{"id":6322,"title":"\u042d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0440\u0442\u044b Microsoft \u2014 \u043e \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u0430\u0445 \u0432 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0447\u043d\u043e\u0439 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=6322&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/292291-korotko-konferenciya-dlya-razrabotchikov-ot-vedushchih-ekspertov-microsoft&placeBit=1&hash=375c2d721b2d9852bb87139c0426790661017b1f7b417f646406981606618620","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Илья Еремин

Почему инвестор не смотрит на прибыль

Что главное в бизнесе? Для руководителя бизнеса — прибыль. Если прибыли нет, то зачем вообще заниматься своим делом? А вот инвестору ваша прибыль не так важна. По ней он не может решить, инвестировать в проект или нет.

Уоррен Баффет не смотрит на вашу прибыль

Почему? У него на это три причины. О них рассказала финансовый консультант «Нескучных финансов» Анастасия Доронина.

Причина 1. Прибыль — это не обязательно деньги

Прибыль может быть зарыта в дебиторке, запасах или оборудовании. Три примера.

Сергей разработал умные чехлы для смартфонов. Взял у инвестора 10 млн для старта и запустил производство. Готовые чехлы отгрузил в сетевой магазин на 20 млн. Но магазин согласился закупить чехлы только с отсрочкой платежа в 2 месяца.

Эти 2 месяца Сергей сидит без денег. Когда магазины расплачиваются, он снова делает чехлы и снова продает с отсрочкой в 2 месяца. И так постоянно. На бумаге Сережа прибыльный, но инвестор не может взять у него деньги, потому что прибыль постоянно в дебиторской задолженности.

Настя производит косметику. Взяла у инвестора 5 млн, заполнила склад. Пошли продажи — Настя оплачивала аренду, налоги, зарплаты, немного брала себе. А на все, что оставалось, пополняла склад. В итоге вся прибыль оказывается в запасах, а инвестору не особо интересно получать дивиденды в виде увлажняющего молочка для тела и крема от морщин.

У Ромы типография. На инвестиции он купил два плоттерных принтера на 10 млн. Сумма активов не уменьшилась, и бизнес прибыльный. Ведь покупка оборудования — не расход, а просто перевод денег в другое агрегатное состояние. Рома прибыльный, но инвестору забирать нечего. Прибыль — в средствах производства.

Причина 2. Деньги дешевеют

Деньги завтра стоят дешевле, чем сегодня. Если предлагают 1 000 рублей сейчас или 1 200 рублей через год, еще не понятно, какой вариант лучше. Нужно считать. Почему так происходит ↓

Из-за инфляции. По официальным данным, за 2017 год деньги в России подешевели на 2,5%. Но это минимальный показатель за последние годы, а в 2015 году инфляция была аж 12,9%.

Из-за упущенной выгоды. Ведь вы можете эту 1 000 рублей использовать как-нибудь так, чтобы через год получить не 1 200, а 1 500 рублей.

Прибыль считают без учета удешевления денег. «Круто, получу 10 миллионов за 2 года». А сколько будут реально стоить эти 10 миллионов через 2 года — не знают.

Причина 3. Прибыль не учитывает риски

Чем больше рискует инвестор — тем большее вознаграждение он хочет.

Под 7% годовых он может положить деньги в банк и жить себе спокойно. Под 15% годовых он может вложиться в какую-нибудь стабильную франшизу. А когда к нему приходит стартапер с желанием за 3 года перевернуть мир своей гениальной крипто-нейронной идеей, он хочет 50% годовых.

Показатель, на который ориентируется инвестор — NPV

Вместо прибыли инвестор смотрит на показатель NPV. Он показывает, какую прибыль получит инвестор к концу инвестиционного периода с учетом удешевления денег и рисков.

NPV (Net Present Value) расшифровывается как чистая приведенная стоимость. Чистая — потому что показывает прибыль инвестора, то есть сколько он получил сверх вложенных. Приведенная — потому что ценность денег переводится на момент инвестиций, то есть учитывается их удешевление.

На NPV смотрят не только профессиональные инвесторы, но и собственники бизнеса, когда планируют открыть новый бизнес или направление. Ведь они — тоже инвесторы.

Как посчитать NPV

Чтобы посчитать NPV, понадобится финансовая модель. В ней планируют продажи, постоянные и переменные расходы, инвестиционную деятельность. На основе этих данных планируются денежные потоки по операционной и инвестиционной деятельности.

Операционная деятельность — это та, которая напрямую ведет к получению прибыли. Инвестиционная деятельность — это вложения в основные средства, которые приносят доход в будущем. Например, для строительной компании операционная деятельность — это затраты на покупку материала, а инвестиционная — покупка грузовика.

1. Узнать, сколько денег будет у компании в течение и на конец инвестпериода

Каждый месяц бизнес получает и тратит деньги. По движению денежных потоков инвестор определяет, сколько денег будет у бизнеса по итогам каждого месяца и года в инвестиционном периоде.

В феврале и марте инвестор покроет минус, чтобы бизнесу было, на что существовать. В апреле уже может что-то забрать

2. Определить годовую ставку дисконтирования

Ставка дисконтирования — это процент для пересчета будущих денег в нынешние. В него заложены удешевление денег и риски инвестора.

Ставка дисконтирования определяется так. Инвестор берет процентную ставку по банковскому вкладу — например, 10 %. И к ней прибавляет свои риски: от 0 до 5 % по каждому из следующих критериев.

  • Команда проекта. Насколько квалифицированные специалисты, опытные менеджеры. Был ли у них опыт подобных проектов.
  • Размер компании. Обычно, чем крупнее компания, тем меньше у нее конкурентов — а значит и риски для инвестора меньше. Хотя в некоторых отраслях преимущество бывает, наоборот, у небольших фирм.
  • Финансовая структура: зависимость от кредиторов, доступность источников финансирования. Чем больше заемных средств в капитале, тем больше риск для инвестора.
  • Товарное и территориальное разнообразие. Насколько проект зависим от одного товара или одного города.
  • Зависимость от поставщиков. Сможет ли проект продержаться, если произойдет задержка поставок. Есть ли у него альтернативные поставщики.
  • Предсказуемость выручки, отклонение рентабельности от средней по отрасли. Показатель зависит от того, есть ли у проекта маркетинговые показатели, на основании которых можно прогнозировать выручку — воронка продаж, конверсии и так далее.
  • Прочие риски.

Чем хуже параметр у компании, тем больше процент.

Например, к инвестору приходит айтишник, который придумал крутое приложение для доставки еды в Москве. Он уже сделал версию для iOS, которую установили 500 тысяч человек. Теперь ему нужны деньги на рекламу, версию для Android и техподдержку.

Скорее всего, инвестор раскидает для него проценты примерно так:

  • уровень менеджмента — 0%;
  • размер компании — 5%;
  • финансовая структура — 5%;
  • товарное и территориальное разнообразие — 5%;
  • зависимость от поставщиков — 0%;
  • предсказуемость по выручке — 2%;
  • прочие риски — 5%.

Потом инвестор прибавит к этому стандартную банковскую ставку в 10% и получит ставку дисконтирования, равную 32%.

Чем больше ставка дисконтирования, тем меньше в итоге NPV и тем меньше проект привлекателен для инвестора. Самое веселое — нет четких критериев, по которой накидывают эти проценты. Каждый инвестор оценивает риски сам.

3. Продисконтировать деньги компании

Теперь нужно продисконтировать деньги компании — то есть, пересчитать их ценность по ставке дисконтирования. Это и есть NPV.

Тут начинается математическая магия, которую мы описывать не будем. Сначала рассчитывается месячная ставка дисконтирования для большей точности, а потом по ней уже дисконтируются деньги компании. Благо в экселе есть для этого функция NPV.

Когда инвестор посчитал NPV, он может относительно точно оценить для себя привлекательность проекта. Относительно — потому что показатель все равно необъективный. Никто не может со 100-процентной точностью просчитать риски и удешевление денег.

NPV считают на конкретный срок

Инвестор просчитывает проект на конкретный срок — как правило, до трех лет. Проект и дальше будет работать, но для инвестора это уже другая история, приятное дополнение. Главное — точно все просчитать на старте проекта.

NPV — показатель, которым соблазняют инвесторов

1. Прибыль для инвестора важна, но от нее мало толку, если она в запасах и дебиторке. К тому же, прибыль не учитывает удешевление денег и риски.

2. Поэтому инвестор считает NPV, который показывает, сколько денег он заработает сверх вложенного. В этот показатель сразу заложены удешевление денег и уровень рисков инвестора.

3. Чтобы посчитать NPV, нужно составить финансовую модель. По ней инвестор планирует денежные потоки компании и видит, сколько денег будет на счетах.

4. NPV напрямую зависит от ставки дисконтирования. Ставкой дисконтирования инвестор оценивает компанию — насколько она надежная и целесообразная для вложений. Этот показатель субъективный, и разные инвесторы могут посчитать его по-разному.

{ "author_name": "Илья Еремин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 16, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 35209, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sat, 24 Mar 2018 10:21:30 +0300", "is_special": false }
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
–8

Как пишет основатель Мосигры : Бизнес - это прибыль с первого дня. Нет прибыли - закрой бизнес и уходи.

Ответить

Комментарий удален

4

Цукерберг, Дорси, Хьюстон, Шпигель, и др. заплакали

Ответить
1

Новость недавно проскакивала, что твиттер недавно впервые за 12 лет получил прибыль :)

Ответить
0

Грубый пример "айтишник создал приложение, которое установили 500 000 человек в Москве" уровень менеджмента "0". Ну, просто сильно улыбнуло:)):
А вообще то стоило бы добавить, что разговор в статье идёт о раундах не ниже "А".

Ответить
0

Алексей, 0 - это 0% риск, а не уровень. Вы упустили всю суть статьи. Перечитайте ещё раз внимательно, не лишайте себя полезных знаний.

Ответить
0

Вы правы. Мельком читал и упустил. Спасибо!

Ответить

Комментарий удален

Читать все 6 комментариев
Электромобиль Lucid бывшего сотрудника Tesla опередил Model S по дальности пробега на одном заряде в 1,3 раза Статьи редакции

Американский регулятор зарегистрировал рекордный результат в 836 км.

Lucid Air Dream Edition Range Lucid
Бренд спортивной одежды и обуви Under Armour вновь откроет магазины в России в 2022 году — «Ъ» Статьи редакции

Магазины бренда начали закрываться в 2019 году из-за высокой конкуренции.

Лаборатория Google связала две африканские страны лазерным интернетом — 20 Гбит/с на 10 км по воздуху Статьи редакции

Такому каналу связи не мешают лёгкий дождь, дымка и птицы.

Как успешно продавать кондиционеры с минимальными затратами на рекламу

Владелица магазина кондиционеров Светлана Исюк рассказала, как полезный контент и внимание к клиентам помогают выделиться на фоне конкурентов и как виртуальный маркетолог Макс помог продать 150 акционных моделей.

Осталось всего 3 дня, чтобы подать заявку в Finlanding
Disney построил дом Винни-Пуха в английском лесу — его можно арендовать на ночь через Airbnb Статьи редакции

Ночь стоит от 7633 рублей.

Спальная зона Airbnb
«Самокат» запустит доставку безрецептурных лекарств совместно со «Сбер Еаптекой» Статьи редакции

Благодаря партнёрству ритейлер планирует сократить время доставки с 1–2 часов до 15 минут.

«Модульбанк» запустил сервис для анализа продаж на маркетплейсах (даже у конкурентов)

Он доступен бесплатно всем клиентам банка.

Brooke Cagle
Сервис для друзей: как зарабатывает Fixed.one — центр ремонта техники Apple, который растёт без рекламы Статьи редакции

Компания с оборотом 50 млн рублей и прибылью 4 млн рублей в год ремонтирует устройства от Apple и продаёт подержанную технику «Яндексу», «Арзамасу», Level Travel и другим.

«Оптимальный портфель» – новая стратегия автоследования от «БКС Мир инвестиций»

«БКС Мир инвестиций» запустил новую стратегию «Оптимальный портфель» на площадке Fintarget – маркетплейсе инвестиционных стратегий.

null