{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Распределенная разработка - опыт JivoSite

Команда разработки JivoSite всегда была и остается распределенной, причем мы с Тимуром Валишевым создавали ее в 2012 году, не имея за плечами собственного опыта удаленной работы. Сейчас у нас больше 50 разработчиков, и я уверен, что наши сотрудники довольны преимуществами, которые им дает работа вне офиса.

Если вы тоже думаете о создании распределенной команды разработки, учтите несколько нюансов, о которых я расскажу ниже. Отмечу, что статья актуальна преимущественно для России и других стран, где культура удаленной работы только формируется.

Подбор сотрудников

При выборе кандидатов на удаленную работу вы не ограничиваетесь одним городом и его зарплатной вилкой, но есть некоторые особенности.

Если вы приглашаете специалиста без опыта дистанционной работы, то велик риск того, что он не пройдет испытательный срок. Мы неоднократно сталкивались с тем, что неплохие кандидаты с отличными рекомендациями с прошлого очного места работы не могут себя настроить на удаленную работу, вплоть до того, что перестают выходить на связь. Вероятность такого исхода я оцениваю в 30%. При этом, если у кандидата вообще нет серьезного опыта работы, то таких проблем не возникает.

Мы всегда просим кандидата показать нам свое рабочее место. Если отдельного помещения для работы нет, то приходим к договоренности, что он снимает отдельную квартиру либо маленький офис. Многим кажется, что программировать и тестировать софт можно и на кухне, и с детьми в соседней комнате, но, это – самообман и заблуждение. Эффективно работать можно только в спокойной обстановке.

Конверсия из кандидатов в сотрудники при наборе распределенной команды меньше. Будьте к этому морально готовы и спокойно относитесь к промахам. И, конечно, четко обговаривайте с кандидатами испытательный срок, в JivoSite он составляет три месяца.

Включение в работу

Процесс включения в удалённую работу примерно такой же, как и в офисе. Нужно подписать NDA, получить доступы в почту/Slack/трекер/cvs, почитать документацию, настроить окружение и погрузиться в проект. Пройдя этот процесс вместе с кандидатами не менее 20 раз, я могу дать следующие рекомендации:

  1. Обучайте кандидатов гигиене обращения с паролями и SSH-ключами. Кажется смешным, но большая часть кандидатов не пользуются менеджерами паролей, не защищают ssh-ключи, и вообще слабо представляют связанные с этим риски. Это всегда легко исправить: пропишите политику хранения ключей и паролей и ознакомьте с ней сотрудников.
  2. Автоматизируйте запуск отладочного окружения. На старте непросто выделить на это время, но я очень сожалею, что мы не стали делать это намного раньше.

Сейчас есть большой выбор инструментов авто-развертывания, таких как Ansible, Docker, Vagrant и так далее. В нашей компании основательно используется Ansible, но так было не всегда. Ранее у нас был образ виртуальной машины, который мы актуализировали руками каждый раз при приеме на работу нового кандидата. Это очень сильно тормозило погружение, отнимало кучу времени и сил. Хотелось бы подчеркнуть следующее: если у вас уже двое сотрудников, вы планируете расширяться - займитесь авто-развертыванием.

Сейчас у новичка в JivoSite полный запуск отладочного окружения занимает 15 минут: заполняется несколько полей на специальном сайте и, после небольшого ожидания, вы сможете зайти браузером и терминалом в свою личную облачную копию JivoSite. У нас это реализовано на связке Amazon EC2 + Ansible.

Без автоматизации этот процесс занимал день-два кропотливой работы новичка, при этом, ему должен был помогать кто-то из команды. Это производило впечатление неорганизованности, и сильно тормозило включение в работу. После того, как сотрудник освоился, он мог настроить локальный отладочный сервер у себя на виртуальной машине. Но, с тех пор как мы запустили облачные дев-сервера, практически никто из команды не пользуется локальными серверами.

Каждый облачный отладочный сервер обходится нам примерно в 10$ в месяц, но, при этом, мы экономим немало времени. При возникновении проблемы, вместо звонка с демонстрацией экрана, можно просто зайти на сервер и помочь с решением.

Кроме того, мы записали несколько видеороликов для новичков с инструкциями. Это существенно снизило коммуникационные издержки при расширении команды: разобраться в нюансах и начать разработку можно с помощью видео.

Организация работы

Утренние планерки

Несмотря на то, что удалённая работа предполагает гибкий график, мы проводим ежедневные планерки в 10 утра, обязательные для всех. Время митинга подобрано специально на начало рабочего дня большинства участников команды. Планерки дисциплинируют и настраивают на рабочий лад, помогают почувствовать себя эффективным членом команды. Для дистанционной работы это особенно важно.

Утренние планерки мы ввели не сразу, и, оглядываясь назад, я понимаю, что мы много упустили. Тимлиды тратили гораздо больше времени на то, чтобы собрать результаты вчерашней работы и координировать команду. В Scrum/Agile для этих целей используются утренние стендапы. Но если вы работаете распределенно и не используйте эти методологии – тем не менее, проводите планерки.

Качество видеосвязи

Все митинги и звонки в команде проводятся только по видеосвязи. Так нам комфортнее с психологической точки зрения. Программист, работающий удаленно, может вообще не выходить из дома, и, в буквальном смысле, одичать. Это – крайность, но мы не хотим допустить подобного с нашими сотрудниками, даже если они убежденные хикки или социопаты. Ежедневная видеосвязь с коллегами гарантирует, что человек приводит себя и своё рабочее место в порядок. Соответственно, будет порядок и в делах.

Важный момент – качество аудио и видеосвязи. Оно должно быть идеальным, и если это не так – то это проблема, требующая немедленного решения. Качество связи зависит от характеристик и типа оборудования, интернет-канала и сервиса связи. Нужен контроль всех параметров.

В случае возникновения у сотрудника проблемы с каналом мы просим сменить тариф/провайдера, подключиться к роутеру через провод, передвинуть wi-fi поближе, выключать торренты и так далее. Проблему с оборудованием мы решили, купив всем USB-гарнитуры. Исходя из нашего опыта могу отметить, что bluetooth и обычные гарнитуры работают стабильно плохо у всех. О громкой связи речь, как правило, не идет - недопустимо отвлекать коллег окружающими вас посторонними звуками.

Касаемо сервиса связи, в погоне за качеством мы перешли с Google Hangouts на Zoom. Здесь можно выбрать более подходящее по затратам. Но, самое главное - если вам кажется, что связь не идеальна – ищите дальше.

Важно убедиться, что сотрудники созваниваются друг с другом без колебаний. Нельзя недооценивать склонность IT-специалистов к переписке через чаты, особенно, если они очно друг с другом незнакомы. Для некоторых задач это вполне нормально, но, если возникает срочная проблема, то звонок необходим. Иначе вероятно следующее: «Я ему вчера написал, он мне не ответил». В первый раз созвонитесь втроем вместе с новым сотрудником и, как правило, этого достаточно.

Съезды

Если вы начали работать распределено, но еще не проводили съездов, то у вас могут возникнуть сомнения в их необходимости. Действительно, всё и так идет сравнительно неплохо, а для организации съезда нужно потратить много времени и средств. Следует относиться к съезду не как к расходам, а как к важнейшей инвестиции. Сложно представить что-то более действенное для улучшения коммуникации людей, которые видели друг друга только по видеосвязи.

Наш первый съезд прошел на второй год жизни компании, когда нас было около семи человек. С тех пор мы проводим съезды ежегодно. Программа: минимум – три дня, днем – совместная работа/обмен опытом/обучение, вечером - пейнтбол и другие виды тимбилдинга. Несколько советов по проведению съездов из нашего опыта:

  • Организация перелетов, трансферов, проживания – очень большая работа. Если у вас нет человека, который мог бы это сделать, то стоит рассмотреть вариант привлечения специального агентства;

  • Следует отправить человека для проверки качества интернета (если он вам необходим). На словах интернет всегда отличный, на деле – почти всегда оставляет желать лучшего. Мы сейчас закупили свое походное сетевое оборудование;

  • Убедитесь, что на месте есть хороший конференц-зал, что он будет вам доступен в течение времени, отведенного на работу. Иногда в отелях есть конференц-залы в подвале - работать продолжительное время в таких условиях невозможно. С другой стороны, у нас был опыт работы прямо на пластиковых столах на улице, практически в лесу – всем понравилось;

  • Заранее планируйте программу докладов и обучений, с разбивкой по часам. На съезде вы работаете в отличном от обычного ритме, приходится решать множество организационных и других вопросов, поэтому имеет смысл всё заранее распланировать.

Выводы по организации удаленной работы отдела разработки

  1. Организация разработки в России с помощью удаленных сотрудников возможна как для продукта средней сложности, так и для сложных систем. Все зависит от организации и координации рабочего процесса.

  2. Компания, использующая удаленных разработчиков, экономит значительные средства на аренде офиса и получает более квалифицированных и устойчивых специалистов.

  3. Организация удаленной разработки требует использование специального программного обеспечения и жесткого регламента в плане безопасности.

  4. Важно понимать, что удаленная работа предполагает некоторые проблемы с одиночеством и самокопанием. Не все могут продолжительное время работать самостоятельно на одном и том же уровне, а все общение сводить к картинкам на экране или словам в чатике. Людям необходима эмоциональная разгрузка и чувство сплоченности в команде.

Поэтому обязательно уделите внимание видео-конференциям и регулярным съездам. Это дает представление о том, что за никнеймами в чате и аватарками находятся живые люди.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Денис Кобылинский

"Живосайт" - одна из лучших компаний, с которыми я сотрудничал. Отличный коллектив и руководство, которое всегда держит слово.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Очень хорошая статья.
Благодарю, что поделились.
| Многим кажется, что программировать и тестировать софт можно и на кухне, и с
| детьми в соседней комнате, но, это – самообман и заблуждение. Эффективно
| работать можно только в спокойной обстановке.

+1

| И, конечно, четко обговаривайте с кандидатами испытательный срок, в JivoSite он
| составляет три месяца.
Если на испытательном сроке ниже зп, то это очень плохо...

| NDA
NDA на территории РФ - не имеет юридической силы.
Всегда привожу пример.
Компания конкурент переманивает одного из сотрудников и тот рассказывает
все бизнес процессы, что позволяет сэкономить от 70 до 90% на разработку аналогичного решения.
Вы не можете ничего доказать, Вы не можете никак юридически придраться.
Это сплошь и рядом и не только в России.

P.S.:
Лично мое отношение к Вашему сервису негативное: много причин...
Вы занимаетесь демпингом цен и как итог не можете заработать нормальных денег, чтобы всех сотрудников перевести в офис.
Пользуюсь LiveTex.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Abramova

как много домыслов...
Я хоть и не разработчик, но мне приятно ходить в офис, когда хочется, а не когда надо. В Москве дорога на работу занимает в среднем 2 часа в рабочий день, это время можно провести с большей пользой, чем тупить в метро или пробке

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Я отлично знаю, что такое тратить по 4 часа(туда-обратно) в день на дорогу в Мск.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Abramova

зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Что зачем?
Зачем 80% денег России в Мск и вся страна переезжает в столицу чтобы выжить?

Ответить
Развернуть ветку
Anna Abramova

зачем тратить по 4 часа
зачем разработчикам переезжать в Москву

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

А что офис обязательно делать в Мск?
У нас навалом городом миллиоников с тех вузами.
В любом отрывайте офис. Затраты в 2-4 раза меньше чем в Мск и работают люди с большей отдачей сутками.

А так картина следующая - закончил тех вуз и в 80% случаях в Мск навсегда.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Бурлак

Я как разработчик, который перешел в JivoSite из большой Московской компании, могу точно сказать - что офис, это скорее атавизм и он скорее уменьшает возможности по поиску толковых кандидатов.

Открывать офис в регионе, значит и искать разработчиков только в регионах и пытаться их релоцировать из той же Мск в регионы - дело не благодарное, я бы никогда не поехал бы в какой то региональный город, только потому что там офис.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Удаленная работа дома с семьей - это жесть.
Снимать на одного разраба офис/квартиру - дорого.

Работа в офисе в Мск - очень дорого обходятся сотрудники и содержание офиса. Не удобно и самим сотрудникам. Работа в Мск имеет массу минусов.

Основное, что я хотел сказать вообще не это.
JivoSite занимается демпингом цен на лидогенераторы, как итог нет денег.
Были деньги:
1 - Всех бы вытянули в Мск.
2 - Открыли пару офисов заграницей.

Я бы сделал так.
Отрыл офис на выбор в Новосибирке/Туле/Калуге и т.д. и постепенно увеличивал бы штат.
Конечно никто из Мск в регионы не поедет.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Бурлак

Дэмпинг цен - вы серьезно =) А какое у вас ценообразование?

Честно говоря, не буду говорить за всех, но я не сказал бы, что у меня денег стало меньше. Я мог бы работать из офиса и в JivoSite, так как у компании есть отличный офис в Мск.

Но я с большим удовольствием переехал в свой родной не большой город и сдал свою квартиру в Мск.

Для многих - работа из того места где он хочет, является очень большим преимуществом. Например, мне ни кто не мешает взять семью и поехать летом на 3 месяца на теплый юг России. А ваше стремление в офис, мне честно говоря совершенно не понятно, вам предлагают свободу - а вы "у компании нет денег" =)

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

| Дэмпинг цен - вы серьезно =) А какое у вас
| ценообразование?
У меня нет продукта чата.
Вот это демпинг "Бесплатно до пяти операторов".

| вам предлагают свободу - а вы "у компании нет денег"

Я мало знаю про внутреннюю структуру JivoSite. Из Вашего ответа делаю вывод: зп одинаковая для работы из офиса в Мск и для работы дома.
Не ужели это так?
Сомневаюсь, так никто не делает.

Единственная причина найма удалено - никак не забота о сотрудниках. А банально желанию тратить меньше и чаще всего не от хорошего фин положения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

А можно пример?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Я знаком с некоторыми фирмами из списка.
Не буду называть компании.

В некоторые фирмы никто не хочет идти потому что навалом негативных отзывов.
1 - Зп в конверте.
2 - Задерживают.

А поскольку в договоре фигурирует минималка в 20,000 то могу задерживать хоть на 3 месяца.

Пытаются хоть кого-нибудь заманить.
Через 1-2 месяца люди все равно уходят.

На одну из таких фирм и я в свое время нарвался.
Столько обещаний было.
Ушел из очень хорошей фирмы с официальной большой зп из-за сказок такой фирмы.
Обещали золотые горы, а на деле сразу задержки и невыполнение обещаний.
Я вытянул с нуля и свою руководящую должность и должность CTO, который уехал в отпуск на две недели.

Советую крайне осторожно относится к объявлениям с удаленной работой в Мск.
Не верьте вот этому.
1 - Если предлагают оформиться на 20,000 но с большим окладом.
2 - Рассказывают про штатные единицы, что оформят в штат только через 3-6 месяца. А сейчас договор подряда.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Вундермахер

Интересно, если до 5 операторов бесплатно, то почему же я плачу 7000 или сколько там я уже не помню в !год!. Очень давно уже не заходил к живе на сайт, но видимо смысл был в проф версии

Лайвтех это где по 2000 в !месяц! за каждый канал платить надо дополнительно? Где в 2016 менеджер по продажам на холодных позиционирует чат для сайта не как чат, а как омниканальное(лол), средство коммуникации и аналитики и ставил это как конкурентное преимущество, когда уже в живе это было и допиливалось потихоньку в рамках тарифа?

Когда запускали магазин в ограниченом бюджете, каждые 5000 в месяц за колтрекинг/чат/crm/склад на счету, однако я до сих пор не нашёл причин отказаться от jivo.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Я за LiveTex плачу за одного оператора 4500 за 3 месяца.
А если бы за год платил то 18,000.
Как то так.
Мне просто чат нужен.

Вот что плохо у LiveTex.
Я целый год им запросы отправлял чтобы добавили английский.
В итоге посмотрев все решения, включая Zopim Chat и другие(около 30 различных чатов просмотрел) остановился на LiveTex, но его надо было как то обучить английскому.
Начал копать их исходники и нашел, что у них есть параметр для включения английского.
Но нигде в документации этого нет.

Я не понимаю, почему LiveTex не может сделать версию сайта на английском и добавить возможно оплаты $ для иностранных клиентов.
У них бы минимум выручка в 3 раза за 2 года увеличилась.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Sarkisyan

Михаил, ну хорош. Вы немного не в теме бизнеса) Поэтому такие выводы

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

А можно получить развернутый ответ?
С чем не согласны?

Ответить
Развернуть ветку
ЯрСтан

Лично меня дико раздражает выскакивающий постоянно чат с предложением связаться с представителем компании. Никогда им не пользуюсь. Более того, если компания не в состоянии принять мой звонок и обработать его как надо, то я с ними и работать не буду, потому как, если люди не умеют общаться с клиентом напрямую, то и "кинуть" клиента у них проблем не возникнет. Клиент превращается в нечто неодушевленное, в соцсеть, где написать можно что хочешь. А клиента надо ЛЮБИТЬ! И говорить с ним, тогда клиент будет тебе благодарен и купит...
А если у клиента нет денег на звонок по телефону или он (клиент) экономит 3 копейки на звонок в офис, то такого клиента нафиг в топку, пустая трата времени и ресурсов компании на общение с ним.
ИМХО.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Вундермахер

Выскакивание живы настраивается, проблема в рукожопых интеграторах. Меня лично раздражает один момент всего - после кнопки закрытия чата, я хочу что бы окно чата в рамках сессии текущей было закрыто. Когда эту опцию не настраивают, ты серфишь сайт и по каждому клику тебе надо сделать второй, что бы опять закрыть окно чата

Ответить
Развернуть ветку
Макс Пономаренко

Насчет выскакивающего окна согласен, насчет обязательно телефона нет. Многие хотят общаться текстом, я предпочитаю почту или мессенджеры.

Ответить
Развернуть ветку
Орлов Григорий

Согласен со статьей. И хочу дополнить.
Если говорить про удаленку в рамках одного города, когда работник и офис находятся в одном городе, то у неё тоже есть плюсы.
Такая удаленка позволяет сотруднику экономить деньги на дороге, питании и здоровье, что в итоге выливается в меньшие затраты и соответственно, в большую прибыль. То есть удаленка при той же зп, что и в офисе, не только экономит деньги компании, но и по сути повышает зп работника.
Ну и для большого города возможность не тратить 2 часа в сутки на дорогу очень круто. Особенно это оценят семейные работники.
Так же все мы знаем, что такое современный офис. Чаще всего это опенспейс, где длительно и спокойно работать просто невозможно. Особенно это является проблемой для аналитических работников, типа программистов. Тебя постоянно дергают, отвлекают соседи, шум, гам. А дома даже не нужно одевать наушники. Можно спокойно и продуктивно проработать весь день.

Ответить
Развернуть ветку
Слон Петрович
Мы всегда просим кандидата показать нам свое рабочее место
ежедневные планерки в 10 утра, обязательные для всех
Все митинги и звонки в команде проводятся только по видеосвязи

Секта какая-то. Такая "удаленная работа" даже хуже, чем работа в офисе.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Слон Петрович

Не понял смысл вашего "капитанского" комментария. У удаленной работы есть преимущества, по которым такую работу *как правило* предпочитают работники, а в данном случае таких преимуществ нет.

Так, в Москве и СПб (в разработке) даже при работе на работе уже является фактически стандартом гибкое начало рабочего дня – хочешь, приходи пораньше, хочешь – попозже. Митинги при этом проводятся в середине дня, когда гарантированно совпадут и ранние, и поздние сотрудники. Удаленная работа должна бы предоставлять не меньше свободы, по идее, но не тут. Это по поводу "10-ти утра".

Второе – личное пространство. Работать из дома означает, что работодатель присутствует лишь внутри твоего компьютера. Поскольку работа тоже на экране компьютера, при желании работодателя её контролировать обычно используются программы-трекеры. Но тут работодатель хочет не только быть в компьютере, он хочет залезть в твой дом. "Показать нам рабочее место" – реакция нормального человека на это – "а х..й вам не показать?" Согласиться на такое могут только люди без самоуважения. Дом – это личное, куда пускают только близких и друзей. Аналогично и с требованием общаться голосом по камере. Если работодатель хочет аудиально и визуально влезать в рабочее пространство, пусть он такое пространство оплачивает. То есть, найм помещения для работы за счет работодателя, где, в таком случае работодатель сможет правомерно требовать своего "присутствия". Оплачивает ли данный работодатель отдельное рабочее место? Об этом в статье ничего не написано. Но по некоторым пассажам можно догадаться, что это типовой малобюджетный работодатель, так что едва ли.

Третье – удаленную работу нередко выбирают за возможность путешествовать, работая. Но привязка к "митингам в 10 утра" и специальному рабочему пространству как-то исключает эту возможность. Хотя скорее всего там такой уровень оплаты, что "путешествовать" работники могут только на дачу на старых жигулях.

Ну а по поводу секты. После моего комментария с десяток человек зарегистрировалось здесь только для того, чтобы поставить ему минус, один еще какой-то персональный наезд попробовал изобразить. Что в целом только подтверждает догадки о трудовой атмосфере в данной компании – сотрудники – типичные низкооплачиваемые управляемые люди, которых в просторечии и называют "сектанты" или "рабы".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Слон Петрович
где каждый второй кандидат такой как вы пытается диктовать свои правила...

Если вы хотите сказать, что это одна и та же аудитория, вы только подтверждаете мой тезис про секту. То есть люди "диктовали свои правила", потом работодатель рявкнул, они построились и принялись исполнять. Какие-то незрелые инфантилы получаются, то что я и назвал словом "рабы". А вообще, если на твои условия нет подходящих кандидатов, значит нужно повышать уровень оплаты, вот и все.

Про путешествия

Возможно, это было чересчур активное слово. Жить в разных городах и странах – так будет правильней. Например, есть немало людей, которые катаются из европейской части России на зиму в ЮВА, разница в часовых поясах почти полдня, и работают удаленно фуллтайм то тут, то там. Как-то многие работодатели умеют находить управленческие решения, чтобы работа удаленного сотрудника была эффективной вне зависимости от его часового пояса.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Слон Петрович

Нет никакой "единой" обычной работы в офисе, бывают как секты, так и приятные комфортные условия. Нарушение правил ПДД на дороге может убить за доли секунды. Когда расскажете, кого убило живосайтом, приму этот довод.

Ответить
Развернуть ветку
Алиджан Курбанов

судя по аватарке и истории комментов, вы именно "этим" на vc.ru и занимаетесь. не противно?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Evseev

Есть версии почему онлайн-консультанты так популярны в РФ? Что в Европе, что в США их используют НАМНОГО реже. В РФ же их пихает к себе на сайт почти каждый.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда