Оффтоп Philipp Kontsarenko
4 385

Мнения: копировать проект можно, клонировать — нельзя

На прошлой неделе в своей колонке генеральный продюсер Game Insight Леонид Сиротин рассказал, что «клонирование немногим проще, чем придумывать свое». ЦП обратился к экспертам чтобы понять, есть ли будущее у интернет-проектов, в основу которых взята позаимствованная идея.

Клонирование – сложный процесс, и это не сильно проще провернуть, чем придумать что-то свое. В Game Insight мы не видим ничего плохого в обдуманном виде клонирования, и никогда не возмущаемся, когда наши игры клонируют.

— Леонид Сиротин, генеральный продюсер Game Insight

Примеров, когда проект копируется «один-в-один», не так много. Чаще всего речь идет о заимствовании идеи, которая в последствии трансформируется в новый продукт. Причем эта проблема касается не только стартапов — даже ИТ-гиганты регулярно сталкиваются между собой в судах. ЦП решил спросить у экспертов по продуктам, как они относятся к копированию и что нужно делать, когда ваш проект нагло склонировали.

Илья Красильщик
директор по продуктам «Афиши»

Отношусь к этому исключительно хорошо. Все в мире используют идеи друг друга, додумывают их, развивают, конкурируют. Это мировой мозг, главный двигатель прогресса. Что плохо — это бездумное копирование, когда люди воруют не идею, а ее воплощение, не поняв, в чем суть, не включив мозг. Красть идеи — хорошо, делать клоны — глупо, бессмысленно и позорно.

Клон — нет. А скопированный с умом, перепридуманный проект — да. Самый банальный пример — «ВКонтакте». Это Facebook? И да, и нет. Внешне и по идее очень похоже. Но по сути — это совершенно самостоятельный продукт, где нет ни следа бездумного копирования. В результате он работает местами лучше фейсбука и в России в разы популярнее.

Клоны — это смешно. Если кто-то делает твой клон — это свидетельство успеха. То есть появление клона — это скорее приятно. Что не отменяет того, что с дебилами надо бороться. А если кто-то сморит на то, что ты делаешь свежим взглядом, берет из этого все самое лучше и запускает собственный цельный проект — это уже серьезно и опасно. Но с умными людьми конкурировать интересно.

Григорий Бакунов
директор по распространению технологий «Яндекса»

Говоря о клонировании, многие подразумевают внешнюю составляющую. А для интернет-проектов это — далеко не самое главное. До 80% сервиса, технологий, лежат за видимыми для конечного пользователя интерфейсами. Поэтому я считаю, интернет-проекты клонировать отначала и до конца в принципе невозможно.

Если посмотреть на Facebook и «ВКонтакте» – то первые полгода они действительно были похожими друг на друга, но затем их пути сильно разошлись. Они стали совершенно разными соцсетями, со своей стратегией, продуктами, технологиями, аудиторией.

Довольно часто проект, который сознательно создаётся очень похожим на что-то другое, превращается в нечто совершенно новое. Например, Instagram изначально создавался как геймифицированный клон Foursquare и назывался Burbn. Можно ли сказать, что Instagram сейчас успешнее Foursquare? Мне кажется – да. Ребята не зацикливалсь на простом повторении, а думали о том, чтобы создать идеальный продукт для своего потребителя.

Например, во всём мире у Google при нажатии на ссылку в поисковой выдаче происходит переход на сайт. В России – как и у нас было исторически – ссылка открывается в новом окне. Мы видим, как техническую документацию «Яндекса» слово в слово копируют наши конкуренты. Значит, мы создали самые понятные и доходчивые описания наших сервисов.

Многие интерфейсные решения «Яндекс.Почты» спустя пару месяцев находят своё отражение в других почтовых сервисах. С одной стороны, конечно, обидно, когда результаты нашего труда – многих брейнштормов, экспериментов, – просто копируют. С другой – приятно. Значит, мы придумываем крутые штуки, которые хочется забрать в свой сервис.

Андрей Фадеев
управляющий партнер Nexters

Когда какой-то хороший проект уже занимает свое место на рынке, то точно такой же хороший проект его точно не победит. Просто потому, что люди его уже видели и уже им пользуются.

Другое дело, когда в процесс включается эволюция. Когда хорошая идея дорабатывается и из этого получается лучший продукт. Даже если какая-то идея покрывает 95% потребностей человека, то в ее клон, покрывающий 96% потребностей, постепенно перетекут все основные пользователи.

Чем больше пиара происходит вокруг доработанного клона, тем быстрее люди забывают о первопроходце. Если нет патентов, то в какой-то момент доказать преемственность идеи практически невозможно. Люди в это просто не поверят.

Примеров много. Самый простой — Myspace и Facebook. В нашей игровой практике подобное случается сплошь и рядом. Многие знают о самой крутой и зарабатывающей игре Clash of Clans, но все уже совершенно забыли, на какой продукт опирались разработчики при его создании. Правдой правят информационные потоки. Геббельс однажды сказал очень правильную фразу: «Ложь, сказанная тысячу раз, становится истиной».

Если вы планируете придумать что-то успешное всего один раз в жизни, то, безусловно, это нужно патентовать и зарабатывать деньги в судах.

Если вы планируете ежедневно генерировать успешные идеи, то радуйтесь каждый раз, когда их копируют. Такую идеологию проповедую я, и замечательно при этом живу.

На моей личной практике копирование идей встречается повсеместно и ежедневно. Большинство правил размещения приложений «ВКонтакте» были написаны после того, как наша компания что-то успешно реализовывала. Единичный случай клонирования обычно не заметен. Но если реализация действительно успешна, то в динамической среде такую идею начинают спешно копировать. И вот тогда это становится заметно. Подобные истории не выгодны участникам рынка и с ними стараются бороться. Например, при помощи правил «ВКонтакте». Именно поэтому, если вашу идею скопировали — нещадно радуйтесь. Это значит, что она прошла естественный эволюционный отбор и была принята большинством на ура.

Денис Жаданов
директор по маркетингу Readdle.

В наше время идея сама по себе стоит немного, все дело в ее реализации. Проект, который копирует чужую идею, и делает это лучше, быстрее и с большей пользой для финального потребителя — это двигатель прогресса. Почему я должен пользоваться худшим решением, если есть более новое и удобное?

Давайте взглянем на Rocket. Эта компания оценивается в несколько миллиардов — притом они не скрывают, что копируют чужие проекты для других рынков. Я ни в коем случае не выгораживаю тех, кто копирует проекты, но в конечном итоге решает все покупатель своим кошельком.

В свое время мы создали нишу сканирования документов с помощью мобильных устройств — Scanner Pro. Как только приложение стало №1 в бизнес-категории более двадцати стран, люди бросились копировать наш проект. Спустя 4 года, Scanner Pro находится на топовых позициях в App Store, несмотря на его цену в $7 и невзирая на сотни платных и бесплатных конкурентов.

Дмитрий Навоша
совладелец Sports.ru

К копированию фич и каких-то конкретных решений отношусь прекрасно, на 99% весь бизнес — это система взаимных повторений, быстро распространяющая лучшие практики по всему миру. Мы сами на Sports.ru и копируем, и во многом копируемы – и не видим в этом никакой проблемы. Важный нюанс: не надо фокусироваться слишком сильно на конкурентах или компаниях из твоей отрасли, как многие почему-то делают. Самые интересные идеи обычно можно подсмотреть в каких-то смежных.

К полному клонированию бизнеса тоже отношусь спокойно. Если это слепое копирование – то скорее всего, ты проиграешь, не понимая природу идеи до конца и отставая на шаг в ее внедрении. Для успеха тебе скорее всего придется изначальную идею развивать – и такое развитие двигает мир вперед.

#яндекс #афиша #sports_ru #Дмитрий_Навоша #копирование_проектов #Илья_Красильщик #Григорий_Бакунов #Nexters

{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "editor", "tags": ["\u044f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441","\u043a\u043e\u043f\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435_\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432","\u0438\u043b\u044c\u044f_\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u043b\u044c\u0449\u0438\u043a","\u0434\u043c\u0438\u0442\u0440\u0438\u0439_\u043d\u0430\u0432\u043e\u0448\u0430","\u0433\u0440\u0438\u0433\u043e\u0440\u0438\u0439_\u0431\u0430\u043a\u0443\u043d\u043e\u0432","\u0430\u0444\u0438\u0448\u0430","sports_ru","nexters"], "comments": 9, "likes": 13, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 3582, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 23 Apr 2014 21:32:51 +0400" }
{ "id": 3582, "author_id": 4, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/3582\/get","add":"\/comments\/3582\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/3582"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

9 комментариев 9 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
0

Очень веселое сравнение Вконтакте и Фейсбук.
Фейсбук мировой лидер и местечковый вконтакте выехавший только на размещении в нем контента только в России.
Давайте еще Теслу с ёмобилем сравним

Ответить
0

Если кто то построил первый супермаркет, не означает что его кто то не может сделать еще.
В то время, когда ВК начинал, начинали и другие команды: Мой круг, Вкругу друзей или Соседи, МГУшники что то начинали, но тем не менее победил ВК. Хоть и не мировой лидер, но безусловный победитель, даже работая в РФ оценивается в миллиарды. Не уже ли вы бы отказались быть владельцем ВК из-за того что 'местечковый'?:))

Ответить
0

Две соц. сети сравниваются и типа как круто копировать и дальше развиваться в своем направлении.
Ок. Что есть на планете земля фейсбук и что такое вконтакте?
Почему вконтакте в основном местечковый? Почему фейсбук поборол всех на планете и борит каждый день?
Разные масштабы ребят.
Новый вконтакте сравнивается с фейсбуком из прошлого.. прикольно

Ответить
3

Фейсбук несомненно был раньше, и был изначально англоязычным, и с самого начала в нём было больше интересных людей из числа тех, что интересны всем людям во всем мире.
Этим и объясняется абсолютно превосходство фейсбука над вконтакте в мировом масштабе.

Конкуренция этих продуктов на рынке стран бывшего СССР показывает, что по чисто продуктовым качествам нынешний вконтакте как минимум не уступает нынешнему фейсбуку. Конечно, люди потребляют пиратский контент, но глупо отрицать, что например работа с фотографиями или сообщениями у контакта организована на порядок удобнее, чем у его мирового конкурента.

Многие недооценивают тотальное проникновение российской соцсети в жизнь нынешних тинейджеров. Сообщество людей из IT-индустрии варится в твиттерах и фейсбуках, тешит себя иллюзиями (контактик - копия фейсбука, ему осталось пару лет, бла-бла-бла). А тем временем 99% школьников, с которыми мне пришлось повстречаться в последнее время буквально живут в этой социальной сети. Туда не просто сместилась вся из социальная жизнь, это ещё и их основной мессенджер. Многим бесполезно звонить или писать письма, но на сообщения вконтакте они отвечают через несколько секунд. Через несколько лет они станут студентами, а лет через пять-десять будут определять тренды и делать рисёрчи. Какие у них могут быть мотивы к отказу от привычной среды обитания? Никаких, если только продукт специально не испортят.

Ответить
0

Копировать и развиваться действительно круто. А еще это круто потому, что это правило действует на все, а не только на "стартапы". Как минимум сравнивать можно, это сети для разного народа, среди русскоговорящих популярен вк, среди англ - фб. Вк не может пробиться из своей аудитории, фб тоже не может пробиться к русским. У нас разное мышление, и никогда ниодна сеть весь мир не завоюет. Фб больше? Давай представим что международный язык - русский. Что тогда?

Ответить
0

Так много сравнения про ВКонтакте и Фейсбук. Но ВК был скопирован один в один. Затем ФБ начал свои "странные" изменения, а ВК так и остался в концепте придуманном Цукербергом.
Но безусловно сейчас Дуров "вылизал" ВК и он реально лучше, чем ФБ.
Значит все таки можно брать и просто копировать и надеяться что конкуренты сами себя потопят?:-)))

Ответить
0

«ВКонтакте» занимается тем, что «вылизывает» продукт до идеального. Они поставили задачу — сделать удобное средство для обмена информацией — и не отходят от этой цели. Мне кажется схожая ситуация с Telegram — Павел Дуров взял одну задачу и занимается ее решение до тех пор, пока она не будет выполнена идеально.

Facebook придерживается другой стратегии — они экспериментируют, и, как мне кажется, часто оглядываются на маркетинговые исследования.

Оба подхода интересны.

Ответить
0

Мы же говорим не в общих ситуациях ФБ и ВК, но в теме "копировать - клонировать". Тогда, как большинство высказавшихся в статье заявляют о том, что клонировать плохо, то ВК пример, что клонировав 1 в 1 тоже можно угадать.

Ответить
0

Главное это ценность которую обретают люди, которые используют копированный проект.

Если это копия которая не несет никакой новой ценности в своем географическом регионе, то есть на этом же рынке аналогичные сервисы, то это краткосрочный и посреднический бизнес

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }