{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Путь в никуда

О проблемах рынка морской навигации и сложностях, с которыми приходится сталкиваться яхтсменам, рассказал Андрей Домарацкий, сооснователь BoatPilot

Взрывной рост чартерного яхтинга для среднего класса пришелся на конец 90х - начало 2000х. Несмотря на то, что этот сегмент морского рынка до сих пор продолжает бурно развиваться, проникновение ИТ-технологий на нем оставляет желать лучшего. Здесь мало заметен тот прогресс, который можно видеть на рынке любых других транспортных средств (я не говорю о РЖД) – автомобильном, авиатранспортном и так далее. Не говоря уже о таких тенденциях, как уберизация, райдшеринг, социальные сети, интернет вещей, дополненная реальность – все эти новые тренды на яхтенном рынке пока находятся почти в зачаточном состоянии. Все это неизбежно появится здесь в течение пары ближайших лет, если будут устранены проблемы, которые до сих пор мешали технологическому развитию рынка. О них и пойдет речь ниже.

«Морские» проблемы

Самые большие проблемы яхтенный рынок испытывает в одной из критически важных областей – навигации. Мы начали заниматься ее изучением в 2012 году. Тогда мой друг и партнер по бизнесу Дмитрий Донской чуть было не попал в неприятности, заводя свою только что купленную яхту в марину ночью, в плохую погоду. Ее навигатор (тоже новый и известной марки) показал Дмитрию устаревшие данные, и ему, как и многим яхтсменам до и после него, пришлось взять бумажные лоции и пилот.

То, что началось с проблем, потом стало основой нашего бизнеса. Мы изучили все существующие на рынке навигационные решения, и у всех (!) нашли большой спектр различных проблем. Нам стало попросту обидно за отрасль. Купив машину, вы за 100 евро можете поставить на нее отличный автомобильный навигатор (или совершенно бесплатно использовать сервис от Yandex или Google Maps). Цена яхт иногда в разы выше, стоимость навигаторов для них может достигать 20 тысяч евро, обновления карт – нескольких сотен долларов, а в итоге вы все равно получаете нерелевантные данные и устаревший интерфейс. Это подтолкнуло нас к тому, чтобы решить эту проблему, создав собственную мобильную навигационную платформу.

Почему же у яхтенные навигаторы не смогли достичь уровня автомобильных? Это связано со спецификой развития навигационных систем для частных яхт. Для них применяется оборудование, которое обычно стоит на яхте по умолчанию, – чартплоттер: многофункциональный дисплей с модулем GPS, вычислительным блоком и встроенными картами. Однако эти карты в основном были разработаны для крупнотоннажных коммерческих судов и мигрировали на мобильные устройства без серьезных изменений, в значительной степени унаследовав архаичный интерфейс и не соответствующую потребностям круизного яхтинга функциональность.

Отсутствие решений для частного сектора

Несмотря на то, что частный яхтинг активно развивался последние 25 лет, до сих пор на рынке не было ИТ-продукта, ориентированного именно на частных пользователей. Приложения для мобильных устройств, конечно же, есть. Они создавались как альтернатива штатному чартплоттеру – и в итоге пользователь получал его фактический аналог. Но в том-то и дело, что этот аналог довольно близок к оригиналу, и это не идет ему на пользу.

Например, поскольку 2-3 популярные навигационные системы (возьмем Navionics и MaxSea) не были спроектированы специально для современных мобильных устройств, а изначально создавались под крупнотоннажный коммерческий флот и были адаптированы "на скорую руку" под частный круизный яхтинг, сохранили архаичный интерфейс и массу ненужных для частного яхтинга данных. Зачастую в них практически нет полезной информации (о бухтах, заправках, сервисах, ресторанах и так далее).

В общем и целом, навигационные системы, которые есть на данный момент на популярных мобильных платформах, могут неплохо выполнять свои функции на борту сухогрузов, но практически не приспособлены к потребностям частных или чартерных коммерческих яхт. А также, поскольку они были разработаны на основе софта для встраиваемых систем, то унаследовали еще и недостаточно оперативное обновление чартов (морских карт).

Трудности с обновлением

Навигационным решениям для крупнотоннажного флота особенно и не нужно быстрое или автоматическое обновление чартов, так как система портов и иных крупных объектов остается практически неизменной. Поэтому в типовой цепочке передачи данных для картплоттеров задействованы картографическое (или национальное гидрографическое) агентство, агрегаторы чартов, которых всего 3-4 в мире, производитель ПО и производитель навигационной системы. В этой схеме обычны ежегодное или полугодовое платное обновление – вручную с помощью флеш-карт. При такой схеме работы некоторые обновления или информация первостепенной важности либо вообще теряются и не доходят до навигатора, либо этот путь занимает годы. Например, только в Средиземном море известны сотни марин и маяков, которые просто отсутствуют во всех навигаторах, существующих на рынке. А ведь каждый навигационный сезон появляются еще и новые марины, маяки, стоянки, затопленные объекты и сопутствующие сервисы. В итоге, яхтсмены получают более-менее свежую информацию из бумажных справочников, которые обновляют раз в сезон.

В случае с мобильными аналогами обновления также происходят не так часто, как хотелось бы. Хотя карты уже можно скачать, а не установить с флэшки, они все равно недостаточно точны, так как их пользователи чаще всего не могут вносить в них свои правки, дополнения и комментарии.

Мало работы с морским сообществом

Идея применить для морских карт принципы TripAdvisor и Google Maps, в общем-то, лежит на поверхности, но пока что ее мало кто пытался реализовать. Отдельные попытки были, но не увенчались особым успехом, потому что их пытались сделать в виде надстроек на существующие решения. А, у них, как уже описано выше, были серьезные сложности. Между тем сами яхтсмены – это довольно мощная и активная сила. Аудитория яхтсменов в одной только Европе – это более 36 млн человек, и они могут (и готовы) вносить свой вклад в актуализацию и уточнение чартов. При этом, чем больше пользователей и чем дольше они ходят на яхтах, тем точнее будут эти данные.

Для чего они нужны? Дело в том, что для безопасности навигации жизненно важно не только знать обо всех актуальных объектах (навигационных знаках, маяках, и так далее), присутствующих в нужных шкиперу местах, но и иметь их полное описание. Иначе вы найдете в бухте, которую выбрали для стоянки, много опасных сюрпризов — затопленные объекты (и порой очень крупные), подводные течения, или безопасных, но шумных соседей, так как рядом находится дискотека.

Мы постарались исправить эти недостатки в нашем навигационном решении. Продукт совершенно бесплатен для пользователей, но взамен они дополняют навигационную базу данных комментариями, фотографиями, чартами, либо могут проверить и подтвердить достоверность такого контента от другого пользователя. Все это вносится в систему практически в режиме реального времени при условии доступа к сети. Наши пользователи работают очень активно - делают до 15 тысяч дополнений в месяц. В итоге сотни геопривязок гораздо более точные, чем в картах, которые существуют десятилетия, к тому же у них есть подробное описание.

Несовместимость

Здесь проблема заключается в существовании на рынке нескольких производителей несовместимых друг с другом бортовых навигационных комплексов, предполагающих установку собственного навигационного ПО. Универсального решения нет. Используя по сути одно и то же ПО, производители вносят в свои продукты различные изменения, избегая совместимости своих продуктов с конкурентными и, тем самым, искусственно разделяют яхтенное сообщество. В итоге пользователи не могут обмениваться важной навигационной информацией. А шкипер оказывается привязанным к конкретной марке бортового навигатора, необходимого для управления яхтой, несмотря на то, что практически все навигаторы не только основаны на одном софте, но и работают с универсальным стандартом для всех бортовых систем - NMEA.

В свою очередь, производители навигаторов не имеют возможности выбора между поставщиками ПО для своих систем, так как их недостаточно.

Неразвитый рынок

Рынок морской картографии можно назвать сравнительно низкофрагментированным, и игроков на нем пока еще не так много. Он фактически монополизирован 2-3 компаниями. Общая доля 8 крупнейших компаний составляет 63%, при этом в решениях ключевой тройки игроков (Jeppesen, Transas Marine и Navionics) есть различные проблемы, например, в некоторых из них недостаточно развитая функциональность, отсутствие обновления в режиме реального времени, а также почти все они платные (или бесплатна только базовая модель). Подобное фактическое отсутствие конкуренции, скорее всего, и вызвало отставание в развитии от современных требований рынка на 10-15 лет. Отрасли очень нужна «новая кровь» - новые игроки, разработчики и производители. Тем более, что рынок обещает неплохие перспективы.

Цифры по рынку

Объем мирового яхтенного рынка, основу которого составляют Северная и Южная Америка, а также Азиатско-тихоокеанский регион, сейчас превышает $200 млрд в год. По данным исследовательского агентства MarketsandMarkets, суммарный объем одного только европейского яхтенного рынка оценивается в $20 млрд. Он поддерживается тем фактом, что около 90% внешней торговли Европейского Союза осуществляется морским путем. Из них $13 млрд. приходится на аренду частных яхт, и около $154 млн – на коммерческие картографические системы. Прогнозируемый рост - $166 млн к 2020 году.

Глобальный же рынок морской картографии, по оценкам экспертов, вырастет до $13,6 млрд к 2020 году. Самый крупный регион на этом рынке – Азия (43%), с самыми быстрыми темпами роста в 3,36% ежегодно, по темпам роста его догоняет Латинская Америка с 3,3%.

Такие прогнозы обещают самые благоприятные условия для развития навигационных и картографических технологий, которые будут поддержаны ростом спроса на транспортные суда и регулированием со стороны организации International Maritime Organization (IMO), которая прямо обязывает владельцев яхт своевременно обновлять оборудование и карты. Другими словами, рынок сам вскоре придет к стандартам, которые мы сейчас видим на рынке популярных автонавигаторов.

***

Наверное, любой яхтсмен сталкивается с проблемами, которые описаны выше. Я сам прошел десятки миль и постоянно на них натыкался. Но то, что изменит эту ситуацию – это активная позиция яхтенного сообщества, которое заинтересовано в современном морском навигаторе. Рынок яхтенной навигации будет развиваться еще активнее, если преодолеет технологические проблемы и освоит все новые технологии, который сейчас популярны в других отраслях.

0
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Domaratskiy

Приветствую, вы вероятно смотрели mvp под iOS. Полноценная iOS версия будет доступна в мае.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда