Госдума приняла в первом чтении законопроект о срочном удалении незаконных сообщений из соцсетей Статьи редакции
Документ обязывает соцсети удалять недостоверные и нарушающие закон публикации.
Госдума в первом чтении приняла проект изменений в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Прямая трансляция заседания велась на сайте Госдумы.
Кто попадает под законопроект
Законопроект вводит понятие «владелец публичной сети» и относит к нему организаторов распространения информации в интернете, которые развивают сервисы с возможностью авторизации пользователей и обмена сообщениями и медиафайлами.
Что обяжут делать соцсети
Владельцев «публичных сетей», аудитория которых составляет более 100 тысяч пользователей в день, законопроект обязывает:
- Открыть в России представительство.
- Удалять по запросу пользователей публикации с пропагандой войны, а также разжигающие национальную, расовую или религиозную ненависть и вражду в течение 24 часов с момента получения заявления.
- Не допускать распространение недостоверных общественно значимых сведений.
- Вести специальный реестр обращений пользователей и предоставлять их по первому требованию Роскомнадзора.
- Не допускать использование сервиса для совершения преступлений, в том числе для разглашения государственной тайны, распространение экстремистских призывов или оправдания терроризма, а также пропаганды порнографии и нецензурной брани.
- Соблюдать законы о выборах и о референдуме — например, не допускать публикации опросов общественного мнения до завершения выборов.
- Хранить удалённую по заявлению информацию в течение трёх месяцев.
- Установить один из счётчиков аудитории, предлагаемых Роскомнадзором. У сервиса также должен быть указан контактный email для связи.
- Ввести идентификацию пользователей по номеру телефона.
Нарушение этих требований влечёт за собой административную ответственность для владельца соцсети. В случае окончательного принятия закона он вступает в силу с 1 июля 2018 года.
Как выйти из-под требований
Роскомнадзор должен создать и вести специальный реестр социальных сервисов с аудиторией свыше 100 тысяч пользователей в день.
Чтобы выйти из этого реестра, компании придётся доказать, что в течение полугода её сервисом ежедневно пользовались меньше 100 тысяч пользователей из России.
Как составлялся законопроект
Первая версия проекта была опубликована ещё в июле 2017 года. На тот момент требований властей было меньше: депутаты предлагали признавать соцсетью сервисы с числом пользователей более 2 млн, а в числе требований не было пунктов об идентификации пользователей по номеру телефона, об установке счётчиков Роскомнадзора и ограничений, связанных с законами о выборах и референдуме.
Невыполнение законопроекта предусматривало штрафы для компаний в размере от 30 до 50 миллионов рублей.
Реакция ИТ-индустрии
11 апреля 2018 года гендиректор Mail.Ru Group (владеет «ВКонтакте» и «Одноклассниками») Борис Добродеев раскритиковал законопроект, назвав его нежизнеспособным и враждебным.
В 2017 году, когда была опубликована первая версия законопроекта, «ВКонтакте» назвала документ «атакой на интернет».
"Любой пользователь «ВКонтакте» может сообщить о неправомерном, оскорбительном или недостоверном по его мнению контенте с помощью кнопки «Пожаловаться». Мы рассматриваем все жалобы без исключений."
Не черта Вы не рассматриваете, как то десятками подавал жалобы на xxx и мошенников, выпадающих по поиску новостей о нашем городе через ВК.
Все жалобы оказались бесполезны.
Потому что дорогой, Александр, - это нереализуемо. Посчитайте. Допустим у вас социальная сеть, подпадающая под проект закона 100 000+ пользователей в день, которые пишут по 2-3 поста, что составляет 300 000 сообщений в день или х30 = 9 млн. в месяц. В среднем один оператор колл-центра обрабатывает за смену 100-120 обращений от клиентов (за месяц 3600). Допустим, из 300 000 сообщений на 10-15% пожаловались, что = 40 000 жалобам. (примерно). А теперь представьте, какой штат нужно содержать, чтобы обрабатывать все жалобы в ручном режиме. 40 000 жалоб в день * 30 дней = 120 000 в мес. / 3600 обращений в мес. на сотрудника = 34 сотрудника на полный рабочий день. А теперь посчитайте с расчетом на месячную аудиторию Вконтакте. Там идет расчет уже на тысячи сотрудников. Таких центров поддержки клиентов или нет, или их единицы. Можно отфильтровывать на техническом уровне какие-то сообщения, но, все равно, понять, что написано в нем и дать ему оценку (подпадает оно под условия или нет) может только человек. Поэтому я не представляю как технически это реализовать, может если на Биг Дате еще что-то отфильтровывать, но это тоже мрак. Как всегда, голосуют за то, в чем не разбираются, без советов с основными компаниями в отрасли. Просто с утра встали: "а не удалить ли нам что-то", "а не запретить ли нам что-то". Так они уже бесят.
Уверен что большинство, если не все сообщения будут удаляться скриптом автоматически, без рассмотрения. Просто кнопку "Удалить сообщение" переименуют в "Пожаловаться". Ну или запуск скрипта, который записывает жалобу в реестр, а потом скрывает сообщение от пользователей.