. Митяев убеждён, что это часть журналистской профессии.

«В теме устройств постоянные компромиссы связаны с тестовыми образцами. С одной стороны, ты хочешь первым выпустить обзор нового телефона, и производитель тебе в этом помогает — даёт не продажный образец. С другой стороны, не всегда понятно, какие проблемы связаны с не финальным железом или прошивкой, а какие останутся после старта продаж», — объясняет основатель Gagadget.

Журналистика в стране — это не о деньгах

Идти в журналистику ради денег Сергей не советует. По его словам, на этой профессии в стране выше $1000 зарабатывают единицы, причём почти все они пишут о политике.

Прелести о пресс-турах в гаджет-журналистике тоже преувеличены: «Когда я еду в отпуск за свои деньги, получаю намного больше удовольствия. В пресс-туре график расписан поминутно, а ещё нужно успеть материал подготовить, потому что через неделю информация о презентации никому не будет нужна».

Идти в журналистику, чтобы тебя бесплатно возили по миру — плохая цель. Лучше зарабатывать нормальные деньги и путешествовать самому.

Сергей уверен, что прелесть журналистики заключается в возможности доносить до читателей свои мысли. «В медиа ты работаешь с аудиторией, которая больше того количества людей, которое человек физически может встретить в жизни и донести до них что-то», — объясняет Митяев.

Соваться в медийный бизнес без опыта смысла нет

Митяев не советует создавать медийный бизнес, если нет опыта работы в этой сфере — необходимо понимать, откуда здесь берутся деньги.

«Нужен опыт работы именно в крупном издании, в маленьком необходимой базы не получишь. Рынок вроде тот же, но масштабы другие — ты не видишь, как всё устроено на самом деле», — добавляет Сергей.

Медийный бизнес — это продажа внимания аудитории, которое предварительно нужно заслужить усердным трудом.

«Каким способом продавать внимание — уже другой вопрос. Мир переполнен рекламой, ежедневно мы видим больше 200 рекламных объявлений — включается "баннерная слепота". Поймать внимание каждого человека становится всё сложнее и сложнее, приходится искать новые варианты», — рассказывает основатель Gagadget.

Без уникального контента авторитетное медиа не создать

Агрегировать контент — например, брать интересный пост из Facebook и договариваться с его автором о размещении на сайте — хорошо для всех. Автор получает известность и новых подписчиков, а издание — контент и трафик.

Но писать уникальные материалы тоже нужно — они формируют лицо медиа и повышают лояльность аудитории: «На ukr.net есть раздел с ИТ-новостями, где очень хороший трафик, но лояльных читателей там нет. У гиков по утрам не возникает желания почитать технологические новости на ukr.net, а вот на Gagadget или ITC — да».

Основа медийного бизнеса — репутация. Её можно заработать, публикуя уникальный контент.

Одной из проблем гиковской аудитории Митяев считает повышенную параноидальность — они везде видят рекламу: «Гики знают, что все устройства следят за тобой и постоянно пересылают данные. Эта паранойя переносится и на тексты: похвалил устройство — заплатили, поругал — заплатили конкуренты».

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Yan Yanov

Так он купил квартиру в Киеве или нет?
Из статьи так и не стало ясно...

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

На еду еле хватает, какая квартира?!

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Тонко

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Начало

Тупо

Ответить
Развернуть ветку
Bringo_call_tracking

Он довольно общительный чувак, можете у него на fb спросить.

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

mobile-review в сто раз круче

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

Только там "Главный аналитеГ" немного неадекват.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ананас

И сидит на зп у Самсы.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Костюхин

У нокии же :D

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Да мягко сказано что неадекват. Он меня еще 8 лет назад забанил но все же почитываю

Ответить
Развернуть ветку
Bringo_call_tracking

ведущий мобильный аналитик Mobile Research Group

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Федосеенко

Интересно, спасибо! Ребята несколько лет занимались проектом факультативно, не зарабатывая. Мне все понятно, не понятно только: как им не надоело? В теме гаджетов все более-менее одно и тоже: вот вышло устройство, вот вышло другое, вот первое обновилось и стало лучше второго. Сейчас на gagadget висит гигантский разбор роутера. Это правда кому-то интересно? Это правда кому-то поможет сделать осознанный выбор при покупке? В общем, слабо верится, что в течение 10 лет основателей может драйвить от подобного писательства. Наверное, их драйв был в наблюдении за ростом аудитории, в работе с инвесторами, в росте доходов. Круто было бы узнать об этом больше. Но, наверное, в юбилей не принято говорить о медиабизнесе с такой стороны.

Ответить
Развернуть ветку
Olexandr Zinovyev

Интересно. Гикам. Ну и заинтересованным особам.
Я только так роутеры и покупаю;))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Shevnin

Не верьте Митяеву. Кидает сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Vorona

Не верю

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Shevnin

Пока у него работал в "Медиа Солюшнс" (выпускала упоминаемую здесь "Соту" и "Гаджет"), где Митяев был креативным директором, тоже б не поверил. Ещё до начала финкризиса в 2008 году я рассчитался. Полюбовно. Но компания задерживала "ковертную" часть ЗП, и Митяев обещал выплатить (у него были такие полномочия). Именно к нему я потом звонил 3 месяца подряд и он все время обещал. Важно, что компания рассчитывалась с сотрудниками, но когда в день рассчёта (мне сообщили об этом бывшие коллеги) я приехал в офис, Митяев заявил: Для тебя денег нет! Я понимаю, что кинула также сама компания, которая выплачивала деньги оставшимся. Но Митяев лично назначал ЗП, лично решал финвопросы и лично мне обещал 3 месяца подряд. И главное тупо кормил "завтраками", пока я не приехал. Сказал бы сразу, я б не рассчитывал, не ездил. Вот так. Вы можете не верить, но я не скрываюсь, не бот, моя ФБ страница доступна и я готов лично всё сказать в глаза Митяеву. Может, он уже видел. Но, естественно, промолчал.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Смирнов

А кто из них был под ником Технослав Бергамот? Помню даже в твиттере общались когда-то (лет 10 назад)

Ответить
Развернуть ветку
Timur Vorona

Митяев же

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Катков

Лично я перестал заходить на их сайт только по одной причине: у них был (а может и есть) ооочень глючный плеер, который работал 2 дня в месяц. Задолбало: зашёл, в тексте ссылка на видео, видео не работает. Зачем тогда заходить? Что мешало поставить ютубовский? Загадка.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Nesterenko

Мешало то что в ютубовский плеер не запихнешь свою рекламу.
Они в этом плеере преролы своих клиентов ставили, но их мало кто видел, т.к. плеер глючил и тормозил безбожно. И пару раз попытавшись посмотреть видос на ГГ и обломавшись я просто брал заголовок новости и гугл как правило сразу же показывал еще с десяток новостей на других сайта (в т.ч.и ютуб) - где уже нормально можно было посмотреть видео.

Ответить
Развернуть ветку
А К

В начале 10-х делал один сайт на гаджетовую тему. Могу сказать, что сейчас понимаю насколько наивным и глупым я был взявшись за это дело. В настоящее время бы я на такую авантюру однозначно бы не решился. Огромная трата времени и денег, а выхлопа почти нет.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Яковина

Я тоже такое практиковал, где-то в 2008-2009 году, потом забил на проект, но ссылки продавались хорошо) Золотые времена SEO)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Гаджеты быстро уходят, увы. Но вот софт и советы работают значительно лучше в плане постоянства трафика и дохода.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov
Нужен опыт работы именно в крупном издании, в маленьком необходимой базы не получишь.

Это про медиа на тематику смартфонов\ноутов и еще авто , там такая же схема.
Там вам и пресс-туры пресловутые и обзоры платные. Устает он понимаешь от пресс-туров топовых брендов.
Если медиа более массовое по своей теме, например дети\здоровье - вся его "наука" коммуникации медиа с топ-брендом в топку. Там продукты основной тематики не меняются годами.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ponomar

А все-таки, фраза про «не советую делать медиа» была произнесена героем интервью или нет? В тексте она не встречается.

P.S. Пользуясь случаем, передаю привет Паше Урусову и желаю ему профессиональных успехов.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Nesterenko

Вообще ГГ какие то слишком обычные, без своего лица долго на рынке не протянешь. Вот есть украинские ребята keddr (у них там целая компания сайтов -komandda) - ребята работают в той же нише, (паралельно пытаясь развиваться и в автомобилях, фотографии, играх) так вот их подача гораздо интереснее, связано это прежде всего с харизмой основателей Ляпотой и Кременюком. Я не знаю как у них там с заработками, но общий оптимизм и постоянные улыбки на лицах не позволяют думать что там (в медийном бизнесе) все плохо. А возможно улыбки на их лицах лишь побочка от ихней церковной деятельности не знаю, но кеддр явно будет поживее ГГ.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда