Оффтоп Редакция vc.ru
12 161

Три гиганта китайского интернета, которые намерены захватить мир

Многомиллиардное население Китая, где бизнес и политика тесно переплетены, является огромной аудиторией, готовой потреблять контент. Но как и везде в мире, здесь недостаточно лишь завоевать доверие пользователей, нужно ещё суметь сохранить свои позиции. Корреспондент ЦП в Китае подготовил обзор крупнейших игроков IT-рынка Поднебесной.

Alibaba Group

В 1999 году Джеку Ма, создателю Alibaba, впервые пришла мысль о запуске сервиса. Будучи простым учителем, он тогда даже не мог подозревать, что обычный сайт сможет дорасти до многомиллиардного бизнеса, включающего в себя торговую площадку Alibaba.com и два шопинг-ресурса: Taobao и Tmall. И это еще не считая последние приобретения ИТ-гиганта. Taobao имеет около 800 миллионов товарных позиций и 7 миллионов продавцов, которые охотно платят за рекламу и другие возможности сайта. В 2013 году общий объем транзакций Taobao и Tmall составил $240 млрд, что на треть больше, чем у Amazon и eBay вместе взятых.

В преддверии выхода на IPO, в ходе которого компания рассчитывает привлечь около $15 млрд, Yahoo решила раскрыть финансовые показатели китайской корпорации. В этом нет ничего удивительного — американскому сервису принадлежит большой пакет акций Alibaba. Выручка холдинга увеличилась на 66% по сравнению с прошлым годом и достигла отметки в $3,06 млрд, а прибыль удвоилась и теперь составляет $1,35 млрд. Эти цифры успокоили тех, кто подозревал спад в развитии компании — ведь такой большой корпорации довольно трудно внедрять инновации, в то время как сфера e-commerce все больше переходит в мобильный мир, где правят стартапы.

После размещения на бирже Джек Ма может заработать около $10 млрд. Харизматичный лидер покинул пост исполнительного директора компании год назад, оставив за собой кресло председателя совета директоров и движущей силы компании. Пообещав сделать Alibaba самой большой торговой площадкой в мире, Ма добился того, что на долю его компании приходится 80% всей интернет-торговли в Китае. Alibaba породила онлайн-бум благодаря своим рекламным акциям, таким, как однодневная распродажа 11 ноября, когда пользователи могли со скидкой купить множество товаров: от одежды до электроники. Доходы от такой однодневной акции превышают аналогичные показатели крупных интернет-магазинов США.

Еще одним признаком могущества Alibaba служит создание собственной системы платежей Alipay, на долю которой приходится 70% всех мобильных платежей Поднебесной. Alipay является крупнейшим в мире процессинговым сервисом, во многом благодаря которому Alibaba может позволить себе покупать перспективные фирмы и технологии. Среди последних сделок: приобретение навигационного сервиса AutoNavi, облачного хранилища Kanbox — аналога Dropbox, а также миноритарные доли в китайской дэйтинговой службе Momo и китайском аналоге Twitter — Sina Weibo.

Несмотря на впечатляющие показатели, будущее Alibaba пока выглядит туманно. Компания, в которой работает 20 тысяч сотрудников, выросла до огромных размеров, что может мешать в будущем реагировать на изменения рынка — такие, как переход к мобильным девайсам. А главным конкурентом компании в этой борьбе является другой крупный китайский игрок — Tencent, которому принадлежат такие популярные мессенджеры, как QQ и WeChat.

В марте Tencent приобрел 15% акций JD.com, второй по величине компании онлайн-коммерции, за 251 миллион долларов. Таким образом, мобильный игрок надеется использовать популярность мобильных приложений, чтобы перенести в эту сферу онлайн-покупки и взимать процент с транзакций. Уже сейчас с помощью WeChat можно оплачивать некоторые виды услуг, вроде поездки на такси или покупки кофе. Потенциальные инвесторы с опаской рассматривают возможность инвестиций в Alibaba, так как даже после выхода на биржу компания останется под руководством Ма и других учредителей. Более того, в сделку не входит платежный сервис Alipay, который Джек взял под свой контроль. Это объясняется тем, что китайское правительство запрещает иностранцам руководить финансовым бизнесом в Китае. Сейчас инвесторы активно изучают ключевые показатели компании, так как известно, что китайские компании любят спекулировать данными.

Также внимание инвесторов устремлено на попытки холдинга преуспеть в битве мессенджеров, где главенствует WeChat с его многомиллионной аудиторией. Alibaba решила активно развивать собственный сервис обмена сообщениями Laiwang. Со свойственной китайскому руководству категоричностью, Ма заявил, что те сотрудники, кто не сможет привлечь 100 новых пользователей к концу ноября 2014 года, будут оставлены без ежегодного бонуса. К ноябрю 2013 года сервис насчитывал 10 миллионов пользователей. Но вся комичность ситуации в том, что даже работники Alibaba снова стали использовать WeChat, потому что это самый популярный и удобный мессенджер в Китае, к тому же все их друзья общаются именно в нем.

Компания уже является крупнейшим игроком в своей отрасли и даже после IPO не собирается изменять существующую политику. Сможет ли она в дальнейшем успешно отвечать на изменения рынка — вопрос времени. Но при наличии столь огромных средств и руководителя с чертами визионера, это представляется вполне возможным.

Tencent

Главному сопернику Alibaba, корпорации Tencent, принадлежат популярный мессенджер WeChat и менее известный за пределами Китая QQ Messenger. Большинство населения в Китае использует WeChat из-за невероятной быстроты приложения, возможности работы с мультимедиа, голосовых сообщений, видео-звонков, системы верификации пользователя, возможности оплачивать покупки и находить пользователей по соседству. Это далеко не полный список возможностей, которые предоставляет сервис.

Tencent наступает на пятки своему главному конкуренту — Alibaba, а будущее зависит от того, какая из двух компаний сможет закрепиться на мобильном рынке, предлагая пользователям все больше услуг.

В отличие от соперника, Tencent не так активно покупала другие компании, вместо этого сосредоточившись на своем ключевом продукте — WeChat. Компания сделала ставку на международный маркетинг и внедрение новых схем монетизации. В начале февраля корпорация запустила в режиме бета-тестирования платные официальные аккаунты, через которые крупные бренды могут общаться со своими потребителями. Уже в июне McDonalds стала первой компанией, которая начала работу с e-commerce сервисами мессенджера, предлагая скидку тем, кто купил чай через приложение. Но это не все: платежи можно было осуществлять только через TenPay — сторонний платежный сервис Tencent.

С последним обновлением WeChat стало очевидно, что компания серьезно взялась за вопросы монетизации. Появились такие функции, как магазин стикеров, игры со встроенными платежами, а также система онлайн-покупок, когда пользователь может приобрести различные виды товаров: от бутылки воды до билетов в кино. Не желая довольствоваться лишь Поднебесной, Tencent принялась за международную экспансию в совокупности с агрессивным маркетингом на рынках Индии, Индонезии, Филиппин и Испании. Корпорация привлекла футболиста Месси для ряда международных кампаний, а также планирует открыть офисы на Филиппинах и в Малайзии.

Для улучшения своего главного продукта и внедрения новых технологий Tencent приобрела 36,5-процентную долю в китайском поисковике Sogou за 448 миллионов долларов. Поисковик занимает третье место после таких лидеров, как Baidu и Qihoo, но обладает потенциалом. Например, корпорация может интегрировать технологии Sogou в WeChat, сделав поиск более точным. Tencent также продолжает инвестировать в западные стартапы. Наиболее заметные сделки: 150 миллионов долларов в фэшн-стартап Fab.com, а также 23 миллиона долларов в Android ROM производителя CyanogenMod. Пока довольно трудно прогнозировать, как эти покупки соотносятся со стратегией компании. Например, Fab.com может работать с WeChat для улучшения сервисов онлайн-шопинга.

Согласно докладу L2 Think Tank, WeChat и Line стали самыми быстрорастущими социальными сетями в мире, продолжая стремительно наращивать свой маркетинговый потенциал. Топовые бренды уже предпочитают работать не в Facebook или Twitter, а именно в мобильных мессенджерах, пользовательская база которых растет большими темпами. Так, количество пользователей WeChat увеличивается на 500% в год и уже превысило 600 миллионов пользователей. Согласно статистике, 19,8% luxury-брендов имеют аккаунты в мессенджере.

Еще одной сферой, в которой Alibaba соперничает с Tencent, являются финансы. В марте владелец WeChat объявил о том, что при поддержке китайского банка CITIC и страховой компании Zhong An выпустит первую партию цифровых кредитных карт, которые можно будет использовать в мессенджере. В тот же день Alibaba заявила об аналогичной программе для своего кошелька AliPay. Услуга сейчас проходит стадию внутреннего тестирования и станет доступна в ближайшее время.

Два сервиса имеют как сходства, так и различия:

1) Обе новые карты поддерживают онлайн- и мобильные платежи, но кредитная карта WeChat также позволяет оплачивать покупки в физических магазинах, сканируя QR-код

2) Оба сервиса избавляют пользователя от неудобств, связанных с физическими кредитными картами

3) Кредитная линия карты AliPay начинается с 200 юаней (примерно 32 доллара), в то время как WeChat предлагает три уровня: 50, 200 и от 1000 до 5000 юаней, в зависимости от кредитоспособности пользователя. Компания также гарантирует беспроцентный период в течение 50 дней и никакой ежегодной платы.

Что ждет две корпорации в будущем?

За последние несколько месяцев стало очевидно, что борьба между Tencent и Alibaba стремительно набирает обороты. С одной стороны, у онлайн-ритейлера есть доступ к каналам потребительских продуктов: Tmall и Taobao. У Tencent же — неослабевающее внимание к своему мессенджеру. Публичные конфликты начались в конце 2013 года, когда Alibaba отключила поиск на Taobao, а также ряд других функций, предоставляемых WeChat. Ответом послужила блокировка инвайтов в Laiwang внутри WeChat. Даже китайский аналог Twitter, Sina Weibo, был втянут в конфликт, временно прекратив обмен контентом в мессенджере от Tencent, хотя функция была быстро возвращена.

Стоит отметить, что, хотя компании и сражаются за первенство в сфере электронной коммерции, все же Alibaba с ее развитой инфраструктурой пока лидирует, заработав за один лишь китайский аналог кибер-понедельника $5 млрд. Ближайший год, в ходе которого определится лидер, станет решающим для двух соперников. Alibaba будет все больше времени уделять своему приложению AliPay Wallet, добавляя новые функции, в том числе социальные. Tencent же сосредоточится на мобильных привычках пользователя, сделав уникальную площадку, не покидая которую, пользователь может совершать покупки, общаться, играть и многое другое.

Sina Weibo

Сервис микроблогов Sina Weibo широко известен как китайский клон Twitter, однако это нечто большее. Несмотря на то, что ресурс подвергается жесткой цензуре со стороны властей, именно он стал важной площадкой, на которой обсуждаются острые социальные и политические вопросы. Может быть, Weibo и не является самым прибыльным медиа-ресурсом Поднебесной, но по степени значимости занимает первые места.

Некоторые скептики сомневаются в успешном размещении на бирже Weibo. В пример приводят выход на IPO другого крупного китайского ресурса Renren (китайский аналог Facebook), акции которого в первый год упали с 16 до 3 долларов. Постепенно крупные бренды предпочитали Weibo в качестве площадки для продвижения, да и молодое поколение, которое было целевой аудиторией китайского Facebook, изменило свои предпочтения.

Но рынок Поднебесной подвержен изменениям, а потому существует реальная угроза для Weibo со стороны WeChat. И не только из-за большей базы пользователей (355 миллионов активных пользователей у WeChat против 129 миллионов у Weibo), но еще и благодаря широчайшей функциональности, которую может предложить мессенджер.

Однако у китайского Twitter есть запасное оружие. Во-первых, это вирусный маркетинг. Среди последних историй — публичное извинение китайского актера Вэнь Чжана, пойманного на измене своей жене. Фото письменного извинения в кратчайшие сроки набрало более 2 млн комментариев и 1,2 млн ретвитов. Во-вторых, это Alibaba. В апреле 2013 года, китайский e-commerce гигант инвестировал 586 миллионов долларов в обмен на 18-процентную долю социальной сети. Пока не было каких-либо видимых результатов от сделки, но это может оказаться единственным способом для Weibo соперничать с WeChat, так как у Alibaba есть огромная пользовательская база. В предстоящем IPO компания намеревается привлечь 500 миллионов долларов, но вопрос заключается в том, доверятся ли ей инвесторы, которые еще помнят печальный опыт Renren.

#золотойфонд #IPO #китай #Alibaba #Tencent

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
Статьи по теме
Основатель Alibaba грозил штрафами сотрудникам, которые не приведут по 100 клиентов
Alibaba проведет самое крупное IPO зарубежной компании в США
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0438\u0442\u0430\u0439","\u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439\u0444\u043e\u043d\u0434","tencent","ipo","alibaba"], "comments": 4, "likes": 21, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 3546, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 21 Apr 2014 22:01:57 +0400" }
{ "id": 3546, "author_id": 2, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/3546\/get","add":"\/comments\/3546\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/3546"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

3

Достойнейшая статья

Ответить
1

Вангую появление brand pages в WhatsApp

Ответить

0

Да пока на западе покупают Whatsppi за тысячи миллиардов, придут веселые ребята с поднебесной и докажут, что это давно уже не имеет смысла.

Ответить
0

Я уловил интересную стратегию Китая. Это такой закрытый для иностранных интернет-компаний рынок, где есть свои умные ребята. Эти ребята смотрят, что становиться популярным за рубежом и делают похожий продукт только для своего рынка, а пользовательский рынок у них ого-го! :)

Ну и когда компания набирает огромные обороты на внутреннем рынке - она готова иди на экспорт.

Самое главное деньги крутятся внутри страны и никто не платит за иностранные аналоги.

Как думаете я верно уловил эту схему или это паранойя? :)

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }