Юрист из машины: на что сейчас способны «электронные» адвокаты?

Полностью заменить юристов в ближайшие 10-15 лет не получится, но состав и характер их задач будет существенно меняться, а численность - сократится

Валерий Мешков, основатель и генеральный директор юридического сервиса pravoved.ru (резидент фонда «Сколково»)

Уже сейчас искусственный интеллект используют для решения монотонных и рутинных задач в правовой сфере - это поиск юридической информации и прецедентов, due diligence, анализ контрактов, создание документов. Эти действия занимают много времени и не требуют от юристов особой квалификации. При этом не стоит задача создать роботов, которые бы заменили юристов. Мы стремимся с помощью технологий перестать делать из нынешних юристов - роботов. Алгоритмы возьмут на себя выполнение однотипных и отнимающих много времени задач, а адвокаты смогут заниматься действительно сложными и нетривиальными делами, в которых роботы пока не могут конкурировать с человеком.

LegalTech можно назвать одним из самых востребованных и быстро развивающихся направлений. Искусственный интеллект (AI) в юридической сфере уже сейчас способен серьезно облегчить работу «живым» юристам. Как это происходит у нас и за рубежом, будет подробно рассказано на конференции в Технопарке «Сколково» 6 апреля. Сейчас я хочу дать краткий обзор юридических технологий на базе AI.

Как работают электронные юристы?

Есть несколько примеров удачного внедрения AI в правовой сфере, как за рубежом, так и в России. Так, например, созданная в США платформа LawGeex с помощью AI проверяет соответствие любого коммерческого договора общим правовым нормам. Все что нужно - загрузить документ, и система покажет в нем места, не соответствующие общим нормам. В прошлом месяце компания провела исследование, по результатам которого AI-платформа LawGeex стала более точной в оценке рисков NDA-соглашений (Non-disclosure agreement - соглашение о неразглашении конфиденциальной информации), чем 20 профессиональных юристов. Более того, на задачу у робота ушло всего 26 секунд, а у юриста в среднем 92 минуты, что в 200 раз дольше. Сейчас LawGeex используется в большей степени корпоративными клиентами. Среди них Deloitte, Skyview Capital и Key Energy, а также крупные банки и страховые компании. По словам пользователей сервиса, робот экономит компаниям около 80% времени и 90% стоимости консультаций юриста.

Немецкая компания SecurePrivacy.ai c помощью искусственного интеллекта решила актуальную для IT-компаний проблему - адаптацию текущих пользовательских соглашений компаний под новые правила обработки персональных данных в Европе (GDPR). Их решение, основанное на AI, сканирует веб-сайт клиента и помогает компании автоматически настроить релевантные уведомления «Я согласен» для разных категорий обработки персональных данных, которые предусмотрены на сайте. SecurePrivacy.ai сейчас единственое решение на рынке, которому удалось решить столь практическую задачу с помощью технологий искусственного интеллекта, и, по-сути, занять нишу. Думаю, что аналогичные системы могут работать и в России.

Еще одну задачу - поиск юридической информации и автоматизацию юридических документов - решил австралийский сервис Аilira. Он представляет собой чатбот, который способен решать задачи как бизнеса, так и конечных пользователей. Так, например, для юристов этот инструмент ищет информацию по нескольким юридическим базам данных и находит именно тот абзац или документ, который соответствует вопросу. Пользователи же используют Ailira для создания простых юридических документов, например, завещаний. Сейчас компания работает над созданием алгоритма, который мог бы понимать естественную письменную речь человека и автоматически отвечать на вопросы пользователей.

Однако на российском рынке уже появился сервис, который способен решить эту задачу и автоматизировать юридические консультации. В этом году pravoved.ru удалось создать первого в России робота-юриста на основе AI, который консультирует пользователей по их правовым вопросам. Благодаря нейронной сети, которая лежит в основе робота, алгоритм понимает запросы клиента, написанные естественным языком, и менее чем секунду выдает развернутый и бесплатный ответ с перечислением прав человека в его ситуации.

Что дальше?

Один из трендов, который обусловлен современными технологиями - это появление цифрового правосудия. Заседания суда постепенно мигрируют в виртуальное пространство в качестве замены дорогостоящим «реальным». Для этого есть две причины. Во-первых, правительство, юридические лица и компании могут сэкономить значительные деньги, перемещая суды в онлайн. Во-вторых, онлайновые суды также станут более доступными для общественности и позволят частным лицам не лишаться своего домашнего комфорта. Примеры этих процессов уже есть в Великобритании и Китае, а инициативы можно наблюдать в Австралии, Нидерландах и США. В этой связи появятся документы, фиксирующие то, какие типы дел могут быть рассмотрены в виртуальных судах, как происходит оценка процессов, какие технологии и навыки необходимы для проведения онлайн-заседаний.

Идут работы и по созданию электронных помощников в сфере законодательства. Однако, создание законов - это процесс, оказывающий существенное влияние на общество. И для того, чтобы AI, вместо человека, стал писать законы, необходимо, чтобы он превзошел его в данной сфере. Пока ученые и эксперты считают, что искусственный интеллект станет лучше человека в продаже товаров к 2030 году, а в написании книг — не ранее 2050. Дать реалистичные прогнозы можно будет только тогда, когда возможности AI действительно приблизятся к полноценному человеческому сознанию. Однако уже сейчас AI сможет ассистировать людям в создании и анализе текущих законопроектов, тем упрощая работу людей, а не забирая ее себе.

Что нужно для развития искусственного интеллекта?

Для создания сложных систем на базе искусственного интеллекта необходимы три ключевых составляющих. Во-первых, люди с очень высокой квалификацией и современным образованием. Во-вторых, запрос от бизнеса и государства на автоматизацию задач с использованием AI. В-третьих, рост экономики и заработных плат, чтобы было понятно зачем внедрять AI, и как такие системы могут помочь бизнесу сэкономить и стать более конкурентным. Следовательно, государство должно на уровне законодательства создать такие условия, чтобы бизнесу было выгодно разрабатывать и внедрять искусственный интеллект.

Сейчас огромные налоги на труд - один из сдерживающих факторов для бизнеса, который разрабатывает любые системы на базе AI. В структуре расходов таких компаний затраты на фонд заработной платы составляют 60-90%. Необходимо снижать налоговую нагрузку на бизнес, если мы хотим чтобы он инвестировал в разработку AI.

Что касается разработки специальных норм в законодательстве о роботизированных устройствах и системах искусственного интеллекта, я считаю, что сейчас это не самая первостепенная задача. Важно не зарегулировать эту сферу раньше времени.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда