В США закрылся хипстерский сервис доставки Shyp. Перевод письма его основателя

О том, какие ошибки были сделаны в самом начале и почему важно вовремя прислушиваться к советам.

Очень здорово, когда есть возможность прочитать о неуспехе какой-либо компании. О неуспехе не любят писать, это не так круто, как история про пару-тройку полученных мультов от инвесторов. А зря. Пользы можно почерпнуть из таких историй гораздо больше. «Рост любой ценой — опасная ловушка, в которую попадают многие стартапы»

Прелюдия

Меня зовут Николай, я занимаюсь логистическим/ecommerce проектом shopozavr.ru — это консьерж-сервис доставки любых вещей из США, поэтому всё что связано с логистикой и инновациями в этой сфере мне очень сильно интересно. Особенно интересен был проект Shyp, который стартовал в 2014 году и был призван упростить отправку посылок жителям США.

Shyp меня так радовал своей простотой, удобством и вообще тем, что он привнёс свежесть в мир логистики, что вдохновил меня сделать даже mvp нашего собственного консьерж-сервиса.

Будучи подписанным на блог Shyp'а, я каждый раз радовался всем их новым фичам, которые они запускали и которые были призваны улучшить жизнь их пользователям. Завидовал как им удалось подключиться к eBay и стать одним из возможных способов доставки, и сетовал, что он не добавляет меня в друзья на Facebook. Увы, в бизнесе играют роль продажи, а не фичи и Shyp закрылся.

Инвестиции в Shyp

Ребята из Shyp привлекли $62.1M за три раунда. Всё по классике: на сиде $2.1M, на А раунде получили 10 мультов и на B раунде еще 50 мультов.

Бизнес сложный и сугубо операционный. Локации, где работал Shyp довольно обширные, а если учитывать, что бизнес не везде и не сразу плюсил, то очень даже хорошо и долго они держались на мой взгляд.

Перевод письма основателя Shyp

Прошу прощение за возможные неточности и вольности перевода. С оригинальным постом можно ознакомиться здесь. Не могу назвать этот текст какой-то кладезью знаний и ошибок, которые нельзя совершать, тем не менее кому-то то может быть полезным и любопытным.

Сегодня с тяжелым сердцем мы закрываем Shyp и прекращаем всю деятельность. Я минут 10 смотрел на пустой экран прежде чем написать хотя бы это предложение. Мне тяжело по многим причинам, но для начала давайте я вам расскажу, как мы оказались в таком положении.


В 2014 мы запустили Shyp, чтобы за пару кликов вы могли отправить посылки по всему миру. Почти сразу стало понятно, что мы попали в точку. Мы не успевали за собственным ростом. Приходило все больше клиентов, отправлялось все больше посылок. Мы взяли на себя все, что люди ненавидят в почтовых отправлениях: от подбора коробки, которую надо найти, до очередей на почте. Мы просто избавились от этого.

Судя по восторженным отзывам наших клиентов, мы сделали невозможное: сделали почтовые отправки клевыми. Оказалось, люди яростно ненавидят почту. Вы удивлены?

За взрывным ростом, последовали сравнения с Убером: от инвесторов, клиентов, медиа и даже просто от людей в Интернете. Кто бы не хотел, чтобы его сравнивали с Убер? За несколько лет Убер изменил представления людей о транспорте. Нам говорили, что мы можем так же. И я верил в это. Нам сулили именно такое будущее, и я на этом зациклился.

Но потом все изменилось. Прирост клиентов замедлился. Люди, имеющие отношение к работе нашей компании, начали говорить, что погоня за физ.лицами – плохая стратегия. В конце концов, часто ли нужно отправлять посылки обычным людям? Но я их не слушал.

В тот момент я подходил ко всему с позиции инженера. Вместо того, чтобы менять стратегию развития компании, я поручил команде расширить географию доставок, выдумать новые функции и способы дальнейшего проникновения на потребительский рынок. По сей день я испытываю восторг от того рвения, которым обладает команда в борьбе с 200-летней индустрией. Но рост любой ценой - опасная ловушка, в которую попадают многие стартапы, включая наш.

Когда я наконец прислушался к советам, то ужасно сожалел, что не сделал этого раньше. Легко поддаться искушению, когда слышишь, что основатели других компаний не слушали ничьих советов и побеждали. Я точно был в плену у этих историй. Это затуманило мой рассудок.

Около двух лет назад мы пересмотрели свою политику и сместили фокус на более прибыльный сегмент: малый бизнес. Однако, мы приняли решение сохранить популярные, но убыточные направления бизнеса, оставив им небольшие команды. Это была ошибка – моя ошибка. В то время как у крупных компаний есть финансовая свобода для экспериментов ради исследования, для стартапов это безответственно.

Скоро мы получили данные, говорящие об огромном количестве заказов от продавцов, торгующих на eBay. Мы запартнёрсились с eBay и запустили первую в своем роде интеграцию. Очень скоро на долю онлайн-продавцов и малых бизнесов стало приходиться больше половины нашего дохода. Мы серьезно увеличили доходность по этому направлению и увеличили выручку на 1 транзакцию на 150 %. Но этого было недостаточно.

Прошлым летом, сильно позже всех, кто связан с нашим бизнесом, я понял, что Shyp нужны радикальные изменения, чтобы у нас остался шанс выжить. Мы приостановили деятельность во всех городах, кроме Сан-Франциско (наш самый крупный и прибыльный рынок). Мы полностью сосредоточились на бизнес-клиентах и закрыли все, что не приносило доход. Честно говоря, это, казалось бы, очевидное решение далось тяжело. Многие были в нас разочарованы, и это негативно сказывалось на наших сотрудниках, клиентах и партнерах.

За несколько недель перспективы компании повернулась на 180 градусов. Чем больше изменений мы вносили на платформу, чем больше новых фич мы придумывали для малого бизнеса, тем лучше становились наши показатели.

К декабрю 2017 мы добились реальной прибыли в Сан-Франциско, легко преодолев застой и убыточность. Команда работала без устали, доказывая, что новое направление скрывает огромный рыночный потенциал. Мы зубами вгрызались в эту возможность и сделали все, что могли. Прогресс был стремительным, даже ошеломительным для нас самих – вот только начали бы мы раньше. К сожалению, предыдущие ошибки отобрали у нас время и ресурсы для развития нового направления.

Теперь мы имеем то, что имеем. Ошибки, которые я допустил в бизнесе в начале пути, оказались непоправимыми для выживания.

Я сожалею об этом. Я прошу прощения у своей первоклассной команды, которая прошла весь путь вместе со мной. Вместе мы отправили столько коробок, что ими можно покрыть Сан-Франциско 4,5 раз. Я прошу прощения у сотен тысяч клиентов, которые поддержали нашу идею отправив столько посылок, что ими можно обогнуть Землю пол миллиона раз. Я прошу прощения у всех инвесторов и партнеров. Они всегда поддерживали нас, но их советы я иногда игнорировал. Я благодарен, что мне выпала честь поработать с вами всеми.

Оглядываясь на все, что мы пережили с момента создания Shyp, я хочу подвести итог следующими словами «Жду не дождусь, когда вы увидите, что мы теперь делаем!». И даже после этого заявления мои чувства остаются прежними. Беря во внимание весь опыт, который мы получили, создавая Shyp, я уверен, что наша команда продолжит создавать невероятные, важные вещи. Я готов ко всему, что нас ждет в будущем. Короче говоря, жду не дождусь, когда вы увидите, что мы теперь делаем!

Kevin Gibbon, CEO of Shyp

А что думаете вы?

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Илья Карачаров

Резюме:
Чувак считал себя самым умным, не слушал других умных, потратил инвестиции, извиняется.
Да, свое дело , да я не такой пиздатый. Но я надеялся тут мораль найти, а эта история равна примерно той же, что мама мне давала в детстве деньги на карман и просила не спускать на хуйню, а я спускал и был этому рад.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Rozhdesvenski
Автор

Да, когда прочитал новость о закрытии и его "послание" тоже разочаровался, что нет обзора ошибок для сообщества и последователей : ((

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens
К декабрю 2017 мы добились реальной прибыли в Сан-Франциско, легко преодолев застой и убыточность.
К сожалению, предыдущие ошибки отобрали у нас время и ресурсы для развития нового направления.

Я всё равно не понял. Они преодолели застой и убыточность. Дык как прошлые ошибки перечеркнули вновь обретенный успех?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Невидемский

Прибыль в декабре в Сан-Франциско? Если они всерьез воспринимают эту метрику, то им стоит попробовать работать только по декабрям)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

...в Сан-Франциско

Ответить
Развернуть ветку
Nick Rozhdesvenski
Автор

Скорей всего, как и написал комментатор ниже, в прибыль они вышли во время самых больших распродаж в декабре и тд итп, когда была максимальная загрузка и видимо маржа покрывала затраты на производственные мощности (склады, персонал и т.п.)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ganev

Все хорошо, инвесторы дали бабла
Все плохо, бабло кончилось, сокращаем присутствие на рынке
Ура, мы вышли на прибыль за счет избавления от всего убыточного
???
Мы банкроты =/

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Невидемский

Они вышли на прибыль за счет предпраздничного ажиотажа, так-то остались убыточными, иначе зачем закрываться?

Ответить
Развернуть ветку
Nick Rozhdesvenski
Автор

Ага, скорее всего так и есть!

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Типичная история для США стартапов: потратить деньги инвесторов
и заново набрать новые инвестиции на другой проект.
И ведь опять вкладывают.
Странно у них там все.

Какой можно сделать вывод из рассказа CEO и аналогичных?
Сокращать расходы.
Выносить офис разработки в дешевую локацию.
Планировать расходы, а не бездумно расширяться.
Не быть оптимистом в розовых очках.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Rozhdesvenski
Автор

Думаю, что такие истории и в РФ есть, просто рынок инвестиций еще не такой заметный как в США, поэтому и историй не много..

Расходы, конечно, операцинные серьезные и в целом сервис кажется хипстерским с акцентом на удобство и не каждый бизнес променяет удобство на меньшую маржу..

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Жаль нельзя посмотреть какой раньше был сервис(первый раз про него услышал.) - интересно покопаться в UI серьезных проектов.
У stripe например UI классный.

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens
Ответить
Развернуть ветку
Roman Rodin

За одного битого двух небитых дают )

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Azarov

Как всегда: прорыв, попали в точку, рост клиентов, а потом оказывается они все время в убытке.
С таким же успехом можно собрать денег инвесторов и возить людей на автомобиле бесплатно: попадание в точку и поток клиентов гарантирован.
Этот сайт вроде о бизнесе, но я не понимаю какое отношение имеют к бизнесу подобные истории.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Да о бизнесе и правильных стратегиях мало кто расскажет, а подобную пыль в глаза любят сыпать. Тут таких статей я тысячу видел, если не меньше. Каждый раз ржу и каждый раз одна и та же история

Ответить
Развернуть ветку
ЯрСтан

Люблю Америку! Про%:№@ть деньги инвесторов, извиниться, и все. От слова совсем.
Я одного такого знаю. Он в Кемерово тоже извинялся перед президентом.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Zinnatullin

Ну как бэ инвесторы поэтому получают долю в компании и место в совете директоров/etc.

Они оценили риски и вложились.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladimir Sobolev

я ими успел воспользоваться один раз и для этого мне пришлось переехать мост, тк их сервис, буквально, работал через дорогу дорогу от моего дома. за несколько лет они так не расширились на пару блоков до моего района

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz

Чувак не слезал с бизнеса для физ лиц, хотя он и не прибыльный. Странный

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда