{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Госдума приняла в первом чтении законопроект о срочном удалении незаконных сообщений из соцсетей Статьи редакции

Документ обязывает соцсети удалять недостоверные и нарушающие закон публикации.

Госдума в первом чтении приняла проект изменений в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Прямая трансляция заседания велась на сайте Госдумы.

Кто попадает под законопроект

Законопроект вводит понятие «владелец публичной сети» и относит к нему организаторов распространения информации в интернете, которые развивают сервисы с возможностью авторизации пользователей и обмена сообщениями и медиафайлами.

Что обяжут делать соцсети

Владельцев «публичных сетей», аудитория которых составляет более 100 тысяч пользователей в день, законопроект обязывает:

  • Открыть в России представительство.
  • Удалять по запросу пользователей публикации с пропагандой войны, а также разжигающие национальную, расовую или религиозную ненависть и вражду в течение 24 часов с момента получения заявления.
  • Не допускать распространение недостоверных общественно значимых сведений.
  • Вести специальный реестр обращений пользователей и предоставлять их по первому требованию Роскомнадзора.
  • Не допускать использование сервиса для совершения преступлений, в том числе для разглашения государственной тайны, распространение экстремистских призывов или оправдания терроризма, а также пропаганды порнографии и нецензурной брани.
  • Соблюдать законы о выборах и о референдуме — например, не допускать публикации опросов общественного мнения до завершения выборов.
  • Хранить удалённую по заявлению информацию в течение трёх месяцев.
  • Установить один из счётчиков аудитории, предлагаемых Роскомнадзором. У сервиса также должен быть указан контактный email для связи.
  • Ввести идентификацию пользователей по номеру телефона.

Нарушение этих требований влечёт за собой административную ответственность для владельца соцсети. В случае окончательного принятия закона он вступает в силу с 1 июля 2018 года.

Как выйти из-под требований

Роскомнадзор должен создать и вести специальный реестр социальных сервисов с аудиторией свыше 100 тысяч пользователей в день.

Чтобы выйти из этого реестра, компании придётся доказать, что в течение полугода её сервисом ежедневно пользовались меньше 100 тысяч пользователей из России.

Как составлялся законопроект

Первая версия проекта была опубликована ещё в июле 2017 года. На тот момент требований властей было меньше: депутаты предлагали признавать соцсетью сервисы с числом пользователей более 2 млн, а в числе требований не было пунктов об идентификации пользователей по номеру телефона, об установке счётчиков Роскомнадзора и ограничений, связанных с законами о выборах и референдуме.

Невыполнение законопроекта предусматривало штрафы для компаний в размере от 30 до 50 миллионов рублей.

Реакция ИТ-индустрии

11 апреля 2018 года гендиректор Mail.Ru Group (владеет «ВКонтакте» и «Одноклассниками») Борис Добродеев раскритиковал законопроект, назвав его нежизнеспособным и враждебным.

Законопроект нежизнеспособен и враждебен. Враждебен как интернет-компаниям, так и десяткам миллионов пользователей. Интернет-компании не могут подменять собой и суд, и регулятора, оценивая ежедневно десятки, если не сотни миллионов пользовательских публикаций и комментариев.

Борис Добродеев, гендиректор Mail.Ru Group

В 2017 году, когда была опубликована первая версия законопроекта, «ВКонтакте» назвала документ «атакой на интернет».

Мы не проверяем и не можем проверять достоверность публикуемой пользователями информации или осуществлять премодерацию контента. Собственно, этого и не делает ни одна коммуникационная платформа с пользовательским контентом.

Любой пользователь «ВКонтакте» может сообщить о неправомерном, оскорбительном или недостоверном по его мнению контенте с помощью кнопки «Пожаловаться». Мы рассматриваем все жалобы без исключений.

У «ВКонтакте» одна из самых больших служб модерации, которая реагирует максимально оперативно — материалы, которые нарушают правила сайта или действующее законодательство, удаляются, а нарушители — блокируются.

Кроме того, в соотвествии с законом мы обязаны реагировать на сигналы регулятора — Роскомнадзора. Данный комплекс мер является максимально эффективным, а дополнительные ограничительные законы совершенно избыточны и не исполнимы по своей сути.

Евгений Красников, пресс-секретарь «ВКонтакте» до 2018 года
0
81 комментарий
Написать комментарий...
Александр Бровин

"Любой пользователь «ВКонтакте» может сообщить о неправомерном, оскорбительном или недостоверном по его мнению контенте с помощью кнопки «Пожаловаться». Мы рассматриваем все жалобы без исключений."

Не черта Вы не рассматриваете, как то десятками подавал жалобы на xxx и мошенников, выпадающих по поиску новостей о нашем городе через ВК.
Все жалобы оказались бесполезны.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ходырев

Потому что дорогой, Александр, - это нереализуемо. Посчитайте. Допустим у вас социальная сеть, подпадающая под проект закона 100 000+ пользователей в день, которые пишут по 2-3 поста, что составляет 300 000 сообщений в день или х30 = 9 млн. в месяц. В среднем один оператор колл-центра обрабатывает за смену 100-120 обращений от клиентов (за месяц 3600). Допустим, из 300 000 сообщений на 10-15% пожаловались, что = 40 000 жалобам. (примерно). А теперь представьте, какой штат нужно содержать, чтобы обрабатывать все жалобы в ручном режиме. 40 000 жалоб в день * 30 дней = 120 000 в мес. / 3600 обращений в мес. на сотрудника = 34 сотрудника на полный рабочий день. А теперь посчитайте с расчетом на месячную аудиторию Вконтакте. Там идет расчет уже на тысячи сотрудников. Таких центров поддержки клиентов или нет, или их единицы. Можно отфильтровывать на техническом уровне какие-то сообщения, но, все равно, понять, что написано в нем и дать ему оценку (подпадает оно под условия или нет) может только человек. Поэтому я не представляю как технически это реализовать, может если на Биг Дате еще что-то отфильтровывать, но это тоже мрак. Как всегда, голосуют за то, в чем не разбираются, без советов с основными компаниями в отрасли. Просто с утра встали: "а не удалить ли нам что-то", "а не запретить ли нам что-то". Так они уже бесят.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Королев

Уверен что большинство, если не все сообщения будут удаляться скриптом автоматически, без рассмотрения. Просто кнопку "Удалить сообщение" переименуют в "Пожаловаться". Ну или запуск скрипта, который записывает жалобу в реестр, а потом скрывает сообщение от пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
78 комментариев
Раскрывать всегда