Офтоп Редакция vc.ru
3 133

Что нужно знать, собирая краудфандинг на книгу

На момент написания этой статьи на Boomstarter было 53 успешных проекта в категории «издания». Проанализировав их все, можно сделать вывод, что между ними общего, помимо заветной галочки, означающей исполнение мечты автора и получение необходимого финансирования.

Для начала, немного статистики. Общий сбор успешных проектов категории «издания» на Boomstarter - 6 856 092

  • 19 проектов собрали более 100 тысяч рублей
  • 10 проектов — более 200 тысяч рублей
  • 5 проектов — более 300 тысяч рублей
  • 3 проекта — более 400 тысяч рублей
  • 2 проекта — более 600 тысяч рублей
  • 1 проект — более 800 тысяч рублей

Максимальное «сыгравшее» вознаграждение в категории «издания» — 50 тысяч рублей, а средний сбор – 129 360 рублей. 

Теперь о том, что объединяет большую часть успешных проектов в названной категории, и что необходимо сделать готовящимся к старту авторам.

Наличие продукта

Большинство авторов обращались к краудфандингу, уже имея «на руках», как минимум, текст книги. Это верная последовательность, ведь бекеры — и типичные, которые просматривают крауд-платформы в поисках интересного, и в меньшей мере «спонтанные», которым проект случайно попался на глаза, — ждут продукта, а не эфемерной идеи «хотеть что-то написать». Краудфандинг всё же не благотворительность, и люди спонсируют не желание, а выпуск конкретной вещи, которую они могут заполучить себе эксклюзивно. Это нужно запомнить и этим нужно руководствоваться. В идеале, выходить на крауд нужно с уже написанной книгой. А дальше уже думать, на что собирать – на иллюстрации, на обложку, на выпуск печатного варианта и так далее. 

Хотя из любого правила есть исключения. Например, на Boomstarter 85 тысяч (вместо запланированных 50) собрала именно  идея написания книги про «Квантовые вычисления и функциональное программирование». 

Аудиторию – а здесь она, вероятно, была достаточно узкой – зацепила тема работы, а автору, в свою очередь, удалось убедить эту аудиторию в своей компетентности в данном вопросе, и в том, что книга будет действительно написана. При наличии активной ЦА и при условии, что ЦА знает автора – возможен и, назовем это так, «крауд намерения». Автор намеревается написать книгу – и бекеры финансово это намерение поддержали.

Рассказ о себе

В описании необходимо ответить на вопрос «кто такой этот автор». Львов Толстых и Фёдоров Достоевских на крауд-платформах не очень много, так что задача стартующего автора, во-первых, – осознавать, что для большинства посетителей платформы он все-таки инкогнито, а во-вторых, рассказать о себе так, чтобы вам просто поверили. Поверили, что вы (здесь и далее обращаясь к будущим авторам проектов) действительно поэт/писатель/, поверили, что эта книга – либо ваша мечта, либо может быть полезна и интересна кому-то еще, кроме вас. Как это сделать? Пути у 53 успешных авторов расходятся. Кто-то «выливает» свою биографию и рассказывает, сколько времени он провел в библиотеках и зарубежных поездках, по частицам собирая уникальный материал, кто-то дает ссылки на себя профильных сайтах; кто-то, как, например,  Женя Маменко, вообще пишет минимум символов, но так мило и по-доброму, что в итоге собирает нужную сумму. Обязательно посмотрите сходные по вашей тематике проекты. Изучите их. И сделайте свой проект с оглядкой на успешные, но по-своему.

Книга в списках вознаграждений

Бывают крауды книг, в которых книги не то чтобы не входят в списки вознаграждений, — нет, входят, но только на чудовищно высоком (более 1000 рублей, что для российского крауд-рынка сродни Эвересту) уровне. Это неправильно. Подавляющее большинство успешных проектов имели непосредственно продукт в вознаграждениях до 500 рублей. Это вполне адекватная сумма за печатный экземпляр, особенно если учитывать, что миллионными тиражами книги по крауду никто не печатает, а каждый адекватный человек понимает, что чем меньше тираж, тем выше стоимость единицы продукции. Это такой своеобразный порог, и психологический вероятно тоже. 500 рублей за книгу – это нормально. Выше… Решать вам, но опыт успешных коллег о чем-то да должен сигнализировать.

Здесь же напишу о том, как авторы ранжировали вознаграждения. Другими словами, что вы можете предложить бекерам, кроме «спасибо» и выдуманных ненужных вещиц а-ля магнитик, футболка, кружка с названием. Это электронная версия как низшая из ступеней вознаграждения, содержащих продукт. Шагаем выше — непосредственно книга. Далее – книга с автографом автора. Следующий шаг – книга с автографом автора и именем бекера в качестве спонсора на специальной странице. Еще выше — имя бекера на задней обложке в разделе благодарности. По сути, все это – один продукт, но с разной добавленной стоимостью, за счет совсем не сложных дополнений.

Важный совет: не завышайте стоимость этих «допов». Глупо предлагать просто книгу за 500, а книгу с вашей подписью за 1500. Если вы, конечно, не знаменитый писатель.

Четкие намерения

Речь о том, где, как, в каком количестве, на какой бумаге будет издана книга. Информация об этом так же встречается у большинства «успешных книг». Важно показать бекерам, что у вас есть четкий план, и вы так же четко осознаете, сколько денег на его реализацию необходимо. Отдавать деньги эфемерам, витающим в облаках, никто не будет. Поэтому покажите аудитории, что у вас за спиной большая работа — проведены переговоры, произведены калькуляции — и вот он список затрат: типография, работа корректора, пять иллюстраций, комиссия платформы, комиссия платежных систем… Поверьте, считать деньги любят все, так что дайте людям эту возможность, и одновременно покажите, что вам не нужно лишнего, и ваши запросы адекватны. Также не забудьте упомянуть, на что будут потрачены средства, собранные сверх необходимой суммы – на выпуск второго тома, как у «Простой науки» —  рекордсмена Boomstarter в категории изданий, на увеличение тиража, на твердую обложку, на вклейку твердой страницы с благодарностями… Все вышеперечисленное — это совсем не мелочи, а правильный честный жест по отношению к людям, которых вы просите о финансовой поддержке.

Непосредственно продукт на заставке и в оформлении проекта

Предваряющая картинка проекта — как аватарка в соцсетях. По ней встречают. Так что пусть она будет классной. Будет она содержать обложку книги, или один из ее разворотов, или портрет автора — решать вам. Главное, чтобы пользователь видел и понимал сразу — вот она книга (или вот он, автор). Точно так же и с оформлением проекта. Большинство успешных авторов использовали в оформлении варианты верстки печатного варианта своего труда. Этим как бы намекая потенциальным бекерам — «друзья, все уже готово, остался последний шаг, и мы предлагаем вам сделать его вместе».

Кстати, часто встречались и целые стихи в описании проекта. Как по мне — их не должно быть много, да и одной стихоформы, если она достаточно большая, тоже может быть много. Свои творения можно выложить по какой-нибудь профильной ссылке, а место, отведенное под проект, использовать более целенаправленно.

Отношение к бекерам

Книга — товар довольно специфический, с той точки зрения, что это лишь оболочка для текста. Исходя из этого понимания, отношение к спонсорам и должно строиться (и так оно и есть в абсолютном большинстве успешных проектов), с позиции писатель — читатель, а не с позиции продавец — покупатель. Вы предлагаете прочитать ваш труд. Неважно, на каком носителе. Вы же не покупаете книги как предметы интерьера, главное, чтобы корешок хорошо смотрелся на полке, а текст не важен, верно? И здесь точно такой же подход. Если же вы хотите именно продавать книги — это точно не к краудфандингу.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 12, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 3575, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 24 Apr 2014 11:24:47 +0400" }
{ "promo": {"title":"\u0411\u0430\u043d\u043d\u0435\u0440\u044b \u0434\u043b\u044f \u043c\u0435\u0434\u0438\u0439\u043a\u0438","order_id":1528,"state":80,"description":"HTML5, GIF, \u0441\u0442\u0430\u0442\u0438\u043a\u0430, \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e, Stories","email":"tolkunovdb@gmail.com","button_text_id":3,"link":"https:\/\/tolkunov.com\/?utm_source=vc&utm_medium=miniad&utm_campaign=january19","app_store_link":null,"google_play_link":null,"color_id":3,"rejection_reason_text":null,"image":"{\"type\":\"image\",\"data\":{\"uuid\":\"41176a71-6175-567c-225e-31e7709b4327\",\"width\":500,\"height\":500,\"size\":7289,\"type\":\"jpg\",\"color\":\"1c9cd4\",\"external_service\":[]}}","total":15000,"with_payment":true,"dates":"[{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"22\",\"available\":\"true\",\"price\":\"15000\",\"discount\":\"0\",\"format\":\"backend\"}]","hits_count":13031,"scrolls_count":0,"clicks_count":31,"hits_limit":0,"scrolls_limit":0,"clicks_limit":0}, "link": "https://vc.ru/redirect?hash=ffe3550907cac285bbe194e5cc0bfc4136b260de87ef16f5410a24c518617363&component=booster&id=106&type=daily&target=entry&url=aHR0cHM6Ly90b2xrdW5vdi5jb20vP3V0bV9zb3VyY2U9dmMmdXRtX21lZGl1bT1taW5pYWQmdXRtX2NhbXBhaWduPWphbnVhcnkxOQ==", "buttonText": "Заказать", "location": "entry", "id": "106" }
{ "id": 3575, "author_id": 2, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/3575\/get","add":"\/comments\/3575\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/3575"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }