Оффтоп Лера Михайлова
4 102

«С другом нормального партнёрства не вышло, но с человеком, которого плохо знаешь, получилось еще хуже»

Издание MC Today опубликовало историю становления сервиса медиамониторинга LOOQME.

В закладки

Два слияния и процесс «развода» с партнёрами, почти 40 релизов продукта, скандал с бывшим работодателем, рост команды от одного до 100 человек и сокращение наполовину. Таким был пятилетний путь сервиса для эффективного пиара LOOQME.

Основатель сервиса мониторинга СМИ LOOQME Виталий Сидоренко в своей колонке для MC Today рассказал, почему он совершил столько ошибок в бизнесе и как удалось их исправить.

Да, сейчас как бизнес мы уже готовы. Есть чёткое позиционирование, точка дифференциации, сильная команда, продукт, в который веришь. В прошлом году сервис LOOQME занял 40% украинского рынка медиа-мониторинга, успешно перешел на модель SaaS и имеет более 150 постоянных клиентов из большого бизнеса. Но чтобы прийти к этой точке, мне понадобилось целых пять лет.

История проекта началась в 2012 году с создания компании LookSMI —классического агентства по мониторингу СМИ. Я только защитил диплом, переехал жить отдельно от мамы и понял, что хочу воплощать амбиции бизнесмена-миллионера в жизнь. Про бизнес не знал ничего, сбережений, конечно, тоже никаких не было, да и гениальные идеи отсутствовали.

Единственная сфера, где у меня был хоть какой-то опыт — это медиа-мониторинг, в котором работал целых два года, один из которых занимала ночная подработка в наборе текстов из выпусков новостей. Серьёзный опыт, короче говоря.

Наслушался историй успешных бизнесменов, которые все как один твердят, что главное начать, а потом разберешься, и решил — пора. Нашел такого же балбеса-друга Колю, готового рискнуть, и мы основали компанию LookSMI.

Где-то месяц ходили на свои работы, набирались смелости уволиться, а по вечерам рисовали план захвата мира.

Виталий Сидоренко
основатель LOOQME

Изначально мы готовили онлайн-систему для медиамониторинга, которая заменит ручные отчеты в Word. Мы сделали сайт-визитку, запустили контекстную рекламу и занялись холодными звонками. Элементарные вещи уже отличали нас от конкурентов, у которых или не было сайта, или он выглядел как из 90-х.

Параллельно мы готовили программное решение для автоматизации ручной работы, чтобы делать медиа-отчеты быстрее и качественнее.

Одолжили $5 тысяч, «запилили» первую версию системы — и вперёд. Каким-то чудом в первые месяцы работы мы продали аналитический проект именно за $5 тысяч и вышли в ноль. При этом мы не получали большой личной прибыли и часто возникала мысль, что мы здесь совершенно не эксперты.

Через пару месяцев Колю пригласили на хорошую работу, и я остался один. Хорошо, что раскол произошел на старте, потому что после недолгих споров нам удалось сохранить дружбу.

Следующие полгода были совсем тяжелыми. Удалось подключить нескольких клиентов, нанять двух сотрудников и сменить один ужасный офис на другой.

У нас появился первый клиент – ТРЦ «Караван», который купил именно доступ к системе мониторинга, а не ручные медиа-отчёты. Затем мы выиграли крупный тендер Philip Morris, причем с самой большой ценой за счёт нашей онлайн-системы.

Я решил вступить в международную ассоциацию мониторинговых агентств, где ещё не было ни одной украинской компании. Съездил на конгресс в Дубаи, тогда нас заметили конкуренты, и покупать данные оффлайн-медиа по-проектно стало совсем трудно.

Мне нужна была полная база оффлайн-СМИ для нормальной работы. Делать свою было слишком дорого. Тогда у меня появился другой партнер, у которого были нужные ресурсы. Но, как оказалось позже, я обжегся второй раз.

С другом нормального партнёрства не вышло, но с человеком, которого плохо знаешь, получилось еще хуже

Виталий Сидоренко
основатель LOOQME

Начались какие-то мутные схемы за моей спиной, желание постоянно вынимать из молодого бизнеса деньги, сорванные из-за этого переговоры с инвесторами. Закончилось всё жёсткими переговорами, угрозами и разрывом отношений.

Клиенты не нуждались в нашей разработке

Каждый год компания показывала рост на 300% и больше. При этом мы всё время находились в состоянии поиска своей бизнес-модели и позиционирования. Главной проблемой было то, что клиенты не хотели отказываться от ручных отчётов в пользу системы. Она была для них слишком сложная и требовала лишних действий.

К концу 2016 LookSMI обслуживала 70 клиентов, и только четыре из них использовали систему как основу, а не как вспомогательный инструмент вместе с ручными отчётами. Именно тогда произошло очень важное событие для проекта: мы провели тестирование системы со стороны клиента и сравнили время на получение информации.

Получить нужную информацию из отчёта занимало пять минут, из системы – больше 30 минут. Система, которую разрабатывали для автоматизации и ускорения доступа к информации, требовала в шесть раз больше времени, чем ручной отчет.

Мы в очередной раз полностью изменили интерфейс продукта, оставили минимальное количество настроек, и в марте 2017 года в 27 релизе системы запустили продукт, который начал менять наш бизнес.

Мы снова все поменяли

В мае 2017 года LookSMI объединилась с компанией «Контекст-Медиа», которая уже 17 лет работала на рынке. Без своих разработок, но с хорошей базой из 80 действующих клиентов и влиятельной репутацией. Фактически это было слиянием на равных условиях. Мы провели ребрендинг и создали LOOQME.

На бумагах все выглядело отлично: много расходов можно оптимизировать, есть огромная клиентская база для улучшения продукта и создания сильнейшей команды на рынке. Но на практике это были адовые полгода, за которые я осознал, насколько важны единые ценности в коллективе.

Объединить две команды, которые смотрят в разные стороны, которыми движут совершенно разные мотивы, практически невозможно.

Виталий Сидоренко
основатель LOOQME

Помимо этого, резкий рост команды предполагает совсем другой уровень структуры и процессов в компании. Вместо того, чтобы продолжать расти, мы полгода только то и делали, что занимались людьми, процессами и структурой. С некоторыми мы попрощались исключительно из-за ценностей, кто-то не отвечал нужному уровню, а кто-то был против любых перемен.

Сразу после этого этапа, в ноябре 2017 года мы немного выдохнули и опять вернулись к мыслям о продукте. И посмотрели на свой продукт не с точки зрения функционала, а с точки зрения ценностей, которые мы предлагаем клиенту. Еще раз проанализировали рынок на предмет дифференциации от конкурентов.

Пришли к следующим выводам:

Мы не конкуренты системам по мониторингу социальных сетей. Таких систем уже слишком много, конкурировать с ними нет смысла.

Наш клиент приобретает не мониторинг СМИ, он покупает быстрый инсайт и дополнительное время на реакцию.

Ядро целевой аудитории – PR-менеджеры. Маркетологи, SMM, SEO – расширение целевой аудитории.

PR-менеджер настроен получать только готовый продукт, у него нет подготовки и времени для множества действий.

На основе этого мы отказались от позиционирования «всё в одном» и запланировали изменения в продукте: LOOQME – сервис для эффективного пиара.

Зашел в систему — получил инсайт. Без дополнительных настроек и кликов. Отказались от части функций и сконцентрировались на правильных настройках по умолчанию для каждого клиента.

Команда LOOQME

Сегодня 50% наших клиентов используют систему как основной инструмент для анализа коммуникаций и отказались от ручных отчётов. Это уже большая победа для нас и для украинского рынка.

И вот сейчас март 2018 года. Наша цель – к концу года продать услугу в США, найти финансирование и экспертизу для работы на американском рынке. Практически у всей нашей топ-команды есть бизнес-образование, мы на своей шкуре поняли важность единых ценностей для команды и для клиента, наш продукт менялся 37 раз, имеет четкое позиционирование, уникальность и отличие от конкурентов.

У нас готов тот минимум, с которым идут к инвесторам на старте. Но для того чтобы прийти к этому старту, нам понадобилось пять лет, куча нервов, ошибок и изменений.

Наверное, странно заканчивать историю стартом, но конца пока не предвидится. Впереди чемпионские пояса в профессиональной лиге.

{ "author_name": "Лера Михайлова", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 4, "likes": 27, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 35605, "is_wide": false }
{ "id": 35605, "author_id": 78969, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/35605\/get","add":"\/comments\/35605\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/35605"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

1

"У нас готов тот минимум, с которым идут к инвесторам на старте" Без комментариев.

Ответить
0

Система, которую разрабатывали для автоматизации и ускорения доступа

к информации, требовала в шесть раз больше времени, чем ручной отчет.

Это же постоянная фигня с системами автоматизации. Решается серьезными откатами (для этого и цена должна быть соотв.), и убеждением ЛПР в том, что система защищает от фальсификаций и позволяет отслеживать любые попытки изменения информации задним числом.
Если посмотреть маркетинговые материалы любых систем автоматизации, то за первым слоем шоколада, обнаруживает именно такая начинка - мол, Вы точно будете знать что у Вас происходит, и Вашим сотрудникам будет сложнее обманывать Вас и воровать / накручивать себе премии - тоже.
...
Дочитал до конца - ну что, выше рынка не прыгнешь, жаль что все так закончилось - хотя с коммерческой точки зрения и стало лучше, я так понимаю.

Ответить

Комментарий удален

0

Спасибо, очень интересная история. Успехов вам.

С другом нормального партнёрства не вышло

Ожидал каких-то склок и интриг из-за разного видения будущего, дележки и саботажа работы. Но, оказалось, Коля отпал на старте. Это и к лучшему.

У меня как раз сейчас только только стартап зачинается со старым другом, боюсь обжечься, разругаться и испортить отношения на финансовой почве и взаимной критики. Б-же, надеюсь, такого не случится. Человек-то толковый.

Ответить
–1

Почитай цель 2 и сделай правильно.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления