IT-брендинг: хороший продукт продаст себя сам?

Последние несколько лет индустрия IT стала очень активно «упаковывать» свои продукты. Какую роль в продвижении it-стартапа играет брендинг? Помогает хорошему продукту найти достойное инвестирование или является излишеством? На эту тему я поговорила с экспертами криптовалютного рынка. Еще больше статей на тему брендинга можно найти у нас в блоге.

Продукт vs бренд

Во время преподавания в акселераторе Сколково я обнаружила, что 90% команд сутками пилят продукт, но не могут сформулировать его суть в одном предложении. И практически всегда забывают посмотреть на него с позиции инвестора. Не редки случаи, когда стартаперы сами справляются с документацией и юридическими моментами, а что происходит на этапе упаковки?

Евгений Глариантов, основатель блокчейн-проекта FREED, отмечает: «Упаковка является очень важной составляющей при подготовке к ICO. Особенно если мы говорим не про токенизацию реально действующего бизнеса, а о стартапе, находящемся на каком-то этапе продакшена.

Главная ошибка начинающих предпринимателей – не уделять достаточно внимания своему бренду, не продукту, а именно бренду: необходимо ответить для себя на базовые вопросы, для кого/чего ваш продукт? Какие рациональные и эмоциональные бенефиты он несет? Как вы это доносите до потребителя?

Евгений Глариантов, основатель блокчейн-проекта FREED

Как ваш бренд выглядит, начиная с лендинга и пабликов, заканчивая фирменным стилем, whitepaper (основной документ, описывающий суть вашего продукта), презентацией инвесторам. IT-бренд сложно пощупать, он аморфен и неощутим. Необходимо правильно его оформлять и доносить до ЦА».

Николай Сюсько, маркетинг директор блокчейн-платформы Apla.io, экс-генеральный директор Kickico, дает совет знатока: «Недостаточно просто сделать брендинг, нужно его воплотить в жизнь:

1. Создать видео о проекте - рассказать, как устроен проект, как он работает. Брендинг будет работать на примере конкретного медиа.

2. Сделать публикацию в СМИ - наполнить брендинг жизнью и смыслом на внешних ресурсах, таким образом, брендинг станет частью информационного поля. Для инвесторов это будет независимым маркером: мы внутри рынка, мы выделяемся на этом рынке. Важный момент: брендинг должен эволюционировать, т.е. коммуникация в социальных медиа должна быть разнообразной, брендинг должен быть живой и доносить мысль: наш продукт развивается во времени, в том числе набор графической информации: от иконок до фирменных цветов - все должно меняться

Николай Сюсько, Head of digital transformation в Apla

Cооснователь и партнёр The Token Fund Владимир Смеркис относится к внешней атрибутике чуть более скептически: «Если говорить о критериях, которыми руководствуются биткоин-миллионеры при выборе IT-стартапа для инвестирования, то большое значение имеет сам продукт, команда, рынок и инвестиционная привлекательность. Упаковка имеет в данном случае не столь важное значение. Можно привести пример: PolkaDot, проект Кевина Руда довольно быстро собрал порядка 160 млн долларов, имея слабую упаковку. Здесь большое значение сыграли имена создателей и сам продукт, хотя упаковка могла быть гораздо лучше».

Мария Маврех, CMO в проекте play2live, комментирует: «По опыту переговоров с различными фондами, при выборе продукта инвесторы руководствуются выбором сферы, в которой им было бы комфортно работать. Есть популярные темы, например, киберспорт, когда всем понятно, что это развивающийся рынок и туда всем хотелось бы зайти. Но обычно критериями при выборе продукта служат экспертиза команды и готовность продукта, прототип. Я склонна к тому, чтобы считать проект грамотно упакованным: на сайте должна быть четко изложена суть продукта, цели, расписан roadmap, было понятно, какая команда и ее экспертиза. Создать упаковку, выйти на рынок, провести маркетинговую или PR-кампанию в случае с ICO-проектами - довольно затратная история. Чем лучше и прозрачнее продукт сформирован, тем понятнее он будет для инвесторов».

Опять встречают по одежке

Проекты множатся как грибы после радиоактивного дождя, конкуренция растет. Среди всего этого нужно выделяться. С этим не поспоришь. «Можно было бы просто дать 50%-ую скидку на токены и ждать спроса на этот продукт, то это не работает так, мир все равно живет по законам конкуренции, а конкуренция в ICO-проектах сейчас очень высока. Поэтому визуальная составляющая - «упаковка» или брендинг - является ключевой в ICO-проектах,» – считает Николай Сюсько.

Именно при выводе на ICO упаковка для продукта первична. Традиционная механика: по одежде встречают. Сначала инвесторы смотрят поверхностно: название, сайт, White Paper, коммуникации, а потом начинают вникать в суть проекта, в экономику токена, в целесообразность ICO, его перспективы и риски. Конечно, на этапе внешнего отбора многие проекты отваливаются: если ты не можешь нормальный сайт сделать, чтобы доступно рассказать о том, под что планируешь собирать деньги, как ты сам проект сделаешь?

Наталья Фефилова, Главный редактор dailymoneyexpert.ru

Действительно, как создать какой-то уникальный визуальный образ в условиях нехватки времени? Как сделать что-то более запоминающееся чем логотипы Ethereum и Bitcoin?

В качестве примеров айдентики для отечественных IT-проектов я покажу наш кейс для Xpans, в задачи которого входит развитие технологии распознания товаров и ценников на полке без участия человека. Название, разумеется, англоязычное. Выходить на ICO с кириллицей мало вероятно. Название проекта Xpans образовано от английского слова «expanse», что означает пространство - мы имеем в виду пространство полки и пространство самого магазина. Логотип представляет собой рамку фокусировки с курсорами, которая захватывает изображение.

В логотипе отображается процесс первичного сбора информации полевыми работниками, которые фотографируют товары и потом отправляют на обработку с помощью нейросети. Фирменный стиль построен на визуальном отображении процесса сбора и обработки данных нейросетью. Первый слой отражает процесс, когда нейросеть видит изображение, второй - нейросеть расставляет метки, третий - сканирование этикетки и отправка информации в базу данных. Все элементы интерактивны и взаимодействуют друг с другом.

Другой проект Faibonix был реализован для компании JVP, которая занимается консалтингом в финансовой сфере. Собственники бизнеса пришли к решению о создании продукта, который аккумулировал бы их знания и опыт в комплексном управлении бизнесом. Специфика этой системы заключается в том, что она охватывает все сферы работы компании: решение состоит из модулей, обеспечивающих работу того или иного бизнес-процесса.

Название системы Faibonix отсылает к таким понятиям, как «число Фибоначчи», «золотое сечение», буквы AI в составе слова Faibonix - сокращение от «artificial intelligence». Фирменный стиль отражает модульность системы. Фирменный знак — буква F напоминает флаг, олицетворяя лидерские амбиции. Каждому модулю присваивается своя буква F в своем варианте дизайна.

Проблему визуальной «бедности» и внешнего сходства ICO-проектов не только в России, но и зарубежом отмечает Николай Сюсько: «Я был недавно на конференции BlockShow Asia в Сингапуре и посетил зону ico-проектов. Большинство из них похожи друг на друга как близнецы, так или иначе они эксплуатируют одни и те же визуальные схемы. Мало ярких проектов на этом рынке, неожиданных с точки зрения визуальной коммуникации, мало проектов с футуристическим дизайном. Из-за нехватки времени, спешки, ico-проекты создаются по шаблону, не отражают идею, характер компании, поэтому они не запоминаются. Редко кто свой брендинг делает «физическим», создавая 3д-модель токена, буквально воплощая его в физическом мире. Это то, чего не хватает в токене как элементе инвестиционной стратегии, поэтому брендинг, визуализация драматически влияют на привлечение средств и успех проекта. Не только маркетинг, но дизайн - ключевая составляющая, с которой коммуницирует инвестор и внешняя аудитория - от сми до партнеров и выставок».

Брендинг– помощник бизнесу или жуликам?

Ну и ложка дегтя напоследок. Даже качественный брендинг и грамотное продвижение в медиа, не дают 100%-ых гарантий. В индустрию просочилась куча аферистов. Поэтому появление проектов «мыльных пузырей», которые выходят на ICO, чтобы собрать денег и исчезнуть, не так мало. Поймать и как-то оштрафовать предприимчивых жуликов практически невозможно - все операции с криптовалютой на сегодняшний день никак не регулируются. В этом году проект Razormind собрал 10 000 000 $ и «пропал с радаров» . Или компания Confido, которая собрала $375 тыс. и удалила аккаунты проекта из соцсетей и закрыла сайт. Как оказалось, глава Confido в размещенном на сайте резюме приписал себе работу в eBay, PepsiCo и Zalando, хотя никогда не был их сотрудником. И это далеко не единичный пример. Справедливости ради, стоит отметить, что среди причин, по которым стартап прекращает свое существование, не всегда является жажда наживы.

Наталья Фефилова делится своим мнением: «Есть и вторая ситуация. Назову ее «от глупости». В этом случае деньги собираются под действительно интересный проект. Но после сборов команда, не знает, а как именно это делать, какова будет юридическая или финансовая схема. Начинаетcя дележка денег или идеологи проекта вообще расходятся в представлении о путях развития проекта. Пример — Tezos. Красивая история ICO, с рекордными сборами, закончившаяся тем, что разборки между организаторами привели к срыву сроков, и инвесторы были вынуждены вступить в судебные разбирательства» .

В заключении хотелось бы добавить, что гениальная идея – это только 50% успеха. Правильно реализованная, а также оформленная и донесенная идея – попадание в яблочко.

Больше статей и кейсов можно посмотреть на сайте: Репина брендинг

0
1 комментарий
Максим Стрелец

90% ICO проектов пытаются повторить стиль эфира и ничего больше. Набежало кучу новичков, думают, сейчас сделаем за 3 копейки и соберем миллиард. Кейсы, кстати, у вас хорошие!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда